<Письмо> Минстроя России от 09.06.2025 N 33151-ДН/04
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2025 г. N 33151-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и в рамках компетенции сообщает следующее.
На основании Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Минстрой России не обладает правом давать оценку конкретной ситуации и правоотношениям.
1. Понятие "исковая давность" и правила ее применения устанавливает Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ или Гражданский кодекс РФ). В соответствии с положениями статей 195 - 200 ГК РФ: исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195); исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (пункт 1 статьи 199); требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (пункт 2 статьи 199); общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 196 и пункт 1 статьи 200).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 (ред. от 22 июня 2021 г.) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" даны следующие разъяснения по применению срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.
Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности.
Из приведенных положений норм Гражданского кодекса РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что отношения по применению срока исковой давности возникают исключительно по иску лица, право которого нарушено, при этом требование о защите нарушенного права рассматриваются судом независимо от истечения срока исковой давности.
Соответственно, в случае, указанном в обращении, в отсутствие специального нормативного регулирования ограничение по периоду не может быть установлено.
2. В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 (далее - Правила N 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, при этом узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил N 1034, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Пунктом 14 Правил N 1034 установлено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - аккредитованные организации), результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
Таким образом, если по находящемуся в эксплуатации прибору учета по результатам его поверки подтверждается его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то тем самым подтверждается обеспечение таким прибором учета достаточной точности измерений, и, соответственно, такой прибор учета может использоваться в расчетах в соответствии с пунктом 6 Правил N 1034 до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Кроме того, на основании пункта 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта прибора учета осуществляется проверка готовности прибора учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки прибора учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 Правил N 1034. Поскольку проверка узла учета в соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 проводится в отношении узлов учета, которые ранее были введены в эксплуатацию в установленном законом порядке, то подписание акта проверки подтверждает исправность приборов учета, используемых для коммерческого учета тепловой энергии до составления такого акта, что подтверждает возможность использования таких приборов учета в расчетах за тепловую энергию вне зависимости от наличия у потребителя акта первичного ввода таких приборов учета в эксплуатацию.
3. Правила измерения прибором учета измеряемых им параметров (величин) исходят из положений Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", статьей 2 которого даются определения понятиям: средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений (пункт 21); прямое измерение - измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений (пункт 19).
Показатели качества коммунальных услуг приведены в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354). По мнению Департамента, показатели качества коммунальных услуг, указанные в приложении N 1 к Правилам N 354, определяются путем прямого измерения, то есть такие показатели определяются непосредственно от средства измерения без их приведения к величинам какого-либо уровня точности.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ