<Письмо> Минпросвещения России от 04.07.2025 N 07-3202
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 4 июля 2025 г. N 07-3202
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет методические рекомендации по организации работы с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, в образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны Минпросвещения России совместно с МВД России и Минобрнауки России во исполнение пункта 12 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10 октября 2024 г. N 4пр.
Просим направить Методические рекомендации в образовательные организации и организовать сопровождение их реализации в работе с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Директор департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИНОСТРАННЫМИ
ГРАЖДАНАМИ, СКЛОННЫМИ К СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ЦЕЛЯХ
НЕДОПУЩЕНИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ
Рекомендовано Ученым советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" для педагогических работников, административно-управленческого аппарата образовательной организации и других специалистов, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Составители:
Сизова Татьяна Ивановна - руководитель Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет";
Солдатенкова Марина Леонидовна - заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет";
Тарулина Наталья Владимировна - ведущий аналитик Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет";
Гурина Оксана Дмитриевна - заместитель декана по научной работе, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", главный эксперт Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский Исследовательский Центр";
Заева Ольга Вячеславовна - начальник отдела профилактики девиантного поведения несовершеннолетних Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр защиты прав и интересов детей";
Герговская Евгения Викторовна - заместитель начальника отдела Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Рецензенты:
Дворянчиков Н.В. - декан факультета юридической психологии, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", кандидат психологических наук, доцент;
Шпагина Е.М. - доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "МИРЭА - Российский технологический университет", кандидат психологических наук.
Введение
В целях проработки перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 мая 2021 г. N Пр-831 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 30 марта 2021 года, реализации мероприятий Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФАДН России в апреле 2022 года (далее - Комплекс мер), пункта 12 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10 октября 2024 г. N 4пр, разработаны методические рекомендации по организации работы с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, в образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний и адресованы педагогическим работникам, административно-управленческому аппарату образовательной организации и другим специалистам, работающим с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Раздел 1. Признаки дезадаптации и их диагностика
1.1. Дезадаптация. Аккультурационные профили
Дезадаптация - это сложное явление, которое можно анализировать с разных научных перспектив. Ниже представлены несколько определений дезадаптации, основанных на различных областях знания.
С точки зрения психологии дезадаптация рассматривается как состояние, при котором индивид не может успешно справляться с требованиями новой социальной или культурной среды. Это может проявляться в виде эмоциональных расстройств, таких как тревожность и депрессия. Л.С. Выготский подчеркивает важность социального контекста в развитии личности и адаптации. Он утверждает, что взаимодействие с окружающей средой и другими людьми критически важно для успешной адаптации (Выготский, Л.С. "Мышление и речь", 1956).
С точки зрения социологии дезадаптация может быть связана с отсутствием социальной поддержки и интеграции в новое общество. Это состояние может возникать из-за культурного шока, предвзятости и дискриминации. Эмиль Дюркгейм в своих работах о социальной интеграции и аномии указывает на то, что недостаток социальных связей может приводить к дезадаптации и социальной изоляции (Дюркгейм, Э. "О разделении общественного труда", 1991).
Культурная психология рассматривает дезадаптацию как результат конфликта между различными культурными нормами и ценностями. Это может проявляться в трудностях принятия новой культуры и сохранения идентичности. Джон У. Бери в своих исследованиях адаптации мигрантов выделяет концепцию культурного шока и его влияние на психическое здоровье, утверждая, что успешная адаптация зависит от способности индивида интегрировать элементы новой культуры (Berry, J.W., 1997).
С точки зрения педагогики, дезадаптация может возникать в образовательной среде, когда дети мигрантов сталкиваются с трудностями в обучении из-за языковых барьеров и различий в образовательных системах. Ричард С. Ларсон в своих работах о миграции и образовании подчеркивает, что образовательные учреждения играют важную роль в поддержке адаптации детей мигрантов, и отсутствие такой поддержки может привести к дезадаптации (Larson, R, 2010).
С точки зрения медицины, дезадаптация может рассматриваться как состояние, при котором индивид не может адаптироваться к новым условиям жизни, что может привести к различным физическим и психическим заболеваниям. Ханс Селье, создатель теории стресса, описывает, как хронический стресс, вызванный дезадаптацией, может приводить к различным заболеваниям и ухудшению здоровья (Селье, Г., 1950).
Юридическая психология исследует, как психологические факторы влияют на правоприменение и судебные процессы. Дезадаптация может влиять на психическое состояние индивида, что, в свою очередь, может изменять его способность принимать решения и осознавать свои действия. Мартин Р. Гарднер в своей работе "Psychological Aspects of Law" подчеркивает, что дезадаптация может приводить к снижению уровня осознания и понимания правовых норм, что делает индивидов более уязвимыми в правовых ситуациях (Gardner, M.R., 2002).
В криминологии дезадаптация может рассматриваться как фактор, способствующий правонарушениям. Люди, испытывающие трудности с адаптацией, могут быть более склонны к правонарушениям из-за социальной изоляции и отсутствия поддержки. Дэвид Л. Лоури в своих работах о криминологии указывает на то, что дезадаптация может быть связана с увеличением уровня преступности среди мигрантов, так как они могут прибегать к незаконным способам выживания (Lowry, D.L, 2010).
Таким образом, дезадаптация как концепция охватывает широкий спектр проблем, связанных с неэффективной адаптацией индивидов к новым условиям жизни, что может приводить к серьезным последствиям, эмоциональным расстройствам, социальной изоляции и даже правонарушения. Эти аспекты подчеркивают важность понимания дезадаптации как комплексного состояния, которое затрагивает как личные, так и социальные факторы. Когда мы рассматриваем дезадаптацию в контексте несовершеннолетних иностранных граждан, становится очевидным, что этот процесс имеет свои уникальные черты. Дети и подростки, сталкивающиеся с новыми культурными средами, могут испытывать усиленные эмоциональные расстройства, такие как тревожность и депрессия, что связано с их уязвимостью в переходный период формирования идентичности. Социальная изоляция и трудности в межличностных взаимодействиях могут усугублять их состояние, приводя к снижению качества жизни.
Выделив основное, можно констатировать, что дезадаптация несовершеннолетних иностранных граждан - это комплексное состояние, возникающее в результате неэффективной адаптации к новой культурной среде, которое включает в себя эмоциональные расстройства (такие как тревожность и депрессия), социальную изоляцию, трудности в межличностных взаимодействиях и снижение качества жизни.
В результате диагностики уровня адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде можно определить несколько профилей аккультурации.
Аккультурационные профили позволяют более детально рассмотреть, как несовершеннолетние иностранные граждане справляются с процессом адаптации, и какие стратегии они выбирают. Реализуемые стратегии в дальнейшем влияют на интеграцию несовершеннолетних иностранных граждан в новое общество.
Согласно исследованиям (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В, 2023) профили аккультурации учащегося - иностранного гражданина построены на математико-статистическом анализе данных по выраженности особых образовательных потребностей детей - иностранных граждан в области: а) психологического благополучия; б) социальных навыков; в) культурной адаптации:
Интеграционный профиль. Характерен для обучающихся иностранных граждан, успешно адаптирующихся в российской культурной среде.
Смешанный профиль. Характерен для обучающихся иностранных граждан, адаптирующихся в российской культурной среде менее успешно, чем обучающиеся с интеграционным профилем, и испытывающих при этом процессе психологические трудности.
Дезадаптивный профиль. Характерен для обучающихся иностранных граждан, с трудом адаптирующихся в российской культурной среде и испытывающих при этом наибольшие психологические трудности.
Диагностика и осознание аккультурационных профилей может помочь специалистам в области образования разрабатывать более эффективные стратегии поддержки несовершеннолетних иностранных граждан, способствуя их успешной интеграции в новое общество.
Особенности аккультурационных профилей для разных возрастных групп.
Уровень начального общего образования:
1. Интеграционный профиль. Отличается высокими показателями культурной адаптации, психологического благополучия и сформированности социальных навыков.
2. Смешанный профиль. В целом показатели хуже, чем у интеграционного профиля, но по некоторым нет значимых различий. В целом показатели лучше, чем у дезадаптивного профиля, но по некоторым нет значимых различий.
У обучающихся соответствующих данному профилю есть как риск дезадаптации, так и возможность интеграции.
3. Дезадаптивный профиль. Отличается низкими показателями культурной адаптации, психологического благополучия и социальных навыков.
Уровень основного и среднего общего образования:
1. Интеграционный профиль. Обучающиеся, относящиеся к данном профилю, характеризуются по отношению к остальным профилям (смешанному и дезадаптивному): более высокими показателями культурной адаптации, психологической устойчивости, удовлетворенностью жизнью, сформированностью социальных навыков в учебной ситуации и во взаимодействии со взрослыми в образовательной организации.
В целом интеграционный профиль характерен для несовершеннолетних иностранных обучающихся, успешно адаптирующихся в российской культурной среде, разделяющих традиции и ценности российского общества.
2. Смешанный профиль. Обучающиеся, которых можно отнести к данному профилю, характеризуются по отношению к остальным профилям (интеграционному и дезадаптивному) более низкими показателями выраженности сохранения родной культуры, по отношению к интеграционному профилю - более низкими показателями культурной адаптации и психологической устойчивости, у них будет ниже удовлетворенность жизнью, больше внешних психологических проблем и проблем с гиперактивностью, а также негативное отношение к образовательной организации. Также у детей этого профиля хуже сформированы социальные навыки в учебной ситуации и во взаимодействии со взрослыми, по отношению к дезадаптивному профилю - более высокими показателями культурной адаптации и сформированности навыков взаимодействия со сверстниками. Они менее подвержены социальной тревожности и депрессивности, у них меньше внутренних психологических проблем.
В целом смешанный профиль характерен несовершеннолетним иностранным гражданам, адаптирующимся в российской культурной среде менее успешно, чем дети с интеграционным профилем, и испытывающим при этом процессе психологические трудности.
3. Дезадаптивный профиль. Обучающиеся, относящиеся к данному профилю, характеризуются по отношению к остальным профилям (интеграционному и смешанному) наибольшей выраженностью сохранения родной культуры, низкой сформированностью навыков взаимодействия со сверстниками, слабой культурной адаптацией. Они наиболее подвержены социальной тревожности и депрессивности. У них более выражены внутренние психологические проблемы. По отношению к интеграционному профилю они характеризуются более низкими показателями психологического благополучия, психологической устойчивости и удовлетворенностью жизнью. Они более подвержены социальной тревожности, депрессивности, у них больше эмоциональных, психологических проблем и хуже отношение к школе. Также у них хуже сформированы социальные навыки в учебной ситуации и во взаимодействии со сверстниками. В целом дезадаптивный профиль характерен для несовершеннолетних иностранных граждан, с трудом адаптирующихся в российской культурной среде и испытывающим при этом процессе психологические трудности.
Таким образом, результаты исследования аккультурационных профилей несовершеннолетних иностранных граждан подчеркивают важность индивидуального подхода в образовательной среде. Понимание особенностей интеграционного, смешанного и дезадаптивного профилей позволяет специалистам в области образования не только разрабатывать эффективные стратегии поддержки, но и выявлять потенциальные риски, связанные с адаптацией учащихся. Важно отметить, что недостаточная культурная адаптация и психологические трудности могут способствовать возникновению склонности к противоправным деяниям.
1.2 Признаки, позволяющие выявить склонность несовершеннолетних иностранных граждан к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Дезадаптация может быть вызвана различными факторами, такими как культурный шок, языковые барьеры, отсутствие социальной поддержки, дискриминация и трудности в образовательной среде, что приводит к ухудшению психоэмоционального состояния несовершеннолетних детей мигрантов и затрудняет их интеграцию в новое общество (Berry, 1997; Ward & Kennedy, 1999).
К признакам, позволяющим выявить склонность несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению преступлений и правонарушений, можно отнести следующие:
1. Эмоциональные расстройства: несовершеннолетние иностранные граждане могут испытывать повышенный уровень стресса, тревожности и депрессии, а изменение привычной социальной среды может усугублять эмоциональные расстройства.
2. Социальная изоляция: отсутствие поддержки со стороны сообщества и семьи, чувство одиночества и изоляции.
3. Культурный шок: столкновение с новыми культурными ценностями и нормами.
4. Языковые барьеры: проблемы с уровнем владения русским языком, усиливающие чувство дезадаптации.
5. Образовательные трудности: проблемы в освоении образовательных программ на русском языке.
6. Экономические трудности семьи: отсутствие стабильного источника дохода, вызывающее дополнительный стресс и ухудшение качества жизни детей иностранных граждан.
7. Социально-демографические признаки: неблагоприятные жилищно-бытовые условия (отсутствие воды, света, газа, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия и др.), территориальная и культурная изолированность, неполная семья (отсутствие отца, матери и др.), частые переезды, переходы из одной образовательной организации в другую.
8. Социально-психологические сложности: неблагоприятные семейные отношения (жестокое обращение, эмоциональное, физическое насилие, пренебрежение и др.).
9. Поведенческие признаки: неадекватные и выраженные эмоциональные реакции, конфликтное поведение (школьные конфликты с учениками, педагогами, администрацией), отказ посещать школу, частые пропуски школьных занятий, агрессивное поведение (физическое или психологическое насилие), злоупотребление психоактивными веществами, ухудшение физического и/или психического состояния.
10. Индивидуально-психологические и личностные признаки: высокий уровень импульсивности, низкий уровень развития моральных суждений, низкий уровень эмпатии, высокий уровень субъективной остракизации (исключенности из значимой социальной группы), идентификация с радикальными националистическими и религиозными группами, в том числе членство в интернет-сообществах в различных социальных сетях.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость разработки эффективного диагностического инструментария, который должен быть направлен на выявление склонности несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению противоправных деяний.
1.3. Диагностический инструментарий по выявлению склонности несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
В работе с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, используется комплексный диагностический инструментарий, который позволяет выявить факторы риска и определить потребности данной группы.
Работа по выявлению склонности несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, выстраивается в образовательной организации педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями согласно предложенному диагностическому инструментарию, в том числе заявленному в Программе психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей - иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В., 2022).
Перечень диагностических методик
Диагностируемые критерии
Название методики
I. Показатели уровня владения русским языком (первичная диагностика)
Уровень владения русским языком
Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (Омельченко Е.А., Криворучко Т.В., Дорохова М.В., Шевцова А.А., 2022 г. (https://drive.google.com/file/d/1UUs-8hZUsclQS8mu-1TCOTlBAkYJzmqt/view?usp=sharing).
Тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства https://fipi.ru/inostr-exam/inostr-exam-deti?ysclid=ma414xeikd839265774
Диагностический инструментарий по уровню владения русским языком https://edsoo.ru/diagnosticheskie-raboty-dlya-detej-sla/
II. Показатели уровня социокультурной адаптации
(промежуточные диагностики)
Знания культуры
1. Методика "Модуль исследования ценностей" (Татарко А.Н., Н., Лебедева Н.М., 2011 г.) (https://id.hse.ru/data/2011/12/06/1271598891/06.pdf);
2. Методы измерения ценностей (Карандашев В.Н, 2004) (https://clck.ru/wwvUb);
3. Методика "Кто я?" (Румянцева Т.В., 2006) (http://ags29.narod.ru/pages/ovz/test_kyna.pdf).
4. Диагностики этнокультурного развития детей младшего школьного возраста (//multiurok.ru/files/diagnostika-etnokulturnoi-kompetentnosti.html)
Степень включенности в контакты
Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка - (РДПБ) (Ионина О.В., 2020) (https://guto-razvitie.ru/sites/default/files/documents/metod_portf_diagnostika_ekspress.pdf).
Социометрия
1. Методика "Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии" (модифицированный вариант) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf);
2. Методика "Шкала отношения к школе" (уровень внутренней школьной мотивации и отношения к школе) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021)
(https://drive.google.com/file/d/15B_cQpjMwu5rTv66neUs1iWV5jlxrhYy/view?usp=sharing);
3. Методика оценки социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина (навыки поведения в классе и в школе, выполнения домашних заданий, взаимодействие со сверстниками и взрослыми) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1_BvhYdHUo1_qK8NlKjptZqhkzKYHNoeo/view?usp=sharing).
III. Показатели уровня психологической адаптации
Стратегии адаптации
1. Методика Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов "Стратегии адаптации" (Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Пантелеев А.Б. 2008) (https://psyjournals.ru/files/118894/icp_2008.pdf);
2. Методика "Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников" (уровень удовлетворенности жизнью в различных сферах) (Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н 2018)
(https://psyjournals.ru/files/96667/pse_2018_n6_Sychev_Gordeeva_et_al.pdf).
Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем
1. Методика опросник "Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем" (Дмитриев, 2010) (http://www.miu.by/kaf_new/mpp/111.pdf);
2. Методика "Детский тест психологической устойчивости" (способность к эффективному социальному взаимодействию с целью получения ресурсов и поддержки) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1JHucKnarulw-jRMa5s97ISuZ6VqU4Hy_/view?usp=sharing).
Характер межгрупповых контактов
Методика социально-психологический тест "Социометрический тест" (включенность ребенка в сообщество одноклассников) (Битянова М.Р. 2004) (https://eduportal44.ru/koiro/enpj/33_6_2016/)
IV. Определение социокультурных особенностей семьи
Идентичность со страной исхода (родиной)
1. Методика измерения гражданской идентичности для детей и подростков (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1bELAStZnn3ZNeH4KEMUIZZCQl3RlsUXA/view?usp=sharing);
2. Методика Опросник "Интеграция бикультурной идентичности" (Хухлаев О.Е., Бахтеева М.С. 2020) (https://drive.google.com/file/d/1gtjJ6yw3ftMNl-puHtb8ILkb1L1eFnel/view?usp=sharing).
Социальная дезадаптация
1. Методика "Опросник родительского отношения" (Рогов Е.И., 1996)
(https://elenamatichina.ucoz.net/diagnost/metodika_drop.pdf).
2. Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации (https://multiurok.ru/files/kartotieka-komplieks-diaghnostik-opriedielieniia-1.html)
Риски семейного неблагополучия
Методика "Оценка рисков семейного неблагополучия" (Сафронова М.В., Осьмук Л.А., 2011) (https://clck.ru/wwdgn)
Выявление родительского отношения
Метод ОРО для оценки детско-родительских отношений, что позволяет понять, насколько гармоничными и поддерживающими являются эти отношения, и как они влияют на поведение и эмоциональное состояние ребенка. Методика предназначена для родителей детей 3 - 10 лет
(https://psytests.org/parent/oro.html).
V. Риск правонарушений
Оценка уровня социальной адаптации и выявить проблемы в межличностных отношениях
Опросник по адаптации (например, шкала адаптации детей и подростков Социально-психологический опросник (СПО) - авторы: Н.Е. Долгова, Т.А. Костюкова). https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/588326-oprosnik-socialno-psihologicheskoe-blagopoluc
Выявление склонности к различным формам девиантного поведения
Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения "ДАП-П" для учащихся общеобразовательных учреждений, который направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения (https://stoppav.ru/images/docs/SHPR/biblioteka/NPB/PP/Metodich_ruk_Sbornik_testov_Prilozhenie.pdf)
Стратегии преодоления стрессовых ситуаций
Опросник "Стратегии преодоления трудностей" (COPE) - авторы: Ч.С. Карвер, М.Ф. Кин. Данная методика позволяет выявить стратегии, которые используют индивиды для преодоления трудных ситуаций, что может быть связано с их социальной адаптацией (https://psytests.org/coping/cope-run.html)
Отношение к правонарушениям
Опросник по выявлению правосознания и отношения к правонарушениям - автор: В.И. Слободчиков. Оценка уровня правосознания, понимания правовых норм и отношения к правонарушениям, что может быть полезно в работе с различными группами населения, включая несовершеннолетних (https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/383284-oprosnik-inpidualnoe-pravosoznanie-i-pravov)
Уровень тревожности
Тест на уровень тревожности (например, шкала тревожности Спилбергера https://psytests.org/anxiety/stai-run.html).
Склонность к девиантному поведению несовершеннолетних
Тест "Склонность к девиантному поведению" (например, Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних тест СДП - склонности к девиантному поведению, разработанная коллективом авторов: Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова, А.Г. Соловьев, https://psytests.org/diag/sdp-run.html).
Эмоциональный интеллект
Тест на эмоциональный интеллект (EQ-i) - автор: Р. Бар-Он. Этот инструмент помогает оценить эмоциональные и социальные навыки, которые влияют на адаптацию и взаимодействие с окружающими (https://psytests.org/eq/hall-run.html)
VI. Диагностика принимающего сообщества
Межкультурна я компетентность
Методика оценки межкультурной компетентности позволят оценить знания о культуре и способности взаимодействовать с представителями других культур, включая вопросы о готовности к сотрудничеству и взаимодействию с мигрантами, авторы: О.Е. Хухлаев, В.В. Гриценко, А.В. Макарчук О.С. Павлова, Н.В. Ткаченко, Ш.А. Усубян, В.А. Шорохова (https://psytests.org/group/iomk.html).
Социальная дистанции
Опросник по социальной дистанции для измерения уровня предвзятости и социальной дистанции между различными группами населения, включая мигрантов, автор: Эдвард А. Богардус (https://cpd-program.ru/methods/ssd.htm)
Культурный интеллект
"Шкала культурного интеллекта" К. Эрли и С. Анга (Г.У., Чигарькова, С.В., Рассказова, Е.И., 2018). "Шкала культурного интеллекта" измеряет несколько компонентов культурного интеллекта, оценивает способность эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, что требует навыков, известных как "культурный интеллект" - умение "чужака" правильно интерпретировать незнакомые жесты так, как это делает носитель культуры (https://psytests.org/group/culis.html).
Изучение отношения к феномену "национальности" (этничности)
Шкала этнонациональных установок О.Е. Хухлаев, И.М. Кузнецов, Н.В. Методика направлена на изучение установок отношения к феномену национальности и включает четыре субшкалы: националистические, патриотические, нейтральные и негативные установки. Методика подходит для исследования межгрупповых отношений в России (https://psytests.org/group/senu.html).
Раздел 2. Организация мероприятий с несовершеннолетними иностранными обучающимися, склонными к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений в образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний
2.1. Алгоритм (чек-лист) по выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, склонных к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Предложенный алгоритм (чек-лист) по выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, склонных к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, направлен на систематизацию процесса выявления потенциальных проблем в поведении несовершеннолетних иностранных граждан, а также на создание условий для их обсуждения и решения.
1. При приеме несовершеннолетнего иностранного гражданина на обучение в образовательную организацию необходимо установить:
факт законности пребывания такого ребенка и его родителей (законных представителей) на территории Российской Федерации посредством предоставления указанной категорией лиц документов, подтверждающих постановку на миграционный учет, и проверки наличия сведений о них в Реестре контролируемых лиц (доступен на сайте МВД России - https://мвд.рф/rkl), в случае установления факта включения ребенка и (или) его родителя (законного представителя) в Реестр контролируемых лиц информация об указанных иностранных гражданах незамедлительно направляется в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту фактического нахождения образовательной организации;
уровень владения русским языком (в рамках языковой диагностики) и психологической готовности к социализации в ученической среде, роль родителей (законных представителей) в соблюдении прав несовершеннолетнего на получение образования
Положительным критерием, подтверждающим контроль со стороны родителей за поведением детей и исполнение ими обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению, является их инициативность в подаче заявления о зачислении ребенка в учебное учреждение, обеспечении своевременного прохождения им теста на знание русского языка и при неудовлетворительных результатах - организации подготовки к повторному тестированию и проведении данной процедуры.
2. Для выявления несовершеннолетних иностранных обучающихся, склонных к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, требуется обращать внимание на следующие индикаторы:
наличие опыта противоправных или асоциальных поступков (учитывается информация, поступающая из органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, иных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законных представителей или родственников),
случаи самовольных уходов с места жительства, учебы, бродяжничества; факты совершения преступлений и правонарушений;
одобрительная позиция по отношению к употреблению алкогольной продукции, наркотиков и психоактивных веществ;
внешние поведенческие проявления
трудности в адаптации, самореализации, установлении и поддержании контактов со сверстниками;
нарушение учебной дисциплины, уклонение или отказ от выполнения учебных заданий, игнорирование рекомендаций и замечаний преподавателей, пропуски занятий без уважительной причины;
выражение в высказываниях и комментариях, письменных работах (сочинениях, диктантах, рефератах и т.д.) пренебрежительного отношения (или явного отрицания) к исторической памяти, традиционным российским ценностям, государственной символике, Флагу и Гимну Российской Федерации, информации, доводимой в рамках уроков "Разговоры о важном", отказ от участия в общественной жизни класса, школы;
создание опасных и конфликтных ситуаций;
появление в речи новых слов и выражений, не связанных с получаемыми в ходе образовательного процесса знаниями, резкое увеличение числа разговоров на политические, социальные, религиозные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения и проявляются признаки национальной, религиозной и политической нетерпимости;
наличие у подростка одежды и предметов с атрибутикой и символикой религиозного радикализма, экстремизма, криминальных субкультур, ярко подчеркивающей принадлежность к стране исхода и оскорбляющей представителей других национальностей и конфессий);
эмоциональное состояние
вспыльчивость, демонстрация неадекватной, преувеличенно эмоциональной реакции, выраженной неприязни к какой-либо имущественной, расовой, национальной, конфессиональной или иной социальной группе, а также провокационные действия, направленные на возбуждение агрессии у других лиц;
социальная изоляция (самоотчуждение), недоверие, замкнутость, отрицание общественного мнения;
отсутствие критического мышления, повышенная внушаемость, психологическая зависимость от третьих лиц, негативно влияющих на несовершеннолетнего;
социально-демографические условия
неблагоприятные взаимоотношения в семье (конфликты, асоциальный образ жизни родителей;
слабый либо излишний (авторитарный) контроль со стороны взрослых членов семьи;
падение уровня жизни семьи (стесненные жилищные условия, наличие бытовых проблем, трудное материальное положение и проч.), сложности в получении медицинской помощи, образования, отсутствие устойчивых социальных связей;
особенности интересов и досуговой занятости
неорганизованность отдыха и досуга, бесконтрольность внеурочной деятельности, устойчивое нежелание в упорядочении свободного времяпрепровождения;
проявление интереса к интернет-ресурсам (социальные сети, мессенджеры, сайты), содержащим шок-контент и деструктивную информацию (пропагандирующую религиозный и политический экстремизм, террористическую деятельность, оправдывающую культ жестокости и насилия, героизирующую криминалитет и прочие противоправные проявления);
нескрываемое подростком общение с лицами, имеющими криминальный опыт, радикальные взгляды, нарушения миграционного законодательства, публичная бравада такими связями;
Признаки употребления наркотиков/вовлечения в незаконный оборот наркотиков:
внешние бледность кожи, расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза, замедленная речь, плохая координация движений, порезы и следы от уколов, кожные нагноения, странный запах от тела, волос и личных вещей;
наличие среди личных предметов приспособлений для курения, свертков и пакетиков с растительными или порошкообразными веществами (в том числе с их остатками), емкости (бутылки, банки) с фольгой, свернутые в трубочку бумажки, разноцветные таблетки, капсулы, флаконы от лекарств);
проявления/изменения в поведении
скрытность, стремление как можно быстрее уйти из школы, резко сменяемые периоды активности и пассивности в деятельности, настроении;
изменения материального состояния
внезапное появление дорогостоящих вещей, гаджетов; стали известны факты (сведения) о наличии крупных сумм денег/о денежных долгах (затруднениях); частая смена номеров телефона и иные.
При осуществлении образовательными организациями антинаркотической пропаганды предлагается использовать рекомендации (методические материалы и учебные пособия) по созданию информационно-просветительского контента, направленного на повышение уровня осведомленности граждан о рисках, связанных с употреблением наркотиков, размещенные в разделе "Библиотека антинаркотической пропаганды" на официальном сайте МВД России (https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/gunk);
виктимность несовершеннолетнего
применение к несовершеннолетнему насилия, дискриминация по месту жительства или в образовательной организации;
травля подростка со стороны сверстников, в том числе в сети "Интернет" (систематическое умышленное физическое или психическое действие, направленное на умаление достоинства личности другого лица, совершаемое путем преследования, запугивания, унижения, в том числе в форме оскорбления, причиняющее нравственные, моральные или физические страдания личности, если такие действия не обусловлены ответной (защитной) реакцией на инициативное противоправное поведение объекта агрессии).
3. Для получения объективной информации о личности обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и установления обозначенных в чек-листе индикаторов, помимо визуального наблюдения, сотрудникам образовательных организаций рекомендуется:
проведение диагностических мероприятий, в том числе предложенных в разделе 1 части 1.3. настоящих рекомендаций, опросов, в том числе анонимных, индивидуальных бесед в неформальной обстановке, возможно на отвлеченные темы без прямой постановки вопроса) среди ученического коллектива на предмет психологического климата и настроений в подростковой среде, наличия межличностных или межгрупповых конфликтов, межнациональной розни, фактов приготовления либо совершения правонарушений и иных антисоциальных действий, травли; изучение записей в рабочих тетрадях, не связанных с учебными заданиями (рисунки, пометки и проч.), круга общения и условий семейного воспитания, активности детей мигрантов в чатах интернет-мессенджеров образовательных организаций и класса, а также на страницах (аккаунтах, профилях) в социальных сетях, находящихся в открытом доступе.
4. Оценка критериев риска склонности несовершеннолетних иностранных граждан к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, и меры реагирования.
Для фиксации сведений, характеризующих обучающегося несовершеннолетнего иностранного гражданина, рекомендуется ведение специалистами (классными руководителями, кураторами, социальными педагогами, психологами и проч.) общих форм, применяемых в образовательных организациях (например, социального дневника).
При выявлении признаков деструктивного поведения у лиц указанной категории необходима организация с ними комплексной работы с привлечением должностных лиц заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также членов общественных и волонтерских организаций, лидеров религиозных, национально-культурных объединений, этнических диаспор (общин, землячеств), способных оказать положительное влияние и обеспечить адресное сопровождение.
В целях установления значимых параметров важно исследовать контекст развития разных групп несовершеннолетних, а именно:
- совершивших преступления и/или правонарушения разного типа с насильственной составляющей и без насилия;
- имеющих признаки девиантного поведения;
- не имеющих явных признаков различных форм девиаций, что позволит сформировать профили несовершеннолетних разных групп риска.
2.2. Профилактические мероприятия с несовершеннолетними иностранными гражданами общего характера в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
В образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних иностранных обучающихся, могут быть предложены мероприятия общего характера, направленные на приобщение к российским духовно-нравственным ценностям, на изучение основ российского законодательства, традиционных семейных ценностей, культуры поведения в обществе, национальных приоритетов и исторической памяти Российской Федерации, формирование у обучающихся критического отношения к деструктивным проявлениям, религиозному экстремизму, действиям, запрещенным в российском обществе, а также способов реагирования на поступающие угроз через проведение классных часов на темы: "Культурный мир России", изучение культурных ценностей и национальных традиций народов, "Мы все разные, но мы вместе", "Учимся жить без конфликтов", "Поговорим о дружбе и друзьях", "Учимся общаться", "Стоп конфликт", час общения "Дружба народов", "Игры народов мира", внеурочных занятий "Разговоры о важном", линейки с подъемом Государственного флага Российской Федерации и исполнением Государственного гимна Российской Федерации, через мероприятия и разработанные курсы в рамках внеурочной деятельности и системы дополнительного образования (Сизова Т.И., Солдатенкова М.Л., Криворучко Т.В., 2022).
2.3. Профилактические мероприятия с несовершеннолетними иностранными гражданами индивидуального характера в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Целью мероприятий индивидуального характера с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, является создание условий для их социальной адаптации и предотвращения девиантного поведения в каждом конкретном случае.
Задачи по проведению мероприятий с обозначенной категорией детей должны отражать этапы по созданию безопасной образовательной среды, необходимой для реализации плана мероприятий как индивидуального, так и группового характера:
1. Профилактика правонарушений: обучение несовершеннолетних иностранных граждан навыкам саморегуляции, разрешения конфликтов и управления эмоциями для снижения риска совершения правонарушений.
2. Социальная адаптация: помощь в интеграции в новую культурную и социальную среду, формирование позитивного самоощущения и идентичности.
3. Развитие жизненных навыков: обучение навыкам, необходимым для успешной жизни в обществе, включая трудовые, образовательные и социальные навыки.
4. Поддержка и консультирование: предоставление психологической и социальной помощи для решения личных и межличностных проблем, а также помощь в преодолении языковых и культурных барьеров.
5. Укрепление семейных связей: вовлечение семьи в процесс коррекции поведения, способствующей созданию поддерживающей среды.
6. Формирование позитивных социальных отношений: содействие в установлении здоровых отношений с окружающими, включая сверстников и взрослых.
Основным механизмом выработки и реализации индивидуальной стратегии работы и сопровождения детей иностранных граждан является психолого-педагогический консилиум образовательной организации (далее - консилиум), одна из задач которого состоит в выявлении трудностей освоения образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения.
По итогам консилиума составляется список несовершеннолетних иностранных граждан, нуждающихся в индивидуальном коррекционном сопровождении. Для каждого из них разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы.
Рекомендуется в течение учебного года провести три таких консилиума. Первичный консилиум целесообразно проводить не ранее второй - третьей недели сентября и не позднее второй недели октября.
В консилиуме принимают участие:
- представитель администрации;
- классный руководитель;
- учителя-предметники, учителя русского языка, учителя русского языка как иностранного;
- педагог-психолог и социальный педагог.
Если не представляется возможным оценить, насколько несовершеннолетний иностранный обучающийся нуждается в специальной поддержке и коррекции в связи с его когнитивными или эмоционально-волевыми характеристиками, необходимо направить такого учащегося в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК). В соответствии с заключением ПМПК обучающемуся может быть рекомендована коррекционная работа, дополняющая или заменяющая индивидуальную работу, связанную с психологическим благополучием, сформированностью социальных навыков и культурной адаптацией.
Мониторинг и оценка результатов индивидуальной работы становятся ключевыми аспектами в этом процессе и на основе полученных данных позволяют не только отслеживать прогресс учащихся, но и вносить необходимые изменения для улучшения качества поддержки.
Более подробно о разработке индивидуального маршрута несовершеннолетнего иностранного гражданина, склонного к совершению преступлений и правонарушений в образовательных организациях можно найти информацию в рекомендациях по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора (Сизова Т.И., Солдатенкова М.Л., Криворучко Т.В., 2022).
2.4. Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан
Родители (законные представители) обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан составляют довольно разнородную группу с точки зрения уровня образования, социально-экономического положения и будущих планов. Им необходимо решать вопросы, связанные с поиском жилья и работы, в то время как их детям предстоит адаптироваться к новому детскому коллективу, который может иметь свои собственные нормы и правила, отличные от привычных. В разных культурах, этнических или национальных группах система образования обладает уникальными особенностями, отражающими различные ценностные ориентиры. Взаимодействие между педагогом, ребенком и родителем из разных культур может быть затруднено из-за различий в понимании целей образования, а также в ожиданиях друг от друга и от школы в целом.
Механизм адаптации через образовательную организацию воздействует не только на детей из семей трудовых мигрантов, но и на их родителей, поскольку образовательная организация является пространством, в котором мигранты встречаются с "официальным" миром". И тогда задача образовательной организации в отношении работы с родителями - формирование отношений сотрудничества, построенных на контакте и доверии.
В такой работе необходимо учитывать стадию адаптации родителей (законных представителей) в принимающем обществе: выживание, обучение, установление контактов, лидерство, чтобы ожидания педагогов и возможности родителей не стали причиной трудностей, а стали основой для конструктивного взаимодействия (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В., 2023).
Для снижения уровня напряженности родителей важно не противопоставлять их сообществу, а помогать интегрироваться с учетом их дополнительных потребностей, помогать иностранным гражданам стать частью родительского сообщества школы. Важно, с одной стороны, учитывать специфические языковые и культурные особенности, характеризующие родителей - иностранных граждан, а с другой - вовлекать их в общешкольные активности, показывать, что к ним относятся как к любым другим родителям учащихся.
Дополнительные меры, которые помогут установить отношения доброжелательного сотрудничества и предотвратить возможные трудности еще до их зарождения:
- создание системы поддержки для родителей с низким уровнем владения русским языком;
- привлечение родителей-мигрантов к подготовке общешкольных мероприятий этнокультурной тематики;
- создание внутришкольного актива из хорошо адаптированных родителей-мигрантов;
- проведение индивидуальных встреч и приветственных семинаров, фестивалей национальных культур с привлечением инокультурных родителей и пр.
2.5. Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними иностранными гражданами в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Межведомственное взаимодействие является одним из эффективных элементов в профилактике совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан, склонных к совершению преступлений и правонарушений. Важно отметить, что профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является частью более широкой задачи по предупреждению преступности в целом. Решение этой проблемы требует совместных усилий.
Участниками межведомственного взаимодействия по работе с несовершеннолетними иностранными гражданами могут быть:
- социальные службы: центры социальной помощи, службы по делам несовершеннолетних;
- правоохранительные органы: полиция, прокуратура, службы безопасности;
- медицинские учреждения;
- негосударственные организации: благотворительные фонды, организации, работающие с мигрантами.
При организации межведомственного взаимодействия целесообразно определить порядок взаимодействия с правоохранительными органами и иными организациями в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, среди несовершеннолетних иностранных граждан:
1. Определение ответственных органов: необходимо четко определить, какие учреждения и организации будут участвовать в работе с несовершеннолетними иностранными гражданами;
2. Совместное планирование: на основании собранной информации разрабатываются совместные планы действий, включающие профилактические мероприятия и программы коррекции;
3. Реализация мероприятий: каждое учреждение выполняет свои функции в рамках согласованного плана, включая организацию тренингов, консультаций, групповых занятий и других мероприятий;
4. Своевременный обмен информацией о фактах, требующих принятия комплексных мер реагирования по компетенции (пропуски учебных занятий по неуважительным причинам со стороны несовершеннолетнего, грубое нарушение устава учебного заведения, подозрение в употреблении алкогольной продукции или запрещенных к обороту веществ, демонстрация символики радикальных религиозных течений, криминальной, экстремистской или наркотической субкультур, проявление иных форм девиации, в том числе с ярко выраженной принадлежностью к стране исхода, приверженность к межнациональной группе);
5. Принятие мер реагирования на противоправное поведение несовершеннолетних с миграционной историей (рассмотрение на советах профилактики с участием сотрудников полиции и иных заинтересованных специалистов ситуаций, связанных с негативными проявлениями в ученических коллективах, организация примирительных процедур, собраний родительского и ученического активов для выработки оптимальных решений по урегулированию возникающих конфликтов);
6. Мониторинг и оценка результатов: по окончании реализации мероприятий проводится оценка их эффективности. Анализируется динамика изменений в поведении несовершеннолетних, а также уровень их адаптации.
Список рекомендуемых и используемых источников:
1. Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор. Примерная программа курса внеурочной деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций/Авторы-составители: Заева О.В., Алагуев М.В., Бородина А.С., Скорина Е.Н., Артамонова Е.Г. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2021. - 62 с., ссылка на источник: https://fcprc.ru/media/media/mediacia/PRogramma-Byt-Gr_HzUEG8k_4sz2Vz4.pdf
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
3. Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные особенности подростков с противоправным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06/О.Д. Гурина. - М., 2020. - 23 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991
5. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся "Навигатор профилактики", ссылка на источник: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour
6. Методические рекомендации для программ обучения специалистов по психолого-педагогическому сопровождению и социальной адаптации детей, возвращенных из зон боевых действий/Под ред. О.Е. Хухлаева, О.С. Павловой, Н.В. Тарулиной. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 532 с.
7. Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан./Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. - 209 с.)
8. Программа оценки особых образовательных потребностей детей - иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации/Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 238 с.
9. Рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора/сост. Т.И. Сизова, М.Л. Солдатенкова, Т.В. Криворучко. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 39 с.
10. Федеральные рабочие программы воспитания в составе Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
11. Berry, J.W., & Sam, D.L. (1997). Acculturation and Adaptation. In J.W. Berry, M.H. Segall, & C. Kagitcibasi (Eds.), Handbook of Cross-Cultural Psychology: Vol. 3. Social Behavior and Applications (2nd ed., pp. 291 - 326). Allyn & Bacon.
12. Gardner, Robert & Clement, Richard & Giles, Howard & Robinson, W. (1990). Social psychological perspectives on second language acquisition.
13. Selye H. Stress and the general adaptation syndrome. Br Med J. 1950 Jun 17; 1(4667): 1383 - 92. doi: 10.1136/bmj.1.4667.1383. PMID: 15426759; PMCID: PMC2038162.
14. Ward, C., & Kennedy, A. (1999). The measurement of sociocultural adaptation. International Journal of Intercultural Relations, 23(4), 659 - 677. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(99)00014-0