Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минтруда России от 13.11.2015 N 12-5/ООГ-14859

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 ноября 2015 г. N 12-5/ООГ-14859

Департаментом демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России в пределах компетенции рассмотрено обращение по вопросам реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и сообщается.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также деятельности соответствующих учреждений отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания определяют порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечни необходимых документов, на основании которых принимается решение о предоставлении социальных услуг в стационарной, полустационарной формах и в форме социального обслуживания на дому.

Согласно статье 27 Федерального закона порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя, в том числе, перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе. К таким документа могут относиться также медицинские документы, содержащие информацию об имеющихся у гражданина хронических заболеваниях.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

Согласно статье 16 указанного Федерального закона индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

В соответствии с указанным Федеральным законом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий предоставлено право самостоятельно принимать решение об условиях предоставления социальных услуг.

По вопросу оказания срочных социальных услуг лицам "бомж" поставщиками социальных услуг сообщается, что в соответствии с Федеральным законом некоммерческие организации отнесены к поставщикам социальных услуг.

Согласно статье 21 Федерального закона предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

Одновременно необходимо отметить, что из предоставленной в обращении информации не ясно, какие социальные услуги указанная в обращении некоммерческая организация предоставляет лицам "бомж", а также установленный в Свердловской области порядок взаимодействия данной организации с государственными организациями в целях обеспечения предоставления социальных услуг.

Таким образом, решение поставленного в обращении вопроса необходимо осуществлять с учетом действующего регионального законодательства.

По вопросу разъяснения понятия "трудная жизненная ситуация" сообщается, что Федеральным законом установлены четкие критерии отнесения граждан к нуждающимся в социальном обслуживании:

- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- отсутствие работы и средств к существованию;

- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

При этом сохранен подход к определению нуждаемости граждан в социальном обслуживании, который был установлен Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", согласно которому социальные услуги предоставлялись гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

По вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" в части усовершенствования устаревшей терминологической базы данного Федерального закона сообщается, что по итогам Всероссийского форума социальных работников, проходившего 27 марта 2015 года в Ярославле, соответствующее поручение Правительства Российской Федерации дано Минобрнауки России.

По вопросу включения указанных в обращении услуг в базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ сообщается, что базовый перечень в сфере социального обслуживания формируется в соответствии с Правилами формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)".

В базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере социального обслуживания включены виды социальных услуг, соответствующие статье 20 Федерального закона. Социальные услуги, указанные в обращении, в данной статье не содержатся.

Кроме того, из представленных материалов не усматривается, что профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании, является отдельной социальной услугой. Данная деятельность может являться комплексом превентивных мер и технологий работы и может иметь иную правовую природу.

Из представленных материалов также не усматривается, что собой представляет выполнение организационно-методических работ в сфере социального обслуживания.

Заместитель директора

Департамента демографической

политики и социальной

защиты населения

О.А.СОСНИНА

Другие документы по теме
"О применении Таблицы соответствия кодов бюджетной классификации"
"Об основаниях переноса срока начисления пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года" (вместе с <Письмом> Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-01/79213)
<По вопросу применения отдельных положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации">
Ошибка на сайте