<Письмо> МНС РФ N ИС-6-04/417, Госкомзема РФ N СС-1109 от 21.05.1999
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
N ИС-6-04/417
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
N СС-1109
ПИСЬМО
от 21 мая 1999 года
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ СРЕДСТВ,
ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ, В 1999 ГОДУ
В связи с многочисленными вопросами, поступающими от территориальных налоговых органов и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, о порядке перечисления в соответствующие бюджеты средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, а также индексации ставок земельного налога в 1999 году, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Государственный земельный комитет Российской Федерации сообщают следующее.
1. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в 1999 году перечисляют указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере:
в федеральный бюджет - 30 процентов;
в бюджеты субъектов Российской Федерации - 20 процентов;
в бюджеты городов и поселков - 50 процентов.
Министерством финансов Российской Федерации письмом от 31.03.99 N 3-97-20/9 доведен до территориальных органов федерального казначейства перечень налогов и сборов, контролируемых МНС России и подлежащих зачислению на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства", и нормативы их распределения по уровням бюджетной системы, в который включены земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков, а также арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков.
Таким образом, начиная с 1 апреля 1999 года средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения (сельхозугодья), подлежат зачислению платежным поручением плательщика в полном объеме на счет 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" для последующего их распределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
2. Согласно ст. 15 указанного Закона ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Законом не предусмотрено применение повышающего коэффициента 2 в 1999 году к ставкам земельного налога за земли акционированных сельскохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе), за земли сельскохозяйственных угодий подсобных хозяйств промышленных предприятий.
Также Законом не предусмотрено применение коэффициента 2 в 1999 году к ставкам земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю") целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 6 копеек за 1 квадратный метр в 1999 году, т.е. ставки земельного налога в 1999 году за эти земли и по таким категориям налогоплательщиков увеличиваются по отношению к ставкам налога, сложившимся в 1998 году, в 2 раза.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 12 копеек за 1 квадратный метр в 1999 году.
Что касается личного подсобного хозяйства в границах городской (поселковой) черты, то налог за эти земли взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 6 копеек за 1 квадратный метр в 1999 году.
Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты также устанавливается в размере 6 копеек за 1 квадратный метр в 1999 году.
К ставкам земельного налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, за земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, земли лесного фонда, а также за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в 1999 году применяется повышающий коэффициент 2.
3. В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 29.12.98 N 192-ФЗ) за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимых по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города.
Решения органов местного самоуправления в недельный срок направляются в налоговые инспекции по району, городу.
Основными признаками отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей могут быть:
- осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами на землю, или целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель;
- неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства, в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством.
Факты аренды или субаренды участка (или его части) не являются основанием для отнесения земель собственника к используемым не по целевому назначению.
В период времени неиспользования участка не включается срок, необходимый для его освоения, мелиоративного строительства, а также время, в течение которого участок не мог быть использован (в том числе стихийного бедствия, длительной болезни пользователя и других обстоятельств, исключающих использование участка).
В зависимости от природно - экономических условий региона могут быть установлены иные признаки отнесения земель к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению.
Следует отметить, что увеличение ставок земельного налога в 1999 году в два раза за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, проводится с учетом их индексации в 1995 - 1999 гг. в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562, от 03.04.96 N 378, Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", а также Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".
4. В связи с увеличением в 1999 году ставок земельного налога в 2 раза Минфином России запланировано увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в консолидированный бюджет также в 2 раза. Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено направить в 1999 году в федеральный бюджет средства земельного налога и арендной платы в объеме 5,4 млрд. рублей.
Законом не предусмотрено соответствующее увеличение размеров ежегодной арендной платы, которая составляет в общем объеме поступлений платы за землю почти 40 процентов. Таким образом, необходимо принять меры к пересмотру договоров аренды, в части увеличения арендной платы в 1999 году в 2 раза.
Обязываем обеспечить безусловное выполнение установленных заданий по поступлению платы за землю в федеральный бюджет в размерах, определенных в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год", и принять незамедлительные меры к полному погашению образовавшейся задолженности по плате за землю.
Заместитель Министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
И.А.СЕЛИВАНОВ
Заместитель Председателя
Государственного земельного
комитета Российской Федерации
С.И.САЙ