<Письмо> Минтруда России от 15.03.2016 N 12-5/ООГ-1288
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2016 г. N 12-5/ООГ-1288
Департаментом демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России в пределах компетенции рассмотрено обращение по вопросам реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
По вопросу правового регулирования отказа в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому в связи с наличием медицинских противопоказаний сообщается.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", ранее устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации, не содержал нормы о противопоказаниях, которые могли послужить отказом в предоставлении социальных услуг. Такие нормы содержались только в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", регулировавшем отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
С 1 января 2015 года вышеуказанные законодательные акты утратили силу. Вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в котором содержится норма, предоставляющая возможность отказа в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Однако в соответствии со статьей 8 Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг. Согласно статье 27 Федерального закона порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя, в том числе, перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе. К таким документам могут относиться также медицинские документы, содержащие информацию об имеющихся у гражданина хронических заболеваниях.
Данные порядки также содержат основания для отказа гражданину в предоставлении социальных услуг по формам социального обслуживания, которые устанавливаются субъектами Российской Федерации. Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данные органы самостоятельно определяют порядок оказания социальных услуг и основания для отказа в их предоставлении.
В этой связи, полагаем, что дополнительного нормативного регулирования данного вопроса на федеральном уровне не требуется.
По вопросу оказания срочных социальных услуг лицам без определенного места жительства поставщиками социальных услуг сообщается, что в соответствии с Федеральным законом некоммерческие организации отнесены к поставщикам социальных услуг.
Согласно статье 21 Федерального закона предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Вместе с тем, учитывая то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, Федеральным законом не может быть определен перечень конкретных организаций, которые вправе признавать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Решение поставленного в обращении вопроса необходимо осуществлять с учетом действующего регионального законодательства.
Что касается понятия "трудная жизненная ситуация", необходимо отметить, что данное понятие определено в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" как обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, и последствия, которых он не может преодолеть самостоятельно. Федеральный закон не регулирует оказание помощи и поддержки гражданам, признанным находящимися в трудной жизненной ситуации. Данный Федеральный закон устанавливает основы предоставления социального обслуживания гражданам.
Федеральным законом установлены четкие критерии отнесения граждан к нуждающимся в социальном обслуживании:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
По вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" в части приведения терминологической и понятийной базы Федерального закона с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" сообщается, что данный вопрос относится к полномочиям Минобрнауки России.
По вопросу утверждения базового перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере социального обслуживания, необходимо отметить, что он формируется в соответствии с Правилами формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. N 151.
Базовые (отраслевые) перечни формируются и ведутся соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе, доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Вышеуказанными Правилами не предусмотрено утверждение базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере социального обслуживания нормативными правовыми актами.
Базовые (отраслевые) перечни, сформированные в соответствии с Правилами, размещаются на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Что касается дополнения базового (отраслевого) перечня услугой по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, необходимо отметить, что Правилами определен порядок внесения предложений по изменению базового (отраслевого) перечня. Так, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти предложения о внесении изменений в базовые (отраслевые) перечни после согласования соответственно с финансовым органом субъекта Российской Федерации или финансовым органом муниципального образования, в случае возникновения потребности по включению государственных услуг либо по их корректировке. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти в течение 5 рабочих дней со дня поступления предложений о внесении изменений в базовые (отраслевые) перечни рассматривают их и вносят соответствующие изменения в базовые (отраслевые) перечни либо принимают решение об отказе во внесении таких изменений.
В этой связи, при поступлении указанных предложений в установленном порядке, они будут рассмотрены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
По вопросу разъяснения понятия "дополнительные социальные услуги" сообщается, что согласно статье 11 Федерального закона поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату. К дополнительным услугам не относятся услуги, предоставляемые в объемах, установленных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установление размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом указанный Федеральный закон не содержит гарантий получения дополнительных услуг бесплатно или за частичную плату.
Что касается вопроса определения размера платы за предоставление социальных услуг одновременно у нескольких поставщиков и в нескольких формах, необходимо отметить, что оплата социальных услуг осуществляется на основании договора, заключенного с каждым поставщиком отдельно.
Директор
Департамента демографической
политики и социальной
защиты населения
С.В.ПЕТРОВА