<Письмо> Минпросвещения России от 31.03.2025 N 03-608
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 31 марта 2025 г. N 03-608
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором разработаны Методические рекомендации по проведению тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - Методические рекомендации) согласно приказу Минпросвещения России от 4 марта 2025 г. N 170 "Об утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства".
Департамент государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России направляет Методические рекомендации для организации проведения тестирования в субъектах Российской Федерации, а также просит направить их в тестирующие организации, определенные субъектами Российской Федерации.
Временно исполняющий
обязанности директора
Департамента
А.В.РЕУТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Перечень условных обозначений и сокращений
Тестирование
Тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранные граждане
Иностранные граждане и лица без гражданства
ИОС
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования
Тестирующие организации
Государственные и муниципальные общеобразовательные организации, на базе которых проводится тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования иностранных граждан и лиц без гражданства
Официальный сайт
Официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
ЕПГУ
Федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
РПГУ
Региональные порталы государственных и муниципальных услуг и (или) функционала (сервисов) региональных государственных информационных систем субъектов Российской Федерации
Родитель
Родитель (родители) (законный (законные) представитель (представители)
ППТ
Пункт прохождения тестирования
Комиссия по тестированию
Комиссия по проведению тестирования
Порядок
Порядок проведения в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства
Критерии
Критерии оценивания выполнения заданий, включенных в диагностические материалы для проведения тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства
Эксперт
Член комиссии по проведению тестирования, оценивающий результаты выполнения заданий иностранными гражданами
Поступающие в соответствующий класс
Иностранные граждане, проходящие тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ в соответствующем классе
РЦОИ
Региональные центры обработки информации
Спецификация
Спецификация диагностических материалов для проведения тестирования на знание русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства для поступления в соответствующий класс
Проводящий устную часть тестирования
Член комиссии по проведению тестирования, проводящий устную часть тестирования
Проводящий письменную часть тестирования
Член комиссии по проведению тестирования, проводящий письменную часть тестирования
1. Тестирование иностранных граждан с 1 апреля 2025 года проводится в тестирующих организациях, созданных ИОС на базе государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.
2. Перечень тестирующих организаций и расписание проведения тестирования до 31 марта 2025 года должен быть утвержден нормативным актом ИОС и направлен в Минпросвещения России для размещения на его официальном сайте (при внесении изменений в указанный перечень или в его расписание рекомендуется в течение трех рабочих дней проинформировать Минпросвещения России официальным письмом).
3. Информация о тестирующих организациях и местах проведения тестирования также публикуется ИОС в ЕПГУ и (или) с использованием РИГУ (при наличии технической возможности).
4. Не позднее чем через 7 рабочих дней после дня получения направления на тестирование, полученного при подаче заявления на зачисление в общеобразовательную организацию, родитель ребенка, являющегося иностранным гражданином, должен лично обратиться в тестирующую организацию для записи на тестирование.
5. Информация о датах проведения тестирования, демонстрационный вариант диагностических материалов для проведения тестирования, а также критерии оценивания знания русского языка должны быть размещены тестирующими организациями на своих официальных сайтах.
6. Для проведения процедуры тестирования в тестирующих организациях должен быть организован ПИТ, в котором рекомендуется использовать материально-техническое оборудование, применяемое в пунктах проведения экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации. Таким образом, ППТ уже будет оснащен средствами осуществления записи на аудионосители (видеоносители) и воспроизведения аудиозаписи (видеозаписи). С помощью средств видеозаписи должна быть зафиксирована вся процедура проведения тестирования в ПИТ. С помощью средств аудиозаписи должны быть зафиксированы устные ответы иностранного гражданина.
7. Для выполнения заданий в устной форме иностранные граждане должны быть распределены в ПИТ таким образом, чтобы не мешать друг другу при выполнении заданий.
Помещения ППТ должны быть изолированы от помещений, не использующихся для проведения тестирования. Для каждого иностранного гражданина должно быть выделено отдельное рабочее место.
Все материалы тестирования, включая письменные работы, аудио (видеозаписи) устных ответов иностранных граждан, результаты тестирования, ведомости и протоколы проведения тестирования рекомендуется хранить не менее 1 календарного года в тестирующей организации. При проведении тестирования тестирующая организация вправе использовать компьютерные технологии. К организационно-техническому обеспечению тестирования могут также привлекаться технические специалисты, наблюдатели и вспомогательный персонал.
8. Для проведения тестирования тестирующей организацией создается Комиссия по тестированию, которая формируется из числа педагогических работников тестирующей организации в составе председателя и членов комиссии (не менее трех человек).
Рекомендуется, чтобы эксперты (члены Комиссии по тестированию) владели следующими необходимыми предметными компетенциями:
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта педагогической работы в соответствующей предметной области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие высшего педагогического образования по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы", или по специальности "Учитель начальных классов" (для проведения и оценивания результатов тестирования поступающих в 1 - 4 классы).
Владение компетенциями, необходимыми для проверки результатов тестирования:
умение объективно оценивать устные ответы участников тестирования;
умение применять установленные критерии оценивания;
умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
9. До начала проведения тестирования один из членов Комиссии по тестированию должен провести инструктаж тестируемых, а также проинформировать их о процедуре, форме и продолжительности проведения тестирования. Тестирование проводится в доброжелательной атмосфере. Для установления контакта тестирование начинается с беседы с ребенком.
10. Соотношение устной и письменной части определяется диагностическими материалами, разработка которых осуществляется Рособрнадзором с учетом уровня знания русского языка, достаточного для освоения образовательных программ.
11. Тестирование проводится по годам обучения. Для определения уровня знаний русского языка, достаточного для освоения иностранными гражданами образовательных программ каждого класса, используются диагностические материалы для поступающих в соответствующий класс.
Структура и содержание диагностических материалов описаны в Спецификациях диагностических материалов для проведения тестирования на знание русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - Спецификация) и Демонстрационных вариантах диагностических материалов для проведения тестирования на знание русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства для поступления в соответствующий класс.
Тестирование проводится в устной и письменной форме, за исключением иностранных граждан, поступающих в 1 класс, для которых тестирование проводится только в устной форме.
Продолжительность проведения устной и письменной части тестирования указана в Спецификациях для каждого класса. Общая продолжительность тестирования составляет не более 80 минут.
В продолжительность тестирования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (размещение в аудитории, оформление документов о проведении тестирования, инструктаж иностранных граждан и др.).
Каждый вариант диагностических материалов для проведения тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства включает в себя комплект материалов для проведения тестирования:
рекомендуемый регламент проведения тестирования;
для проведения устной части: инструкции для члена комиссии по проведению тестирования, проводящего устную часть тестирования, карточки для члена Комиссии по тестированию, проводящего устную часть тестирования, карточки для иностранного гражданина, сдающего устную часть тестирования;
для проведения письменной части (за исключением материалов для проведения тестирования поступающих в 1 класс): инструкции для члена Комиссии по тестированию, проводящего письменную часть тестирования, карточки для члена Комиссии по тестированию, проводящего письменную часть тестирования, карточки для иностранного гражданина, сдающего письменную часть тестирования, с заданиями письменной части тестирования;
критерии оценивания выполнения заданий устной и письменной части тестирования;
протоколы оценивания ответов иностранного гражданина.
Оценивание выполнения заданий устной и письменной частей диагностической работы осуществляется в соответствии с критериями оценивания выполнения этих заданий.
12. Передача диагностических материалов, а также критериев оценивания выполнения заданий, включенных в диагностические материалы, в ИОС осуществляется Рособрнадзором (уполномоченной организацией) с использованием средств защиты информации (по защищенным каналам связи) в региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации (далее - РЦОИ).
Передача комплектов диагностических материалов осуществляется до 5 числа месяца, следующего за получением соответствующих заявок от ИОС.
ИОС направляет заявки по каждому классу в Рособрнадзор до 25 числа ежемесячно.
Обеспечение диагностическими материалами ППТ проводится в порядке, определенном ИОС.
При распределении функций членов комиссии по проведению тестирования отдельно назначаются члены комиссии, которые в данный день тестирования: проводят устную часть тестирования, проводят письменную часть тестирования, осуществляют оценивание ответов иностранных граждан на задания устной и/или письменной части тестирования (эксперт).
13. Подготовка диагностических материалов для проведения тестирования.
В день проведения тестирования технический специалист тестирующей организации в присутствии Комиссии по тестированию тиражирует материалы для проведения тестирования отдельно по каждому году обучения (за исключением письменной части тестирования для проведения тестирования для определения уровня знаний русского языка, достаточного для освоения образовательных программ 1 класса):
инструкцию для члена Комиссии по тестированию, проводящего устную часть тестирования, - по 2 экземпляра (один основной и один резервный экземпляр) на каждого проводящего устную часть тестирования в данный день экзамена;
рекомендуемый регламент проведения тестирования - по 1 экземпляру на каждого проводящего устную часть тестирования в данный день экзамена;
карточку для члена Комиссии по тестированию, проводящего устную часть тестирования, - по 2 экземпляра (один основной и один резервный экземпляр) на каждого проводящего устную часть тестирования в данный день;
карточку для иностранного гражданина, сдающего устную часть тестирования, - по 2 экземпляра (один основной и один резервный экземпляр) на каждого проводящего устную часть тестирования в данный день;
инструкцию для члена Комиссии по тестированию, проводящего письменную часть тестирования, - по 2 экземпляра (один основной и один резервный экземпляр) на каждого проводящего письменную часть тестирования в данный день экзамена;
рекомендуемый регламент проведения тестирования - по 1 экземпляру на каждого проводящего письменную часть тестирования в данный день экзамена;
карточку для члена комиссии по проведению тестирования, проводящего письменную часть тестирования, - по 2 экземпляра (один основной и один резервный экземпляр) на каждого проводящего письменную часть тестирования в данный день;
карточку для иностранного гражданина, сдающего письменную часть тестирования, - по 1 экземпляру на каждого иностранного гражданина, сдающего письменную часть тестирования в данный день;
критерии оценивания выполнения заданий устной и письменной части тестирования - по 1 экземпляру на каждого члена комиссии, осуществляющего оценивание ответов иностранных граждан, проходящих тестирования в данный день проведения;
протоколы оценивания выполнения заданий устной части тестирования - по 1 экземпляру на каждого иностранного гражданина, сдающего устную часть тестирования;
протоколы оценивания выполнения заданий письменной части тестирования - по 1 экземпляру на каждого иностранного гражданина, сдающего письменную часть тестирования.
При необходимости распечатка отдельных форм может быть осуществлена дополнительно.
14. Порядок использования диагностических материалов при проведении устной части тестирования.
Перед началом тестирования должны быть подготовлены следующие материалы: инструкция и карточка проводящего устную часть тестирования, карточка для иностранного гражданина, сдающего устную часть тестирования, часы. Отдельно для экспертов должны быть распечатаны критерии оценивания выполнения заданий и формы протоколов оценивания ответов.
15. Порядок использования диагностических материалов при проведении письменной части тестирования.
Перед началом тестирования должны быть подготовлены следующие материалы: инструкция и карточка проводящего тестирование, карточка для иностранного гражданина, сдающего письменную часть тестирования, - по 1 экземпляру для каждого иностранного гражданина, ручки, черновики.
При распределении между иностранными гражданами диагностических материалов необходимо учесть, что письменная часть тестирования предполагает прослушивание текста, зачитываемого проводящим тестирование (или воспроизведенного на аудионосителях). Все иностранные граждане, сдающие письменную часть тестирования, находящиеся в одном помещении при проведении письменной части тестирования, услышат один и тот же текст. Поэтому иностранные граждане, сдающие письменную часть тестирования, находящиеся в одном помещении одновременно, должны получить или одинаковые варианты письменной части диагностической работы, или разные варианты диагностической работы, в которых текст для прослушивания один и тот же.
В начале процедуры тестирования проводящий тестирование выдает иностранным гражданам, сдающим письменную часть тестирования, распечатанные карточки, ручки и черновики. Предлагает записать в соответствующем поле карточки свои фамилию, имя и отчество (при наличии). Затем проводит короткий инструктаж о правилах поведения во время тестирования.
Далее проводящий тестирование предлагает иностранным гражданам дважды прослушать текст и сообщает номера заданий, которые нужно будет выполнить по прослушанному тексту. Обращает внимание на то, что после выполнения заданий по тексту следует выполнять остальные задания, не дожидаясь специального указания. Затем громко, разборчиво и медленно читает текст первый раз, делает небольшую (5 - 10 сек.) паузу и громко, разборчиво и медленно читает текст второй раз.
При проведении тестирования в 10 классе проводящий тестирование обращает особое внимание на задание 9, которое предполагает написание сжатого изложения прослушанного текста.
После этого проводящий тестирование предлагает иностранным гражданам, сдающим письменную часть тестирования, приступить к выполнению заданий письменной части и напоминает номера заданий, которые выполняются по прослушанному тексту.
По истечении времени, отведенного на выполнение письменной части диагностической работы (включая время на чтение текста для прослушивания), забирает у иностранных граждан, сдающих письменную часть тестирования, все выданные материалы, отслеживает указание фамилии, имени и отчества (при наличии) на карточках. Объявляет тестирование завершенным и благодарит за участие.
16. Проверка и оценивание результатов выполнения заданий.
Проверка результатов тестирования осуществляется экспертами, которым необходимо ознакомиться со следующими материалами:
демоверсиями материалов для проведения тестирования, включая критерии оценивания выполнения заданий, полученными от ответственного организатора образовательной организации;
настоящими рекомендациями в части проведения, проверки и оценивания результатов тестирования.
В день проведения тестирования эксперты должны ознакомиться с материалами для проведения тестирования (инструктивными материалами для проводящих тестирование, карточками проводящего тестирование, карточками участника) и получить следующие материалы:
бланки протоколов проверки ответов иностранных граждан, сдающих соответствующую часть тестирования (устную и/или письменную) - по одному экземпляру на каждого иностранного гражданина;
критерии оценивания выполнения соответствующей (устной и/или письменной) части тестирования;
черновики для эксперта (при необходимости).
Оценивание результатов тестирования (устной и письменной его части) осуществляется в соответствии с критериями оценивания выполнения заданий, разработка которых организована Рособрнадзором.
Проверка и оценивание устных ответов иностранных граждан, сдающих устную часть тестирования может быть организована по двум схемам (может быть выбрана как одна схема из двух, так и две схемы одновременно).
Первая схема: проверка ответов каждого иностранного гражданина осуществляется экспертом непосредственно при проведении тестирования во время устного ответа. При этом возможно повторное прослушивание и оценивание отдельных ответов после проведения устной части тестирования по аудиозаписи ответов.
Вторая схема: проверка ответов каждого иностранного гражданина осуществляется экспертом после окончания проведения устной части тестирования по аудиозаписям ответов.
Эксперт не должен вмешиваться в беседу иностранного гражданина, сдающего устную часть тестирования, и проводящего устную часть тестирования вне зависимости от выбранной схемы проведения проверки.
При проведении оценивания устных ответов эксперт вносит в протокол проверки ответов устной части тестирования следующие сведения:
информация о тестирующей организации, ППТ;
фамилия, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина; класс;
номер аудитории; номер варианта;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов за выполнение заданий устной части;
свои фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись и дату проверки.
Проверка и оценивание выполнения заданий письменной части тестирования проводится после проведения письменной части тестирования.
При проведении оценивания результатов письменной части тестирования эксперт оценивает ответы, внесенные иностранными гражданами в карточки участников. При этом эксперт вносит в протокол проверки ответов письменной части тестирования следующие сведения:
информация о тестирующей организации, ППТ;
фамилия, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина;
класс;
номер аудитории;
номер варианта;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов за выполнение заданий письменной части;
свои фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись и дату проверки.
После завершения проверки и оценивания результатов выполнения заданий иностранными гражданами комиссия по проведению тестирования консолидирует результаты оценивания выполнения заданий устной и письменной части каждого иностранного гражданина. Итоговый результат тестирования определяется исходя из общего количества первичных баллов, полученных по каждому критерию оценивания выполнения заданий тестирования.
17. При проведении тестирования тестируемым запрещено:
пользоваться подсказками работников тестирующей организации, а также других тестируемых;
пользоваться средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой, электронно-вычислительной техникой, справочными материалами, письменными заметками и иными средствами хранения и передачи информации (за исключением их использования в целях тестирования).
18. Тестируемый, нарушивший предусмотренные пунктом 17 требования, считается не прошедшим тестирование и его результаты аннулируются. Решение об аннулировании результатов тестирования принимается председателем Комиссии по тестированию и вносится в протокол проведения тестирования.
19. С целью разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании результатов тестирования, ИОС должна быть создана апелляционная комиссия, состоящая из председателя и членов комиссии, в состав которой могут включаться представители ИОС, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных организаций.
В апелляционные комиссии не должны быть включены члены Комиссий по тестированию.
Апелляционная комиссия:
1) принимает и рассматривает апелляции по вопросам нарушения порядка проведения тестирования и несогласия с выставленными баллами;
2) принимает решение (по результатам рассмотрения апелляции) об удовлетворении или отклонении апелляции;
3) информирует иностранных граждан, подавших апелляции, о принятых решениях не позднее трех рабочих дней со дня их принятия.
Апелляционная комиссия правомочна, если на заседании присутствует не менее чем 50% от общего числа ее членов, решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов (каждый член комиссии имеет один голос) путем открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения апелляционной комиссии должны быть оформлены протоколами.
20. Сведения о результатах тестирования передаются тестирующей организацией в общеобразовательную организацию, в которую иностранный гражданин подал заявление о приеме на обучение с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ, в течение 3 рабочих дней со дня прохождения тестирования. Указанная общеобразовательная организация информирует родителя о результатах тестирования.
21. ИОС должны предоставлять доступ МВД России (и/или) его территориальным органам к сведениям о результатах прохождения тестирования, а также к сведениям о зачислении иностранных граждан в государственных информационных системах субъектах Российской Федерации и (или) посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
22. Иностранному гражданину, не прошедшему тестирование, общеобразовательной организацией, в которую было подано заявление о приеме на обучение, предлагается пройти дополнительное обучение русскому языку.
ИОС рекомендуется направить в образовательные организации перечень организаций, где ребенок иностранного гражданина может пройти дополнительное обучение русскому языку (как на бесплатной основе (при наличии), так и за счет родителя).
Родитель вправе выбрать обучение из предложенных вариантов или самостоятельно определить, как и где ребенок будет изучать русский язык до следующего тестирования.
23. Повторное тестирование можно пройти не ранее чем через 3 месяца со дня прохождения неуспешного тестирования на основании направления, полученного после повторной подачи заявления о приеме на обучение и согласно расписанию проведения тестирования.
24. Тестирующей организацией не может быть предоставлен тот же вариант диагностических материалов, какой был использован при неуспешном тестировании.
25. ИОС и (или) общеобразовательным организациям необходимо публиковать сведения о результатах прохождения тестирования по русскому языку на ЕПГУ (при наличии технической возможности) или РПГУ.