Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 29.08.2025 N ОК-2425/07

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 августа 2025 г. N ОК-2425/07

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 11 апреля 2025 г. N 2пр Минпросвещения России направляет актуализированные с учетом писем Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. N 03-205 и от 24 ноября 2021 г. N ДЕ-2121/07 разъяснения по вопросу организации общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью по индивидуальному учебному плану на дому или в общеобразовательной организации.

Просим довести информацию до всех заинтересованных лиц.

О.П.КОЛУДАРОВА

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НА ДОМУ ИЛИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Законодательством Российской Федерации в сфере образования предусмотрено право обучающегося, в том числе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью, на получение общего образования по индивидуальному учебному плану (далее - ИУП), то есть учебному плану, обеспечивающему освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 23 статьи 2, пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Основанием для перевода обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью на ИУП является заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.

ИУП разрабатывается общеобразовательной организацией (как инклюзивной, так и отдельной общеобразовательной организацией (коррекционной школой) с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и соответствующих федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ:

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ <2>;

--------------------------------

<2> Утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598.

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования <3>;

--------------------------------

<3> Утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287.

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования <4>;

--------------------------------

<4> Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.

федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <5>;

--------------------------------

<5> Утверждена приказом Минпросвещения России от 19 декабря 2014 г. N 1599.

федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ <6>;

--------------------------------

<6> Утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1023.

федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ОВЗ <7>;

--------------------------------

<7> Утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1025.

федеральной образовательной программы среднего общего образования <8>;

--------------------------------

<8> Утверждена приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 371.

федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <9>.

--------------------------------

<9> Утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026.

К разработке ИУП целесообразно привлекать педагогов, осуществляющих обучение обучающегося по учебным предметам, курсам, модулям, изучение которых модифицируется в рамках ИУП.

В случае, если родители (законные представители) не согласны с разработанным ИУП, они имеют право предложить изменения к ИУП, которые рассматривает общеобразовательная организация.

ИУП реализуется в пределах осваиваемой адаптированной основной общеобразовательной программы и определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если ИУП рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. При этом допускается изменять перечень и трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности в случае, если это не приведет к несоответствию образовательных результатов разработанной образовательной программы.

ИУП содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с обучающимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку обучающихся.

Обучение по ИУП не означает снижение учебной нагрузки или уменьшение количества учебных предметов для изучения.

ИУП составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении.

Досрочное прекращение обучения по ИУП возможно по инициативе родителей (законных представителей) обучающегося на основании соответствующего заявления.

Организация обучения по ИУП осуществляется общеобразовательной организацией, в которой обучается данный обучающийся, в реализуемых этой общеобразовательной организацией формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Расписание занятий по ИУП составляется общеобразовательной организацией с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося. Расписание занятий утверждается руководителем общеобразовательной организации.

Обучение по ИУП финансируется в порядке, установленном для финансирования освоения образовательной программы соответствующего уровня, в пределах предусмотренных средств. Не допускается взимание платы с обучающихся, их родителей (законных представителей) за разработку и утверждение ИУП, обучение по ИУП, дополнительное оборудование в пределах ИУП.

Перевод обучающегося на ИУП не влечет потерю права на предоставление мер социальной поддержки для обучающегося.

Порядок обучения по ИУП (далее - Порядок) устанавливается локальными нормативными актами общеобразовательной организации <10>.

--------------------------------

<10> Статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ.

В Порядке целесообразно установить следующее:

основание перевода на ИУП;

сроки разработки, согласования с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и утверждения ИУП руководителем общеобразовательной организации;

порядок внесения изменений в ИУП;

порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающегося по ИУП.

Обучение по ИУП может осуществляться как непосредственно в общеобразовательной организации, так и на дому при наличии соответствующих оснований.

Основанием для организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, являются заключение медицинской организации, выданное в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 436н, и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) <11>.

--------------------------------

<11> Статья 41 Федерального закона N 273-ФЗ.

Взаимодействие участников образовательных

отношений при организации общего образования

обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью по ИУП на дому

или в общеобразовательной организации

1. Общеобразовательная организация:

предоставляет обучающимся на время обучения бесплатно учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном фонде общеобразовательной организации;

обеспечивает реализацию ИУП, в том числе в части оказания психолого-педагогической помощи обучающимся;

создает условия обучающимся для их участия в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования;

осуществляет промежуточную аттестацию и перевод обучающихся в следующий класс;

оказывает консультационную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающихся.

2. Родители (законные представители) обучающихся:

обеспечивают допуск педагогических работников к обучающимся для проведения учебных занятий, создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место; обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому (при реализации ИУП на дому);

обеспечивают присутствие обучающихся на учебных занятиях (при реализации ИУП в общеобразовательной организации);

контролируют выполнение обучающимися домашних заданий;

своевременно, в течение дня, информируют педагога/классного руководителя о необходимости отмены учебных занятий в случае болезни обучающегося и возможности их возобновления.

3. Педагогические работники:

организовывают учебный процесс в соответствии с ИУП и расписанием занятий;

своевременно заполняют журнал, отражают в нем проведенные учебные занятия, пропуски и успеваемость;

своевременно заполняют табель учета рабочего времени.

4. Обучающиеся:

выполняют ИУП;

посещают предусмотренные ИУП учебные занятия <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ.

Другие документы по теме
"Об изменениях в ФООП" (вместе с "Информационно-методическим письмом")
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Китая>
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2025 года>
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Республики Беларусь>
Ошибка на сайте