<Письмо> Минобрнауки России от 21.06.2017 N ВК-1581/09
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июня 2017 г. N ВК-1581/09
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Во исполнение пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 11 октября 2016 г. N Пр-2179 Минобрнауки России направляет для использования в работе разработанные совместно с Минспортом России методические рекомендации по проведению школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" в течение учебного года.
Заместитель министра
В.Ш.КАГАНОВ
Утверждаю
Директор Департамента
государственной политики
в сфере воспитания детей
и молодежи Минобрнауки России
И.А.МИХЕЕВ
Директор Департамента
развития физической культуры
и массового спорта
Минспорта России
В.Н.МАЛИЦ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКИХ
СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ (ИГР) ШКОЛЬНИКОВ "ПРЕЗИДЕНТСКИЕ
СОСТЯЗАНИЯ" И "ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ"
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
1. Основания для разработки методических рекомендаций
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 Поручения Президента Российской Федерации от 09.11.2016 N Пр-2179 в целях дальнейшего развития Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры".
В соответствии с государственной политикой, реализуемой в сфере образования, в настоящее время перед системой образования Российской Федерации стоят задачи обеспечения увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75% <1>, а также активизации работы по созданию школьных спортивных клубов и реализации поэтапного графика значительного увеличения числа школьников, участвующих в физкультурных и спортивных соревнованиях на школьном и муниципальном этапах <2>.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
<2> Поручение Правительства Российской Федерации от 10.12.2014 N АД-П12-197пр.
Кроме того, к 2020 году доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна достигнуть 80% <3>.
--------------------------------
<3> Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
Данные методические рекомендации ориентированы на достижение указанных индикаторов и адресованы руководителям общеобразовательных организаций и органам исполнительной власти, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования и в области физической культуры и спорта.
2. Общая характеристика Всероссийских спортивных
соревнований (игр) школьников "Президентские состязания"
и "Президентские спортивные игры"
Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" (далее - Президентские состязания и Президентские спортивные игры) ежегодно проводятся Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством спорта Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 948.
Порядок проведения соревнований утвержден совместным приказом Минобрнауки России и Минспорта России от 27 сентября 2010 года N 966/1009 (зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2010 года N 18976).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2390-р Президентские состязания и Президентские спортивные игры подлежат обязательному ежегодному включению в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Со стороны государства организации и проведению Президентских состязаний и Президентских спортивных игр уделяется особое внимание. Вопрос их проведения был рассмотрен на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 11 октября 2016 года, по итогам которого Минобрнауки России и Минспорту России дано поручение представить предложения по их дальнейшему развитию.
Президентские состязания и Президентские спортивные игры имеют свою идеологию, структуру, формы проведения, а также эмблемы и флаги.
Идеология мероприятий - гармоничное развитие ребенка - физическое, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое, воспитание творческой и интеллектуальной личности, имеющей активную жизненную позицию.
Ценность Президентских состязаний и Президентских спортивных игр - в их комплексности.
Уникальность Президентских состязаний заключается в том, что в них принимают участие команды как городских, так и сельских общеобразовательных организаций, сформированные из обучающихся одного класса, при этом программа решает вопросы всестороннего гармоничного развития личности школьников и дает возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах деятельности - спортивной, творческой, интеллектуальной.
Структура каждого из мероприятий представляет собой проведение четырех очных этапов:
- школьный - проводится в общеобразовательных организациях до 1 марта;
- муниципальный - проводится в муниципальных образованиях до 1 мая;
- региональный - проводится в субъектах Российской Федерации до 1 июня;
- всероссийский - место и сроки устанавливаются положением, и программу проведения, которая состоит из основных и дополнительных видов.
Основные виды Президентских состязаний - спортивное многоборье (тесты), творческий, теоретический конкурсы, эстафетный бег. Дополнительные виды программы представлены следующими видами спорта - бадминтон, баскетбол 3 x 3, дартс, мини-футбол, плавание, самбо, шахматы.
Спортивное многоборье базируется на доступных и простых тестах, которые возможно применять в любых условиях с использованием минимального набора спортивного инвентаря и оборудования. Тесты направлены на определение уровня общей физической подготовленности обучающихся, в том числе скоростных, скоростно-силовых, силовых качеств, выносливости и гибкости.
Эстафетный бег способствует сплочению класса-команды, проявлению командного духа, учит взаимодействию и взаимопомощи.
Теоретический конкурс направлен на интеллектуальное развитие обучающихся и их патриотическое воспитание, посвящен темам:
- зарождения и современной истории олимпийских игр, их атрибутики;
- развитию спорта и олимпийского движения в нашей стране;
- достижениям советских и российских спортсменов на Олимпийских играх и международной арене;
- влияния занятий физической культурой и спортом на организм обучающихся;
- антидопинговой профилактики.
Проведение творческого конкурса способствует гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся, знакомству с культурой и традициями народов России, субъектов Российской Федерации, городов и сел, образовательных организаций. Конкурс направлен на стимулирование творческой и исследовательской деятельности школьников, развитие их художественной культуры и культуры речи, навыков работы в коллективе, раскрытие творческих способностей обучающихся.
Дополнительные виды в программу Президентских состязаний включаются по результатам анкетирования педагогов и участников, ходатайству общероссийских федераций, заинтересованных в развитии своих видов спорта.
В Президентских спортивных играх участвуют команды 5 - 11-х классов, сформированные из обучающихся одной общеобразовательной организации, добившихся наилучших результатов в наиболее массовых летних видах спорта.
Программа Президентских спортивных игр состоит из обязательных и дополнительных видов программы. Обязательные виды - баскетбол 3 x 3, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, шашки; дополнительные виды - гандбол, лапта, тэг-регби 5 x 5.
Для сопровождающих и педагогов во время проведения Президентских состязаний и Президентских спортивных игр организуются образовательные программы, которые знакомят их с инновационными образовательными технологиями; проводятся круглые столы по обмену опытом и семинары-практикумы с участием представителей всероссийских федераций по видам спорта, ведущих спортсменов Российской Федерации.
Президентские состязания и Президентские спортивные игры являются самыми массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями среди обучающихся в Российской Федерации. В школьных этапах мероприятий ежегодно принимают участие более 11 млн обучающихся общеобразовательных организаций.
Полученная объективная информация позволяет педагогам, а также руководителям общеобразовательных организаций проводить полноценный и развернутый анализ эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию, своевременно вносить в него коррективы, более грамотно осуществлять перспективное планирование.
3. Организация и проведение школьных этапов Всероссийских
спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские
состязания" и "Президентские спортивные игры"
В настоящее время возникла необходимость увеличения продолжительности (с сентября по май учебного года) проведения школьных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр и определения используемых видов физкультурно-спортивной деятельности.
Проведение школьных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр и их финансирование осуществляют общеобразовательные организации.
К участию в соревнованиях школьного этапа Президентских состязаний и Президентских спортивных игр допускаются обучающиеся в возрасте 6 - 17 лет, отнесенные к основной медицинской группе <1>.
--------------------------------
<1> Рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся "Медицинский допуск несовершеннолетних к соревнованиям и спортивно-оздоровительным мероприятиям в образовательных организациях", утвержденные протоколом заседания Профильной комиссии Минздрава России по гигиене детей и подростков от 6 мая 2014 г. N 4.
Необходимым условием пропаганды и развития Президентских состязаний и Президентских спортивных игр является заинтересованность и вовлеченность обучающихся в процесс их реализации.
Для решения задач, связанных с увеличением сроков проведения школьных этапов мероприятий, общеобразовательной организации необходимо выработать технологию проведения Президентских состязаний и Президентских спортивных игр и с этой целью следует:
- провести открытое коллективное обсуждение плана мероприятий по реализации школьных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр с привлечением педагогического коллектива, в том числе педагогов дополнительного образования, обучающихся и их родителей;
- выбрать варианты деятельности;
- провести "мозговой штурм";
- оценить свои возможности;
- определить организаторскую деятельность;
- проанализировать полученные результаты и внести корректировки.
Итогом такой комплексной деятельности должен стать утвержденный план мероприятий по реализации школьных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр.
Алгоритм проведения Президентских состязаний и Президентских спортивных игр после определения лучших классов и команд общеобразовательной организации предполагает выстраивание модельной деятельности с использованием следующих блоков (таблица).
Блок I "Теория", который предусматривает проведение различных мероприятий для обучающихся с учетом их возрастного диапазона, направленных на ознакомление, закрепление и совершенствование знаний в области физической культуры и спорта по следующим темам:
- история развития физической культуры и спорта, олимпийского движения в СССР и России;
- олимпийские игры древности и современные;
- достижения советских и российских олимпийцев и спортсменов;
- теория, правила видов спорта.
В рамках реализации данного блока возможно проведение различных форм мероприятий с учетом возрастных категорий обучающихся.
Для обучающихся:
- начальной школы - приоритетным является проведение тематических классных часов, бесед, викторин, различных постановок, разучивание песен и стихов на спортивную тематику, праздников с участием родителей;
- средней школы - характерно проведение классных часов, бесед, выступлений с докладами на спортивную тематику, участие в различных викторинах и интеллектуальных играх;
- старшей школы - проведение различных диспутов, молодежных акций, конкурсов исследовательских работ и проектов, участие в интеллектуальных играх и брейн-ринге.
При подготовке и разработке теоретических заданий необходимо использовать межпредметные связи с историей, литературой, биологией, географией, ОБЖ, технологией, а также метапредметные связи.
Блок II "Творчество" - мероприятия этого блока проводятся с целью пропаганды здорового образа жизни, спорта и физической культуры, противодействия применению допинга посредством проведения:
- различных акций;
- конкурсов (литературных, рисунков, фоторабот, спортивных видеороликов, видеофильмов и др.);
- выставок творческих работ;
- флэш-мобов;
- фестивалей;
- спортивных праздников, приуроченных к знаменательным датам, профессиональным праздникам и общественно значимым событиям;
- конкурсов на лучшую организацию и постановку спортивно-массовой работы внутри класса и общеобразовательной организации.
Блок III "Спортивная деятельность" предусматривает проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые могут быть представлены различными формами:
- "Веселые старты";
- "Народные игры и забавы";
- турниры по интеллектуальным видам спорта (го, шашки, шахматы, компьютерный спорт);
- фестивали спорта, дни здоровья и спорта, день прыгуна, день бегуна, день пловца, день олимпийца;
- соревнования и матчевые встречи по различным видам спорта, включая олимпийские и национальные виды спорта;
- турниры по Воркауту (англ. Workout) между классами, командами параллелей классов, командами детей и родителей, ведущих спортсменов или ветеранов спорта.
При планировании мероприятий этого блока необходимо провести анкетирование обучающихся с целью определения наиболее интересных для детей и востребованных в их среде видов спорта, а также родителей - с целью определения возможной помощи при организации мероприятий.
Блок IV "Культурно-спортивные и просветительские мероприятия" включает встречи с олимпийцами и знаменитыми спортсменами, дни открытых дверей и школьного самоуправления, в том числе физкультурно-спортивной направленности, интеллектуально-спортивные игры (на основе видов спорта), спортивные флеш-мобы, организацию выставок, музеев спорта и здоровья.
Все мероприятия направлены на приобщение обучающихся к социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек, духовному и физическому совершенствованию, к ценностям олимпийского движения и его идеалов, пропаганде здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, ведению исследовательской и творческой деятельности, участию в волонтерском движении.
Таблица
Алгоритм проведения Президентских состязаний
и Президентских спортивных игр
Март
Апрель
Май
1
2
3
4
Блок I "Теория"
Проводятся мероприятия по олимпийской тематике, истории развития видов спорта в СССР и России, направленные на ознакомление обучающихся с достижениями советских и российских спортсменов и т.п.
Викторина "Шаги в спортивную страну" (1 - 4-е классы)
X
Викторина "Знатоки спорта" (5 - 8-е классы)
X
Классные часы "Легендарные спортсмены" (1 - 11-е классы)
X
Беседы на спортивную тематику:
1 - 4-е классы
X
5 - 8-е классы
X
Различные сказочные и мифологические постановки (1 - 4-е классы)
X
Доклады, выступления на спортивную тематику (5 - 7-е классы)
X
Конкурсы исследовательских работ обучающихся (8 - 11-е классы)
X
Брейн-ринг "Спортивная Россия" (9 - 11-е классы)
X
Интеллектуальный марафон:
6 - 7-е классы
X
8 - 9-е классы
X
10 - 11-е классы
X
Блок II "Творчество"
Проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, спорта и физической культуры, противодействия применению допинга)
Акция "Спорт глазами ребенка" (1 - 8-е классы)
X
Конкурс рисунков (1 - 4-е классы) "Со спортом дружить - здоровье хранить!"
X
Фотоконкурс "Я вместе со спортом" (5 - 8-е классы)
X
Фотоконкурс "Лучший, здоровый, непобедимый" (9 - 11-е классы)
X
Литературный конкурс (1 - 11-е классы)
X
Конкурс спортивных видеороликов, видеофильмов (8 - 11-е классы)
X
Выставки творческих работ "Займись спортом. Будь первым"
X
Блок III "Спортивная деятельность"
"Веселые старты":
1 - 4-е классы
X
5 - 8-е классы
X
"Народные игры и забавы" (6 - 8-е классы)
X
Турниры национальных видов спорта (9 - 11-е классы)
X
"Интеллект":
игра "го" (6 - 9-е классы)
X
игра "маджонг" (8 - 11-е классы)
X
рэндзю (6 - 11-е классы)
X
Фестиваль тэг-регби "Займись регби":
1 - 3-е классы
X
4 - 6-е классы
X
7 - 8-е классы
X
Турнир по Воркауту (англ. Workout):
7 - 8-е классы
X
9 - 11-е классы
X
Дни здоровья и спорта, день прыгуна, день бегуна, день пловца, день олимпийца
X
X
X
Блок IV "Культурно-спортивные и просветительские мероприятия"
Встречи с олимпийцами и знаменитыми спортсменами
X
X
X
Дни физкультурного самоуправления
X
День открытых дверей "Дружим со спортом всей семьей"
X
Интеллектуально-спортивная игра "Защити себя и друга" (на основе самбо)
X
X
Спортивные флеш-мобы
X
Выставки, организация музея спорта и т.п.
Круглый стол "Физкультурная жизнь нашей школы в будущем учебном году" (6 - 11-е классы - физкультурно-спортивный актив школы)
X
Фестиваль, подводящий итоги учебного года и определяющий самый спортивный, дружный и интеллектуальный класс, команду
X
К организации и проведению школьных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр следует привлекать обучающихся, занимающихся в школьных спортивных клубах. Очень важно обратить внимание на развитие коммуникативных навыков обучающихся, потребности в самореализации в различных видах деятельности, поддержке детской инициативы.
Подготовка к физкультурно-спортивному мероприятию в общеобразовательной организации начинается задолго до его проведения. Здесь нужно учитывать большой потенциал подготовительной работы для проявления обучающимися организаторских и творческих способностей, достижений в исследовательской деятельности, навыков планирования.
Очень важно чтобы в этой работе также принимали участие родители и представители профессионального спортивного сообщества. Только совместная работа помогает достигать успехов в разнообразной деятельности, связанной с творчеством и спортом.
Занимающиеся в школьных спортивных клубах могут проявлять свои возможности в разных сферах деятельности, например, следующих.
1. Пропаганда мероприятия и оформление мест его проведения (подготовка афиш, разработка пригласительных билетов, подготовка и показ номеров художественной самодеятельности, выступлений юных спортсменов, разработка сценария, фото- и видеосъемка, монтаж видеофильмов - это творческая деятельность, которая позволяет вовлекать в работу и "неспортивных" детей).
2. Исследовательская деятельность, которая подразумевает определение темы, изучение теории, посвященной необходимой проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы.
Итогом проведения исследований должны стать:
2.1. организация бесед о физической культуре и спорте;
2.2. подготовка специальных спортивных передач, посвященных мероприятиям;
2.3. выпуск газет и информационных бюллетеней различной тематики;
2.4. проведение в классах и общеобразовательной организации специальных лекций и бесед о предстоящем мероприятии, его целях и задачах;
2.5. проведение тематических вечеров с демонстрацией специально подобранных видеофильмов, аудиозаписей;
2.6. организация в библиотеке или читальном зале выставки спортивной литературы и плакатов.
3. Планирование - составление годового плана физкультурных и спортивных мероприятий, плана подготовки к соревнованиям или спортивному празднику.
4. Судейство соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий, в котором могут принимать участие обучающиеся старших классов и подростки, имеющие спортивные разряды в различных видах спорта.
5. Программное обеспечение различных мероприятий, где обучающиеся, имеющие навыки компьютерного программирования, могут создать компьютерную программу для пересчета показанного результата в баллы в спортивном многоборье Президентских состязаний и легкоатлетическом многоборье Президентских спортивных игр.
6. Волонтерское движение.
7. Работы по ремонту, благоустройству спортивных площадок, мелкому ремонту спортивного инвентаря и оборудования.
Физкультурно-спортивные итоги учебного года рекомендуется подводить в виде круглых столов и мини-конференций среди обучающихся с рассмотрением вопросов планирования мероприятий будущего учебного года.
Финалом школьного цикла (в течение года) проведения Президентских состязаний и Президентских спортивных игр в общеобразовательной организации должен стать спортивно-оздоровительный фестиваль, на котором подводятся спортивные итоги учебного года, проводится награждение самых спортивных, дружных и интеллектуальных классов (команд).
4. Организация и проведение муниципальных этапов
Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников
"Президентские состязания" и "Президентские
спортивные игры"
Непосредственное проведение муниципальных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр и их финансирование осуществляют органы местного самоуправления и органы исполнительной власти, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования, физической культуры и спорта.
К организации и проведению муниципальных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр рекомендуется привлекать органы исполнительной власти, осуществляющие муниципальное управление в области культуры, здравоохранения, региональные и муниципальные спортивные федерации.
Места проведения мероприятий муниципального этапа Президентских состязаний и Президентских спортивных игр должны соответствовать требованиям правил соревнований по видам спорта и требованиям безопасности.
Физкультурно-спортивные мероприятия муниципального этапа могут проводиться в течение нескольких дней, в том числе на базах оздоровительных лагерей, туристических баз и иных организаций, имеющих соответствующую инфраструктуру.
При проведении физкультурно-спортивных мероприятий муниципального этапа обязательно присутствие медицинского работника (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N 134н).
К освещению муниципальных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр рекомендуется привлекать местные и региональные средства массовой информации, в том числе газеты, радио, телевидение.
С целью увеличения сроков проведения муниципальных этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр рекомендуется запрашивать у общеобразовательных организаций информацию о мероприятиях, проводимых в рамках школьных этапов, для обобщения опыта и обеспечения преемственности этапов.
Так, в рамках блока "Теория" следует проводить конференции и круглые столы муниципального уровня:
- для обучающихся 5 - 8-х классов - с выступлениями в виде докладов физкультурно-спортивной тематики;
- для обучающихся 9 - 11-х классов - с защитой проектов.
В рамках блока "Творчество" рекомендуется проводить:
- фестивали групп поддержки;
- во время проведения спортивных соревнований - конкурсы на лучшую группу поддержки, лучшие плакат, речевку и пр.
Для формирования культуры правомерного поведения болельщика следует проводить открытые уроки (лектории) с привлечением в качестве лекторов студентов образовательных организаций высшего образования физкультурно-спортивной направленности, а также педагогов дополнительного образования и специалистов физкультурно-спортивного профиля.
В блоке "Спортивных мероприятий" рекомендуется проводить забеги и турниры среди команд обучающихся общеобразовательных организаций, приуроченные к памятным датам - 1 и 9 мая, 12 июня. В рамках торжественных мероприятий, посвященных этим датам, следует организовывать "Веселые старты", народные игры и забавы, турниры по интеллектуальным видам, семейные старты.
Для формирования здорового образа жизни и привычки к двигательной активности рекомендуется проводить "зарядки" (в том числе со знаменитыми спортсменами и олимпийскими чемпионами) на разных площадках муниципального образования.
Увеличение сроков проведения школьных и муниципальных этапов социально значимых мероприятий "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" позволит:
- эффективно координировать деятельность по физкультурно-спортивному воспитанию, как в общеобразовательных организациях, так и в муниципальных образованиях;
- совершенствовать систему спортивных и физкультурных мероприятий;
- разработать параметры двигательной активности для различных возрастных групп, в различные периоды жизни подрастающего поколения;
- активно пропагандировать физическую культуру и спорт как важнейшие составляющие здорового образа жизни;
- создать новую национальную систему физкультурно-спортивного воспитания населения.