<Письмо> МНС РФ от 05.04.2001 N ВП-6-18/274@
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274@
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в целях упорядочения работы налоговых органов Российской Федерации по рассмотрению жалоб налогоплательщиков в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации и выработке единого подхода разъясняет следующее.
1. Налоговый орган оставляет жалобу налогоплательщика без рассмотрения в случае:
- подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);
- пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;
- представления возражений по акту проверки (п. 5 статьи 100 НК РФ);
- при наличии информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом).
Повторное принятие решения налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
2. Решение вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика на акт налогового органа в обязательном порядке должно содержать вводную, мотивировочную и резолютивную части. Резолютивная часть решения выносится по форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Рассмотрение и подготовка решений по жалобам налогоплательщиков на решения налоговых органов по актам проверок в порядке статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации возлагается на юридические (правовые) подразделения вышестоящих налоговых органов. В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения вправе запрашивать заключения соответствующих методологических подразделений. Решение по жалобе налогоплательщика принимается с учетом судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассматриваемым вопросам.
4. В случае принятия решения по жалобе налогоплательщика в соответствии с пп. 2 п. 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее.
Дополнительная проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика (глава 20 Кодекса), т.е. разрешения налогового спора, в отличие от налоговой проверки, проводимой в рамках налогового контроля (глава 14 Кодекса). Вместе с тем дополнительная проверка проводится с учетом следующих особенностей.
В решении о назначении дополнительной проверки, в целях разрешения налогового спора, в соответствии с пп. 2 п. 2 статьи 140 Кодекса указывается:
- круг вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению при проведении указанной проверки;
- налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки.
5. Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений о приостановлении течения давностных сроков (ст. ст. 46, 115 и др.), решение о приостановлении исполнения обжалуемого налогоплательщиком решения в порядке статьи 141 Кодекса должно приниматься в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
6. Вышестоящим налоговым органам в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия федеральным законам и иным нормативно - правовым актам.
Данное право вышестоящими налоговыми органами может быть реализовано при отсутствии жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов) в рамках мероприятий по контролю за деятельностью нижестоящих налоговых органов.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ