<Письмо> Минпросвещения России от 16.06.2025 N 07-2782
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 16 июня 2025 г. N 07-2782
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) представляет для учета в работе органов, осуществляющих управление в сфере образования, информацию об основных направлениях деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центр).
При подготовке содержащихся в настоящем письме рекомендаций учтены, в том числе, положения:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) - с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон N 273-ФЗ Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, утвержденного приказом Минпросвещения России от 6 ноября 2024 г. N 778 (далее - Типовой порядок).
Департамент отмечает, что Центр действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 42 Федерального закона N 273-ФЗ.
Центр может быть региональным и муниципальным.
Обращаем внимание, что Центр не может быть создан в качестве структурного подразделения образовательной организации <2>.
--------------------------------
<2> Часть 1 статьи 27 Федерального закона N 273-ФЗ.
Целевым ориентиром является создание единого преемственного организационного, научно-методического и информационно-аналитического обеспечения предоставления психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в субъекте Российской Федерации с учетом географической, демографической и иной специфики.
Направлениями деятельности Центра <3> являются следующие направления:
--------------------------------
<3> Пункт 2 Типового порядка.
1. Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включающей в себя:
а) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
б) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
в) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий (при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности и в соответствии с имеющейся медицинской базой);
г) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации.
2. Оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в том числе в части:
а) психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;
б) методической помощи в разработке и реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, в разработке и реализации индивидуальных учебных планов;
в) методической помощи в выборе оптимальных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся;
г) методической помощи в выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению и воспитанию обучающихся.
Также оказываемая помощь может предусматривать:
сопровождение образовательных организаций по вопросам включения профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся; по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
формирование и реализацию планов по созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов), одаренных обучающихся и иных обучающихся, требующих особого подхода при проектировании образовательной среды для них.
3. Организация выявления создаваемой при Центре психолого-медико-педагогической комиссией детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания детей, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций <4>.
--------------------------------
<4> Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минпросвещения России от 1 ноября 2024 г. N 763.
4. Осуществление комплекса мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказание им экстренной и кризисной психологической помощи <5>, осуществление связи с семьей, а также органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
--------------------------------
<5> Рекомендации Минпросвещения России, направленные в адрес руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере образования письмом от 25 октября 2023 г. N АБ-4313/07.
5. Осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в рамках которого Центр так же может осуществлять функцию психологической экспертизы (оценки) комфортности и психологической безопасности образовательной среды образовательных организаций.
6. Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам <6> (при наличии соответствующей лицензии).
--------------------------------
<6> Часть 5 статьи 31 Федерального закона N 273-ФЗ.
Реализуя обозначенные направления деятельности Центра, в его структуре могут создаваться различные структурные подразделения.
С учетом практики организации работы Центров представляется целесообразным выделить следующие основные функции Центра, в том числе его "специализированных" структурных подразделений (в случае создания), которые обеспечивают реализацию соответствующих функций Центра.
1. Структурное подразделение/функции по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Структурное подразделение/функции по оказанию психолого-педагогической помощи (диагностика, консультирование, коррекция) участникам образовательных отношений (детям, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам): <7>
--------------------------------
<7> Помощь может быть оказана как непосредственно на базе Центра, так и посредством выхода специалистов в образовательные организации.
психолого-педагогическое консультирование;
психологическая диагностика;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся;
помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.
3. Структурное подразделение/функции по методическому сопровождению (по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, по вопросам обучения и воспитания обучающихся) и проведению мониторинга эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
4. Структурное подразделение/функции по оказанию экстренной, кризисной психологической помощи (антикризисное подразделение).
В целях оказания экстренной, кризисной психологической помощи в Центре может быть организована работа "горячей" телефонной линии ("Телефон доверия").
5. Структурное подразделение/функции по оказанию комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий (при наличии соответствующей лицензии).
6. Структурное подразделение/функции по социально-педагогической работе и по сопровождению замещающих семей.
7. Структурное подразделение/функции по оказанию ранней коррекционной помощи детям и их семьям.
8. Структурное подразделение/функции по проведению профилактической работы с несовершеннолетними с девиантным поведением (взаимодействие с представителями различных органов), а также функции службы примирения и (или) медиации.
9. Структурное подразделение/функции регионального ресурсного центра (для региональных Центров) (имеется практика осуществления Центрами функции регионального ресурсного центра по развитию системы психолого-педагогической помощи, регионального ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, регионального ресурсного центра по профилактике девиантного поведения обучающихся или иной направленности деятельности, не противоречащей цели создания Центра).
Кроме того, существует опыт выполнения Центром функции регионального оператора при проведении социально-психологического тестирования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ <8> (например, Центром обеспечивается организационное, координационное, техническое сопровождение проведения такого тестирования, а также экспертно-методическое сопровождение работы образовательных организаций по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся по результатам данного тестирования).
--------------------------------
<8> Приказ Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. N 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях".
10. Для осуществления образовательной деятельности Центра в его структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 4 Типового порядка.
С учетом сложившейся практики, региональный Центр также может осуществлять координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных Центров.
Директор департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ