<Письмо> Минстроя России от 07.10.2025 N 59709-АФ/04
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2025 г. N 59709-АФ/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение по вопросу представления разъяснений в части толкования положений нормативного правового акта, регулирующего порядок обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), и в рамках установленной компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с ТКО является Минприроды России.
Учитывая указанное, разъяснения в части порядка применения положений нормативно-правовых актов, относящихся к соответствующей сфере регулирования, в том числе положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2025 N 293 "О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Порядок N 293) уполномочено представлять Минприроды России.
Вместе с указанным отмечается следующее.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
По характеру образования отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками к ТКО приравнены быть не могут, в связи с чем указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), осуществляющими соответствующие виды работ.
При этом, подпунктом "в" пункта 36 Порядка N 293 с 1 сентября 2025 г. вводится прямой запрет на складирование отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в местах (площадках) накопления ТКО.
Также важно отметить, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Правила N 1390) нормативы накопления ТКО, установленные субъектом Российской Федерации до вступления в силу Правил N 1390, применяются до установления нормативов накопления ТКО в соответствии с положениями Правил N 1390, но не позднее 1 июля 2027 г.
Дополнительно отмечается, в настоящее время на стадии подготовки ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 780703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий совершенствование правового регулирования вопросов создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, и в котором рассматривается вопрос об обращении с отходами, образующимися у граждан и не относящимися к ТКО.
Вместе с тем отмечаем, что в случае если нормативный правовой или (правовой) акт по мнению гражданина или организации не соответствует федеральному законодательству, содержит положения, нарушающие права и законные интересы прав граждан и организаций, указанный акт может быть обжалован в судебном порядке.
Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и их законные интересы, вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами.
Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
А.С.ФЕДЯКОВ