Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> МВД РФ от 19.06.2002 N 1/3582

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 июня 2002 г. N 1/3582

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

С 1 июля 2002 года вводится в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Для организации деятельности заинтересованных служб и подразделений органов внутренних дел по организационно - методическому обеспечению работы в условиях действия КоАП РФ разработаны Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (далее - Методические рекомендации).

В целях обеспечения законности и упорядочения осуществления производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения предлагаю:

1. Обеспечить доведение до сведения личного состава органов внутренних дел прилагаемых Методических рекомендаций.

2. Принять зачеты по знанию сотрудниками ГИБДД и участковыми уполномоченными милиции положений Методических рекомендаций.

3. Срочно организовать изготовление и снабжение подчиненных подразделений органов внутренних дел бланками документов, предусмотренными Методическими рекомендациями.

4. Принять меры по введению автоматизированного учета административных правонарушений в области дорожного движения.

Заместитель министра

генерал - полковник милиции

А.А.ЧЕКАЛИН

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения <*> ставят своей задачей формирование единого в Российской Федерации подхода к организации деятельности должностных лиц органов внутренних дел при выявлении нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации <**> и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения <***>, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

--------------------------------

<*> Далее - "Методические рекомендации".

<**> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22.11.93, N 47, ст. 4531, с последующими изменениями и дополнениями.

<***> Далее - "Правила".

2. Производство по делу об административном правонарушении, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении Правил, осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*>.

--------------------------------

<*> П. 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. I), ст. 1.

3. Должностным лицам органов внутренних дел следует оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

4. Соблюдение требований законодательства при применении административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с нарушением Правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором <*>, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

--------------------------------

<*> Ст. 24.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

II. Составление протокола

об административном правонарушении

5. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении <*> (приложения N N 1 и 2), за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

--------------------------------

<*> Далее - "административный протокол".

Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <*>, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела <**>. При составлении административного протокола следует избегать формулировок общего характера (например, "нарушил правила дорожного движения", "превысил скорость" и другие).

--------------------------------

<*> Далее - "КоАП РФ".

<**> Ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Фамилию, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в административном протоколе, целесообразно вписывать печатными буквами согласно разметке (по одной букве в каждую графоклетку).

Административный протокол и другие документы следует заполнять шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений.

В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки.

6. При составлении административного протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.

Административный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ.

Копия административного протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции, оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить рапорт, который прилагается к административному протоколу.

7. В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ с момента составления административного протокола в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

III. Особенности составления административных

протоколов при совершении отдельных нарушений Правил

8. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт технического осмотра транспортного средства <*>, который приобщается к административному протоколу.

--------------------------------

<*> Приказ МВД России от 15 марта 1999 г. N 190, зарегистрирован в Минюсте России 22 апреля 1999 г., регистрационный N 1763 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 18-19).

9. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в случаях, когда фактам невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнению водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения Правил, о совершении каждого нарушения в отдельности составляется административный протокол.

10. При оформлении материалов по факту нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации <*>, в административном протоколе следует отражать наличие либо отсутствие разрешений на перевозку таких грузов. В случае наличия такого разрешения следует указать, в чем выразилось существо правонарушения (несоответствие тягача и (или) прицепа транспортным средствам, указанным в разрешении; отклонение от указанного в разрешении маршрута следования; осуществление перевозки с нарушением сроков, указанных в разрешении).

--------------------------------

<*> Инструкция Минтранса России, МВД России, ФДС России от 27 мая 1996 г., зарегистрирована в Минюсте России 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146.

В случае выявления нарушения Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*> в административном протоколе следует указывать также наличие или отсутствие: согласованного маршрута перевозки; свидетельства о допуске транспортного средства; свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов и аварийной карточки системы информации об опасности, а также сведения о нарушениях требований и положений, содержащихся в указанных документах.

--------------------------------

<*> Приказ Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73, зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997.

11. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с невыполнением в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, следует указывать сведения, подтверждающие факт, что лица, привлекаемые к административной ответственности, по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны выполнять предписания <*>. В административном протоколе отражается существо невыполненного предписания, срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.

--------------------------------

<*> Ст. 2.4 и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

12. При составлении административного протокола по факту невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства следует отражать обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий водителя транспортного средства (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов и жестов, попытки скрыться от преследования).

При этом к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников милиции, требования которых об остановке не выполнил водитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования водителя транспортного средства, не выполнившего законное требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.

IV. Административное расследование

13. При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, составляются протокол осмотра места дорожно - транспортного происшествия (приложение N 3), схема места дорожно - транспортного происшествия (приложение N 4), протокол осмотра транспортного средства (приложение N 5), справка по дорожно - транспортному происшествию (приложение N 6).

14. В схеме места дорожно - транспортного происшествия следует отражать:

место дорожно - транспортного происшествия <*> (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

--------------------------------

<*> Далее - "ДТП".

ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

направление движения участников ДТП до момента его наступления.

15. В объяснениях водителей - участников ДТП обстоятельства происшедшего целесообразно описывать согласно примерному перечню обстоятельств, подлежащих отражению в объяснениях водителей - участников дорожно - транспортного происшествия (приложение N 7).

16. По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется административный протокол либо принимается решение о проведении административного расследования.

17. В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ о проведении административного расследования выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении (приложение N 8), которое утверждается должностным лицом, указанным в п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.

18. Сведения о причиненных телесных повреждениях получаются в медицинском учреждении по запросу (приложение N 9), куда доставлялся (обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.

Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>, осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении судебно - медицинской экспертизы (приложение N 10).

--------------------------------

<*> Далее - "Государственная инспекция".

19. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ по окончании административного расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 КоАП РФ, составляется административный протокол.

20. При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий или средней тяжести вред, сотрудник Государственной инспекции, производивший административное расследование, докладывает материалы начальнику (командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

21. При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение Правил оставил место ДТП, в дополнение к материалам, предусмотренным п. 13 настоящей Инструкции, составляется рапорт и предпринимаются меры по розыску скрывшегося водителя.

При установлении личности водителя на него в соответствии со ст. 12.27 КоАП РФ составляется административный протокол по факту оставления в нарушение Правил места ДТП, в котором указываются сведения, подтверждающие противоправный характер его действий. К административному протоколу прилагаются рапорта сотрудников милиции с изложением действий по выявлению водителя, скрывшегося с места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные данные.

По факту совершения нарушений Правил, повлекших причинение пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего, проводится административное расследование.

22. При оформлении материалов по факту ДТП, повлекшего причинение материального ущерба, составляется схема места дорожно - транспортного происшествия (приложение N 4), к которой приобщаются сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно - транспортном происшествии (приложение N 11), объяснения участников и свидетелей дорожно - транспортного происшествия. При этом должностным лицом, оформляющим его, составляется рапорт, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.

23. Должностным лицом Государственной инспекции, оформляющим материалы по факту нарушения Правил, повлекшего ДТП, либо инспектором (старшим инспектором) по административной практике, инспектором (старшим инспектором) по дознанию водителям, участвовавшим в ДТП, выдаются справки об участии в дорожно - транспортном происшествии (приложение N 12).

Сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно - транспортном происшествии (приложение N 11), выдаются заинтересованным организациям по их письменным запросам.

V. Меры обеспечения производства

по делам о нарушении Правил

24. В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в случае совершения нарушения Правил, за которое может быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя до вынесения постановления по делу об административном правонарушении изымается водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством (приложение N 13) до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. При этом не допускается изъятие водительского удостоверения без одновременной выдачи водителю временного разрешения на право управления транспортным средством <*>.

--------------------------------

<*> Далее - "временное разрешение".

При совершении нарушения Правил в случае, когда у водителя уже ранее изъято водительское удостоверение, временное разрешение не изымается, при этом по факту изъятия ранее водительского удостоверения делается запись в административном протоколе.

25. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ.

Согласно ст. 27.12 КоАП РФ об отстранении от управления транспортным средством составляется протокол об отстранении от управления транспортным средством (приложение N 14), о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (приложение N 15), копии которых вручаются лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ.

По результатам освидетельствования, проведенного сотрудниками милиции, составляется акт освидетельствования участника дорожного движения на состояние опьянения, проведенного сотрудниками милиции с применением технических средств (приложение N 16) <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 7 ст. 27.12 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, статьей 12.26 КоАП, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о задержании транспортного средства (приложение N 17). Копия протокола о задержании транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 4 ст. 27.13 КоАП РФ.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ.

26. В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьей 12.1 (за исключением управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), частью 2 статьи 12.5 КоАП, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

О запрещении эксплуатации транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о запрещении эксплуатации транспортного средства (приложение N 18). Копия протокола о запрещении эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 4 ст. 27.13 КоАП РФ.

Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ.

27. В случаях невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в административном протоколе указываются имеющиеся признаки опьянения и его действия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования. Административный протокол составляется в присутствии двух понятых.

28. В соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ в целях составления

протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется доставление нарушителя в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение.

29. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; привод.

VI. Рассмотрение дел о нарушении Правил

30. В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ дела о нарушении Правил в пределах своей компетенции рассматриваются должностными лицами Государственной инспекции и участковыми уполномоченными милиции <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 23.3 КоАП РФ.

31. При совершении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, за которое назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. При наложении административного штрафа физическому лицу, совершившему административное правонарушение, выдается постановление - квитанция установленного образца.

Постановление - квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Административный штраф уплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение тридцати дней в банк или иную кредитную организацию.

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ.

32. Дело о нарушении Правил рассматривается по месту его совершения <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ.

При удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе содержащегося в административном протоколе, о рассмотрении дела по месту жительства дело направляется для рассмотрения по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ.

При невозможности провести проверку о повторности совершения однородного административного правонарушения дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, направляется для рассмотрения по месту учета транспортного средства <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 4 ст. 29.5 КоАП РФ.

33. Дело о нарушении Правил рассматривается в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего. В отсутствие этих лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном их извещении о месте и времени рассмотрения дела, а также если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 25.1, 25.2, 25.4 и 29.7 КоАП РФ.

Если при составлении административного протокола лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший не были поставлены в известность о времени и месте рассмотрения дела, они приглашаются в подразделение Государственной инспекции извещением с уведомлением (приложение N 19).

34. При совершении лицом одновременно двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При одновременном рассмотрении таких правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 4.4 КоАП РФ.

35. В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ дела о нарушениях Правил рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

36. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление по делу об административном правонарушении (приложения N 20 и 21) о назначении административного наказания <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

37. При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении или в случае объявления устного замечания должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение (приложения N 20 и 21) <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 28.9 КоАП РФ.

38. В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела о нарушениях Правил, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 12.4, ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. 12.24, 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, на основании определения о передаче дела об административном правонарушении (приложение N 22) могут быть переданы должностным лицом, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, на рассмотрение судье.

39. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения двухмесячный срок начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ.

40. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 1 и 2 ст. 29.11 КоАП РФ.

41. После вынесения постановления по делу об административном правонарушении, повлекшем причинение пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего инспектором (старшим инспектором) по административной практике, инспектором (старшим инспектором) по дознанию участникам ДТП при их обращении выдаются справки (приложение N 23).

Заинтересованным организациям аналогичные справки выдаются по их письменным запросам.

VII. Рассмотрение жалобы или протеста

на постановление по делу о нарушении Правил

42. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лица, защитником или представителем лица, а также опротестовано прокурором <*>.

--------------------------------

<*> Ст. ст. 30.1 и 30.10 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом Государственной инспекции, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 30.1 КоАП РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 30.3 КоАП РФ.

Поступившая в подразделение Государственной инспекции жалоба на постановление, вынесенное начальником (командиром) или заместителем начальника (заместителем командира) данного подразделения, в течение трех суток направляется вместе со всеми материалами дела в суд либо вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции, которые правомочны ее рассматривать и которым она адресована <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ.

43. По жалобе или протесту целесообразно назначение проверки, результаты которой излагаются в мотивированном заключении по результатам проверки жалобы, рассмотрения протеста (приложение N 24). Рассмотрение жалобы, протеста осуществляется соответствующим должностным лицом в порядке ст. 30.6 КоАП РФ. По результатам рассмотрения вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, согласно ст. 30.7 КоАП РФ, выносится решение по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (приложение N 25). Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.8 КоАП РФ решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении направляется в нижестоящее подразделение Государственной инспекции для исполнения.

44. Решение вышестоящего должностного лица Государственной инспекции по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в течение десяти дней со дня вынесения указанного решения может быть опротестовано прокурором либо обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 30.9 и 30.10 КоАП РФ.

VIII. Исполнение постановлений

по делам о нарушениях Правил

45. Постановление о вынесении предупреждения приводится в исполнение должностным лицом, вынесшим постановление, путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела. В случае вынесения предупреждения в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, копия постановления высылается в течение трех дней указанному лицу, о чем делается соответствующая запись в деле.

Если о совершенном правонарушении административный протокол не составлялся, нарушителю вручается предупреждение (приложение N 26) <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 32.1 КоАП РФ.

46. Исполнение постановления о наложении штрафа осуществляется в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ. Порядок уплаты штрафа разъясняется нарушителю при вручении постановления.

47. При неуплате административного штрафа в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление:

в отношении физического лица - в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;

в отношении юридического лица - в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.

В случае возвращения копии постановления с отметкой о невозможности произвести административное взыскание, а также если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает (в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу), постановление о наложении административного штрафа направляется органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу - исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 32.2 КоАП РФ.

48. Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения. При этом временное разрешение изымается и приобщается к административному протоколу <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 32.6 КоАП РФ.

49. В целях изъятия водительского удостоверения или временного разрешения у водителя, лишенного права управления транспортными средствами и уклоняющегося от их сдачи, должностное лицо подразделения Государственной инспекции, в которое поступило постановление судьи о лишении права управления, принимает необходимые меры к изъятию указанных документов (информирует сотрудников дорожно - патрульной службы Государственной инспекции, участковых уполномоченных милиции, сотрудников патрульно - постовой службы и других подразделений милиции, администрацию по месту работы нарушителя).

По истечении срока лишения права управления транспортными средствами водителю возвращается водительское удостоверение <*>.

--------------------------------

<*> Ч. 4 ст. 32.6 КоАП РФ.

IX. Особенности организации

производства по делам о нарушении Правил членами

Совета Федерации, депутатами Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации,

депутатами законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, зарегистрированными

кандидатами в депутаты органов местного

самоуправления, судьями и работниками прокуратуры

50. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации распространяется на используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж <*>.

--------------------------------

<*> Статья 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3466), статья 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1999, N 42, ст. 5005).

Указанные ограничения не распространяются на действия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не связанные с осуществлением им своих полномочий.

В случае возбуждения дела, предусматривающего административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении производства по делу об административном правонарушении такое дело не может быть передано в суд без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

51. Зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления на территории муниципального образования не может быть подвергнут мерам административного наказания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 24 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 22.06.1998) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" ("Собрание законодательства РФ", 02.12.96, N 49, ст. 5497).

52. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 16 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации) ("Ведомости СНД и ВС Российской Федерации", 1992, N 30, ст. 1792 с последующими изменениями и дополнениями); ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447); Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6270).

53. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя органов прокуратуры, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, а также задержания при совершении преступления <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 42 Федерального закона от 17.11.1995 N 168-ФКЗ "О прокуратуре Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 47, ст. 4472 с последующими изменениями и дополнениями).

54. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия Государственной Думы, а равно задержан, арестован либо подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 12 Федерального закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011).

X. Особенности организации производства

по делам о нарушениях Правил иностранными гражданами

и лицами без гражданства

55. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации за нарушения Правил подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 2.6 КоАП РФ.

Исключение составляют иностранные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации <*>. Вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

--------------------------------

<*> Далее - "иммунитет".

56. При нарушении Правил лицом, пользующимся иммунитетом, составляется административный протокол, а документы возвращаются владельцу.

В случае управления транспортным средством лицом, пользующимся иммунитетом и находящимся в состоянии опьянения, оно отстраняется от управления транспортным средством и подлежит медицинскому освидетельствованию на общих основаниях, а транспортное средство задерживается до устранения причины задержания <*>.

--------------------------------

<*> Ст. ст. 27.12 и 27.13 КоАП РФ.

57. Административный протокол и другие материалы о нарушении Правил иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом, в 5-дневный срок передаются (пересылаются) в Управления (отделы) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД для последующего направления их препроводительным письмом (приложение N 27) в Департамент государственного протокола МИД России.

58. По истечении срока лишения права управления транспортными средствами невостребованное водительское удостоверение высылается в МИД России для возвращения владельцу.

59. При составлении материалов по факту нарушения правил, повлекшего ДТП с участием водителя транспортного средства иностранного владельца, в строке "государственный регистрационный знак" указываются буквенные и цифровые символы национального регистрационного знака транспортного средства, дополнительно вносятся сведения: наименование и адрес страховой компании, номер, срок действия, дата и место выдачи страхового документа.

XI. Ведение делопроизводства по делам

об административных нарушениях Правил

60. Бланки временных разрешений, предупреждений, административных протоколов, протоколов об отстранении от управления транспортным средством, протоколов направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, актов освидетельствования участника дорожного движения на состояние опьянения, проведенного сотрудниками милиции с применением технических средств, протоколов задержания транспортного средства, протоколов о запрещении эксплуатации, постановлений по делу об административном правонарушении, постановлений - квитанций являются документами строгой отчетности, изготавливаются по заказам органов управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации.

Они должны иметь серию, порядковый номер и код региона.

61. Получение, учет, хранение и выдача бланков, указанных в пункте 60 настоящих Методических рекомендаций, осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению с документами строгой отчетности. Количественный учет их поступления и выдачи ведется в реестре учета поступления и расходования специальной продукции (приложение N 28).

62. Заполнение временных разрешений производится ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) или на печатающих устройствах.

В выдаваемых временных разрешениях в графах категорий транспортных средств, на управление которыми нет разрешений в водительском удостоверении, зачеркиваются соответствующие буквы.

63. Бланки, указанные в пункте 60 настоящих Методических рекомендаций, испорченные при заполнении, уничтожаются при очередных проверках, о чем составляются соответствующие акты. В таком же порядке аннулируются временные разрешения, обнаруженные после их утраты, если взамен их выданы новые.

64. Составленные протоколы и другие материалы о нарушениях Правил, а также изъятые водительские удостоверения и иные документы в течение суток регистрируются в журнале учета материалов о нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения (приложение N 29).

В случае выявления недостатков в составленных материалах они возвращаются для доработки в орган (должностному лицу), представивший указанные материалы.

65. Журнал, предусмотренный в пункте 64 настоящих Методических рекомендаций, ведется дежурными частями подразделений Государственной инспекции. В подразделениях Государственной инспекции, в которых нет дежурных частей, указанный журнал ведется инспектором по административной практике или сотрудником, исполняющим его обязанности.

66. Административные протоколы и прилагаемые к ним документы, поступающие из других подразделений Государственной инспекции и органов внутренних дел, регистрируются в отдельном журнале учета материалов о нарушении Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, который ведется инспектором по административной практике или лицом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции.

67. В подразделениях Государственной инспекции административные протоколы и прилагаемые к ним документы передаются от сотрудника к сотруднику под расписку с отметкой в графе 6 журнала учета материалов о нарушении Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

68. В другие подразделения Государственной инспекции протоколы и прилагаемые к ним документы в пятидневный срок пересылаются заказной корреспонденцией или передаются по разносной книге, о чем делается отметка в графе 7 журнала учета материалов о нарушении Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренного приложением N 29 к Методическим рекомендациям.

69. Журнал и реестр, предусмотренные пунктами 61 и 64 настоящих Методических рекомендаций, нумеруются, шнуруются, скрепляются печатью и регистрируются в секретариате (канцелярии) органа внутренних дел.

Записи в журнале и реестре производятся чернилами (пастой) без помарок и исправлений.

70. Материалы о нарушении Правил, по которым закончено производство, подшиваются в дела в соответствии с порядковым номером по журналу и хранятся в подразделениях Государственной инспекции по месту принятия решения о наложении взыскания. При этом в отношении лиц, лишенных права управления транспортными средствами, материалы вместе с водительскими удостоверениями и временными разрешениями подшиваются в отдельные дела. Подшитые в делах листы нумеруются. На последнем листе производится заверительная подпись о количестве пронумерованных листов.

Реестр и журнал, предусмотренные пунктами 61 и 64 настоящих Методических рекомендаций, протоколы о нарушениях Правил хранятся в течение трех лет. Невостребованные водительские удостоверения лиц, лишенных права управления транспортными средствами, хранятся два года после исполнения постановления о наложении административного взыскания.

71. В случае письменного обращения лица, у которого срок лишения права управления транспортными средствами истек, водительское удостоверение для возвращения пересылается в подразделение Государственной инспекции по месту его жительства.

72. Дела о нарушениях Правил, невостребованные водительские удостоверения, срок хранения которых истек, уничтожаются во время проведения проверок административной практики подразделения Государственной инспекции. Уничтожение оформляется соответствующим актом.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

--------------------------------

<*> Знак (*) означает, что если в следственном действии участвует переводчик, то в протокол включаются дополнительные графы, предусмотренные приложением 29 к УПК РФ.

Приложение N 4

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Примечание. Бланки схемы изготавливаются на миллиметровой бумаге. Схема составляется в масштабе 1:200 (в 1 см 2 м).

Приложение N 5

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 6

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Примечание. Сведения, указанные в п. п. 1 - 12, относятся к моменту происшествия.

Приложение N 7

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТРАЖЕНИЮ В ОБЪЯСНЕНИЯХ

ВОДИТЕЛЕЙ - УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНО -

ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

1. Фамилия, имя, отчество водителя.

2. Дата и время совершения дорожно - транспортного происшествия (ДТП).

3. Марка, модель и государственный регистрационный знак управляемого водителем транспортного средства.

4. Место совершения ДТП (___ км __________ шоссе (автодороги); улица __________________ напротив дома N ______; перекресток улицы _______________________ и проспекта _____________________ и т.д.).

5. Исправность транспортного средства (в случае наличия неисправности - указать, в чем она выражена, когда обнаружена и какие меры приняты для ее устранения).

6. Направление движения (от населенного пункта _____________ в направлении города ___________; от улицы ___________ в направлении проспекта ________________).

7. Скорость движения в км/час.

8. Расположение транспортного средства на проезжей части (при наличии разметки - в какой полосе; при ее отсутствии или невозможности видеть - в метрах от правого (левого) края проезжей части (мнимой осевой линии).

9. Время суток (темное, светлое), видимость в метрах (при условии темного времени суток либо ограниченной видимости указать, какие световые приборы были включены на транспортном средстве).

10. Метеорологические условия на момент происшествия и состояние дорожного покрытия.

11. В зоне действия каких дорожных знаков проезжал водитель и произошло ДТП.

12. Если движение регулировалось, то какие были для водителя сигналы светофора (регулировщика), была ли их смена; указать в связи с этим соответствующие расстояния (в метрах) от транспортного средства до пересекаемой проезжей части (стоп - линии, железнодорожного шлагбаума, светофора и т.д.).

13. Расположение пассажиров и груза в транспортном средстве.

14. Наличие попутного и встречного транспорта, других участников дорожного движения.

15. Когда, на каком расстоянии водитель обнаружил препятствие (пешеход, транспортное средство, столб и т.п.).

16. Какие действия предпринял водитель для предотвращения происшествия (подача звукового и светового сигналов, торможение, изменение направления движения и т.п.).

17. Какие действия производились на месте ДТП после его совершения (убиралось ли транспортное средство с места ДТП и т.п.).

18. Нуждается ли водитель в медицинской помощи.

19. Настаивает ли на освидетельствовании на состояние опьянения других участников происшествия.

20. Были ли очевидцы происшествия, если да, то указать их данные.

21. Водителю транспортного средства при совершении наезда на пешехода дополнительно необходимо отражать в своих первоначальных объяснениях следующие обстоятельства в отношении его действий: какое до пешехода было расстояние в момент обнаружения опасности со стороны его действий; пересекал ли он проезжую часть на пешеходном переходе, если да, то каком (регулируемом, нерегулируемом); направление его движения (например: слева направо (справа налево) под прямым углом к проезжей части; справа налево (слева направо) под углом во встречном (попутном) направлении и т.д.); характер (шаг, бег) и темп передвижения (медленный, нормальный, быстрый); имелись ли какие-либо препятствия (автомобиль, павильон остановки общественного транспорта, зеленые насаждения и т.д.), ограничивающие водителю видимость пешехода, расстояние и интервал до них в момент возникновения опасности; действия водителя по предотвращению наезда.

22. При наличии других обстоятельств, не включенных в этот перечень, но влияющих на качество и полноту проверки по ДТП, в обязательном порядке давать им отражение в объяснениях участников ДТП.

Приложение N 8

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 9

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 10

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 11

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 12

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 13

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 14

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 15

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 16

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 17

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 18

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 19

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 20

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 21

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 22

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 23

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 24

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 25

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 26

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 27

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

Приложение N 28

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

-------------------------------------------

2 раздел. РАСХОД БЛАНКОВ

(для каждого наименования бланков

выделяются отдельные листы)

Приложение N 29

к Методическим рекомендациям

по организации деятельности

органов внутренних дел

при производстве по делам

об административных

правонарушениях в области

дорожного движения

ЖУРНАЛ

УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫХ НОРМ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

__________________________________________________________________

наименование подразделения ГИБДД (горрайоргана)

Начат "__" __________ 200_ г.

Окончен "__" ________ 200_ г.

Другие документы по теме
"Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России"
(ред. от 11.04.2012) <Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ и иных индексах на I квартал 2012 года>
<О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения>
<По вопросу обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте согласно требованиям Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н> (вместе с <Письмом> Минтруда России от 29.04.2016 N 15-2/ООГ-1695)
Ошибка на сайте