<Письмо> Роспотребнадзора от 01.09.2008 N 01/9555-8-32
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 1 сентября 2008 г. N 01/9555-8-32
В соответствии с письмом МЧС России от 5 июня 2008 г. N 43-1875-14 для определения объемов финансирования мероприятий по реализации Федеральной целевой программы "Развитие гражданской обороны в Российской Федерации" (далее - ФЦП) прошу предложения по участию в данной ФЦП в срок до 15 сентября 2008 г. направить в установленном порядке в Отдел мобилизационной подготовки и мобилизации службы по форме согласно Приложению N 3 к Методическим рекомендациям по программно-целевому планированию мероприятий в области гражданской обороны, разработанным МЧС России.
Заместитель Руководителя
Б.П.КУЗЬКИН
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций для разработки программных мероприятий ФЦП "Развитие гражданской обороны в Российской Федерации на период с 2009 - 2013 годы" (далее - ФЦП ГО).
1.2. При подготовке сведений о планируемых программных мероприятиях ФЦП ГО федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями необходимо руководствоваться действующими нормативными правовыми документами и настоящими Методическими рекомендациями.
1.3. Основной целью реализации ФЦП ГО является обеспечение 70 - 75% уровня защищенности населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при отражении агрессии вероятного противника и ведении крупномасштабного регионального вооруженного конфликта с применением современных средств поражения, а также обеспечение защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) федерального масштаба.
1.4. Реализация программных мероприятий ФЦП ГО должна обеспечить поступательные темпы развития гражданской обороны (далее - ГО) в Российской Федерации и способствовать достижению следующих основных показателей:
модернизация систем управления и связи на 99%, завершение реконструкции действующих региональных и создание в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения населения;
оповещение 90% населения Российской Федерации за время не более 7 - 10 мин.;
проведение эвакуации населения крупных городов, отнесенных к группам по ГО <1>, из зон вооруженных конфликтов в сроки, не превышающие 24-х часов;
укрытие до 80% наибольшей работающей смены предприятий, продолжающих работу в военное время, при отражении возможного крупномасштабного регионального вооруженного конфликта за счет модернизации существующих и ввода в строй недостроенного фонда защитных сооружений;
утилизация до 100% запасов средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), выслуживших установленные сроки хранения, повышение на 20 - 30% обеспеченности населения Российской Федерации современными средствами индивидуальной защиты для обеспечения нетрудоспособного населения.
--------------------------------
<1> В соответствии с Порядком отнесения территорий к группам по ГО, утвержденным ППРФ от 03.10.1998 N 1149.
1.5. Финансирование мероприятий ФЦП ГО планируется из расчета 30% средств из федерального бюджета и 70% средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств (организаций).
1.6. Финансирование ФЦП ГО за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (организаций) подтверждается договором (соглашением) о намерениях между МЧС России и федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организацией по реализации ФЦП ГО. Договор (соглашение) заключается после утверждения концепции ФЦП ГО.
2. Порядок разработки и представления предложений о составе,
объемах и источниках финансирования программно-целевых
мероприятий, планируемых для включения в ФЦП ГО
Разработку предложений о составе, объемах и источниках финансирования программно-целевых мероприятий, планируемых для включения в ФЦП ГО (далее - Предложения), организуют руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций.
Предложения подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организации и заверяются печатью.
Предложения в двух экземплярах направляются в МЧС России (Департамент гражданской защиты МЧС России).
Предложения представляются в сброшюрованном виде в формате А4, с обязательным приложением электронной версии в формате MS Word на магнитном носителе (диск CD-R, DVD-R или Flash-накопитель).
3. Структура и содержание Предложений о составе,
объемах и источниках финансирования программно-целевых
мероприятий, планируемых для включения в ФЦП ГО
в органе исполнительной власти, организации
Рекомендуемая структура Предложений
1. Состояние организации и ведения ГО в федеральном органе исполнительной власти, субъекте Российской Федерации, организации.
2. Наращивание фонда защитных сооружений гражданской обороны.
3. Накопление средств индивидуальной защиты.
4. Подготовка эвакуационных мероприятий.
5. Модернизация и развитие систем оповещения.
6. Совершенствование системы управления ГО.
Приложения.
1. Состояние организации и ведения ГО
в федеральном органе исполнительной власти,
субъекте Российской Федерации, организации
Краткий обзор состояния организации и ведения ГО в федеральном органе исполнительной власти, субъекте Российской Федерации, организации, основные проблемные вопросы, решение которых возможно в ходе реализации ФЦП ГО.
Наращивание фонда ЗС ГО:
возможности существующего фонда ЗС ГО по укрытию населения (персонала ФОИВ, организации) (в %);
возможности фонда ЗС ГО по укрытию населения (персонала ФОИВ, организации) (в %) при доведении общей готовности существующего фонда ЗС ГО до 100%, модернизации устаревшего оборудования и вводе в строй недостроенных ЗС ГО.
Накопление средств индивидуальной защиты:
обеспеченность населения (персонала ФОИВ, организации) СИЗ (по категориям населения) исходя из существующих запасов (в %);
обеспеченность населения (персонала ФОИВ, организации) СИЗ (по категориям населения) после выполнения планируемых мероприятий по утилизации и освежению запасов СИЗ (в %).
Подготовка эвакуационных мероприятий:
доля отработанных в полном объеме планов эвакуации в федеральном органе исполнительной власти, субъекте Российской Федерации (в %);
доля отработанных в полном объеме планов эвакуации в федеральном органе исполнительной власти, субъекте Российской Федерации после выполнения планируемых мероприятий (в %);
доля соответствующих требованиям маршрутов эвакуации (в %);
доля соответствующих требованиям маршрутов эвакуации после выполнения планируемых мероприятий (в %);
оборудование районов, предназначенных для размещения эвакуируемого населения (в %);
оборудование районов, предназначенных для размещения эвакуируемого населения после выполнения планируемых мероприятий (в %).
Модернизация и развитие систем оповещения:
обеспеченность системами оповещения всех уровней (в %);
обеспеченность системами оповещения всех уровней после осуществления мероприятий по модернизации и созданию новых систем оповещения (в %).
Совершенствование системы управления ГО:
количество пунктов управления (ЗПУ <2>, ГЗПУ <3>) органа исполнительной власти, требующих модернизации и ремонта в настоящий момент (в ед./%);
количество пунктов управления (ЗПУ, ГЗПУ) органа исполнительной власти требующих модернизации и ремонта после проведения запланированных мероприятий (в ед./%);
обеспеченность подвижными пунктами управления, оснащенными современным оборудованием (в %);
обеспеченность подвижными пунктами управления, оснащенными современным оборудованием после проведения запланированных мероприятий (в %).
--------------------------------
<2> Запасный пункт управления.
<3> Городской запасный пункт управления.
2. Наращивание фонда ЗС ГО
2.1. Наращивание фонда ЗС ГО в рамках реализации ФЦП ГО включает:
- доведение общей готовности существующего фонда ЗС ГО до показателя его готовности к приему укрываемых, равного 100%. При этом предлагается включать в финансирование по модернизации только фонд ЗС ГО, требующий проведения капитального ремонта и модернизации устаревшего оборудования фонда ЗС ГО субъектового и муниципального уровня. Фонд ЗС ГО, требующий текущего ремонта, в данной ФЦП не рассматривается и осуществляется в рамках плановой деятельности;
- ввод в строй недостроенных защитных сооружений ГО.
2.2. Определение общей потребности в финансировании мероприятий по строительству и ремонту ЗС ГО.
Справочная информация:
Средняя стоимость капитального ремонта: для убежища - 5200 тыс. руб., для ПРУ - 2500 тыс. руб.
Средняя стоимость ввода в строй недостроенного сооружения: для убежища - 20700 тыс. руб., для ПРУ - 10300 тыс. руб.
3. Накопление средств индивидуальной защиты
3.1. Накопление средств индивидуальной защиты в рамках реализации ФЦП ГО включает комплекс мероприятий по утилизации СИЗ по истечению сроков их годности до 100% и проведение освежения запасов СИЗ с целью повышения на 20 - 30% обеспеченности населения Российской Федерации современными средствами индивидуальной защиты, предназначенными для обеспечения нетрудоспособного населения (персонала ФОИВ, организации).
3.2. Определение общей потребности в финансировании мероприятий по утилизации и накоплению СИЗ.
4. Подготовка эвакуационных мероприятий
4.1. Подготовка эвакуационных мероприятий включает:
осуществление разработки планов эвакуации для федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и городов отнесенных к группам по ГО, взаимоувязанных с возможностями субъектов Российской Федерации, принимающих эваконаселение, пропускной способности железнодорожных и автомобильных магистралей страны, фактически выделенными на проведение эвакомероприятий транспортными средствами и необходимым материальным, продовольственным, медицинским обеспечением эвакуированного населения на маршрутах эвакуации и в зонах их размещения;
проведение расчетов по перемещению персонала, материальных и культурных ценностей, находящихся в организациях, подведомственных ФОИВ и расположенных на территориях, отнесенных к группам по ГО, в безопасные районы;
разработка порядка, временных показателей задействования транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;
определение количества транспортных средств, выделяемых для проведения эвакуационных мероприятий ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и увязка эвакуационных мероприятий с пропускной способностью магистралей на маршрутах эвакуации;
создание системы расчета пропускной способности водных, железнодорожных и автомобильных магистралей при проведении эвакуационных мероприятий, с учетом подготовки вооруженных сил страны к отражению агрессии;
осуществление подготовки загородной зоны в готовности к приему и первоочередному жизнеобеспечению эваконаселения;
осуществление создания материально-технических, продовольственных запасов в районах планируемого размещения эваконаселения.
5. Модернизация и развитие систем оповещения
5.1. Модернизация и развитие систем управления и оповещения включает:
модернизацию региональной (территориальной) автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РАСЦО);
создание локальных систем оповещения (далее - ЛСО) на потенциально опасных объектах;
модернизацию существующих ЛСО.
5.2. Определение общей потребности в финансировании мероприятий по модернизации и развитию систем оповещения.
--------------------------------
<4> Выполняется за счет финансовых средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
<5> Выполняется за счет финансовых средств организаций.
<6> Выполняется за счет финансовых средств организаций.
6. Совершенствование системы управления ГО
6.1. Создание и модернизация системы пунктов управления включает:
модернизацию пунктов управления органа исполнительной власти;
создание (модернизация) подвижных пунктов управления, оснащенных современным оборудованием;
создание центров управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) в субъектах Российской Федерации.
6.2. Определение общей потребности в финансировании мероприятий по совершенствованию системы управления ГО.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОЛОЖЕНИЯ КОТОРЫХ
НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 330-15 "О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны".
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное Приказом МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993.
Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные Приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285, с учетом изменений, внесенных Приказом МЧС России от 10 марта 2006 г. N 140.
Инструкция по хранению на складах имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, утверждена Приказом МЧС России от 8 апреля 1998 г. N 229 ДСП.
Приложение 2
(образец)
Предложения о составе, объемах и источниках финансирования
программно-целевых мероприятий, планируемых для включения
в ФЦП "Развитие гражданской обороны в Российской Федерации
на период с 2009 - 2013 годы"
Исполнитель: занимаемая должность, Ф.И.О., тел.
Приложение 3
Предложения о намерениях финансирования ФЦП
"Развитие гражданской обороны в Российской Федерации"