<Письмо> Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 13 января 2023 г. N 03-49
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет для использования в работе методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Департамент сообщает, что целевой раздел федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденных приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992 "Об утверждении федеральной основной общеобразовательной программы начального общего образования", от 16 ноября 2022 г. N 993 "Об утверждении федеральной основной общеобразовательной программы основного общего образования", от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования" (далее - ФООП), включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня.
Департамент информирует, что методические рекомендации по единой системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ учебных предметов в рамках введения ФООП будут направлены дополнительно.
Заместитель директора Департамента
А.А.ТИМОФЕЕВА
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Образовательные организации устанавливают формы, периодичность и порядок их проведения; ведут индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
Внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС общего образования), федеральных основных общеобразовательных программ актуализировало необходимость введения единых подходов к системе оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ соответствующего уровня образования.
1. Общие положения.
Установленная ФГОС общего образования система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.
1.1. Ориентация оценки на управление качеством образования.
Принципиально важным положением организации системы оценки является выход за рамки контроля знаний. Ее важнейшей функцией становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это, в свою очередь, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.
Единым механизмом управления качеством образовательных результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке.
1.2. Внутреннее и внешнее оценивание.
На всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные формы оценки, которые можно условно разделить на две большие группы - внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов.
Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением) и должно включать:
текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.;
промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода;
стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования;
комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.
К процедурам внешней оценки относятся:
государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования);
всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.
Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования ФГОС общего образования, а также учет назначения каждой из процедур способствует преодолению разрыва между ними, объединиет их, представив как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся.
1.3. Критериальное оценивание.
В условиях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего образования представляется целесообразным внедрение критериального оценивания, которое применяется при реализации форм внутреннего оценивания.
Критериальное оценивание - это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями <1>, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. Таким образом, в ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательного процесса. Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его объективность.
--------------------------------
<1> Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация исследуемого объекта; свойство изучаемого объекта, которое позволяет судить о его состоянии и уровне функционирования и развития.
Учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса по учебному предмету, оценки усвоения учебного материала обучающимися, коррекции методических процедур для достижения высокого качества обучения.
Для обучающихся использование критериев оценивания обеспечивает понимание учебных целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности.
Родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку. Использование критериального подхода к описанию достижения планируемых результатов для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
2. Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
2.1. Особенности оценки личностных результатов.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является не определение персонифицированного уровня развития качеств личности обучающегося, а получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является предметом специальной работы в будущем.
Такое понимание косвенно подтверждается положением ФГОС общего образования о том, что система оценки должна "обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы общего образования, позволяющий осуществить оценку предметных и метапредметных результатов". Таким образом, ФГОС общего образования не определяет необходимость обязательного контроля и оценки личностных достижений обучающегося. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.
Вместе с тем нецелесообразно полностью отрицать необходимость контролировать и оценивать развитие личности обучающегося в процессе обучения. Наблюдение за тем, как изменяется обучающийся под влиянием учебных занятий, внеклассных мероприятий, взаимодействия с одноклассниками, выполнения поручений и участия в разных видах деятельности, очень важно как для планирования воспитательной работы с обучающимися, так и для работы с семьей, которая в процессе воспитания играет особую роль.
Рекомендуется оценивать личностные результаты образовательной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования в ходе внешних и внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической диагностики. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Результаты ежедневных наблюдений за обучающимися, осуществляемые классным руководителем в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, могут накапливаться в портфеле достижений обучающихся и обобщаться в конце учебного года для оценки динамики формирования личностных результатов.
2.2. Особенности оценки метапредметных результатов.
Формирование метапредметных результатов осуществляется на всех учебных предметах. Поэтому процедуры оценки, как правило, тесно связаны с процедурами и содержанием оценки предметных результатов.
При этом важно понимать и разделять оценку сформированности:
отдельных метапредметных результатов в ходе итоговой оценки достижения метапредметных результатов (защиты индивидуального проекта по отдельным учебным предметам или на межпредметной основе);
собственно метапредметных действий, построенную на содержании различных предметов и внеучебных ситуаций, при этом оценивается способность применения (переноса) метапредметных действий, сформированных на отдельных предметах, при решении различных задач.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Общий подход к формированию и оценке метапредметных результатов в текущем учебном процессе состоит в том, что метапредметные действия, как правило, формируются и оцениваются как неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. Поэтому крайне важен отбор моделей учебных заданий, которые учитель предъявляет учащимся для формирования метапредметных результатов и их оценки. Необходимо наполнить учебный процесс такими моделями заданий и учебных ситуаций, в которых естественными элементами являются познавательные действия (логические, исследовательские, работа с информацией), коммуникативные действия, проявляющиеся как в ходе выполнения учебных заданий, так и в ходе взаимодействия и совместной деятельности, регулятивные действия.
Ориентиром при отборе и конструировании заданий с элементами универсальных учебных действий служат сформулированные во ФГОС общего образования требования к составу метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования, необходимость включения и использования каждой группы универсальных учебных действий.
2.3. Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов - наиболее разработанное направление, поскольку традиционно ведется каждым педагогическим работником в ходе процедур текущей, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
В связи с обновлением ФГОС общего образования при определении содержания оценки предметных результатов необходимо обратить внимание на новые компоненты содержания по каждому учебному предмету и на обязательные планируемые результаты на конец каждого учебного года, отраженные во ФГОС общего образования и федеральных основных общеобразовательных программах.
Система заданий при проведении контрольно-оценочных процедур должна значительно активизировать организацию индивидуальной работы с обучающимися, повышать мотивацию обучающихся к достижению более высоких достижений в учебном процессе, актуализировать разработку и использование учебных и диагностических заданий и работ разной сложности.
Задания строятся с учетом следующих положений: использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетание универсальных познавательных действий и операций, использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности; осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетание когнитивных операций.
Для повышения осознанности обучающихся рекомендуется в процессе освоения знаний включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся в ходе анализа результатов обучения. Это могут быть листы самооценки и другое.
2.4. Особенности оценки функциональной грамотности.
Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.
Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системно-деятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.
В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. Способ решения проблемы явно не задан, допускаются альтернативные подходы к выполнению задания. Значительная часть заданий требует осознанного выбора модели поведения.
На отдельных предметах формируются специфические для данного предмета знания, а также компетенции, например, на уроках естественно-научного цикла формируются умения объяснять наблюдаемые явления, проводить исследования и интерпретировать полученные результаты. На всех предметах обучающиеся работают с информацией, представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной области задачи.
По результатам выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности функциональной грамотности. На основе выполнения предметной диагностической или контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых результатов ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки. В построении данной шкалы свой вклад вносят задания на оценку сформированности знаний и понимания их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение заданий на применение освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет определить высший уровень достижений по данному предмету.
Администрация образовательной организации принимает решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения.
Заключение
В завершение следует отметить, что оценка результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования должна стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Указанная оценка должна не просто подводить итоги достигнутого, она должна стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества российского образования.