Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 10.04.2025 N 07-1613

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2025 г. N 07-1613

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) информирует, что с целью организации и эффективного оказания психологической помощи участникам образовательных отношений Федеральным координационным центром по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" в 2024 году разработаны методические рекомендации "Алгоритмы деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений" (далее соответственно - методические рекомендации, Материалы).

Методические рекомендации содержат алгоритмы действий педагога-психолога (психолога в сфере образования) в случае выявления суицидального риска среди обучающихся, в ситуации совершения суицидальных действий и (или) самоубийства обучающегося; при организации психологического сопровождения родителей (законных представителей) обучающегося в ситуации совершения им суицидальных действий; в случае выявления в образовательной организации травли, включая деятельность педагога-психолога в составе рабочих групп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия; в ситуации гибели близких и родственников обучающегося (оказание экстренной и кризисной психологической помощи обучающемуся в случае гибели близких и родственников; планирование и осуществление мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося при проживании утраты близкого).

Материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), социальных педагогов, классных руководителей, советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

В этой связи Департамент просит адресно довести до сведения образовательных организаций информацию о возможности использования методических рекомендаций в работе вышеуказанных специалистов.

Директор департамента

Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

АЛГОРИТМЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Методические рекомендации содержат алгоритмы действий педагога-психолога (психолога в сфере образования) образовательной организации в ситуации, требующей оказания экстренной и кризисной психологической помощи, и разработаны для организации и эффективного оказания психологической помощи участникам образовательных отношений. Алгоритмизация действий педагога-психолога (психолога в сфере образования) в части оказания психологической помощи в экстренных и кризисных ситуациях позволяет как снизить психоэмоциональное напряжение специалиста, оказывающего помощь, так и организовать целенаправленную и последовательную деятельность в сложных ситуациях.

Глоссарий терминов и определений

Агрессор (преследователь) - лицо (или группа лиц), активно, сознательно и регулярно совершающее физическое и (или) психологическое насилие в отношении иного лица, определенного агрессором в качестве объекта травли.

Жертва травли, жертва - лицо (или группа лиц), подвергающееся травле, не имеющее возможности и (или) не способное (в силу личных убеждений, по иным причинам) противостоять актам агрессии.

Кризисное состояние - психологическое состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации <1>.

--------------------------------

<1> Модель психологического сопровождения семей участников (ветеранов) специальной военной операции/О.А. Ульянина, А.В. Ермолаева, Д.С. Волков, О.С. Комолова О.С.; под общей редакцией О.А. Ульяниной. - Москва: МГППУ, 2024. - 40 с.

Кризисная психологическая помощь - психологическая помощь, оказываемая человеку, находящемуся в кризисной ситуации, на основе психологического вмешательства, направленного на снижение последствий острого стрессового расстройства и явлений дезадаптации, возникших в результате кризисной ситуации.

Профилактика суицидального поведения - различные мероприятия, направленные на снижение уровня суицидальной активности, предотвращение осуществления суицидальных действий и рецидивирования суицидального поведения, а также на превенцию формирования суицидальных побуждений в рамках психолого-педагогической профилактики. Различают следующие виды профилактики суицидального поведения:

- первичная: содержит информационно-обучающие мероприятия по вопросам психического здоровья, суицидологии, проводимые для любых категорий населения;

- вторичная: включает в себя следующие стратегии: селективные (избирательные) - противодействуют факторам риска в особой группе подростков, на текущий момент не проявляющих суицидальных наклонностей, но которые могут быть подвержены повышенному риску в биологическом, психологическом или социально-экономическом отношении; антикризисные - осуществляются в пресуицидальном и ближайшем постсуицидальном периодах и направлены на предупреждение реализации суицидальных намерений и планов, а также на купирование суицидальных замыслов и намерений;

- третичная: мероприятия, проводимые с близким окружением (родственники, друзья и др.) суицидентов, членов учебно-профессионального сообщества <2>.

--------------------------------

<2> Суицидальное поведение несовершеннолетних (факторы риска, предикторы развития, диагностика): Методические рекомендации/Р.В. Ахапкин, Е.Г. Дозорцева, Е.Б. Любов [и др.]. - Москва: ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 2024. - 38 с.

Самоубийство (суицид) - действия, направленные на лишение себя жизни и завершившиеся летальным исходом <3>.

--------------------------------

<3> Там же.

Свидетели травли - лица, активно или пассивно поддерживающие "агрессора", или лица, своим бездействием не препятствующие проявлениям агрессии в отношении "жертвы".

Суицидальное кризисное состояние - острое или хроническое болезненное психическое состояние, характеризующееся выраженными нарушениями в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах с переживаниями безысходности, безвыходности, нахождение в котором может приводить к самоубийству. Внешним выражением суицидального кризиса могут быть различные формы несуицидального и суицидального самоповреждающего поведения <4>.

--------------------------------

<4> Там же.

Самоповреждающее поведение - комплекс действий аутоагрессивного характера, нацеленных на причинение физического вреда собственному телу (может включать как несуицидальное самоповреждающее поведение, так и суицидальные попытки) <5>.

--------------------------------

<5> Там же.

Суицидальные действия - действия, направленные на лишение себя жизни <6>.

--------------------------------

<6> Там же.

Суицидальные мысли (суицидальная идеация) - мысли о собственной смерти, рассмотрение аргументов отказа от жизни путем самоубийства с последующим размышлением над способом совершения самоубийства. Различают: пассивные суицидальные мысли характеризуются представлением своей смерти без желания лишения себя жизни; навязчивые суицидальные мысли (суицидальные руминации) характеризуются постоянным возвращением к травмирующим событиям с невозможностью остановить поток негативных мыслей, формирующих суицидальное поведение; активные суицидальные мысли характеризуются желанием покончить с собой, разработкой плана реализации суицидальных действий (суицидальные намерения, замыслы, планы); суицидальный императив - "внутренний" приказ о немедленном осуществлении суицидальных действий (часто подсказывается способ их совершения); подразумевает беспрекословное подчинение <7>.

--------------------------------

<7> Суицидальное поведение несовершеннолетних (факторы риска, предикторы развития, диагностика): Методические рекомендации/Р.В. Ахапкин, Е.Г. Дозорцева, Е.Б. Любов [и др.]. - Москва: ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 2024. - 38 с.

Суицидальный риск - вероятность совершения суицидальных действий, которую прогнозируют на основе клинической оценки, экспериментально-психологического исследования, включающего в себя психодиагностику с помощью тестовых и опросных методов и психолого-педагогического наблюдения <8>.

--------------------------------

<8> Там же.

Суицидент - человек, обнаруживающий любые формы суицидального поведения <9>.

--------------------------------

<9> Там же.

Травля - целенаправленное и продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, совершаемое одним лицом (группой лиц) в отношении другого лица, унижающее, оскорбляющее или причиняющее ему вред.

Травматические ситуации - это такие экстремальные критические события, которые обладают мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия.

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Факторы суицидального риска - внешние или внутренние стимулы (условия, обстоятельства), способствующие или непосредственно вызывающие формирование суицидального поведения. Различают социально-экономические (уровень жизни, наличие работы, профессии, семьи), социально-демографические (пол, возраст, социальное положение), биологические (генетические), индивидуально-психологические (тревожность, агрессивность, безнадежность, одиночество и др.), этнокультуральные (наличие в традициях определенных народностей суицидального поведения как социально приемлемой нормы), клинические (предшествующая суицидальная попытка, наличие психического или тяжелого соматического заболевания) и другие факторы суицидального риска <10>.

--------------------------------

<10> Суицидальное поведение несовершеннолетних (факторы риска, предикторы развития, диагностика): Методические рекомендации/Р.В. Ахапкин, Е.Г. Дозорцева, Е.Б. Любов [и др.]. - Москва: ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 2024. - 38 с.

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленных при помощи профессиональных методов на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисной или чрезвычайной ситуации.

Пояснительная записка

Чрезвычайные события, связанные с обучающимися, являются одной из наиболее острых проблем современного общества: инциденты в образовательных организациях поднимают вопросы о безопасности обучающихся, не только физической, но и психологической. Непосредственная включенность обучающихся в такие психотравмирующие события, как суицид и самоповреждающее поведение, травля, гибель близких и родственников обучающихся, снижает их адаптационные возможности, нарушает коммуникативное взаимодействие участников образовательных отношений, образовательный процесс, что становится серьезным вызовом для педагогического коллектива и педагога-психолога (психолога в сфере образования) (далее - педагог-психолог). Своевременное оказание психологической помощи позволит минимизировать негативные последствия экстренных и кризисных ситуаций, снизить суицидальный риск, риск возникновения травли, оказать помощь участникам образовательных отношений в проживании горя по поводу утраты близких и родственников. Для этого необходима не только кадровая обеспеченность педагогами-психологами, владеющими профессиональными компетенциями оказания помощи в экстренных и кризисных ситуациях и осуществляющими помощь на основе требований профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" <11>, но и системный подход к организации экстренной психологической помощи в образовательной среде.

--------------------------------

<11> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".

Таким образом, очевидна потребность в разработке методических рекомендаций, содержащих алгоритмы деятельности педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в случае выявления суицидального риска среди обучающихся, в ситуации травли, в ситуации гибели близких и родственников участников образовательных отношений.

В рамках методической помощи педагогам-психологам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (далее вместе - образовательная организация) специалистами Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" предлагаются рекомендации по оказанию участникам образовательных отношений экстренной и кризисной психологической помощи в ситуациях суицида и суицидальных действий обучающихся, ситуации травли в образовательной среде, ситуации гибели близких и родственников обучающегося.

Предлагаемые методические рекомендации представлены описанием алгоритмов деятельности педагога-психолога

- в случае выявления суицидального риска среди обучающихся, в ситуации совершения суицидальных действий и (или) самоубийства обучающегося; при организации психологического сопровождения родителей (законных представителей) обучающегося в ситуации совершения им суицидальных действий;

- в случае выявления в образовательной организации травли, включая деятельность педагога-психолога в составе рабочих групп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;

- в ситуации гибели близких и родственников обучающегося (оказание экстренной и кризисной психологической помощи обучающемуся в случае гибели близких и родственников; планирование и осуществление мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося при проживании утраты близкого).

Рассматриваемые ситуации являются комплексными и многоуровневыми и требуют реализации принципа единства действий и требований педагогического коллектива при организации психолого-педагогического сопровождения. В первую очередь, при организации работы образовательной организации с любыми ситуациями, требующими вмешательства, необходимо создание объединения, которое будет комплексно рассматривать возникшую ситуацию и слаженно применять необходимые меры - это может быть социально-психологическая служба, совет профилактики, служба примирения либо другой компонент целостной системы деятельности образовательной организации. В данных методических рекомендациях используется обобщающее понятие Рабочая группа, создаваемая с целью выявления и/или реагирования на выявленные ситуации, требующие вмешательства. В состав Рабочей группы могут входить следующие сотрудники образовательной организации: руководитель образовательной организации, заместитель руководителя, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее - советник по воспитанию), педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, иные педагогические работники (далее - участники Рабочей группы). Деятельность Рабочей группы координирует заместитель руководителя или советник по воспитанию.

Представленные в методических рекомендациях алгоритмы действий педагогов-психологов образовательной организации в ситуации, требующей оказания экстренной и кризисной помощи, могут использоваться в их профессиональной деятельности в полном объеме с учетом специфики образовательной организации, уровня квалификации педагога-психолога. Кроме того, настоящие методические рекомендации будут полезны социальному педагогу и представителям администрации образовательной организации.

В рамках проведения психологической диагностики педагог-психолог ориентируется на психодиагностический инструментарий, представленный в Открытом реестре психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в образовательной организации <12>.

--------------------------------

<12> Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации"): Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N Р-193. - URL: https://rospsy.ru/node/759 (дата обращения: 16.12.2024).

В рамках проведения просветительских мероприятий, коррекционно-развивающей работы педагог-психолог может использовать программы, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, проводимого Общероссийской общественной организацией "Федерация психологов образования России".

Программы, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, размещены в открытом доступе (ссылка: https://rospsy.ru/KPresults).

Рисунок (не приводится)

Раздел 1. Алгоритмы действий педагога-психолога в случае

выявления суицидального риска и совершения суицидальных

действий обучающимся

1.1. Направления деятельности педагога-психолога

в случае выявления суицидального риска у обучающихся

в образовательной организации

1.1.1. Проведение психологической диагностики, позволяющей определить уровень суицидального риска и ресурсы его преодоления у обучающихся.

1.1.2. Проведение профилактической работы, направленной на предотвращение случаев суицида обучающихся, имеющих маркеры суицидального риска; профилактическая работа может проводиться в индивидуальном и групповом форматах.

1.1.3. Сопровождение случая совершения суицидальных действий обучающимся.

1.2. Алгоритм выявления педагогом-психологом суицидального

риска обучающихся в образовательной организации

1.2.1. Педагог-психолог осуществляет сбор информации (на основании мониторинга) в отношении обучающихся, имеющих суицидальный риск, которые состоят в экстремистских "группах смерти" (на основании данных от классных руководителей или иных педагогических работников) или подвержены другим факторам суицидального риска. Педагог-психолог, по возможности, принимает меры для уточнения сведений о вероятности вовлечения обучающегося в сообщества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) деструктивного характера, пропагандирующие суицид и (или) склоняющие к совершению суицида.

1.2.2. Педагог-психолог при планировании психопрофилактических мероприятий учитывает информацию, полученную от участников образовательных отношений, об изменениях в поведении обучающегося, которые могут свидетельствовать о риске формирования у него суицидального поведения: "уход в себя", эмоциональная нестабильность, депрессивные эпизоды, агрессивность, саморазрушающее и самоповреждающее поведение, потеря самоуважения, нарушение аппетита, нарушение режима сна, снижение успеваемости, дарение личных вещей окружающим, приведение дел в порядок, психологическая травма (при наличии такой информации).

1.2.3. Педагог-психолог на регулярной системной основе проводит психолого-педагогические обследования обучающихся, анкетирование классных руководителей, мониторинги, выявляя обучающихся с суицидальным риском. В качестве дополнительного диагностического компонента допустимо использовать результаты социально-психологического тестирования.

1.2.4. При выявлении какого-либо признака по результатам проведения мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1 - 1.3, педагог-психолог информирует руководителя образовательной организации о риске суицидального поведения обучающихся. В случаях вероятности воздействия на обучающихся деструктивных групп в сети Интернет, склоняющих несовершеннолетних к совершению суицида, руководитель образовательной организации уведомляет о данном факте территориальные органы МВД России, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации (или территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Если обучающийся демонстрирует изменения в поведении, педагог-психолог включает данного обучающегося в "группу риска", производит дальнейшее наблюдение за его поведением и состоянием, проводит профилактическую работу с обучающимся совместно с участниками Рабочей группы.

1.2.5. Педагог-психолог составляет индивидуальный план работы с обучающимся. План может содержать: психологическую диагностику эмоционального состояния обучающегося; профилактические беседы с обучающимся и его ближайшим окружением; групповую психологическую работу с обучающимися (тренинги, лекции); психологическое консультирование обучающегося, родителей (законных представителей), педагогических работников; психологическую профилактику суицидального риска обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников; информирование родителей (законных представителей) и педагогических работников о необходимости внимательного отношения к поведению обучающегося, изменениям его эмоционального состояния.

1.2.6. Педагог-психолог в рамках деятельности рабочей группы содействует разработке и участвует в реализации межведомственного плана по профилактике суицидального поведения обучающихся, разработанного комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектом Российской Федерации или (и) территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, готовит отчеты о результатах проведенной работы согласно установленным срокам.

1.2.7. Педагог-психолог реализует психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с выявленным риском суицидального поведения, осуществляет, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, профилактическую работу со всеми обучающимися; проводит беседы с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, свидетелями совершения суицидальных действий, обучающимися, склонными к аутодеструктивному поведению, педагогическими работниками, ближайшим окружением обучающегося; документально фиксирует информацию о проведенной работе; предпринимает необходимые действия для защиты законных прав и интересов обучающихся.

1.3. Алгоритм действий педагога-психолога

в ситуации совершения суицидальных действий обучающимся

в образовательной организации

1.3.1. Педагог-психолог информирует руководителя образовательной организации об известных ему обстоятельствах совершения самоповреждающего поведения или совершения суицидальных действий, результатах предшествующих психодиагностических, консультационных, психокоррекционных мероприятий (если проводились).

1.3.2. Педагог-психолог оценивает собственные ресурсы по выявлению группы риска и оказанию экстренной психологической помощи.

1.3.3. Выявляет нуждающихся в получении экстренной и кризисной психологической помощи из числа обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников с помощью наблюдения, психологической диагностики, непосредственной беседы с обучающимися, педагогическими работниками, представителями администрации образовательной организации.

1.3.4. Педагог-психолог образовательной организации при оценке собственных ресурсов как достаточных оказывает экстренную и кризисную психологическую помощь участникам образовательных отношений, представителям администрации образовательной организации в форме психологического консультирования, групповых мероприятий. При необходимости, согласовывает с руководителем образовательной организации возможность привлечения к указанной деятельности психологов, педагогов-психологов центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ППМС-центр).

1.3.5. Готовит информацию о промежуточных и (или) итоговых результатах оказания экстренной и кризисной психологической помощи, психолого-педагогического сопровождения пострадавших участников образовательных отношений для последующего предоставления руководителем образовательной организации, иным должностным лицам в рамках межведомственного взаимодействия для оказания медицинской, социальной и (или) иной специализированной психологической помощи суициденту, его родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

1.3.6. Педагог-психолог совместно с членами Рабочей группы проводит встречи с учебной группой (классом), в которой произошел случай самоповреждающего поведения или совершены суицидальные действия обучающимся, с целью реализации профилактической и психопросветительской работы (при необходимости, с несколькими учебными группами (классами).

1.3.7. После группового занятия по необходимости может проводиться индивидуальная работа с отдельными обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками образовательной организации для стабилизации эмоционального состояния.

1.3.8. Педагог-психолог включается в совместную работу со специалистами антикризисных подразделений ППМС-центров для осуществления психолого-педагогического сопровождения суицидента и его родителей (законных представителей) в рамках своих компетенций, а также других участников образовательных отношений, пострадавших в результате кризисной ситуации.

1.3.9. Педагог-психолог совместно с членами Рабочей группы проводит дальнейшее пролонгированное сопровождение участников происшествия (в случае необходимости), профилактические беседы с обучающимися, мониторинг и регулярный контроль динамики состояния обучающихся (с помощью комплекса психодиагностических мероприятий).

1.3.10. Педагог-психолог непрерывно реализует меры по профилактике суицидального поведения, которые включают оперативное информирование представителей администрации образовательной организации о фактах чрезвычайных происшествий с участием обучающихся. Внимание уделяется таким важным аспектам, как наличие лиц или источников, склоняющих обучающегося к совершению суицида, сведений о привлечении обучающихся к участию в акциях и мероприятиях, потенциально опасных для их жизни и здоровья.

1.4. Алгоритм психологического сопровождения

педагогом-психологом участников образовательных отношений

в ситуации суицида обучающегося

1.4.1. Педагог-психолог в рамках своих компетенций участвует в сборе информации относительно кризисной ситуации.

1.4.2. Педагог-психолог при оценке собственных ресурсов как достаточных для выявления группы риска из числа участников образовательных отношений и оказания им экстренной и кризисной психологической помощи оказывает экстренную и кризисную психологическую помощь обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам, представителям администрации образовательной организации, пострадавшим в результате кризисной ситуации.

1.4.3. Совместно с участниками Рабочей группы педагог-психолог составляет план психолого-педагогического сопровождения учебной группы (класса) в посткризисный период с целью профилактики суицидального поведения обучающихся.

1.4.4. Педагог-психолог оказывает экстренную и кризисную психологическую помощь свидетелям завершенного суицида. Если педагог-психолог не обладает необходимыми компетенциями оказания экстренной и кризисной психологической помощи, то осуществляет содействие психологам, направленным на оказание такой помощи пострадавшим участникам образовательных отношений.

1.4.5. Участвует совместно с участниками Рабочей группы в проведении родительских собраний, педагогических советов с целью информирования и оказания психологической поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

1.4.6. Педагог-психолог совместно с участниками Рабочей группы проводит профилактическую и информационную работу с учебной группой (классом), в которой произошел суицид (при необходимости - с несколькими учебными группами (классами), задачами которого выступают:

- оценить наличие явной или потенциальной угрозы развития кризисного эмоционального состояния обучающихся; определить группу риска из числа обучающихся, которые нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи;

- упорядочить имеющуюся информацию о кризисной ситуации, выстроить последовательность событий, приведших к суициду обучающегося;

- организовать групповое обсуждение травматического события, что позволяет обучающимся лучше понять произошедшее, понять суицидента (его проблемы, "пусковые" факторы, послужившие причиной совершения суицида, его чувства), отреагировать свои чувства, повысить взаимопонимание и доверие между обучающимися, адаптироваться к изменившимся условиям учебной группы (класса), актуализировать чувство самообладания, эмоциональное равновесие;

- информировать участников образовательных отношений о возможности получения психологической помощи в образовательной организации, ППМС-центре, очных и дистанционных экстренных и кризисных региональных и муниципальных психологических службах, телефоне доверия, в том числе всероссийском. После группового занятия, на основе наблюдения и беседы, педагог-психолог выявляет обучающихся, нуждающихся в получении индивидуальной психолого-педагогической помощи, с целью уточнения степени воздействия травматического события на эмоциональное состояние.

При необходимости педагог-психолог проводит индивидуальную работу с отдельными обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками с целью стабилизации их эмоционального состояния.

1.4.7. Педагог-психолог осуществляет дальнейшее пролонгированное психолого-педагогическое сопровождение участников происшествия (в случае необходимости), мониторинг и регулярный контроль динамики эмоционального состояния пострадавших участников образовательных отношений, психологической безопасности образовательной среды.

В течение одного месяца после происшествия педагогом-психологом совместно с участниками Рабочей группы организуются классные собрания с родителями (законными представителями), включающие в себя просветительские мероприятия.

1.5. Алгоритм организации психолого-педагогического

сопровождения родителей (законных представителей) в ситуации

самоповреждающего поведения или совершения суицидальных

действий обучающимся в образовательной организации

1.5.1. Педагог-психолог совместно с участниками Рабочей группы участвует в проведении родительских собраний либо проводит информационно-просветительские встречи с родителями (законными представителями), в рамках которых осуществляет информирование:

- о текущей ситуации, проведенных и планируемых мероприятиях с обучающимися;

- о возможных эмоциональных и поведенческих проявлениях суицидального риска;

- о возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся в кризисных ситуациях и способах совладания с ними;

- о возможности получения психологической помощи.

1.5.2. После проведения родительского собрания проводит индивидуальные психологические консультации по запросам родителей (законных представителей).

1.5.3. Родителям (законным представителям) обучающегося с суицидальным риском предлагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ресурсами образовательной организации, информирует о возможности обратиться за консультацией к специалистам ППМС-центра или иным организациям, сотрудники которых профессионально оказывают психологическую помощь в кризисных ситуациях.

1.5.4. Педагог-психолог рекомендует родителям (законным представителям) обучающегося с суицидальным риском обратиться на консультацию к медицинским специалистам соответствующего профиля (неврологического, психиатрического) по вопросу уточнения или выявления медицинского аспекта проблемы.

1.5.5. Контролирует факт ознакомления родителей (законных представителей) обучающегося с суицидальным риском с предложенными педагогом-психологом рекомендациями, фиксирует дату и время их согласия о принятии ответственности за исполнение предложенных педагогом-психологом мероприятий, направленных на оказание актуальной психолого-педагогической и иной помощи обучающемуся. В случае несогласия родителя (законного представителя) педагог-психолог составляет акт об отказе от рекомендаций, фиксируемый подписями участников Рабочей группы.

1.5.6. Взаимодействует с родителями (законными представителями) и участниками Рабочей группы в поиске оптимальных форм нормализации кризисной ситуации.

Раздел 2. Алгоритмы организации психолого-педагогического

сопровождения участников образовательных отношений

в ситуации травли в образовательной среде

2.1. Направления деятельности педагога-психолога

в случае выявления в образовательной организации травли

среди обучающихся

2.1.1. Проведение профилактической работы, направленной на предотвращение случаев травли среди обучающихся в индивидуальном и групповом форматах.

2.1.2. Выявление случаев травли среди обучающихся образовательной организации, проведение психологической диагностики - как индивидуальной, так и групповой, с целью выявления факторов риска возникновения ситуации травли, оценки социально-психологического климата в классе (учебной группе), а также выявления ресурсов преодоления травли.

2.1.3. Взаимодействие с советником по воспитанию, которого педагог-психолог информирует о факте травли, как в письменной форме, рекомендованной письмом Министерства просвещения Российской Федерации <13> (указывая информацию: сведения о "жертве" и "агрессоре", в течение какого периода совершаются агрессивные действия в отношении "жертвы", какие именно агрессивные действия совершаются, описание ситуации и дата обращения), так и в устной форме при непосредственном обращении.

--------------------------------

<13> О направлении информации (вместе с "Алгоритмом действий советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями при поступлении обращения по факту травли в общеобразовательной организации": письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 декабря 2024 г. N 07-6170. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-20122024-n-07-6170-o-napravlenii/ (дата обращения: 16.12.2024).

2.1.4. Сопровождение случая совершения травли среди обучающихся, включая принятие мер по защите прав и законных интересов обучающихся, защите "жертвы" травли от продолжения агрессии, формированию психологически безопасной образовательной среды, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений, урегулирование ситуации методами медиации.

2.1.5. Организация межведомственного взаимодействия в рамках работы со случаем травли.

2.2. Организация сопровождения участников образовательных

отношений в случае выявления в образовательной организации

травли среди обучающихся

2.2.1. Рабочая группа принимает меры по оценке безопасности образовательной среды, выявляет возможные социально-психологические ресурсы для преодоления травли, разрабатывает план мероприятий по урегулированию и профилактике травли в образовательной среде ("Дорожная карта"). Мероприятия "Дорожной карты" рекомендуется обсудить и согласовать с представителями родительской общественности образовательной организации.

2.2.2. Социальный педагог образовательной организации совместно с педагогом-психологом в составе Рабочей группы проводит анализ ситуации травли; обсуждает меры социально-педагогического сопровождения ситуации; разрабатывает план профилактической работы, учитывающий проведение мероприятий в индивидуальном и групповом форматах и включающий в себя меры по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося.

2.2.3. Советник по воспитанию оперативно организует сбор информации о факте травли с привлечением классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога. В процессе анализа оцениваются факты агрессивных или дискриминационных, противоправных действий, их систематичность и повторяемость, на основе которых определяется характер кризисной ситуации (конфликт или травля); в случае травли - устанавливаются социальные роли участников травли ("жертва", "агрессор", "свидетели"), определяется вовлеченность родителей (законных представителей), характер педагогических коммуникаций и действия, принятые в целях профилактики травли.

2.2.4. Социальный педагог участвует в социально-педагогическом сопровождении всех участников травли, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия; проводит беседы с "жертвой" ("жертвами"), "агрессором(ами)", "свидетелями"; фиксирует информацию о проведенной работе в соответствующих журналах; предпринимает необходимые действия для защиты законных прав и интересов обучающихся.

2.2.5. Члены Рабочей группы при выявлении травли в образовательной среде организуют и реализуют деятельность в следующем порядке:

При подозрении или установлении факта травли педагогический работник образовательной организации, которому стала известна информация о случае травли, сообщает об этом представителям администрации образовательной организации (руководителю, его заместителям, советнику по воспитанию) в письменном виде.

Представители администрации образовательной организации совместно с участниками Рабочей группы принимают решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

Социальный педагог образовательной организации взаимодействует с педагогическим коллективом и педагогом-психологом для общего сбора и фиксации необходимой информации:

- реальность факта совершения насильственных или дискриминационных действий;

- длительность и повторяемость этих действий (первый и единственный случай, повторные насильственные действия или систематические издевательства); на основании подтверждения реальности факта совершения насильственных или дискриминационных действий и с учетом их повторяемости событие квалифицируется как конфликт или травля;

- характер действий и обстоятельств, при которых они происходили;

- участники действий ("жертва(ы)", "агрессор(ы)", "свидетели");

- состояние "жертвы" ("жертв") травли;

- мотивация совершения насильственных действий, проявления дискриминации;

- отношение "свидетелей" к происходящему, "агрессору(ам)" и "жертве" (жертвам");

- динамика происходящего, возможные последствия насилия для всех его участников и вероятная модель развития ситуации.

2.2.6. Участники Рабочей группы ставят в известность родителей (законных представителей) обучающихся о выявленном факте травли. Информирование проводится обобщенно, с соблюдением безопасности и интересов всех участников процесса.

2.2.7. Советник по воспитанию совместно с участниками Рабочей группы и, при наличии, службы медиации (примирения) инициирует проведение малого педагогического совета, на котором проводится анализ ситуации и позиции образовательной организации по отношению к травле, разрабатывается план по педагогическому урегулированию ситуации травли - "Дорожная карта" с конкретными мерами урегулирования ситуации травли, после чего "Дорожная карта" обсуждается с обучающимися и их родителями (законными представителями). Советник по воспитанию совместно с классным руководителем информирует родителей (законных представителей) участников ситуации травли о выявленном случае, приглашает их к взаимодействию в рамках реализации "Дорожной карты". При наличии службы медиации (примирения) советник по воспитанию поддерживает ее деятельность для организации конструктивного диалога между участниками травли, при необходимости с привлечением родителей (законных представителей), для прекращения травли.

2.2.8. Участники Рабочей группы оценивают необходимость информирования и привлечения правоохранительных органов, иных органов и учреждений системы профилактики о факте травли в образовательной организации.

2.2.9. Участники Рабочей группы принимают экстренные меры по защите "жертвы" ("жертв") от дальнейшей агрессии, руководствуясь при этом принципом реабилитации "агрессора(ов)" в целях недопущения подобных явлений в дальнейшем.

2.2.10. Члены Рабочей группы проводят консультации отдельно с каждым обучающимся, пострадавшим от травли.

2.2.11. Советник по воспитанию, в случае единичного инцидента травли, оказывает содействие классному руководителю, социальному педагогу в организации проведения профилактических мероприятий с участниками травли. Дает рекомендации педагогам по организации проведения коррекционных мероприятий с участниками травли.

2.2.12. Участники Рабочей группы составляют план дальнейшей работы со всеми участниками травли: с "жертвой" ("жертвами") - план индивидуальной психологической работы в зависимости от тяжести случая травли; с "агрессором(ами)" - план индивидуальной коррекционной психологической работы; со "свидетелями" - план коррекционной или реабилитационной работы в зависимости от степени вовлеченности "свидетелей" в травлю и их ролей в нем. План профилактических мероприятий составляется для всей группы обучающихся (учебного коллектива) и тех обучающихся, которые прямо или косвенно были вовлечены в травлю.

2.2.13. Участники Рабочей группы осуществляют реализацию профилактических и коррекционных мероприятий в отношении произошедшего события с его участниками.

2.2.14. Участники Рабочей группы информируют родителей (законных представителей) о профилактических и коррекционных мероприятиях в отношении произошедшего события.

2.2.15. Участники Рабочей группы производят отсроченный контроль за ситуацией.

2.2.16. Советник по воспитанию может привлекать ресурсы других организаций для оказания профилактических мероприятий. В случае повторного возникновения травли советник по воспитанию информирует руководителя общеобразовательной организации, осуществляет передачу сведений руководителю образовательной организации для ее отправки в территориальное отделение МВД России, а также в иные органы и учреждения системы профилактики.

2.3. Организация межведомственного взаимодействия в рамках

работы со случаем травли

2.3.1. Участники Рабочей группы принимают решение о необходимости организации межведомственного взаимодействия в интересах несовершеннолетних обучающихся в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

2.3.2. При необходимости оказания специализированной или пролонгированной помощи обучающемуся, ставшему участником травли, его родителям (законным представителям), либо при необходимости оказания помощи, выходящей за рамки компетенций педагога-психолога, администрация образовательной организации инициирует взаимодействие с ППМС-центром, медицинскими организациями, организациями социальной защиты населения.

2.3.3. Организация деятельности по урегулированию и профилактике травли с использованием ресурса межведомственного взаимодействия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и региональными нормативными правовыми, локальными нормативными актами, регулирующими порядок межведомственного взаимодействия.

2.3.4. Участники Рабочей группы реализуют мероприятия планов, составленных совместно с органами и учреждениями системы профилактики в рамках межведомственного взаимодействия; социальный педагог образовательной организации собирает информацию о принятых мерах по исполнению данного плана; администрация образовательной организации может запрашивать информацию о реализации иными участниками межведомственного плана указанных мероприятий в рамках обозначенных компетенций.

2.3.5. При подтверждении повторного случая травли советник по воспитанию информирует руководителя общеобразовательной организации, осуществляет передачу сведений руководителю образовательной организации для ее отправки в территориальное отделение МВД России, а также в иные органы и учреждения системы профилактики.

2.4. Алгоритм действий педагога-психолога в случае выявления

в образовательной организации травли среди обучающихся

2.4.1. Направления деятельности педагога-психолога в случае выявления травли среди обучающихся:

- профилактическая работа, направленная на предотвращение случаев дальнейшего распространения и развития травли в образовательной организации;

- проведение психологической диагностики, позволяющей определить факторы риска вовлечения обучающихся в травлю и ресурсы ее преодоления;

- сопровождение случая травли в случае ее выявления;

- организация индивидуальной и групповой работы с обучающимися.

2.4.2. Деятельность педагога-психолога строится на принципах немедленного реагирования, работы в педагогическом коллективе, обязательной профилактики явления.

2.4.3. При установлении факта либо подозрении о существовании ситуации травли среди обучающихся педагог-психолог сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации образовательной организации или участнику Рабочей группы в установленном порядке.

2.4.4. Педагог-психолог при выявлении травли в образовательной организации консультирует классного руководителя, социального педагога, представителей администрации образовательной организации, советника по воспитанию по вопросам психолого-педагогического сопровождения участников травли, конструктивного поведения участников образовательных отношений в ситуации травли, безопасного эмоционального реагирования, организации психологически безопасной образовательной среды; проводит, при необходимости, кризисное консультирование.

2.4.5. Профилактическая работа педагога-психолога по предотвращению случаев травли в образовательной организации.

В рамках психологической профилактики педагог-психолог на основе полученных диагностических данных изучения психологического климата, психоэмоциональных состояний и индивидуальных особенностей психологического развития обучающихся разрабатывает рекомендации, проводит профилактические мероприятия со всеми участниками образовательных отношений.

Профилактическая работа педагога-психолога выстраивается на трех уровнях:

- первичная профилактика - направлена на позитивную социальную адаптацию обучающихся, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и профилактику социально-психологической дезадаптации обучающихся;

- вторичная профилактика - включает в себя систему мер психолого-педагогической поддержки обучающихся группы повышенного риска, направленной на устранение факторов риска травли и предупреждение перехода факторов риска в дезадаптацию;

- третичная профилактика - организованное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на предотвращение ситуации травли, возможности ее возобновления и восстановления благоприятного социально-психологического климата в образовательной среде.

Профилактическая работа имеет усиленный эффект, если параллельно осуществляется индивидуальная работа с обучающимися из группы риска, проявляющими тенденцию к агрессивному поведению и подавляющему доминированию, проявляющих повышенную тревожность, боязливость, исключенными из группы сверстников (в силу разнообразных причин).

В рамках профилактической работы, позволяющей своевременно выявлять отклонения в групповой динамике и выявлять становление явлений травли на их раннем этапе, педагог-психолог:

- организует и проводит просветительские мероприятия для обучающихся образовательной организации по вопросам создания благоприятного социально-психологического климата, принципам конструктивного общения и разрешения конфликтов;

- организует и проводит просветительские мероприятия для педагогических работников образовательной организации по вопросам формирования благоприятного социально-психологического климата, вопросам групповой динамики и ее нарушениям, раскрывает явление травли;

- организует проведение социометрических исследований, осуществляет обработку и анализ полученных данных. Проводит сравнительный анализ динамики крайних статусных ролевых позиций обучающихся ("формальный" и "неформальный" лидеры, "отверженные");

- проводит изучение ценностно-ориентационного единства учебных коллективов, на основании которого выявляет ключевые ценностные предпочтения групп, определяет обучающихся, демонстрирующих крайние варианты ценностных предпочтений, для пролонгированного наблюдения социального статуса;

- проводит адресную психологическую диагностику с целью определения ресурсов обучающихся, находящихся в зоне риска проявления дисфункциональных состояний (тревога, агрессия, самоповреждающее поведение, акцентуации характера).

2.4.6. Педагог-психолог в случае выявления факта травли организует свою работу в соответствии со следующими этапами:

Подготовительный этап включает проведение анализа и уточнение информации, полученной из обращения участников образовательных отношений или выявленных фактов травли. На основе полученных данных разрабатываются совместные с педагогическими работниками психокоррекционные мероприятия, а также психолого-педагогические мероприятия для участников травли. Данные мероприятия включаются в разрабатываемый Рабочей группой план профилактической работы.

Выявление травли в учебных коллективах возможно из нескольких источников по результатам:

- профилактических мероприятий и групповой скрининговой диагностики;

- обращения к педагогу-психологу непосредственно самого обучающегося, его родителей (законных представителей) по факту травли;

- обращения к педагогу-психологу классного руководителя, иного педагогического работника по факту травли;

- в процессе психолого-педагогического наблюдения.

Педагог-психолог совместно с педагогическими работниками определяет социальные роли участников травли ("агрессор", "жертва", "свидетели") и проводит, в первую очередь, с пострадавшим(-ими) индивидуальную беседу, в рамках которой устанавливаются: фактическая картина произошедшего; степень и вид причиненного вреда; степень готовности пострадавшего(-их) говорить о произошедшем и решать проблему.

Основной этап включает в себя действия педагога-психолога, направленные на коррекцию социально-психологического климата, оказание психологической помощи пострадавшим участникам травли.

Работа с "жертвой". Интенсивность и содержание психолого-педагогической помощи зависит от степени нанесенного ущерба. Кризисная психологическая помощь направлена на работу со страхом посещения образовательной организации, общения со сверстниками, снятием повышенной тревожности. Психолого-педагогическая помощь может носить пролонгированный, плановый характер и быть направленной как на стабилизацию позитивных отношений в учебном коллективе, укрепление межличностных связей, так и на развитие индивидуальной личностной целостности, научения уверенной позиции и снятия фобических реакций у пострадавших от травли.

Работа с "агрессором(ами)". Психолого-педагогическая помощь "агрессору(ам)" направлена на выяснение мотивов поведения, научение другим паттернам общения/решения конфликтов/и пр., в зависимости от зоны дефицита и мотива. Рекомендуется работа с членами семьи "агрессора". Если "агрессором" является педагогический работник, проводится индивидуальное консультирование педагога, при его согласии. При отсутствии такого согласия вопросы деструктивного педагогического общения рассматриваются представителями администрации или Рабочей группой.

Работа со "свидетелями" травли. При организации психолого-педагогической помощи, как в индивидуальной, так и в групповой форме, особое внимание уделяется проговариванию пережитого опыта в безопасной обстановке с обязательным соблюдением правил конфиденциальности. При организации групповой работы обеспечивается чувство безопасности всем участникам. Проводятся групповые занятия, направленные на снижение уровня конфликтности, сплочение (при отсутствии острой фазы конфликта), на понимание и осознание произошедшего, принятие решения о недопустимости травли в любых формах.

Работа педагога-психолога с родителями (законными представителями) обучающихся:

- оказание психологической помощи, в том числе кризисной, по запросу родителей (законных представителей);

- проведение консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в травле, по вопросам реализуемых в семье стратегий воспитания, детско-родительских отношений, поиска причин вовлечения в ролевые позиции участников травли ("жертва", "агрессор", "свидетели"), определения психологических и иных ресурсов преодоления деструктивных ролевых позиций и поведенческих реакций; обсуждается и разрабатывается стратегия реагирования родителей (законных представителей) на проявление травли, в том числе условия, при которых родители (законные представители) могут обсуждать эту ситуацию с обучающимися;

- информирование родителей (законных представителей) о желательности консультации обучающегося (при необходимости) у медицинских специалистов (невролог, психиатр, клинический психолог) и выдача направления на посещение медицинского специалиста. В направлении родители (законные представители) письменно подтверждают согласие или отказ от направления к медицинским специалистам.

Завершающий этап. После снятия острых кризисных состояний у участников травли педагог-психолог планирует проведение мероприятий (в том числе совместно с педагогическими работниками), направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата и умения распознавать признаки травли всеми участниками образовательных отношений.

1. Педагог-психолог корректирует планируемую деятельность (диагностическую, просветительскую, коррекционно-развивающую, методическую) в соответствии с анализом текущей ситуации, выявленной проблематикой и установленным Рабочей группой планом профилактической работы, направленной на предотвращение схожих ситуаций среди обучающихся в дальнейшем.

2. Организует проведение методических семинаров, тренинговых групп для педагогических работников с целью обмена опытом работы со случаями травли, обмена методическими материалами для классных часов, посвященных профилактике травли и поддержке, в случае необходимости.

3. Участвует в супервизиях и интервизиях педагогов-психологов для обмена опытом по результатам оказания экстренной и кризисной психологической помощи и оценке эффективности проводимых профилактических мероприятий.

При организации межведомственного взаимодействия возможно привлечение педагога-психолога к следственно-процессуальным действиям (особенно в ситуации совершения физического насилия или сексуализированных действий с несовершеннолетним обучающимися).

Раздел 3. Алгоритм действий педагога-психолога в ситуации

гибели близких и родственников обучающегося

Педагог-психолог занимает центральное место в процессе оказания экстренной психологической помощи в ситуации гибели родственника у обучающегося.

3.1. Направления деятельности педагога-психолога в ситуации

гибели близких и родственников обучающегося

3.1.1. При получении информации о факте гибели близкого родственника обучающегося педагог-психолог действует в соответствии с поручениями представителей администрации образовательной организации, решениями Рабочей группы, а также в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" <14> и требованиями к профессиональным действиям.

--------------------------------

<14> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".

3.1.2. В случае получения информации о гибели родственника обучающегося педагог-психолог уточняет обстоятельства случившегося (по возможности); поддерживает связь с родственниками обучающегося для уточнения информации о возвращении обучающегося в образовательную организацию, а также об индивидуальных особенностях эмоционального состояния обучающегося и членов его семьи (если данная информация известна).

3.1.3. Совместно с участниками Рабочей группы педагог-психолог разрабатывает план психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, имеющих отношение к данной ситуации. При организации сопровождения важно учитывать, что у обучающегося могут произойти временные изменения в когнитивной и эмоциональной сферах и взаимоотношении с окружающими, повышение общего уровня тревожности. В этой связи может возникнуть необходимость в дополнительной работе по преодолению учебных трудностей у обучающихся, в том числе консультативной работы с педагогическим коллективом, а также родителями (законными представителями).

3.1.4. Педагог-психолог проводит консультации с родственниками обучающегося о возможных стратегиях взаимодействия с обучающимся в контексте ситуации, вариантах поддержки (при наличии такого запроса).

3.1.5. Оказывает психологическую психологическую помощь обучающемуся, информирует о возможностях получения психологической помощи.

3.1.6. В случае возникновения у обучающегося страха посещения образовательной организации, стойкого ухудшения успеваемости, регулярных пропусков занятий (в том числе по причине болезни), жалоб на плохое самочувствие и соматические боли, случаев девиантного и провокационного поведения, необходимо незамедлительное оказание обучающемуся экстренной психологической помощи, а также совместно с участниками Рабочей группы составление и реализация плана сопровождения обучающегося.

3.1.7. В случаях возникновения суицидального кризисного состояния, случаев самоповреждающего поведения, повышения суицидального риска у обучающегося, необходима организация работы в соответствии с Разделом 1 данных методических рекомендаций.

3.2. Сопровождение сообщения о гибели близкого

родственника обучающегося

3.2.1. Педагог-психолог, по возможности, присутствует при извещении обучающегося о гибели его близкого (но не осуществляет непосредственного информирования). В случае невозможности по каким-либо причинам у педагога-психолога осуществить данную функцию, целесообразно согласовать привлечение психолога, педагога-психолога ППМС-центра или иной организации.

3.2.2. Педагог-психолог проводит предварительную подготовку для сопровождения сообщения о гибели: получает или собирает информацию о психологическом состоянии членов семьи, дает рекомендации о том, кому из членов семьи и в какой форме целесообразно сообщать о гибели близкого.

3.2.3. Если обучающийся получил сообщение о гибели близких и родственников во время нахождения в образовательной организации, в случае возникновения острых стрессовых реакций либо иной необходимости, педагогом-психологом оказывается экстренная психологическая помощь обучающемуся.

3.2.4. Педагог-психолог, по возможности, принимает участие в сопровождении семьи обучающегося во время траурных мероприятий в рамках оказания психологической помощи участникам образовательных отношений (при наличии запроса от родителей (законных представителей). При отсутствии такой возможности целесообразно согласовать возможность присутствия на траурных мероприятиях психолога, педагога-психолога ППМС-центра.

3.2.5. Педагог-психолог информирует участников Рабочей группы, педагогических работников об особенностях взаимодействия с обучающимся в острой фазе переживания горя в соответствии с возрастными особенностями.

3.2.6. Педагог-психолог осуществляет коррекционную работу по переживанию горя с обучающимся, находящимся в состоянии утраты, подбирает и реализует программы сопровождения обучающегося, в том числе в ситуации гибели близких при исполнении обязанностей военной службы, индивидуально с учетом возрастно-психологических особенностей несовершеннолетнего.

3.3. Особенности организации психолого-педагогического

сопровождения по проживанию утраты близкого

3.3.1. В ситуации психологического сопровождения обучающегося, переживающего гибель близкого, деятельность педагога-психолога ориентирована не на консультирование по запросу, а на сопровождение обучающегося в процессе горевания.

3.3.2. Деятельность педагога-психолога выстраивается с учетом разных фаз переживания горя.

3.3.3. На "фазе шока" работа педагога-психолога состоит в том, чтобы присутствовать рядом с обучающимся, не оставлять его одного. Горюющий всегда вправе отказаться от помощи, но предлагать ее необходимо.

3.3.4. На "фазе поиска" работа педагога-психолога состоит в том, чтобы стимулировать разговоры об умершем. Рекомендуется использовать обороты "Умер", "Погиб" вместо "Его больше нет", "Он ушел".

3.3.5. На "фазе острого горя" работа педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь обучающемуся отреагировать весь спектр эмоций, связанных с гореванием, а именно, злость, чувство вины, печаль и тоску.

3.3.6. На "фазе завершения горевания" работа педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь обучающемуся принять утрату и "встроить" утрату в жизнь.

3.3.7. Педагогу-психологу важно отслеживать, не "застревает" ли обучающийся на определенных фазах горевания, чтобы вовремя проработать это и не дать перейти гореванию в осложненную форму.

3.4. Рекомендации по психолого-педагогическому

сопровождению в образовательной организации участников

образовательных отношений в ситуации гибели близких

в результате боевых действий

3.4.1. В зависимости от обстоятельств, о смерти родителя (законного представителя) могут сообщать значимые взрослые. Выбор сообщающего зависит от степени эмоциональной близости, взаимного доверия. В образовательной организации сообщить о смерти родителя (законного представителя), в соответствии с действующим законодательством, могут должностные лица.

3.4.2. Важно создать в учебной группе (классе), образовательной организации такие условия, при которых обучающийся понимает, что окружающие люди разделяют его эмоции и готовы поддержать; что он продолжает быть значимым для других участников образовательных отношений.

3.4.3. Во взаимодействии с обучающимся важно ориентировать его на дальнейшую деятельность, на планирование ближайшего будущего.

3.4.4. С целью снижения тревожного состояния обучающегося, следует соблюдать следующие правила:

- если у обучающегося отсутствует желание общаться, предоставить ему возможность уединиться, помолчать;

- если обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помочь ему выразить свои чувства, разобраться в них;

- в случае потери обучающимся контроля над поведением, ввести ясные и четкие ограничения, вместе с тем дать возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации;

- создать безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации, в том числе вина и боль, которую они чувствуют;

- возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

В дальнейшем реализуется план психолого-педагогической поддержки в процессе горевания, при необходимости и при наличии выраженных кризисных реакций - плана психолого-педагогической коррекции.

При разработке плана сопровождения обучающегося необходимо использовать методы и методики психологической диагностики, а также применять трехкомпонентную модель адаптации, структурными компонентами которой являются учебная, социально-психологическая и культурная адаптация. Учебная адаптация обучающихся осуществляется посредством включения их во внутришкольную жизнь, в том числе содействия педагогом-психологом оказанию обучающемуся дополнительной помощи в освоении образовательной программы и др.

Социально-психологическая адаптация обучающегося направлена на повышение качества социального взаимодействия участников образовательных отношений, помощь в установлении обучающимся конструктивных взаимоотношений в учебных группах, с педагогическими работниками образовательной организации, привлечение обучающегося к культурно-просветительским мероприятиям. Работа по включению обучающегося в культурно-образовательное пространство и благоприятный микросоциум позволит существенно снизить риск развития дезадаптационных тенденций и оказать ему содействие в расширении социальных связей, укреплении чувства значимости и формировании стрессоустойчивости. При необходимости дополнительных социальных мер поддержки обучающегося целесообразно организовать деятельности Рабочей группы по данному направлению.

Заключение

В данных методических рекомендациях представлены алгоритмы действий педагога-психолога по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в случаях самоповреждающего поведения, суицида или совершения суицидальных действий среди обучающихся, травли в образовательной среде, гибели близких и родственников участников образовательных отношений.

Алгоритм действий педагога-психолога в ситуации суицида несовершеннолетнего позволяет структурировать оказание психологической помощи обучающимся: выявление суицидального риска; пролонгированное сопровождение обучающихся; внутриведомственное, межведомственное взаимодействие; оказание психологической помощи участникам образовательных отношений в ситуации самоповреждающего поведения или совершения суицидальных действий; проведение профилактической работы с участниками образовательных отношений.

Алгоритм действий педагога-психолога в ситуации травли в образовательной среде позволяет структурировать основные направления и конкретные мероприятия по профилактике и коррекции данного явления в образовательной организации с точки зрения комплексного многоуровневого процесса, деятельности Рабочей группы, межведомственного взаимодействия, профилактической работы.

Алгоритм действий педагога-психолога в ситуации гибели близких и родственников позволяет структурировать организацию и оказание экстренной психологической помощи обучающемуся, его семье при получении информации о факте гибели близкого, при сопровождении сообщения о гибели близкого, в процессе психолого-педагогического сопровождения проживания утраты близкого, что позволит снизить негативные последствия утраты для обучающегося на эмоциональном и когнитивном уровне на каждом этапе горевания, так как образовательная среда играет важную роль в стабилизации состояния обучающегося, может помочь справиться с горем.

Методические рекомендации нацелены на решение задач, связанных с организацией системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся по оказанию экстренной и кризисной помощи в образовательной организации, и включают в себя проведение педагогом-психологом психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и психопросветительских мероприятий. Все мероприятия направлены на восстановление и поддержание психологического благополучия обучающегося, оказавшегося в экстренной и кризисной ситуации.

Список рекомендуемой литературы

1. Амбрумова, А.Г. Профилактика суицидального поведения: Методические рекомендации/А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. - Москва, 1980. - 24 с.

2. Банников, Г.С. Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи/Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, Н.Ю. Федунина//Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - N 4. - С. 91 - 101.

3. Бобровникова, Н.С. Гендерные особенности поведения подростков участников буллинга в современной образовательной среде/Н.С. Бобровникова//Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - N 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN420.pdf (дата обращения: 16.12.2024).

4. Василюк, Ф.Е. Пережить горе/Ф.Е. Василюк//О человеческом в человеке: сборник/ред. И.Т. Фролов. - Москва: Политиздат, 1991. - С. 230 - 247.

5. Вихристюк, О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?/О.В. Вихристюк. - Москва: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - 77 с.

6. Гришина, Т.Г. Социально-психологические условия формирования виктимности у подростков в ситуации школьной травли/Т.Г. Гришина//Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Том 8. - N 1А. - С. 320 - 333.

7. Крюкова, М.А. Экстренная психологическая помощь: учебное пособие/М.А. Крюкова, Т.И. Никитина, Ю.С. Сергеева. - Москва: ЭНАС, 2001. - 64 с.

8. Малых, С.Б. Экстренная психологическая помощь: модель психологической службы образования/С.Б. Малых, Е.В. Бурмистрова//Психология экстремальных ситуаций/под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. - Москва: Психологический институт РАО, 2007. - С. 131 - 142.

9. Методические рекомендации по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся/Г.С. Банников, Т.С. Павлова [и др.]. Москва: МГППУ, 2017.

10. Модель психологического сопровождения семей участников (ветеранов) специальной военной операции/О.А. Ульянина, А.В. Ермолаева, Д.С. Волков, О.С. Комолова О.С.; под общей редакцией О.А. Ульяниной. - Москва: МГППУ, 2024. - 40 с.

11. Новикова, Н.В. Эмоциональные особенности детей, переживших утрату одного из родителей/Н.В. Новикова, Е.С. Колесник//Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. Психология. - 2015. - N 4 (34). - С. 100 - 105.

12. Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации. Методические рекомендации/М.А. Бебчук, А.Я. Басова, П.В. [и др.]; ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ". - Москва, 2019. - 55 с.

13. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Н.Г. Осухова. - 2-е издание, исправленное. - Москва: Издательский центр "Академия", 2007. - 288 с.

14. Панкратова, И.А. Проблема буллинга и конфликтного поведения в подростковом возрасте/И.А. Панкратова//Наука и школа. - 2021. - N 4. - С. 232242. - DOI:10.31862/1819-463X-2021-4-232-242.

15. Суицидальное поведение несовершеннолетних (факторы риска, предикторы развития, диагностика): Методические рекомендации/Р.В. Ахапкин, Е.Г. Дозорцева, Е.Б. Любов [и др.]. - Москва: ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 2024. - 38 с.

16. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса/Н.В. Тарабрина. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 272 с.

17. Шефов, С.А. Психология горя/С.А. Шефов. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 144 с.

18. Щербаков, В.В. Последствия школьной травли для свидетелей/В.В. Щербаков//Научное обозрение. Педагогические науки. - 2023. - N 1. - С. 36 - 41.

Другие документы по теме
"О товарном знаке рег. N 150411"
(утв. Минспортом России 13.05.2025, Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Федерация гонок дронов (беспилотных воздушных судов) России")
Ошибка на сайте