<Письмо> Минстроя России от 01.04.2025 N 18951-ОШ/06
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 апреля 2025 г. N 18951-ОШ/06
Департамент стратегических проектов совместно с Департаментом комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) региональная программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа) утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Следовательно, работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома проводятся в сроки, предусмотренные региональной программой.
Работы по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений включены в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса).
В соответствии с Техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 "О принятии технического регламента таможенного союза "Безопасность лифтов" (далее - Регламент), по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2024 г. N 112 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824", лифты, отработавшие назначенный срок службы до 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента до 15 февраля 2030 года.
С учетом указанного, лифты, отработавшие назначенный срок службы (25 лет), должны быть приведены в соответствие с требованиями Регламента в срок до 2030 года.
Таким образом, работы по капитальному ремонту лифтового оборудования должны выполняться в установленные сроки, предусмотренные региональной программой, а также с учетом положений Регламента.
Важно отметить, что при формировании фондов капитального ремонта на специальном счете ответственность за своевременность проведения капитального ремонта и достаточность средств на финансирования работ полностью возлагается на самих собственников помещений в многоквартирном доме.
Взносы, уплаченные собственниками помещений многоквартирных домов, являются основным источником формирования фондов капитального ремонта и инструментом реализации региональной программы капитального ремонта в регионе.
При этом, считаем важным отметить, что обеспечение ремонта, замены, модернизации необходимого количества лифтов в установленные сроки возможно также с помощью инструментов рассрочки или факторинга (кредитования, в том числе коммерческого, факторинга, отсрочки (рассрочки) платежа по договорам подряда). Для этого законодательные изменения не требуются, реализация их возможна в действующем правовом поле. Такой положительный опыт есть в г. Санкт-Петербург, Нижегородской области, Свердловской области, Республиках Татарстан, Башкортостан, Липецкой области и др.
Также сообщаем, что Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 г. N 79 "Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам". Списанию подлежат две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 г., по бюджетным кредитам. При этом субъект Российской Федерации не менее половины общего объема высвобождаемых средств обязан направить на реализацию инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая проекты, направленные на замену лифтового оборудования в многоквартирных домах).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента
стратегических проектов
О.В.ШАРОВА