<Письмо> Минтруда России от 13.11.2015 N 12-5/ООГ-14859
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2015 г. N 12-5/ООГ-14859
Департаментом демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России в пределах компетенции рассмотрено обращение по вопросам реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и сообщается.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также деятельности соответствующих учреждений отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания определяют порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечни необходимых документов, на основании которых принимается решение о предоставлении социальных услуг в стационарной, полустационарной формах и в форме социального обслуживания на дому.
Согласно статье 27 Федерального закона порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя, в том числе, перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе. К таким документа могут относиться также медицинские документы, содержащие информацию об имеющихся у гражданина хронических заболеваниях.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.
Согласно статье 16 указанного Федерального закона индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
В соответствии с указанным Федеральным законом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий предоставлено право самостоятельно принимать решение об условиях предоставления социальных услуг.
По вопросу оказания срочных социальных услуг лицам "бомж" поставщиками социальных услуг сообщается, что в соответствии с Федеральным законом некоммерческие организации отнесены к поставщикам социальных услуг.
Согласно статье 21 Федерального закона предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Одновременно необходимо отметить, что из предоставленной в обращении информации не ясно, какие социальные услуги указанная в обращении некоммерческая организация предоставляет лицам "бомж", а также установленный в Свердловской области порядок взаимодействия данной организации с государственными организациями в целях обеспечения предоставления социальных услуг.
Таким образом, решение поставленного в обращении вопроса необходимо осуществлять с учетом действующего регионального законодательства.
По вопросу разъяснения понятия "трудная жизненная ситуация" сообщается, что Федеральным законом установлены четкие критерии отнесения граждан к нуждающимся в социальном обслуживании:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
При этом сохранен подход к определению нуждаемости граждан в социальном обслуживании, который был установлен Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", согласно которому социальные услуги предоставлялись гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
По вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" в части усовершенствования устаревшей терминологической базы данного Федерального закона сообщается, что по итогам Всероссийского форума социальных работников, проходившего 27 марта 2015 года в Ярославле, соответствующее поручение Правительства Российской Федерации дано Минобрнауки России.
По вопросу включения указанных в обращении услуг в базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ сообщается, что базовый перечень в сфере социального обслуживания формируется в соответствии с Правилами формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)".
В базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере социального обслуживания включены виды социальных услуг, соответствующие статье 20 Федерального закона. Социальные услуги, указанные в обращении, в данной статье не содержатся.
Кроме того, из представленных материалов не усматривается, что профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании, является отдельной социальной услугой. Данная деятельность может являться комплексом превентивных мер и технологий работы и может иметь иную правовую природу.
Из представленных материалов также не усматривается, что собой представляет выполнение организационно-методических работ в сфере социального обслуживания.
Заместитель директора
Департамента демографической
политики и социальной
защиты населения
О.А.СОСНИНА