<Письмо> Минстроя России от 17.10.2016 N 34124-ХМ/02
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 2016 г. N 34124-ХМ/02
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение от 5 октября 2016 года N 1-ОГВ/02-1065/16-0-0 с просьбой разъяснить отдельные законодательные нормы Федерального закона от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ) и сообщает следующее.
По вопросу 1.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, а также строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемая организация) обязана в срок до 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", а также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация, с приложением документа (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданного такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России.
Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационных фонд такой некоммерческой организации, взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекратившим в них членство, доходов, полученных от размещения средств, а также с учетом минимальных размеров взносов в такие фонды, установленных частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса.
Размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, в случае принятия решения о его формировании, для каждого члена саморегулируемой организации определяется исходя из:
размеров взносов в такие фонды, установленные решением общего собрания членов саморегулируемой организации с учетом минимальных размеров таких фондов, установленных частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса, и заявленного членом саморегулируемой организации уровнем ответственности;
размера ранее внесенных средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации таким членом.
Стоит обратить внимание, что при расчете размеров взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ранее внесенные членом саморегулируемой организации средства в компенсационный фонд могут быть разделены между двумя указанными фондами.
При этом в случае, если ранее внесенных членом саморегулируемой организации средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации окажется недостаточно, такой член обязан внести дополнительно взнос в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации. Размер такого взноса указывается в уведомлении, направляемом саморегулируемой организацией своим членам в соответствии с частью 11 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
В случае, если совокупный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации для конкретного члена саморегулируемой организации окажется меньше размера средств, ранее внесенных таким членом в компенсационный фонд саморегулируемой организации, разница подлежит зачислению в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда саморегулируемой организации. Эти средства не могут быть возвращены члену саморегулируемой организации, однако в дальнейшем могут быть направлены на повышение уровня его ответственности.
Частями 4 и 5 статьи 55.16 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для перечисления средств компенсационных фондов саморегулируемой организации, размещенных на специальных банковских счетах в отношении средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации соответственно.
В отношении ранее сформированных компенсационных фондов саморегулируемых организаций (до 4 июля 2016 года) действуют общие правила, предусмотренные частью 13 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ), согласно которому выплаты из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации могут осуществляться только в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частями 2 и 9 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ и частью 1 статьи 55.16 Кодекса предусмотрена обязанность саморегулируемых организаций:
до 1 ноября 2016 года разместить средства своего компенсационного фонда на специальном банковском счете;
до 1 июля 2017 года сформировать компенсационный фонд возмещения вреда и при необходимости компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и разместить средства этих фондов на специальных банковских счетах.
В случае если до 1 ноября 2016 года саморегулируемая организация не приняла решение о формировании компенсационного фонда возмещения вреда и в случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Кодекса, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств или не завершила процедуру их формирования на специальном банковском счете в соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, подлежат размещению средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с решением общего собрания членов такой саморегулируемой организации, принятым до вступления в силу Федерального закона N 372-ФЗ и согласно действующим на момент принятия такого решения редакциям статей 55.4 и 55.16 Кодекса.
Учитывая изложенное, перевод средств с одного специального банковского счета, на котором размещены средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, на другие специальные банковские счета, на которых будут размещены средства компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации и, при необходимости, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, соответствует нормам части 13 статьи 13 Федерального закона N 315-ФЗ, поскольку такие требования прямо предусмотрены Федеральным законом N 191-ФЗ и Кодексом.
Порядок и условия размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в соответствии с частью 8 статьи 55.16-1 Кодекса будут установлены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
По вопросу учета в составе компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации средств компенсационного фонда в случае отзыва лицензии (банкротства) такой кредитной организации необходимо сказать, что согласно пункту 9 статьи 142 Федерального закона от 26 декабря 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. По итогам конкурсного производства конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов. С этого момента можно утверждать, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, размещенные на депозите кредитной организации, в отношении которой открыто конкурсное производство, не могут быть возвращены.
Таким образом, после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства саморегулируемая организация обязана предпринять действия по восполнению средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии с частью 6 статьи 55.16 Кодекса не позднее трех месяцев с даты вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.
По вопросу 2.
Согласно части 2 статьи 48 Кодекса проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Таким образом, рабочая документация является частью проектной документации.
Следовательно, при расчете членом саморегулируемой организации фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкурентных способов, необходимо иметь ввиду проектную документацию, включающую в себя в том числе рабочую документацию.
По вопросу 3 и 4.
В соответствии с частью 6 статьи 55.16 Кодекса при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, члены саморегулируемой организации в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Согласно части 8 статьи 55.4 Кодекса саморегулируемая организация, сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе в процессе своей деятельности принимать решение о ликвидации данного компенсационного фонда саморегулируемой организации.
По вопросу 5.
В соответствии с частью 6 статьи 55.5 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2017 года, требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в указанной части статьи, а именно:
1) если индивидуальный предприниматель, а также руководитель юридического лица, самостоятельно организуют выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, то в квалификационные требования к этим лицам включаются наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
2) если у индивидуального предпринимателя или юридического лица есть специалисты по организации инженерных изысканий (главные инженеры проектов), специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования (главные инженеры проектов, главные архитекторы проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, а также выполнение работ по подготовке проектной документации, и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 Федерального закона N 372-ФЗ, то в квалификационные требования к этим лицам включаются наличие не менее чем двух специалистов по каждому направлению по месту основной работы.
При этом, в силу пункта 1 части 6 статьи 55.5 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица может самостоятельно осуществлять организацию выполнения инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства без привлечения специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ, с соблюдением квалификационных требований, установленных не ниже минимальных, предусмотренных в пункте 1 части 6 статьи 55.5 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ.
Также согласно части 1 статьи 55.5-1 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
По вопросу 6.
Положениями статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ установлено право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, а также архитектурно-строительного проектирования осуществить не позднее 1 июля 2017 года переход из одной саморегулируемой организации в другую по месту регистрации указанных лиц.
В соответствии с частью 11 статьи 3.3 указанного Федерального закона юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, в которую переходят указанные лица.
Таким образом, нормами статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ предусмотрено именно право членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, а также архитектурно-строительного проектирования осуществить переход из одной саморегулируемой организации в другую по месту своей регистрации с переводом внесенных ими средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации, членство в которой было прекращено.
По вопросу 7.
Пунктом 22 статьи 1 Кодекса в редакции федерального закона N 372-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2017 года, определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом.
Указанные функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48 и частью 2.2 статьи 52 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ.
Соответственно, организации, выполняющие функции технического заказчика, учитываются при определении числа членов саморегулируемой организации.
При этом минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации, определяется в соответствии с положениями части 11 статьи 55.16 Кодекса.
С 1 июля 2017 года Федеральный закон N 372-ФЗ дополняется новой статьей 60.1, частью 2 которой предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации функций технического заказчика субсидиарную ответственность несут:
1) саморегулируемая организация в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, в зависимости от количества ее членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Кодекса размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого такого члена в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, возникшим на основании договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, исполнявшие от имени застройщика функции технического заказчика, на момент заключения такого договора являлись членами такой саморегулируемой организации;
2) соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций, либо саморегулируемая организация, членом которой стал технический заказчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший функции технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 Кодекса, средства компенсационного фонда возмещения вреда на счет указанной саморегулируемой организации.
Следует добавить, что в соответствии с частью 3 указанной статьи размер компенсационной выплаты из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по указанным договорам по одному требованию о возмещении реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, либо вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации функций технического заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства по таким договорам, заключенным от имени застройщика, а также неустойки (штрафа) по таким договорам не может превышать одну четвертую доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, в зависимости от количества ее членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Кодекса размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого такого члена в зависимости от уровня его ответственности по соответствующим обязательствам.
По вопросу 8.
В соответствии с пунктом 2 Плана-графика по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, иных актов, необходимых для реализации норм Федерального закона N 372-ФЗ, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком, Минстроем России совместно с Минтрудом России, Минобрнауки России и Ростехнадзором во втором квартале 2017 года будет обеспечена подготовка приказа Минстроя России "О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесение изменений в сведения о физическом лице, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки специалистов в области строительства".
Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Х.Д.МАВЛИЯРОВ