<Письмо> Минпросвещения России от 30.06.2021 N 07-3586
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2021 г. N 07-3586
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
В соответствии с пунктом 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 1058-р, Минпросвещения России направляет рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения.
Ответственный секретарь
Правительственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав,
директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
У НИХ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Настоящие рекомендации сформированы во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 1058-р, предусматривающего направление Минпросвещением России в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации методического письма о проведении в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения.
Рекомендуем при организации деятельности, направленной на предупреждение суицида среди несовершеннолетних, учитывать факторы риска формирования суицидального поведения у детей и подростков: биологические, психологические, социально-средовые.
К числу биологических факторов относятся устанавливаемые медицинскими работниками дисфункции и клинические факторы, злоупотребление психоактивными веществами, хронические соматические заболевания (особенно с ограничением повседневного функционирования и хроническим болевым синдромом); попытки самоубийства в последние полгода и иные.
В ряду психологических факторов формирования суицидального поведения у детей и подростков выделяются: неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие психологической безопасности образовательной среды (академическая неуспешность обучающегося, повышенная напряженность в экзаменационный период, буллинг); индивидуальные психологические особенности, проблемы с правоохранительными органами; подражание своим сверстникам и кумирам, совершившим суицид, и иные.
К социально-средовым факторам относятся в том числе определенные социальные характеристики региона, чрезвычайные происшествия и стрессовые события, акции деструктивного характера, включая организованные в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет). Риск самоубийств повышают вынужденная миграция, факты дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы, мигранты).
Принимая во внимание изложенное, отмечаем важность организации межведомственного взаимодействия в обеспечении деятельности по предупреждению суицида среди несовершеннолетних на каждом из этапов профилактики.
Для повышения эффективности деятельности по предупреждению суицида несовершеннолетних важно учитывать не только общие факторы риска формирования суицидального поведения, но и выделять актуальные для конкретного региона, территории: особенности социализации детей и подростков, возможности организации их досуга, условия для разностороннего развития и дальнейшего трудоустройства; общий уровень криминогенности; этнический состав населения, миграционные процессы и культуральные особенности; уровень социально-экономического благополучия населения, профилактические ресурсы региона, территории и иные.
На этапе первичной (универсальной) профилактики суицида у несовершеннолетних, целью которой является минимизация риска формирования антивитального поведения, в ряду приоритетных задач выделяются создание условий для всестороннего развития детей и подростков, формирование у них позитивных конструктивных жизненных установок, навыков совладания со стрессом, здорового и ответственного поведения.
При организации профилактической деятельности с обучающимися в образовательных организациях рекомендуется использовать разнообразные формы работы, направленные как на сплочение детских коллективов (развитие навыков конструктивной коммуникации, эмоционального интеллекта, копинг-стратегий), так и на формирование личностных качеств школьников, связанных со способностью брать на себя ответственность, готовностью к сознательному выбору социальных ориентиров и организации в соответствии с ними своей деятельности, рефлексивности, чувства социальной уверенности (настрой на достижения, оптимистичное восприятие событий, отношение к себе как к хозяину собственной жизни, ощущение возможности самому влиять на свою жизнь и события в ней).
При этом программы формирования жизненных навыков могут быть интегрированы в школьные учебные курсы и программы дополнительного образования или реализовываться педагогами-психологами образовательных организаций в рамках групповой или индивидуальной работы с детьми и подростками.
Всестороннему развитию обучающихся, раскрытию их личностного, творческого, организационного потенциала, формирования у них навыков ответственного поведения и позитивных жизненных установок способствует стимулирование ученического самоуправления, вовлечение несовершеннолетних в социально значимую, волонтерскую деятельность.
Эффективными инструментами в деятельности по предупреждению антивитального поведения детей и подростков являются в том числе проведение в образовательных организациях недель и декад психологии, психологических игр и марафонов, а также организация для обучающихся встреч и мастер-классов с деятелями культуры и искусства, учеными, спортсменами, общественными деятелями, а также представителями профессий, требующих особых знаний и навыков.
В качестве мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни предлагается организовывать недели и месячники здоровья, семинары, акции по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Совместно с представителями органов внутренних дел, клиническими психологами, психиатрами целесообразно проводить в образовательных организациях мероприятия по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в деятельность антиобщественных и экстремистских объединений, употребление алкоголя и наркотических средств, суицидальные проявления.
Формированию навыков здорового образа жизни и популяризации культуры безопасности в детской и молодежной среде содействует организация массовых культурно-оздоровительных мероприятий и движений: спортивных состязаний, турниров и иных.
Обращаем внимание, что в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" реализуется мероприятие "Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей". Реализация проекта способствует удовлетворению потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, а именно потребности в услугах психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
В части информационно-просветительской поддержки родителей данный проект способствует созданию условий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания детей, в том числе за счет:
- создания условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
- поддержки инициатив родительских сообществ, направленных на конструктивное вовлечение родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс;
- пропаганды позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
В целях реализации указанного проекта организована горячая линия по оказанию помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся: 8(800)555-89-81. Минпросвещения России рекомендует содействовать популяризации возможностей данной горячей линии среди родительской общественности как одного из инструментов профилактической деятельности, направленной на предупреждение суицидального поведения детей и подростков.
Отмечаем рост активности деструктивных Интернет-сообществ, способных оказывать негативное влияние на психическое и психологическое здоровье детей и подростков, склонение их к нанесению себе повреждений и суициду.
В связи с изложенным рекомендуем высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные специальные меры:
- по организации проведения мониторинга сети Интернет в целях выявления материалов с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства, в целях последующего информирования уполномоченных органов исполнительной власти о выявленном негативном контенте;
- по информированию педагогического и родительского сообществ о возможности вносить ссылки на публикации в социальных сетях и сети Интернет информации деструктивного характера, в том числе содержащей признаки склонения к суициду и (или) разъяснений о способах совершения самоубийства, в форму приема обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, правоохранительных органов или граждан, размещенную на официальном сайте Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru/feedback/);
- по организации комплексной межведомственной работы, направленной на повышение медиаграмотности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников образовательных организаций, включая проведение в образовательных организациях соответствующих мероприятий ("Единый урок по безопасности в сети Интернет", "Урок цифры"; тематические классные часы; родительские собрания; семинары, встречи с представителями территориальных подразделений Роскомнадзора и отделений МВД России; публикации на официальных ресурсах и печать памяток и методических рекомендаций по защите персональных данных и пресечению распространения противоправного контента);
- по обеспечению доступности для обучающихся, их родителей (законных представителей) информации о региональных службах и центрах оказания помощи семье и детям (адреса и телефоны), телефонах доверия, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, службах экстренной психологической, психиатрической помощи и иных;
- по организации конструктивного взаимодействия со СМИ в вопросах публикаций информации о суицидах.
Минпросвещения России обращает внимание на важность системной работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся:
- обеспечение доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним;
- содействие увеличению численности штатных педагогов-психологов в образовательных организациях;
- создание условий для всестороннего развития и раскрытия потенциала каждого ребенка;
- организация вовлечения детей и подростков в социально-позитивную активность и здоровый образ жизни;
- обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, по выявлению и пресечению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида;
- привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к разработке и реализации планов мероприятий, направленных на вовлечение детей и подростков в социально-позитивную активность;
- создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях.