Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 23.06.2025 N ОК-1835/08

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июня 2025 г. N ОК-1835/08

О ПРИМЕРНЫХ ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ

В рамках работы по вопросам применения в субъектах Российской Федерации постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2024 года N 40-П и от 5 марта 2025 г. N 10-П и в целях оказания методической помощи при реализации положений, предусмотренных пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми к компетенции образовательной организации относится установление штатного расписания, Минпросвещения России направляет для использования в работе примерные штатные нормативы численности работников образовательных организаций, в том числе инклюзивных.

Дополнительно Минпросвещения России сообщает, что примерные штатные нормативы численности работников отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ("коррекционных" школ), а также примерные штатные нормативы численности работников специальных учебно-воспитательных учреждений будут направлены в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, дополнительно.

Заместитель министра

О.П.КОЛУДАРОВА

Приложение 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. К компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - образовательная организация) в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Разработку штатного расписания образовательной организации рекомендуется осуществлять с учетом следующих законодательных и нормативных правовых актов, разъяснений и рекомендаций:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе связанных с наименованиями образовательных организаций (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

- части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), предусматривающей, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

- номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225;

- приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";

- приказа Минтруда России от 30 сентября 2013 г. N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях";

- приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- приказа Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (далее - приказ Минпросвещения России N 373);

- приказа Минпросвещения России от 24 августа 2022 г. N 762 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";

- приказа Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (далее - приказ Минпросвещения России N 629);

- приказа Минпросвещения России от 6 ноября 2024 г. N 778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи";

- приказа Минпросвещения России от 22 сентября 2021 г. N 662 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением";

- приказа Минпросвещения России от 4 апреля 2025 г. N 269 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки" (далее - приказ Минпросвещения России N 269);

- приказа Минпросвещения России от 4 апреля 2025 г. N 268 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения" (далее - приказ Минпросвещения России N 268);

- постановления Минтруда России от 21 апреля 1993 г. N 88 "Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сад, детские сады)" (далее - постановление Минтруда России N 88);

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20);

- приказа Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)"; профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда России;

- пункта 36.3 раздела IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2025 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2024 г., протокол N 10пр;

- распоряжения Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" с учетом Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей, подготовленного Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 24 ноября 2020 г. N ДГ-2210/07);

- распоряжения Минпросвещения России от 28 декабря 2020 г. N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях";

- методических рекомендаций по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения, (письмо Минпросвещения России от 2 марта 2022 г. N 05-249);

- совместного письма Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 8 ноября 2024 г. N 584 по вопросам замены должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" на "преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины";

- письма Минобрнауки России от 30 июля 2018 г. N 07-4587 (о проектах нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях).

2. В случаях, когда по условиям и объему работы по отдельным должностям не могут быть применены примерные штатные нормативы численности работников образовательных организаций, указанные в приложениях 2 - 5 (далее - примерные штатные нормативы), образовательные организации вправе заменять такие должности другими, увеличивать примерный штатный норматив по соответствующей должности и (или) устанавливать дополнительные должности работников, не предусмотренные примерными штатными нормативами, по согласованию с учредителем.

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Наименование должности

Количество должностей работников в зависимости от численности обучающихся и других условий определения их количества

1

2

Должности работников административно-управленческого персонала (АУП)

Директор

1

Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной, воспитательной) работе

При численности обучающихся:

- менее 200 чел. - 0,5;

- от 200 до 299 чел. - 1;

- от 300 до 399 чел. - 1,5;

- от 400 до 599 чел. - 2;

- от 600 до 799 чел. - 2,5;

- от 800 чел. и более - 3

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

При численности обучающихся 300 и более чел. - 1

Главный бухгалтер

При численности обучающихся:

- менее 80 чел. - 0,5;

- 80 и более чел. - 1

Заведующий хозяйством

При численности обучающихся:

- менее 200 чел. - 0,5;

- от 200 до 299 чел. - 1

При наличии обособленного структурного подразделения (филиала), расположенного на отдельной территории, предусматривается дополнительно 0,5 единицы должности заведующего хозяйством, независимо от численности обучающихся

Заведующий библиотекой

При численности обучающихся 340 и более чел. - 1

Должности работников учебно-вспомогательного персонала (УВП)

Секретарь учебной части

При количестве классов (классов-комплектов):

- от 4 до 16 - 0,5;

- 17 и более - 1

Диспетчер образовательного учреждения

При количестве классов 30 и более - 1

Должности педагогических работников

Учитель

Количество должностей учителей определяется с учетом кадровой ситуации на основе тарификации в соответствии с учебно-методической документацией (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин [модулей], иных компонентов)

Педагог-библиотекарь

При численности обучающихся:

- менее 300 чел. - 0,5;

- 300 и более чел. - 1

Педагог-организатор (старший вожатый)

При численности обучающихся:

- от 80 до 299 чел. - 0,5;

- 300 и более чел. - 1

Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

При численности обучающихся:

- менее 100 чел. - 0,5;

- от 100 до 749 чел. - 1;

- от 750 до 1299 чел. - 1,5;

- от 1300 до 1849 чел. - 2;

- от 1850 до 2399 чел. - 2,5;

- 2400 и более чел. - 3

Социальный педагог

При численности обучающихся:

- менее 200 чел. - 0,25;

- от 200 до 349 чел. - 0,5;

- 350 и более чел. - 1

Воспитатель

Количество должностей воспитателей для работы в группах продленного дня определяется в зависимости от количества групп, сформированных в соответствии с положениями пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, продолжительности их функционирования, а также нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, соответствующей 30 часам в неделю

Преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины

Должность преподавателя-организатора основ безопасности и защиты Родины устанавливается с учетом осуществления им преподавательской работы по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" не менее 5 и не более 9 часов в неделю (360 в год).

В случае если количество часов в учебном плане образовательной организации по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" составляет менее 5 часов в неделю (менее 180 часов в год), устанавливается 0,5 единицы должности преподавателя-организатора основ безопасности и защиты Родины.

Педагог-психолог

Должность педагога-психолога устанавливается из расчета одна должность на каждые 300 обучающихся.

При количестве обучающихся менее 300 человек используется сетевая форма организации психолого-педагогической помощи, которая обеспечивается центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

При численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии) 20 человек - 1.

При численности обучающихся с расстройствами аутистического спектра (при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии) 5 - 8 человек - 1

Учитель-логопед

При численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии) 6 - 12 человек - 1

Учитель-дефектолог

При численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии) 6 - 12 человек - 1

Тьютор

При численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии) 1 - 6 человек - 1

Мастер производственного обучения

В образовательных организациях, в которых введено обучение обучающихся вождению транспортных средств, работе на сельскохозяйственных машинах, устанавливаются должности мастеров производственного обучения исходя из количества групп и количества часов, предусматриваемых учебным планом, программой профессионального обучения

Методист

(старший методист)

Должность методиста (старшего методиста) устанавливается из расчета одна должность на 10 учителей

Общеотраслевые должности служащих (ОДС) <*>

Бухгалтер

При численности обучающихся:

- от 240 до 299 чел. - 0,5;

- от 300 до 499 чел. - 1;

- от 450 до 599 чел. - 1,5;

- от 600 до 799 чел. - 2;

- от 800 до 999 чел. - 2,5;

- 1000 и более чел. - 3.

Одна должность бухгалтера полностью или частично может быть замещена должностью экономиста

Кассир

При осуществлении в образовательной организации операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность, вводится должность кассира в зависимости от объема кассовых операций, но не более одной должности

Системный администратор

При численности обучающихся:

- менее 200 чел. - 0,25;

- от 200 до 399 чел. - 0,5;

- 400 и более чел. - 1.

При наличии двух и более зданий дополнительно устанавливается 0,25 ставки на каждое здание

Юрисконсульт

При численности обучающихся:

- от 80 до 199 чел. - 0,25;

- от 200 до 449 чел. - 0,5;

- 450 и более чел. - 1

Специалист по кадрам (делопроизводитель)

При численности обучающихся:

- менее 200 чел. - 0,5;

- от 200 до 449 чел. - 1;

- от 450 до 599 чел. - 1,5;

- 600 и более чел. - 2

Специалист по закупкам

При численности обучающихся:

- менее 80 чел. - 0,25;

- от 80 до 299 чел. - 0,5;

- 300 и более чел. - 1

Техник

При численности обучающихся:

- от 240 до 339 чел. - 0,5;

- 340 и более чел. - 1

Лаборант

Должность лаборанта устанавливается при наличии оборудованных учебных кабинетов физики, химии и других из расчета 0,5 единицы должности на каждый учебный кабинет

Ассистент (помощник)

При численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии) 1 - 6 человек - 1

Общеотраслевые профессии рабочих (ОПР) <*>

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

При количестве классов (классов-комплектов):

- от 1 до 11 - 0,5;

- от 12 до 16 - 1;

- от 17 до 22 - 1,5;

- 23 и более - 2

Гардеробщик

При наличии оборудованного гардероба на осенне-зимний период вводится должность гардеробщика из расчета 0,5 единицы должности на каждые 10 классов, но не менее 0,5 единицы должности на гардероб.

В образовательных организациях, в которых проводятся занятия с обучающимися во вторую смену, а также занятия групп продленного дня, дополнительно устанавливаются должности гардеробщиков из расчета 0,5 единицы должности на гардероб

Уборщик служебных помещений

Должности уборщиков служебных помещений устанавливаются:

- из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на организацию;

- в организациях, в которых убираемая площадь используется повторно (при проведении учебных занятий в две смены, занятий групп продленного дня), дополнительно устанавливается 0,25 единицы должности на каждые 250 кв. м используемой площади повторно и 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади (при большем количестве смен, длительном нахождении обучающихся в группе продленного дня, а также при проведении иных занятий). При определении размера убираемой площади учитывается площадь пола классов, кабинетов, лабораторий, залов, мастерских, лестничных клеток, рекреаций и других помещений, требующих ежедневной уборки.

Не учитывается площадь стен, дверей, подоконников, поверхность парт, столов, площадь чердачных и подвальных помещений (кроме случаев, когда в таких помещениях расположены гардероб, мастерские, а также эти помещения используются для других целей, требующих регулярной уборки)

Дворник

Должность дворника устанавливается в образовательной организации в соответствии с нормами убираемой площади, утвержденными органами местного самоуправления

Садовник

В образовательной организации, имеющей фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, может вводиться должность садовника на сезон

Сторож (старший сторож)

Норматив численности сторожей определяется в зависимости от количества корпусов, постов в них из расчета одна единица в смену на один пост.

Должность старшего сторожа устанавливается при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему другими работниками в течение одной смены

Водитель автомобиля

При наличии на балансе образовательной организации действующих транспортных средств (кроме транспортных средств, используемых в учебном процессе) вводится должность водителя автомобиля в зависимости от количества транспортных средств и порядка их эксплуатации

--------------------------------

<*> Должности вводятся только при отсутствии договора с внешней организацией или индивидуальным предпринимателем на выполнение соответствующего функционала.

Примечания.

1. В общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, численность обучающихся для расчета количества штатных должностей принимается с учетом обучающихся в дошкольных группах.

2. Под классом-комплектом понимается объединение в один класс двух классов разных лет обучения начального образования в школе с низкой наполняемостью (малокомплектной школе) с соблюдением требований СП 2.4.3648-20.

3. Соблюдение требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением обеспечивается в соответствии со ст. 223 ТК РФ.

4. Должности главного бухгалтера, бухгалтера устанавливаются в образовательной организации при самостоятельном ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности.

Дополнительные штатные нормативы численности работников

общеобразовательных организаций

1. Для обеспечения и организации горячего питания в штатном расписании образовательной организации предусматриваются должности заведующего производством (шеф-повара), повара, кухонного рабочего, кладовщика при условии приготовления пищи непосредственно в общеобразовательной организации. При наличии филиала, обособленного структурного подразделения, имеющего отдельный пищеблок, указанные должности предусматриваются с учетом работы данного пищеблока.

При заключении договора с организацией, осуществляющей поставку готового питания, предусматривается должность "буфетчик" в количестве не менее одной единицы в смену на каждую столовую (если услуга раздачи не предоставляется поставщиком питания в рамках заключенного договора).

При наличии договора на организацию питания с внешней компанией должности, указанные выше, могут вводиться только в случае, если соответствующая услуга не предусмотрена договором.

2. Должности работников для обслуживания отопительных систем предусматриваются:

- при наличии центрального отопления - одна должность машиниста (кочегара) в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв. м - две должности кочегара в смену в каждой котельной;

- при газовом отоплении - одна должность машиниста (кочегара) в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - две должности в смену;

- при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, - одна должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, а при наличии бойлеров, насосов - одна должность такого рабочего в смену;

- при наличии печного отопления - 0,5 единицы должности истопника на каждые пять печей, но не менее одной должности на организацию.

Должности кочегаров, истопников и рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, предусмотренные для обслуживания отопительных систем, устанавливаются на отопительный сезон. Из общего числа указанных должностей одна должность (0,5 единицы должности истопника) устанавливается на круглый год.

3. Общеобразовательная организация, имеющая в своей структуре интернат, предусмотренный для проживания обучающихся, обеспечивает введение в штат организации дополнительных должностей работников в зависимости от количества обучающихся, проживающих в интернате:

- дополнительная должность заместителя директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе при проживании в интернате не менее 100 обучающихся. При меньшем количестве обучающихся руководство деятельностью интерната возлагается на одного из заместителей;

- 0,5 единицы должности заведующего хозяйством;

- дополнительные должности работников кухни, уборщиков служебных помещений, кастелянши.

Должности воспитателей предусматриваются из расчета на каждую группу обучающихся 25 - 30 человек с учетом продолжительности их пребывания в интернате, а также нормы 30 часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы воспитателей. Должности помощников воспитателей (младших воспитателей) устанавливаются на каждый спальный корпус. В интернате с числом проживающих более 100 обучающихся должности помощников воспитателей (младших воспитателей) устанавливаются из расчета две единицы на каждый этаж спального корпуса.

4. В общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для определения численности педагогического и учебно-вспомогательного персонала, а также персонала, занятого обслуживанием обучающихся дошкольного возраста, рекомендуется применять нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденные постановлением Минтруда России N 88, с учетом положений, предусмотренных в приложении 3, определяющих примерные штатные нормативы численности работников дошкольных образовательных организаций.

При наличии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует руководствоваться разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России N 373.

5. При осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам следует руководствоваться Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России N 629.

Должности педагогических и иных работников устанавливаются с учетом количества групп обучающихся, их возрастных категорий, направленности дополнительных общеобразовательных программ (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 08.04.2025, Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Союз чир спорта России")
"О порядке предоставления физическим лицам налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан в соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 219.2 Налогового кодекса Российской Федерации" (вместе с <Письмом> Минфина России от 10.07.2025 N 03-04-07/67285)
Ошибка на сайте