Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минтруда России от 21.10.2024 N 18-3/10/В-17680

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 октября 2024 г. N 18-3/10/В-17680

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение пункта 9 Комплекса мер по профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми людьми до 2025 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 20 декабря 2022 г. N 15418п-П45, направляет для использования в работе в организациях социального обслуживания Методические рекомендации по работе с пожилыми людьми и инвалидами, подвергшимися жестокому обращению, разработанные Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость".

О.Ю.БАТАЛИНА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ И ИНВАЛИДАМ

"СТАРОСТЬ В РАДОСТЬ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ И ИНВАЛИДАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ

ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ

для использования в работе

в организациях социального обслуживания

Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках исполнения Комплекса мер до 2025 года по профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми людьми, утвержденного Правительством Российской Федерации от 20 декабря 2022 г. N 15418п-П45.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет жестокое обращение с пожилыми людьми как совершение каких-либо разовых или повторяющихся актов или отсутствие надлежащих действий, где предполагается наличие доверительных отношений, что причиняет вред пожилому человеку или вызывает у него стресс. Такой тип насилия представляет собой нарушение прав человека и включает психологическое, экономическое и физическое жестокое обращение.

Жестокое обращение с пожилыми гораздо более распространено, чем принято считать. Масштаб проблемы точно установить не представляется возможным, однако, по данным ВОЗ, до 10 процентов пожилых людей во всем мире страдают от жестокого обращения и злоупотреблений. Согласно же результатам исследования, проведенного при поддержке ВОЗ, этот процент еще больше: с недопустимыми формами обращения сталкивались почти 16 процентов людей в возрасте 60 лет и старше. Кроме того, далеко не обо всех случаях жестокого обращения становится известно: по некоторым данным, не оглашается до 80 процентов инцидентов.

По прогнозам, число случаев жестокого обращения с пожилыми людьми в глобальных масштабах будет расти, поскольку население быстро стареет, а потребности пожилых людей не смогут удовлетворяться в полной мере в связи с ограниченными ресурсами.

Жестокое обращение может происходить редко, время от времени или регулярно, даже не всегда последовательно, может принимать различные формы: оппортунизм, срыв, оказание услуг ненадлежащего качества, незаконное присвоение, может быть умышленным или ненарочным - по беспечности или незнанию.

Реальное насилие, как правило, видно невооруженным глазом. Его могут заметить соседи, социальный работник, участковый уполномоченный полиции. Для пожилых людей, которые подвергаются реальному насилию, важна помощь государства в форме предоставления всех видов социальной помощи и содействия в получении иных видов помощи (медицинской, правовой).

I. Виды и индикаторы жестокого обращения.

Наиболее распространенные формы жестокого обращения включают психологическое насилие, насилие экономического характера и физическое насилие.

1. К психологическому насилию относятся порицание, запугивание, манипулирование, унижение, шантаж, остракизм, изоляция, насмешки, крик, словесные оскорбления (в т.ч. нецензурная брань), угрозы.

Потенциальные (неспецифические) индикаторы психологического жестокого обращения:

- чувство вины, ненужности, ответственности за насилие, принятие и оправдание обидчика;

- страх, замешательство или покорный вид, пассивность, избегание людей или нарастающие симптомы депрессии;

- нежелание говорить открыто, уклонение от физического или вербального контакта, нежелание смотреть в глаза;

- желание причинить кому-то боль, проявление агрессии к окружающим, нанесение увечий себе;

- сообщение об устных или письменных угрозах.

2. К экономическому насилию относятся финансовые махинации, эксплуатация, все виды мошенничества, незаконное присвоение имущества или прав, растрата средств, принуждение кого-то к совершению сделок, дарению или составлению завещания в пользу определенных лиц.

Потенциальные индикаторы насилия экономического характера:

- нехватка средств для приобретения лекарств, продуктов питания, средств гигиены, абсорбирующего белья;

- исчезновение ценного имущества;

- частое снятие денег со счета, снятие со счета крупных денежных сумм;

- использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить;

- внезапные изменения в завещании или других финансовых документах;

- внезапное появление новых родственников.

3. К физическому насилию относятся лишение пищи, побои, использование неподходящих лекарств, ограничение подвижности без необходимости, нежелательные прикосновения.

Потенциальные индикаторы физического насилия:

- следы побоев, ожогов;

- необъяснимые "падения" и травмы;

- повторная травма одного и того же места;

- ограничение свободы передвижения.

II. Этапы работы.

Все действия по работе с конкретными пожилыми людьми, подвергшимися жестокому обращению, осуществляются в несколько этапов: этап выявления (диагностический), этап подтверждения или опровержения подозрения жестокого обращения (аналитический), этап воздействия (коррекционный) и этап закрепления (мониторинг).

Важно выделить общий этап работы организации социального обслуживания - организационно-методический.

В организации социального обслуживания на организационно-методическом этапе могут быть проведены следующие мероприятия:

внесение в должностные инструкции работников, предоставляющих социальные услуги или осуществляющих организацию их предоставления, обязанности фиксировать случаи, относящиеся к жестокому обращению с пожилыми получателями социальных услуг;

разработка и распространение информационных материалов среди получателей социальных услуг пожилого возраста, способствующих повышению уровня их осведомленности в вопросах потенциального жестокого обращения, с перечислением способов подачи сигнала о случае насилия и каналов получения помощи в случае, если оно случилось;

проведение обучающих мероприятий для работников организаций социального обслуживания, нацеленных на повышение уровня их знаний и навыков в вопросах выявления случаев жестокого обращения и оказание своевременной помощи.

1. Этап выявления (диагностический)

Ожидаемый результат: получение объективной картины о наличии жестокого обращения с пожилым человеком.

Инструменты работы: беседа с родственниками, соседями, самим человеком, внешний осмотр, наблюдение.

Для обнаружения неярко выраженных признаков жестокого обращения необходимо обладать знаниями о потенциальных индикаторах насилия.

2. Этап подтверждения или опровержения подозрения жестокого обращения (аналитический)

Ожидаемый результат: подтверждение или опровержение фактов жестокого обращения.

Инструменты работы: обобщение и анализ результатов предыдущего этапа.

При обнаружении явных признаков насилия в отношении пожилого человека необходимо обратиться в экстренные службы - вызов скорой медицинской помощи в случае угрозы жизни и здоровью, вызов работников полиции в случае признаков преступления, информирование по "горячей линии" о признаках жестокого обращения.

3. Этап воздействия (коррекционный)

Ожидаемый результат: удовлетворение жизненных потребностей, предоставление надлежащего безопасного ухода, психологическая поддержка, юридическая поддержка, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Инструменты работы: оказание необходимой помощи. Применение основных действий при выявлении случаев жестокого обращения с пожилыми людьми, перечисленных в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям по работе с пожилыми людьми и инвалидами, подвергшимися жестокому обращению.

4. Этап закрепления (мониторинг)

Ожидаемый результат: отсутствие фактов жестокого обращения.

Инструменты работы: систематические наблюдения за пожилым человеком.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по работе с пожилыми людьми

и инвалидами, подвергшимися

жестокому обращению

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

1. Психологическое жестокое обращение

1. Предоставление срочной психологической помощи.

2. Направление в центр дневного пребывания с максимально возможной длительной занятостью, в том числе в рамках индивидуальных занятий с психологом.

3. Предоставление родственнику пожилого человека срочной психологической помощи.

4. Взаимодействие с религиозными, общественными и др. организациями для оказания психологической помощи.

2. Жестокое обращение экономического характера

1. Предоставление срочных социальных услуг.

2. Направление в центр дневного пребывания с организованным горячим питанием.

3. Содействие в оказании бесплатной юридической помощи.

4. Привлечение ресурсов: благотворительных организаций, бизнес-сообщества и др. для получения необходимых продуктов, жизненно важных товаров.

3. Физическое жестокое обращение

1. Вызов скорой помощи (при необходимости), участкового врача-терапевта (при необходимости).

2. Обеспечение лекарствами, помощь в получении технических средств реабилитации.

3. Временное размещение в стационарные организации социального обслуживания.

4. Содействие в подготовке документов для размещения в стационарные организации социального обслуживания.

5. Помощь в составлении заявления в полицию (при необходимости).

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 28.01.2025, Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Федерация спорта слепых")
"О подтверждении производства телекоммуникационного оборудования"
<Об осуществлении учетно-регистрационных действий в срок не более одного рабочего дня>
"О товарном знаке "FESTINA", рег. N 1556165"
Ошибка на сайте