<Письмо> Минтруда России от 21.10.2024 N 18-3/10/В-17680
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2024 г. N 18-3/10/В-17680
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение пункта 9 Комплекса мер по профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми людьми до 2025 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 20 декабря 2022 г. N 15418п-П45, направляет для использования в работе в организациях социального обслуживания Методические рекомендации по работе с пожилыми людьми и инвалидами, подвергшимися жестокому обращению, разработанные Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость".
О.Ю.БАТАЛИНА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ И ИНВАЛИДАМ
"СТАРОСТЬ В РАДОСТЬ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ И ИНВАЛИДАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ
ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ
для использования в работе
в организациях социального обслуживания
Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках исполнения Комплекса мер до 2025 года по профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми людьми, утвержденного Правительством Российской Федерации от 20 декабря 2022 г. N 15418п-П45.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет жестокое обращение с пожилыми людьми как совершение каких-либо разовых или повторяющихся актов или отсутствие надлежащих действий, где предполагается наличие доверительных отношений, что причиняет вред пожилому человеку или вызывает у него стресс. Такой тип насилия представляет собой нарушение прав человека и включает психологическое, экономическое и физическое жестокое обращение.
Жестокое обращение с пожилыми гораздо более распространено, чем принято считать. Масштаб проблемы точно установить не представляется возможным, однако, по данным ВОЗ, до 10 процентов пожилых людей во всем мире страдают от жестокого обращения и злоупотреблений. Согласно же результатам исследования, проведенного при поддержке ВОЗ, этот процент еще больше: с недопустимыми формами обращения сталкивались почти 16 процентов людей в возрасте 60 лет и старше. Кроме того, далеко не обо всех случаях жестокого обращения становится известно: по некоторым данным, не оглашается до 80 процентов инцидентов.
По прогнозам, число случаев жестокого обращения с пожилыми людьми в глобальных масштабах будет расти, поскольку население быстро стареет, а потребности пожилых людей не смогут удовлетворяться в полной мере в связи с ограниченными ресурсами.
Жестокое обращение может происходить редко, время от времени или регулярно, даже не всегда последовательно, может принимать различные формы: оппортунизм, срыв, оказание услуг ненадлежащего качества, незаконное присвоение, может быть умышленным или ненарочным - по беспечности или незнанию.
Реальное насилие, как правило, видно невооруженным глазом. Его могут заметить соседи, социальный работник, участковый уполномоченный полиции. Для пожилых людей, которые подвергаются реальному насилию, важна помощь государства в форме предоставления всех видов социальной помощи и содействия в получении иных видов помощи (медицинской, правовой).
I. Виды и индикаторы жестокого обращения.
Наиболее распространенные формы жестокого обращения включают психологическое насилие, насилие экономического характера и физическое насилие.
1. К психологическому насилию относятся порицание, запугивание, манипулирование, унижение, шантаж, остракизм, изоляция, насмешки, крик, словесные оскорбления (в т.ч. нецензурная брань), угрозы.
Потенциальные (неспецифические) индикаторы психологического жестокого обращения:
- чувство вины, ненужности, ответственности за насилие, принятие и оправдание обидчика;
- страх, замешательство или покорный вид, пассивность, избегание людей или нарастающие симптомы депрессии;
- нежелание говорить открыто, уклонение от физического или вербального контакта, нежелание смотреть в глаза;
- желание причинить кому-то боль, проявление агрессии к окружающим, нанесение увечий себе;
- сообщение об устных или письменных угрозах.
2. К экономическому насилию относятся финансовые махинации, эксплуатация, все виды мошенничества, незаконное присвоение имущества или прав, растрата средств, принуждение кого-то к совершению сделок, дарению или составлению завещания в пользу определенных лиц.
Потенциальные индикаторы насилия экономического характера:
- нехватка средств для приобретения лекарств, продуктов питания, средств гигиены, абсорбирующего белья;
- исчезновение ценного имущества;
- частое снятие денег со счета, снятие со счета крупных денежных сумм;
- использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить;
- внезапные изменения в завещании или других финансовых документах;
- внезапное появление новых родственников.
3. К физическому насилию относятся лишение пищи, побои, использование неподходящих лекарств, ограничение подвижности без необходимости, нежелательные прикосновения.
Потенциальные индикаторы физического насилия:
- следы побоев, ожогов;
- необъяснимые "падения" и травмы;
- повторная травма одного и того же места;
- ограничение свободы передвижения.
II. Этапы работы.
Все действия по работе с конкретными пожилыми людьми, подвергшимися жестокому обращению, осуществляются в несколько этапов: этап выявления (диагностический), этап подтверждения или опровержения подозрения жестокого обращения (аналитический), этап воздействия (коррекционный) и этап закрепления (мониторинг).
Важно выделить общий этап работы организации социального обслуживания - организационно-методический.
В организации социального обслуживания на организационно-методическом этапе могут быть проведены следующие мероприятия:
внесение в должностные инструкции работников, предоставляющих социальные услуги или осуществляющих организацию их предоставления, обязанности фиксировать случаи, относящиеся к жестокому обращению с пожилыми получателями социальных услуг;
разработка и распространение информационных материалов среди получателей социальных услуг пожилого возраста, способствующих повышению уровня их осведомленности в вопросах потенциального жестокого обращения, с перечислением способов подачи сигнала о случае насилия и каналов получения помощи в случае, если оно случилось;
проведение обучающих мероприятий для работников организаций социального обслуживания, нацеленных на повышение уровня их знаний и навыков в вопросах выявления случаев жестокого обращения и оказание своевременной помощи.
1. Этап выявления (диагностический)
Ожидаемый результат: получение объективной картины о наличии жестокого обращения с пожилым человеком.
Инструменты работы: беседа с родственниками, соседями, самим человеком, внешний осмотр, наблюдение.
Для обнаружения неярко выраженных признаков жестокого обращения необходимо обладать знаниями о потенциальных индикаторах насилия.
2. Этап подтверждения или опровержения подозрения жестокого обращения (аналитический)
Ожидаемый результат: подтверждение или опровержение фактов жестокого обращения.
Инструменты работы: обобщение и анализ результатов предыдущего этапа.
При обнаружении явных признаков насилия в отношении пожилого человека необходимо обратиться в экстренные службы - вызов скорой медицинской помощи в случае угрозы жизни и здоровью, вызов работников полиции в случае признаков преступления, информирование по "горячей линии" о признаках жестокого обращения.
3. Этап воздействия (коррекционный)
Ожидаемый результат: удовлетворение жизненных потребностей, предоставление надлежащего безопасного ухода, психологическая поддержка, юридическая поддержка, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Инструменты работы: оказание необходимой помощи. Применение основных действий при выявлении случаев жестокого обращения с пожилыми людьми, перечисленных в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям по работе с пожилыми людьми и инвалидами, подвергшимися жестокому обращению.
4. Этап закрепления (мониторинг)
Ожидаемый результат: отсутствие фактов жестокого обращения.
Инструменты работы: систематические наблюдения за пожилым человеком.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по работе с пожилыми людьми
и инвалидами, подвергшимися
жестокому обращению
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1. Психологическое жестокое обращение
1. Предоставление срочной психологической помощи.
2. Направление в центр дневного пребывания с максимально возможной длительной занятостью, в том числе в рамках индивидуальных занятий с психологом.
3. Предоставление родственнику пожилого человека срочной психологической помощи.
4. Взаимодействие с религиозными, общественными и др. организациями для оказания психологической помощи.
2. Жестокое обращение экономического характера
1. Предоставление срочных социальных услуг.
2. Направление в центр дневного пребывания с организованным горячим питанием.
3. Содействие в оказании бесплатной юридической помощи.
4. Привлечение ресурсов: благотворительных организаций, бизнес-сообщества и др. для получения необходимых продуктов, жизненно важных товаров.
3. Физическое жестокое обращение
1. Вызов скорой помощи (при необходимости), участкового врача-терапевта (при необходимости).
2. Обеспечение лекарствами, помощь в получении технических средств реабилитации.
3. Временное размещение в стационарные организации социального обслуживания.
4. Содействие в подготовке документов для размещения в стационарные организации социального обслуживания.
5. Помощь в составлении заявления в полицию (при необходимости).