<Письмо> Минпросвещения России от 08.04.2019 N ИП-403/05
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2019 г. N ИП-403/05
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Минпросвещения России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "B" и "M" и подкатегории "A1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - методические рекомендации).
Минпросвещения России просит довести методические рекомендации до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
И.П.ПОТЕХИНА
Приложение
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ КАТЕГОРИЙ "B" И "M" И ПОДКАТЕГОРИИ
"A1" ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ, НЕ ДОСТИГШИХ 18-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА,
ВКЛЮЧАЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026). Указанным приказом утверждены, в том числе примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий "B" и "M" (приложения N 2 и N 10) и подкатегории "A1" (приложение N 11) (далее - примерные программы). На основе примерных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают соответствующие образовательные программы.
Организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "B" и "M" и подкатегории "A1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - методические рекомендации), могут быть использованы организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в целях дополнения образовательных программ с учетом специфики обучающихся.
При создании условий к кадровому обеспечению образовательных программ необходимо учитывать, что квалификация педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). В настоящий момент характеристика обобщенных трудовых функций должностей педагогических работников преподавателя и мастера производственного обучения содержится соответственно в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н) и "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (утвержден приказом Минтруда России от 28 сентября 2018 г. N 603н).
При определении требований к организационно-педагогическим и информационно-методическим условиям рекомендуется учитывать особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху рекомендуется предусмотреть дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной, а также надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.
Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, рекомендуется предусмотреть возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения и другие помещения, находящиеся на территории образовательной организации.
В случае обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием тренажера, на котором будет производиться отработка первичных навыков управления транспортным средством, тренажер оборудуется специализированными устройствами звукоусиления или FM-системами (для лиц с нарушением работы слухового аппарата) и дополнительными органами управления (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
В базовом цикле программ профессиональной подготовки водителей категорий "B", "M" и подкатегории "A1", разработанных для лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно при изучении учебного предмета "Основы законодательства в сфере дорожного движения" предусмотреть следующее:
в пункте 3.1.1.1 "Законодательство в сфере дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Задачи и принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", "Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних граждан за нарушение законодательства в сфере дорожного движения", "Актуальные изменения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, касающиеся прав несовершеннолетних граждан, достигших шестнадцатилетнего и семнадцатилетнего возраста на управление транспортными средствами категории "M", "B" и подкатегории "A1", "Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних за нарушение несовершеннолетними гражданами законодательства в сфере дорожного движения";
пункт 3.1.1.2. "Правила дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Транспортное средство как источник повышенного риска" и "Основная опасность нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними участниками дорожного движения".
Учебные предметы базового цикла дополнить учебным предметом "История развития транспортной отрасли" (пример приводится в Таблице 1).
Учебный предмет "История развития транспортной отрасли"
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 1
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
В том числе
Теоретические занятия
Практические занятия
История развития транспортной отрасли
Транспортная инфраструктура
2
2
Организации, обеспечивающие функционирование транспортной инфраструктуры
2
2
Практическое приложение
2
2
Итого по разделу
6
6
Тема 1. Транспортная инфраструктура. История развития Правил дорожного движения в России и за рубежом. Значимость транспортной отрасли в настоящее время. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.).
Тема 2. Организации, обеспечивающие функционирование транспортной инфраструктуры. Краткая история создания и развития организации дорожного движения в России. Организации, основной деятельностью которых является обеспечение безопасности дорожного движения.
Тема 3. Практическое приложение. Экскурсии, викторины, семинары по вопросам правил дорожного движения.
В разделе VI "Система оценки результатов освоения примерной программы" при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних при проведении итоговой аттестации рекомендуется предусмотреть проведение промежуточной аттестации по предмету "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии", а при проведении квалификационного экзамена дополнить перечень предметов для проверки теоретических знаний вопросами по итогам изучения предметов "История развития транспортной отрасли" и "Психофизиологические основы деятельности водителя".
Возможные варианты контрольно-измерительных средств
(тестов), обеспечивающих оценку, знаний, умений, навыков
обучающихся по учебному предмету базового цикла
"История развития транспортной отрасли".
1). Первые единые Правила дорожного движения введены в СССР:
1. в 1936 г.;
2. в 1940 г.;
3. в 1961 г.
2). Первый в мире дорожный светофор появился:
1. в 1868 г.;
2. в 1886 г.;
3. в 1908 г.
3). Сейчас разрешающий сигнал светофора - зеленый. Но в СССР до 1959 года этот сигнал был другого цвета. Назовите этот цвет.
1. Синий;
2. Белый;
3. Фиолетовый.
4). Когда был построен первый серийный автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания?
1. 1885;
2. 1893;
3. 1901.
5). В настоящее время в России информация обо всех нарушениях водителями ПДД собирается в единой электронной базе. А как фиксировали в СССР нарушение водителем ПДД?
1. делали пометку на регистрационных знаках;
2. делали прокол на водительском удостоверении;
3. никак.
6). Сколько групп дорожных знаков предусматривают действующие в Российской Федерации ПДД?
1. 4;
2. 8;
3. 11.
7). Для какого типа транспортных средств введено требование о закреплении на заднем стекле данного знака?
1. Электромобиль;
2. Высоковатоматизированное транспортное средство;
3. Автобус.
8). Какой вид транспорта занимает лидирующую позицию по перевозкам грузов (в млн. тонн) по данным Росстата?
1. Железнодорожный;
2. Автомобильный;
3. Воздушный.
9). Какую основною функцию осуществляет ГИБДД?
1. Государственный надзор;
2. Специальные разрешительные функции;
3. Оба ответа верны.
10). Цель создания Венской конвенции о дорожном движении?
1. Обеспечить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем принятия единообразных правил движения;
2. Способствовать перемещению товаров и услуг через национальные границы;
3. Защитить и обеспечить полное и равное осуществление всеми водителям всех прав человека и основных свобод.
11). В каком году была подписана Венская конвенция о дорожном движении?
1. 1954;
2. 1992;
3. 1968;
4. 1977.
Ответы:
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
6 вопрос
7 вопрос
8 вопрос
9 вопрос
10 вопрос
11 вопрос
3
1
1
1
2
2
2
2
3
1
3