<Письмо> Минстроя России от 31.03.2025 N 18447-ДН/04
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2025 г. N 18447-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.
На основании Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 142 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 7-ФЗ учредительным документом некоммерческой организации является устав, который утверждается ее учредителями (участниками, членами, собственниками имущества).
В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 14 Закона N 7-ФЗ устав некоммерческой организации должен предусматривать в том числе порядок вступления (принятия) членов (участников) в состав некоммерческой организации и выхода из нее, права и обязанности (в том числе имущественные) членов (участников) некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются в числе прочего регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).
При этом пунктом 2 статьи 26 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Таким образом, в случае создания несколькими ТСЖ ассоциации (союза), такие ТСЖ, являющиеся членами (участниками) указанной ассоциации (союза), обязаны исполнять требования устава такой ассоциации (союза), в том числе в части обязанности в установленном порядке и размере оплачивать членские взносы.
В силу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе в числе прочего определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, расходы на другие установленные главой 13 ЖК РФ и уставом ТСЖ цели, а также устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 4, 5, 8.1 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся в том числе установление размера обязательных платежей и взносов, утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).
Таким образом, расходы ТСЖ на оплату членских взносов в ассоциацию (союз), членом (участником) которой является ТСЖ, должны быть предусмотрены сметой доходов и расходов ТСЖ, утвержденной в установленном порядке общим собранием членов ТСЖ.
Указанные расходы ТСЖ являются целевыми, возникающими на основании решения органов управления ТСЖ о вступлении в ассоциацию (союз), и не могут быть предусмотрены статьей сметы "непредвиденные расходы".
ТСЖ расходует собственные средства, которые в соответствии с частью 2 статьи 151 ЖК РФ состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества, доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества, субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий, прочих поступлений.
Отмечается, что согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ бремя конкретного собственника помещения в многоквартирном доме по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле такого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, при этом в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Следовательно, удельный размер платежа за содержание общего жилого помещения в многоквартирном доме в руб./кв. м одинаков для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, размер членского взноса для члена ТСЖ в руб./кв. м равен размеру платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в руб./кв. м для собственника помещения в многоквартирном доме, не являющегося членом ТСЖ.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ