<Письмо> Минстроя России от 15.10.2025 N 61875-СМ/08
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2025 г. N 61875-СМ/08
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с поступающими обращениями и в целях исключения нерациональных и необоснованных бюджетных расходов при проектировании и строительстве зданий образовательных организаций обращает внимание на нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1.1 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89 <*> Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее - СП 42.13330.2016) распространяется исключительно на проектирование новых и развитие существующих городских и сельских населенных пунктов и иных территорий муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке, применяется для целей территориального планирования и градостроительного зонирования, а не разработки проектной документации конкретного объекта капитального строительства.
Более того, СП 42.13330.2016 является опорным при учете региональных и местных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования (далее - РНГП, МНГП).
РНГП, МНГП подготавливаются с учетом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, социально-демографического состава и плотности населения, стратегий социально-экономического развития, природно-климатических и иных условий региона, которые в субъектах Российской Федерации существенно различаются, и должны содержать требования в том числе к площади земельных участков, подлежащих застройке объектами образовательных организаций.
В соответствии с пунктом 10.1 СП 42.13330.2016 при отсутствии в РНГП, МНГП расчетных показателей обеспеченности и доступности объектов образования для ориентировочных расчетов размеры земельных участков общеобразовательных учреждений следует принимать в соответствии с приложением Д СП 42.13330.2016.
Указанный Свод правил не нормирует правила определения площади земельного участка для целей размещения конкретного проектируемого объекта капитального строительства, а служит базой для территориального планирования и градостроительного зонирования населенных пунктов в случае отсутствия РНГП и МНГП. При этом всеми субъектами и муниципалитетами данные нормативы разработаны и применяются.
Вместе с тем профильным документом по стандартизации, устанавливающим требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, является СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования" (далее - СП 251.1325800.2016).
С учетом пункта 6.3 СП 251.1325800.2016 в сложившейся плотной застройке, при дефиците площади земельного участка (менее указанной в приложении Д СП 42.13330.2016 или РНГП, МНГП, при наличии), допускается располагать отдельные зоны территории общеобразовательных организаций (физкультурно-спортивную, учебно-опытную и т.д.) на отдельных земельных участках, находящихся в пешеходной доступности от земельного участка, на котором располагается здание общеобразовательных организаций (не далее 300 м от здания для обучающихся начальной школы, не далее 500 м для обучающихся основной и средней школы, либо на расстояниях, указанных в РНГП, МНГП при наличии таких), проектировать эксплуатируемые кровли, "поднимать" отдельные части здания над землей для устройства крытых площадок отдыха и т.п.
Иные требования к определению площади земельных участков для размещения объектов образования в нормативно-технических документах в сфере строительства отсутствуют.
Таким образом, своды правил не содержат нормативных требований к размерам земельных участков общеобразовательных организаций при их проектировании, а содержащиеся в них положения применяются исключительно для целей подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования в том случае, если соответствующие параметры земельных участков не установлены в РНГП и МНГП.
Просим принять указанную информацию к сведению и руководствоваться ею при планировании и проектировании объектов общеобразовательных организаций.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации просим довести данные разъяснения до региональных органов экспертизы и заинтересованных лиц.
С.Г.МУЗЫЧЕНКО