<Письмо> Минюста России от 09.04.2025 N 12-37993/25
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 2025 г. N 12-37993/25
Департамент развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Департамент) в целях формирования единой правоприменительной практики в деятельности органов ЗАГС субъектов Российской Федерации направляет письмо с методическими разъяснениями, касающимися порядка государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния и совершения юридически значимых действий.
1. О возможности осуществления органами ЗАГС государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий при предъявлении гражданами паспортов, подлежащих замене в связи с изменением персональных данных в течение 90 дней со дня их изменения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" основным документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации и личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации (далее - паспорт).
В пункте 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 N 2267 (далее - Положение), содержится перечень оснований для замены паспорта. Одним из таких оснований является изменение установочных данных гражданина Российской Федерации, а именно фамилии, имени, отчества, сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения, внесение изменений в запись акта гражданского состояния на основании медицинского заключения врачебной комиссии медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, о соответствии половых признаков признакам определенного пола, выданного в соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 24 Положения при изменении гражданином Российской Федерации в установленном порядке вышеуказанных установочных данных его паспорт является действительным до дня оформления нового паспорта, но не более чем 90 календарных дней после дня наступления указанных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) для составлении записи акта гражданского состояния в орган ЗАГС заявителем должен быть представлен в том числе документ, удостоверяющий личность.
Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, закреплено, что сведения о заявителе указываются в соответствии с документом, удостоверяющим его личность. Так, пунктом 1 Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных приказом Минюста России от 01.10.2018 N 201, установлено, что формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния заполняются в том числе в соответствии с документом, удостоверяющим личность заявителя.
Аналогичный порядок заполнения форм записей актов гражданского состояния установлен пунктом 6 Правил заполнения форм записей актов гражданского состояния, утвержденных приказом Минюста России от 01.10.2018 N 202.
Главным управлением по вопросам миграции МВД России письмом от 12.04.2024 N 20/9107 (копия прилагается) представлена позиция по рассматриваемому вопросу. Как следует из данного письма, необходимость признания паспорта действительным на срок до 90 дней после наступления определенных обстоятельств обусловлена, в первую очередь, практикой кредитных организаций (банков), отказывающих гражданам в предоставлении услуг по причине наличия у них недействительных паспортов, а также отсутствием возможности замены паспорта в связи с различными жизненными ситуациями. Указанный 90-дневный срок позволяет гражданам решить данную проблему и обеспечить полноценное участие в общественной, политической и экономической жизни общества.
Главное управление по вопросам миграции МВД России также проинформировало, что полагает целесообразным при обращении гражданина в органы ЗАГС за совершением юридически значимых действий осуществлять прием соответствующих заявлений при представлении паспорта с актуальными установочными данными.
На основании изложенного заявитель, обращающийся в орган ЗАГС за получением государственных услуг, должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, с теми установочными данными, которые приобретены им в связи с совершением им юридически значимого действия (например, заключение или расторжение брака, перемена имени), даже если 90 дней со дня наступления указанных обстоятельств еще не истекли.
2. О вопросах, связанных с государственной регистрацией смерти.
2.1. О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.2023 N 1421 "Об утверждении Правил выдачи справки об обстоятельствах исчезновения гражданина и справки об обстоятельствах исчезновения или возможной гибели гражданина, Правил выдачи справки о смерти гражданина, формы справки об обстоятельствах исчезновения гражданина, формы справки об обстоятельствах исчезновения или возможной гибели гражданина, формы справки о смерти гражданина" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1421).
В соответствии со статьей 64 Федерального закона N 143-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.04.2023 N 118-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") государственная регистрация смерти органом ЗАГС производится в том числе на основании справки о смерти гражданина, форма и порядок выдачи которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 1421. Указанная справка оформляется военным комиссариатом, командиром воинской части и иным уполномоченным органом (далее - уполномоченный орган) в случае невозможности выдачи медицинского свидетельства о смерти, форма которого установлена приказом Минздрава России от 15.04.2021 N 352н (далее - медицинское свидетельство о смерти, приказ Минздрава России N 352н).
Справка о смерти гражданина может быть оформлена в нескольких экземплярах и выдаваться уполномоченным органом члену семьи или иному родственнику умершего (погибшего) участника специальной военной операции для последующего предъявления в органы ЗАГС, а также в иные органы и организации.
В соответствии с Федеральным законом N 143-ФЗ круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о смерти в орган ЗАГС, не ограничен. Со справкой о смерти гражданина могут обратиться как родственники участника специальной военной операции, так и представитель военного комиссариата.
Дополнительно отмечаем, что постановлением Правительства Российской Федерации N 1421 также утверждены формы и правила выдачи справки об обстоятельствах исчезновения гражданина и справки об обстоятельствах исчезновения или возможной гибели гражданина. Справки, составленные по указанным формам, не являются основанием для государственной регистрации смерти в органах ЗАГС и выдаются с целью последующего обращения родственников участника специальной военной операции для признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим в соответствии со статьями 42 и 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2.2. О случаях двойной регистрации смерти.
В настоящее время в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) отмечаются случаи двойной регистрации смерти в отношении одного и того же лица. Основанием при этом являлась справка о смерти гражданина, форма которой также утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1421. Такая справка может быть выдана в нескольких экземплярах одним и тем же уполномоченным лицом и иметь одинаковый реквизитный состав (дату выдачи и номер).
Кроме того, имеются случаи, когда основанием для регистрации смерти явилось решение суда об объявлении гражданина умершим, а позже родственниками умершего было получено медицинское свидетельство о его смерти. С данным медицинским свидетельством о смерти родственники умершего вновь обращаются в орган ЗАГС за повторной регистрацией смерти с целью получения справки о смерти формы N 11, утвержденной приказом Минюста России от 01.10.2018 N 200 (выдается в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"). Выдача указанной справки не предусмотрена в случае регистрации смерти на основании решения суда.
ФНС России, являющейся оператором ЕГР ЗАГС, проведен анализ сведений о смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС, по следующим параметрам: фамилия, имя, отчество умершего лица, дата и место его рождения. В результате проведенного анализа выявлены 310 человек, в отношении которых составлены по две записи акта о смерти, и один человек, в отношении которого составлены три записи акта о смерти.
Кроме того, в ЕГР ЗАГС содержится 90 записей актов о смерти, составленных в отношении 45 человек, по которым однозначно установить, что это один и тот же человек, не представляется возможным (например, при совпадении фамилии, имени, отчества и даты рождения отсутствуют сведения о месте рождения у одного из умерших).
В связи с изложенным отмечаем, что согласно пункту 16 Правил ведения ЕГР ЗАГС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 N 738, оператором ЕГР ЗАГС обеспечивается взаимосвязь и проверка на непротиворечивость или соответствие информации, включаемой в записи актов гражданского состояния, иным сведениям ЕГР ЗАГС в части, касающейся лица, в отношении которого осуществляется государственная регистрация акта гражданского состояния или сведения о котором указываются в сведениях акта гражданского состояния.
Таким образом, в ЕГР ЗАГС при государственной регистрации актов гражданского состояния реализован контроль совпадения следующих параметров:
фамилии, имени, отчества и даты рождения;
документа-основания для государственной регистрации акта гражданского состояния.
При государственной регистрации акта гражданского состояния в случае появления на этапе контроля информации об указанных совпадениях (или хотя бы одного из двух указанных совпадений) органу ЗАГС следует провести дополнительную проверку с целью недопущения повторной регистрации (проанализировать сведения, содержащиеся в имеющейся записи акта о смерти, сравнить их со сведениями, содержащимися в документах, предъявляемых заявителем).
В случае, если органом ЗАГС подтверждается факт уже совершенной государственной регистрации смерти в отношении данного лица, повторная регистрация смерти недопустима и нарушает Федеральный закон N 143-ФЗ. Кроме того, повторная регистрация смерти ведет к некорректности статистических данных, а также влияет на назначение мер социальной поддержки и может привести к нарушению прав и законных интересов наследников умершего лица (например, в случае указания различных дат смерти).
С учетом изложенного просим руководителей органов ЗАГС взять под личный контроль государственную регистрацию смерти, исключив случаи двойной регистрации смерти, а также случаи регистрации смерти на основании документа, не предназначенного для предъявления в орган ЗАГС.
Дублирующие записи актов о смерти подлежат аннулированию в порядке, установленном Федеральным законом N 143-ФЗ. В связи с этим направляем поступившие из ФНС России сведения о случаях двойной регистрации смерти (перечень прилагается). Просим указанные в нем органы ЗАГС провести работу по установлению обстоятельств такой регистрации (в том числе установить очередность регистрации смерти, наличие юридически значимых действий, совершенных по каждой дублирующей записи акта о смерти, провести необходимую разъяснительную работу с заявителями) с целью принятия решения и определения органа ЗАГС, который будет обращаться в суд по вопросу аннулирования одной из дублирующих записей акта о смерти. О принятом решении просим проинформировать Департамент в срок до 25.04.2025.
Обращаем внимание, что выгрузка сведений осуществлена ФНС России по состоянию на 14.03.2025. Актуализированные сведения о двойной регистрации смерти в случае их обнаружения в ЕГР ЗАГС будут размещаться ФНС России в группе "Качество данных".
Дополнительно сообщаем, что ФНС России подтверждено наличие в ЕГР ЗАГС функционала выдачи справки о смерти формы N 11 в модуле "Выдача свидетельств и справок", в том числе в случае, когда запись акта о смерти составлена на основании соответствующего решения суда. В связи с этим полагаем возможным органу ЗАГС при обращении родственников (членов семьи) погибшего лица выдавать справку о смерти формы N 11 при условии, что такая справка не выдавалась при государственной регистрации смерти. В данном случае медицинское свидетельство о смерти, предъявляемое родственниками погибшего участника специальной военной операции, является документом, подтверждающим заинтересованность заявителей в получении указанной справки в целях оформления пособия на погребение. При этом отмечаем, что выдача органом ЗАГС справки о смерти формы N 11 осуществляется без взимания государственной пошлины, установленной подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК).
2.3. Об исправлении сведений о смерти в записи акта о смерти участников специальной военной операции.
За последнее время участились случаи обращения в органы ЗАГС родственников лица, погибшего в ходе проведения специальной военной операции, по вопросу исправления даты смерти такого лица. При этом ранее в отношении погибшего произведена государственная регистрация смерти на основании предъявленной справки о смерти гражданина либо на основании решения суда о признании такого лица умершим. Родственниками в качестве документа-основания, которым подтверждаются правильные сведения, предъявляется медицинское свидетельство о смерти.
В данном случае полагаем, что если первоначальная дата смерти была определена судебным решением об установлении факта смерти, то ее исправление должно производиться на основании соответствующего отдельного решения суда. Органу ЗАГС следует рекомендовать заявителю обратиться в суд с заявлением о внесении исправлений в запись акта о смерти в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
В случае требования заявителем выдачи ему письменного отказа в основаниях отказа может быть указано на наличие ранее составленной записи акта о смерти в отношении данного лица на основании судебного решения и невозможности внесения исправлений в ранее составленную запись акта о смерти в административном порядке.
Также имеются случаи, когда государственная регистрация смерти погибшего участника специальной военной операции была произведена органом ЗАГС на основании медицинского свидетельства о смерти, а позднее той же медицинской организацией родственникам погибшего выдано информационное письмо, подтверждающее, что ранее оформленное медицинское свидетельство о смерти содержит неверные данные (например, в указании даты смерти).
Порядок выдачи медицинского свидетельства о смерти, утвержденный приказом Минздрава России от 15.04.2021 N 352н, устанавливает, что неправильно оформленное медицинское свидетельство о смерти хранится в медицинской организации. Исходя из указанного положения, медицинское свидетельство о смерти, содержащее неверные данные, должно быть возвращено в медицинскую организацию, а взамен выдано новое медицинское свидетельство с правильными сведениями.
Вместе с тем в случае, если органом ЗАГС уже произведена государственная регистрация смерти на основании такого медицинского свидетельства о смерти (с неверными сведениями), то данный документ не подлежит возврату в медицинскую организацию. В качестве документа, подтверждающего наличие неверных сведений в ранее выданном медицинском свидетельстве о смерти, может быть рассмотрено письмо медицинской организации, которое содержит соответствующие указания на неправильные и верные сведения. Полагаем, что такой документ может быть принят органом ЗАГС в качестве документа, являющегося основанием для внесения соответствующих исправлений в запись акта о смерти в порядке, установленном Федеральным законом N 143-ФЗ.
Отмечаем, что исправление в записи акта о смерти сведений о дате смерти производится органом ЗАГС только при отсутствии расхождения в хронологической последовательности между датой смерти и датой составления записи акта о смерти (верная дата смерти должна быть раньше, чем дата составления записи акта о смерти). В ином случае решение рассматриваемого вопроса должно осуществляться в судебном порядке путем аннулирования ранее составленной записи акта о смерти и последующей государственной регистрации смерти на основании медицинского свидетельства о смерти.
Дополнительно сообщаем, что во всех рассматриваемых случаях заявителем уплачивается государственная пошлина за внесение исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния, предусмотренная статьей 333.26 НК, включая выдачу свидетельства.
3. О возможности доплаты заявителями недостающей суммы уплаченной государственной пошлины в связи с ее увеличением при обращении в органы ЗАГС за предоставлением государственных услуг.
Пунктом 56 статьи 2 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в статью 333.26 НК.
Согласно внесенным изменениям с 01.01.2025 за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС, увеличился размер государственной пошлины. При приеме заявления орган ЗАГС не вправе взимать государственную пошлину с заявителя в размере, отличном от размера государственной пошлины, установленного положениями статьи 333.26 НК на дату подачи заявления.
В случае если заявление подано в орган ЗАГС в 2025 году, государственная пошлина уплачивается в установленном НК размере (действующем с 01.01.2025). При этом если государственная пошлина была уплачена и заявление принято органом ЗАГС до 01.01.2025, а дата государственной регистрации акта гражданского состояния или совершения органом ЗАГС иного юридически значимого действия назначена на дату после 01.01.2025, доплата государственной пошлины не требуется.
Также сообщаем, что, согласно разъяснениям Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, при обращении в 2025 году в орган, совершающий юридически значимые действия, предусмотренные статьей 333.26 НК, и уплаты государственной пошлины до 01.01.2025, государственная пошлина за совершение указанных юридически значимых действий должна уплачиваться в размере, установленном НК на момент обращения с учетом ранее уплаченной суммы государственной пошлины.
Дополнительно Департамент направляет для сведения и использования в работе копию письма Департамента налоговой политики Минфина России от 26.01.2024 N 03-05-04-03/6292 по вопросу возможности предоставления физическим лицам отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины.
Отмечаем, что согласно вышеуказанным разъяснениям Департамента налоговой политики Минфина России в соответствии с положениями НК заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов при условии наличия оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 НК, и представления документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 64 НК.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 64 НК отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных указанной статьей, на срок, не превышающий одного года для отсрочек либо трех лет для рассрочек, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения в соответствии с пунктом 9 указанной статьи, на которую предоставляется отсрочка или рассрочка, если иное не предусмотрено НК.
Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты этим лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка (пункт 2 статьи 64 НК).
Директор Департамента
развития и регулирования юридической
помощи и правовых услуг
Р.Е.РЯБЫЙ