<Письмо> Минсельхозпрода РФ от 29.04.1999 N 3-25/1500
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 1999 г. N 3-25/1500
О "ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ НА КОНКУРСНОЙ
ОСНОВЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА"
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1998 г. N 1579 "О неотложных мерах по повышению эффективности работы птицеводства в 1999 году" (пункт 6) и в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1999 г. N 7 (пункт 17) Минэкономики России, Минсельхозпродом России и Минфином России разработано "Положение о порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов и предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации для проектов сельскохозяйственного производства" как дополнение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации".
Минсельхозпрод России направляет для руководства и дальнейшего использования в работе указанное Положение, учитывающее специфику сельскохозяйственного производства при разработке бизнес - планов и других обосновывающих материалов по инвестиционным проектам сельскохозяйственной отрасли.
Первый заместитель Министра
А.В.ГОРДЕЕВ
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЛЯ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА
I. Общие положения
1. Настоящие Положения разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1093), от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ "О Бюджете развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5856), Указами Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 22, ст. 2462), от 20 января 1996 г. N 70 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 267), от 23 июля 1997 г. N 773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3606), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 19, ст. 2298), от 21 июня 1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 27, ст. 3264), от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 3, ст. 345), от 26 июня 1998 г. N 653 "О порядке предоставления организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3097), от 29 декабря 1998 г. N 1579 "О неотложных мерах по повышению эффективности работы птицеводства в 1999 году", пункт 6 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 206), от 5 апреля 1999 г. N 378 "Об оперативном управлении Бюджетом развития Российской Федерации".
2. Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации и предоставления государственных гарантий для сельскохозяйственных организаций являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов в реальный сектор экономики.
3. Настоящие положения определяют условия организации и проведения конкурсов для сельскохозяйственных предприятий на получение централизованных инвестиционных ресурсов и предоставление государственных гарантий за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к представляемой документации, процедуру ее рассмотрения и оформления результатов конкурсов Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономики России.
II. Условия размещения централизованных
инвестиционных ресурсов и предоставления
государственных гарантий на конкурсной основе за счет
средств Бюджета развития Российской Федерации
4. В конкурсе в качестве претендентов могут участвовать юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не допускаются к конкурсу претенденты:
находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
имеющие не полностью оплаченный уставный капитал;
сообщившие о себе ложные сведения;
не представившие необходимые документы или представившие их с пропусками и ошибками;
имеющие просроченную задолженность по ранее предоставленным средствам федерального бюджета на возвратной и платной основе.
5. Претендент имеет право выбора следующих форм государственной поддержки реализации инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития Российской Федерации:
5.1. выделение средств из Бюджета развития Российской Федерации для финансирования высокоэффективных проектов:
5.1.1. на возвратной, платной и срочной основе с уплатой процентов в размере, определенном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
5.1.2. на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ с последующей их реализацией на рынке ценных бумаг и направлением выручки от реализации в доход Бюджета развития Российской Федерации. Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, и год их реализации определяются в соответствии с бизнес - планом проекта;
5.2. предоставление государственных гарантий в пользу кредитных организаций как поручительства Правительства Российской Федерации возместить кредитору часть от фактически предоставленных им средств для финансирования проекта в случае невозврата претендентом (заемщиком) основного долга в срок, установленный кредитным договором;
5.3. предоставление ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для реализации инвестиционных проектов под гарантию Правительства Российской Федерации.
6. Обязательным условием участия в конкурсе является предоставление претендентом для финансирования инвестиционного проекта собственных средств:
в случае 5.1 - в объеме не менее 20 процентов от сметной стоимости проекта (стоимости строительства);
в случае 5.2 - в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 миллионов долларов США) - не менее 10% указанного объема;
в случае 5.3 - в объеме 15% от стоимости контракта для осуществления авансовых платежей.
7. Собственными средствами сельхозпредприятий считаются нераспределенная прибыль (фонд накопления), неиспользованная амортизация основных фондов и нематериальных активов, выручка от реализации акций (взнос в уставный капитал в денежной форме) и от продажи основных средств. Привлеченные средства администраций регионов, направляемые на поддержку сельхозпредприятий, учитываются в составе собственных средств заемщика при условии предоставления указанных средств на бессрочной основе или на период, превышающий срок возврата средств Бюджета развития Российской Федерации.
Учитывая влияние природно - климатических условий и сезонности производства на финансовые результаты работы сельскохозяйственных предприятий, оценка собственных средств и анализ финансового состояния претендента проводится на основе бухгалтерской отчетности за трехлетний период по итогам года.
8. Сельхозпредприятия, желающие участвовать в конкурсе на получение государственной поддержки за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, направляют в адрес Министерства экономики Российской Федерации заверенные подписью руководителя и печатью организации следующие документы в двух экземплярах:
официальное обращение о намерении участвовать в конкурсе с указанием конкретной формы и размера господдержки за счет средств Бюджета развития Российской Федерации;
копия лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
подтверждение отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным средствам федерального бюджета на возвратной и платной основе;
утвержденный претендентом бизнес - план проекта, составленный по форме, указанной в приложении к настоящему Положению;
заключение местных экспертных органов Госкомэкологии России;
подлинник и копия выписки коммерческого банка, обслуживающего претендента, о наличии и движении средств по счетам за текущий год;
заключение территориального агентства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению о финансовой состоятельности претендента и неприменении к нему процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;
годовые формы бухгалтерской отчетности Сельхозпредприятия за трехлетний период его деятельности с отметкой налоговой инспекции;
заключение на бизнес - план проекта экспертных органов Минсельхозпрода России;
заключение по проектно - сметной документации в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации и утверждении проектов строительства" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 2427) и "Положением о разграничении функций по экспертизе и утверждению ТЭО (проектов) строительства между Минсельхозом России и Госстроем России" от 16 ноября 1993 г.
Если проект претендента направлен на закупку сельхозтехники и / или оборудования для размещения его на имеющихся производственных площадях, проектно - сметная документация до проведения конкурса не разрабатывается. Основанием для разработки бизнес - плана и определения стоимости проекта является "Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (СП-11-101-95).
После решения Комиссии по инвестиционным конкурсам о предоставлении одной из форм господдержки за счет средств Бюджета развития Российской Федерации сельхозпредприятие - победитель конкурса осуществляет разработку проектно - сметной документации и представляет в Комиссию заключение на нее экспертных органов Минсельхозпрода России. После чего оформляются необходимые документы, требуемые для осуществления расчетов с победителем конкурса.
В случае использования варианта господдержки, предусмотренного в пункте 5.1 настоящего Положения, претендент обязан в составе вышеуказанных документов предоставить документы, подтверждающие гарантии возврата выделяемых средств Бюджета развития, каковыми могут являться:
залог имущества, принадлежащего претенденту на правах права собственности или иных имущественных прав;
гарантии субъектов Федерации;
гарантии кредитных организаций или третьих лиц, имеющих устойчивое финансовое положение.
В случае выбора претендентом формы государственной поддержки в виде предоставления государственных гарантий (пункт 5.2) необходимо дополнительно к перечню документов представить:
письмо коммерческого банка - кредитора, подтверждающего его готовность участвовать в кредитовании проекта и согласие принять на себя риск, не покрываемый государственной гарантией;
баланс кредитора на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявки претендента;
подтверждение отсутствия у претендента просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды.
При предоставлении господдержки в виде ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации (пункт 5.3), дополнительно направляются следующие документы:
заключения федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичного предполагаемому к закупке по импорту;
подписанный или парафированный контракт с иностранной фирмой с указанием цены, графиков поставки оборудования и условий платежа;
поручительство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению обязательств кредитозаемщика по возврату предоставляемой ссуды в пользу Минфина России. При условии выдачи поручительства администрацией региона местный орган представительной власти должен подтвердить свое согласие на включение финансовых обязательств в расходную часть регионального бюджета на соответствующие годы;
подтверждение отсутствия просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды.
9. Размер государственной поддержки при выборе претендентом формы 5.1 устанавливается на уровне не менее 30% от общей стоимости проекта сельскохозяйственного производства в связи с импортозамещающим характером производимой продукции, обеспечивающей продовольственную независимость страны. При этом цена производимой по проекту продукции должна быть не выше цены импортного аналога.
10. Соотношение между размером государственных гарантий (пункт 5.2) и размером фактически предоставляемых кредитором средств претенденту (заемщику) для реализации конкретного инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
11. Срок окупаемости проекта производственных объектов сельского хозяйства при выборе формы господдержки 5.1 составляет не более 5 лет, при этом срок возврата инвестиционного кредита не превышает 4 лет.
Срок окупаемости проекта на предоставление государственных гарантий (форма господдержки 5.2) не должен превышать срока предоставления кредитными организациями финансовых средств на его реализацию.
Срок окупаемости проекта на предоставление ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации (форма господдержки 5.3) не должен превышать срока действия индивидуального кредитного соглашения.
III. Конкурсный отбор инвестиционных проектов
12. Конкурсный отбор инвестиционных проектов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам и создаваемой ею рабочей группой. Комиссия рассматривает соответствие представленных претендентом документов предъявляемым требованиям и их комплектность и принимает решение о допуске проекта к конкурсу либо направляет претенденту мотивированный отказ.
13. Критерием отбора инвестиционных проектов является величина бюджетного эффекта от реализации проекта.
Принятые к рассмотрению проекты претендентов ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности в рамках сельскохозяйственной отрасли.
14. Комиссия по инвестиционным конкурсам рассматривает материалы претендента и принимает решения о предоставлении (отказе в предоставлении) ему одной из форм государственной поддержки. В течение 10 дней после принятия указанного решения претенденту направляется выписка из протокола заседания Комиссии по инвестиционным конкурсам либо сообщается о необходимости доработки проекта с последующим его повторным направлением на рассмотрение в установленном порядке.
IV. Расчеты после проведения конкурса
15. По результатам инвестиционного конкурса оформляется протокол заседания Комиссии по инвестиционным конкурсам о выделении победителю одной из форм государственной поддержки за счет средств Бюджета развития Российской Федерации.
16. При условии принятия Комиссией по инвестиционным конкурсам решения о выделении средств для финансирования высокоэффективных проектов, организации, осуществляющие их реализацию, финансируются через Российский банк развития, являющийся агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению инвестиций за счет средств Бюджета развития Российской Федерации на условиях возвратности, срочности, платности.
17. В случае решения Комиссии по инвестиционным конкурсам о предоставлении государственных гарантий Минфин России от имени Правительства Российской Федерации предоставляет указанные гарантии в установленном порядке.
18. Предложение Комиссии по инвестиционным конкурсам о предоставлении организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, согласованное с Минфином России, Минторгом России, Минсельхозпродом России и Внешэкономбанком, вносится в Правительство Российской Федерации по каждой ссуде отдельно в виде проекта распоряжения Правительства Российской Федерации.
Заместитель
Министра экономики
Российской Федерации
В.В.КОСОВ
14 июля 1999 года
Первый заместитель
Министра сельского
хозяйства и продовольствия
Российской Федерации
А.В.ГОРДЕЕВ
14 июля 1999 года
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.Ю.ПЕТРОВ
14 июля 1999 года
Приложение N 1
к Положению о порядке
размещения централизованных
инвестиционных ресурсов и
предоставления государственных
гарантий на конкурсной основе
за счет средств Бюджета
развития Российской Федерации
для проектов сельскохозяйственного
производства
МАКЕТ БИЗНЕС - ПЛАНА,
ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПРЕТЕНДЕНТОМ В СОСТАВЕ ЗАЯВКИ
Бизнес - план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсе на получение одной из форм государственной поддержки. Расчеты в таблицах бизнес - плана ведутся в постоянных среднегодовых ценах года подачи заявки.
Бизнес - план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта и возврата заемных средств на один год.
Показатели в табличной части бизнес - плана рассчитываются в целом за год без деления по кварталам (в случае предоставления сельхозорганизациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту техники и оборудования - с разбивкой по полугодиям на период действия индивидуального кредитного соглашения).
1. Титульный лист
БИЗНЕС - ПЛАН
(краткое название проекта)
Название и адрес предприятия
Фамилия, имя, отчество руководителя сельскохозяйственной организации - претендента
Суть проекта (3 - 5 строк)
Форма и объем участия государства в финансовом обеспечении проекта
Стоимость проекта и источники его финансирования в млн. рублей, в том числе:
собственные средства
заемные средства
одна из форм государственной поддержки (в случае предоставления ссуды за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации в валюте контракта и в млн. рублей по курсу Банка России на момент подачи заявки).
Срок окупаемости проекта
2. Вводная часть или резюме проекта (1 - 2 стр.)
Характеристика проекта, раскрывающая цели его реализации. Указать объем инвестиций и срок возврата заемных средств. Влияние проекта на решение социальных вопросов (импортозамещение, создание новых рабочих мест и т.п.).
3. Анализ положения дел в отрасли (2 - 3 стр.)
1. Значимость производства продукции для социального развития региона (страны).
2. Ожидаемая доля производства продукции по проекту в регионе (стране).
4. Производственный план (до 8 стр.)
1. Программа общего выпуска продукции до и после реализации проекта, принятая технология производства, характер произведенной продукции (равномерный, сезонный).
2. Состав основного оборудования и / или сельхозтехники, поставщики, условия поставки (аренда, покупка, лизинг), рамочные контракты на поставку оборудования.
3. Стоимость основных производственных фондов, форма амортизации, нормы амортизационных отчислений по видам фондов.
4. Поставщики сырьевых ресурсов и ориентировочные цены (договора о намерениях и условиях закупки сырья).
5. Численность работающих, затраты на оплату труда в настоящее время и после реализации проекта.
6. Калькуляция себестоимости каждого вида продукции в настоящее время и после реализации проекта, рентабельность производства продукции, обоснование оптовой цены.
7. Экологические аспекты влияния реализации проекта на окружающую среду.
5. План маркетинга (4 - 5 стр.)
1. Конечные потребители продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности рынка продукции, тенденции развития и ожидаемые изменения.
2. Программа реализации продукции.
3. Потенциальные конкуренты (название и адреса организаций, их сильные и слабые стороны).
4. Организация сбыта. Договора или протоколы о намерениях по сбыту производимой по проекту продукции. Торгово - сбытовые издержки. Организация рекламы и примерный объем затрат.
6. Организационный план (2 - 3 стр.)
1. Сведения о претенденте. Юридический статус и организационная форма, уставный капитал, состав организации, финансовое положение.
2. Руководители сельхозпредприятия, краткие справки об их производственной деятельности, обладатель права подписи финансовых документов.
3. Поддержка проекта местной администрацией.
7. Финансовый план (до 5 стр.)
1. Объемы и источники финансирования проекта. Рамочные кредитные соглашения коммерческих банков или других кредитных организаций на финансирование проекта с подписями руководителей и обязательным указанием условий предоставления кредита (процентная ставка, сроки предоставления, графики погашения, дополнительные требования).
2. Финансовые результаты реализации проекта, объем чистой прибыли. Бюджетный эффект от осуществления проекта. При расчете бюджетного эффекта в целом определяется разность между поступлениями и выплатами из федерального бюджета за каждый год реализации проекта, после чего полученные значения суммируются (таблица 10, пункт 4). Дисконтирование объемов поступлений и выплат в целях учета воздействия инфляции на реализацию проекта проводится специалистами, осуществляющими для Комиссии по инвестиционным конкурсам экспертизу бизнес - плана.
3. Показатель бюджетной эффективности проекта рассчитывается как отношение полученной суммы бюджетного эффекта к размеру государственной поддержки. Срок окупаемости проекта.
Таблица 1
ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ
СОГЛАСНО ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ <*>
--------------------------------
<*> В среднегодовых ценах года проведения конкурса.
тыс. руб.
Таблица 2
ИНВЕСТИЦИИ
(в период строительства и эксплуатации)
тыс. руб.
Таблица 3
ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ
(на начало реализации проекта)
тыс. руб.
Таблица 4
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
--------------------------------
<*> Заполняется по каждому виду продукции или по типовым представителям отдельно.
Таблица 5
ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТАЮЩИХ, ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА
И ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
Таблица 6
АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ
тыс. руб.
Таблица 7
ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ ПРОДУКЦИИ
(на годовой объем)
тыс. руб.
--------------------------------
<*> Заполняется по каждому виду продукции или по типовым представителям отдельно.
Таблица 8
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тыс. руб.
Таблица 9
ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ
тыс. руб.
Таблица 10
БЮДЖЕТНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
тыс. руб.