Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минстроя России от 19.12.2024 N 34501-ОГ/00

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2024 г. N 34501-ОГ/00

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регламентирующие в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (далее - МКД), который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний ИПУ и ОДПУ тепловой энергии:

где

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

VД - объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный по показаниям ОДПУ;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;

TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в МКД и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном ИПУ, на основании показаний ИПУ, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в МКД, не оборудованном ИПУ, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7):

где

Si - величина, идентичная величине, применяемой в формуле 3(1);

- сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям ИПУ;

- сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в МКД, оборудованных ИПУ, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Vi равен нулю в случае, если технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в соответствующем жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство указанного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации (далее - помещения без централизованного отопления).

Логика формул 3(1) и 3(7) заключается в следующем.

Объем подлежащей оплате собственником i-ого помещения в МКД теплоэнергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению определяется как сумма теплоэнергии, потребленной непосредственно в i-ом помещении (Vi), и доли в объеме теплоэнергии, потребленной на отопление помещений общего пользования.

Доля в объеме теплоэнергии, потребленной на отопление помещений общего пользования, для собственника i-ого помещения определяется в том же порядке, что и при применении формулы 3 для случая, когда МКД оборудован ОДПУ теплоэнергии и ни одно помещение в МКД не оборудовано ИПУ теплоэнергии.

При этом Vi:

1) определяется по показаниям ИПУ для помещений, оборудованных ИПУ;

2) приравнивается нулю для помещений без централизованного отопления;

3) определяется по формуле 3(7) для помещений, потребляющих теплоэнергию из внутридомовой системы отопления и не оборудованных ИПУ.

Формула 3(7) устанавливает, что если в i-ом помещении (жилом или нежилом) в МКД нет ИПУ, тогда Vi определяется исходя из площади такого помещения (Si) и удельного среднего расхода теплоэнергии на квадратный метр помещений, оборудованных ИПУ.

Из приведенного обстоятельства следует, что в случае наличия ИПУ только в одном помещении в МКД, удельный расход теплоэнергии на квадратный метр такого помещения будет применен в расчетах Vi для других помещений в таком МКД, не оборудованных ИПУ.

В указанном случае при отсутствии в МКД помещений без централизованного отопления, объем теплоэнергии, потребленной в целях отопления, будет распределяться среди собственников помещений (жилых и нежилых) в МКД пропорционально площади таких помещений, и тогда результаты расчетов по формулам 3(1) и 3(7), учитывающим показания ИПУ в помещении, оборудованном таким ИПУ, совпадут с результатами расчетов по формулам 3 и 3(6), проведенных без учета показаний ИПУ, установленного в единственном помещении в МКД.

Дифференциация размера платы за отопление в зависимости от показаний ИПУ возникает с увеличением количества помещений (жилых и нежилых), оборудованных ИПУ. Чем больше в МКД помещений, оборудованных ИПУ теплоэнергии, тем более приближенными к фактическому потреблению теплоэнергии становятся результаты расчетов по формулам 3(1) и 3(7).

Также отмечаем, что величина Sоб включает в себя площади всех жилых и нежилых помещений МКД, находящихся в собственности. Площади помещений, входящих в состав общего имущества, в величину Sоб не включаются.

В целях проверки обоснованности указанного разъяснения можно провести расчет по формуле 3(1) для всех помещений МКД, собственники которых должны оплачивать отопление (взяв за Si площадь всех помещений МКД).

Так, при таком расчете общий объем тепла должен быть равен показаниям ОДПУ (все помещения суммарно оплачивают весь объем тепла). А для этого Si/Sоб должно быть равно 1, то есть Si = Sоб (при этом Si в рассматриваемом примере - суммарная площадь всех помещений в собственности). Это доказывает, что Sоб не включает площади помещений, входящих в состав общего имущества.

При этом отмечается, что закон не предусматривает выделение тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, в качестве коммунального ресурса, подлежащего оплате отдельно от оплаты коммунальной услуги отопления.

Необходимо отметить, что при наличии ОДПУ в МКД потребители оплачивают весь объем тепловой энергии, поставленной в МКД, определенный исходя из показаний ОДПУ. Иного способа расчета платы коммунальной услуги по отоплению не предусмотрено.

Важно обратить внимание, что используемая в формуле 3(1) величина не равна объему тепловой энергии, потребленному в МКД в целом, определенному по ОДПУ. В противном случае второе слагаемое в скобках формулы 3(1) было бы равно нулю, в связи с чем формула 3(1) утратила бы смысл.

Vi рассчитывается отдельно для каждого i-ого помещения в МКД одним из трех способов, указанных в настоящем письме ранее, в зависимости от обстоятельств, присущих соответствующему i-ому помещению в МКД.

Полученные для каждого помещения в МКД значения Vi суммируются, результатом такого суммирования является .

Иного порядка расчета жилищным законодательством не установлено.

Также отмечается, что в случае если в МКД только одно помещение оборудовано ИПУ, при этом в МКД нет помещений без централизованного отопления, тогда для помещения, оборудованного ИПУ, Vi будет определяться по показаниям ИПУ, для остальных помещений в МКД Vi будет рассчитываться по формуле 3(7):

Если ИПУ есть только в одном помещении в МКД, тогда справедливо равенство

где:

VИПУ - показания ИПУ, установленного в помещении в МКД, оборудованным таким ИПУ;

SiИПУ - площадь i-ого помещения в МКД, оборудованного ИПУ.

В указанном случае величина будет равна:

При этом

Таким образом,

Поскольку , указанную формулу можно переписать в виде:

Величина является общей площадью всех жилых и нежилых помещений в МКД, которая в формуле 3(7) обозначена Sоб.

Таким образом, для случая, когда МКД оборудован ОДПУ, в таком МКД только одно помещение оборудовано ИПУ, при этом в МКД нет помещений без централизованного отопления, справедливо равенство:

где:

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;

VИПУ - показания ИПУ, установленного в i-ом помещении в МКД, оборудованным таким ИПУ;

SiИПУ - площадь i-ого помещения в МКД, оборудованного ИПУ.

Дополнительно отмечается, что установленный Правилами N 354 порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, которые оснащены ОДПУ тепловой энергии, соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и лишь при их отсутствии допускающей применение нормативов потребления коммунальных услуг.

Это также согласуется с положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 30-П о приоритетном значении данных приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы и необходимости установления такого правового регулирования, которое бы предусматривало порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, которые оснащены ОДПУ тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, с учетом показаний указанных приборов учета.

Вместе с тем Минстроем России ведется постоянная работа по мониторингу правоприменения и актуальным проблемам, возникающим в связи с реализацией законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, Минстрой России внимательно анализирует предложения по его совершенствованию, имеющиеся у различных организаций и граждан.

В этой связи обращение важно для нас, поскольку содержит информацию о конкретных проблемах либо возможных вариантах их решения в сфере функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Представленные сведения будут проанализированы и по возможности учтены в ходе плановой работы Минстроя России, касающейся применения Федерального закона.

Благодарим за активное участие в анализе ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и выработке предложений, которые могут способствовать решению проблемных вопросов в отрасли.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора

Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

Д.Ю.НИФОНТОВ

Другие документы по теме
"О товарном знаке "PIONEER"
"О товарном знаке "AQUASPHERE"
"О товарном знаке "ILE DE BEAUTE" (рег. N 1021564)"
Ошибка на сайте