<Письмо> Минпросвещения России от 17.07.2025 N 03-1385
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 17 июля 2025 г. N 03-1385
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России (далее - Департамент) в рамках проведения апробации системы оценивания поведения обучающихся, осуществляемой в соответствии с поручением Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова, направляет для использования в работе методические рекомендации по оценке поведения обучающихся с 1 по 8 классы в отдельных общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, разработанные ФГБУ "Росдетцентр", ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания", Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи "Движение первых", ФГБНУ "Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева".
Директор Департамента
А.В.РЕУТ
Утверждаю
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
О.П.КОЛУДАРОВА
11 июля 2025 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 1 ПО 8 КЛАССЫ В ОТДЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по оценке поведения обучающихся с 1 по 8 классы в отдельных общеобразовательных организациях <1> субъектов Российской Федерации (далее соответственно - методические рекомендации, оценка поведения обучающихся, образовательные организации) определяют вариант организации деятельности образовательных организаций в период апробации различных моделей оценки поведения обучающихся с 1 по 8 классы.
--------------------------------
<1> Под отдельными общеобразовательными организациями в настоящих методических рекомендациях понимаются общеобразовательные организации - участники апробации введения оценки поведения, определенные субъектами Российской Федерации.
Настоящие методические рекомендации разработаны в связи с поручением Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации "совместно с межведомственной рабочей группой по вопросам развития системы образования, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации организовать обсуждение с профессиональным и родительским сообществами вопросов о целесообразности: введения оценки поведения в общеобразовательных организациях".
Методические рекомендации распространяются на процесс оценивания поведения обучающихся с 1 по 8 классы, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Промежуточные и итоговые оценки за поведение обучающихся с 1 по 8 классы не влияют на результаты выпускников 9, 11 классов.
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения в образовательной организации объективности на основе комплексного подхода к оценке поведения обучающихся с 1 по 8 классы и установлению единых требований к организации и технологии оценивания в образовательной организации.
Методические рекомендации являются основой для разработки локальных нормативных актов образовательной организации осуществления процесса оценивания поведения обучающихся с 1 по 8 классы.
2. Основные понятия, используемые
в методических рекомендациях
В целях терминологического единообразия в методических рекомендациях будут использованы следующие определения основных понятий:
1) апробация системы оценки поведения обучающихся - проверка объективности и эффективности системы оценки поведения обучающихся 1 - 8 классов;
2) поведение обучающихся - это совокупность внешне наблюдаемых проявлений активности, дисциплинированности и ответственности обучающихся в системе межличностного взаимодействия, в учебной, внеурочной, социально значимой деятельности, организуемой в образовательной организации, в том числе с участием общественных объединений, в совокупности отражающих ценностно-целевые установки личности;
3) просоциальное поведение обучающихся - это добровольное поведение личности, отвечающее этическим и правовым нормам межличностного взаимодействия, основанное на принятии традиционных российских духовно-нравственных ценностей и их деятельностной реализации в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
4) система оценки поведения обучающихся - это концептуально методически технологически обоснованный, утвержденный локальными актами образовательной организации комплекс действий образовательной организации по оценке поведения обучающихся, интегрированный с иными направлениями деятельности образовательной организации в соответствии с утвержденными основными образовательными программами начального общего и основного общего образования;
5) модель оценки поведения обучающихся - это установленный в системе оценки поведения обучающихся комплекс критериев, показателей, уровней проявления личностью просоциального поведения, выступающий основой определения соответствия показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения, установленным в системе оценки поведения обучающихся;
6) оценка поведения обучающихся как процесс (оценивание поведения обучающихся) - это технологически обеспеченный процесс установления соответствия показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения, установленным в системе оценки поведения обучающихся;
7) оценка поведения обучающихся как результат - это формирование и формализованное представление оценочного суждения, отражающего качественные и количественные характеристики фактического поведения обучающихся в соответствии с установленной моделью оценки поведения обучающихся;
8) отметка за поведение обучающихся - это балл или символ, с помощью которого обеспечивается формализованная фиксация оценочного суждения, отражающего качественные и количественные характеристики фактического поведения обучающихся в соответствии с установленной моделью оценки поведения обучающихся;
9) субъекты оценивания поведения обучающихся - педагогические работники, уполномоченные осуществлять данную деятельность в соответствии с установленной в образовательной организации системой оценки поведения обучающихся и должностными обязанностями педагогических работников;
10) объект оценки поведения обучающихся - фактическое поведение обучающихся в соответствии с установленным в системе оценки поведения обучающихся комплексом критериев, показателей, уровней проявления личностью просоциального поведения;
11) выставление оценок за поведение обучающихся - это процесс фиксации результатов оценивания поведения обучающихся в соответствии с установленной в образовательной организации системой оценки поведения обучающихся и иными локальными актами.
3. Нормативное регулирование оценки поведения обучающихся
Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286;
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31 мая 2021 г. N 287;
- федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 372;
- Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 370;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (далее - ФГОС общего образования обучающихся с УО);
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1023 (далее - ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ);
- Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1025 (далее - ФАОП ООО обучающихся с ОВЗ);
- Федеральной адаптированной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 (далее - ФАООП общего образования обучающихся с УО).
4. Концептуальные основы системы оценки
поведения обучающихся
Для обеспечения оценки поведения обучающихся в образовательной организации разрабатывается система оценки поведения обучающихся, которая интегрируется в утвержденные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования и является ориентиром для осуществления соответствующей деятельности педагогическими работниками.
Ключевая идея внедрения системы оценки поведения обучающихся в образовательной организации состоит в создании действенных инструментов анализа поведения личности обучающегося как самостоятельного субъекта социальных отношений и деятельности, обеспечение на этой основе педагогического влияния на обучающихся для принятия ими ценностей и форм просоциального поведения.
Общая цель оценки поведения обучающихся в образовательной организации состоит в стимулировании просоциального поведения обучающихся, основанного на этических и правовых нормах межличностного взаимодействия, принятии личностью традиционных российских духовно-нравственных ценностей и их деятельностной реализации в процессе собственной жизнедеятельности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и снижении на этой основе доли обучающихся с признаками девиантного (асоциального, антиобщественного, противоправного) поведения.
Цель оценки поведения обучающихся может быть дифференцирована по группам "пользователей" результатов оценки:
- для обучающихся цель оценки их поведения - стимулирование личностного развития, успешной социализации ученика посредством влияния на процессы осмысления, личностной рефлексии, оценки собственного поведения и деятельности на основе установленных ценностно-целевых ориентиров просоциального поведения.
- для педагогических работников цель оценки поведения обучающихся - установление обратной связи, получение объективной информации о соответствии персональных показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения и определении на этой основе системы воспитательных, коррекционных, развивающих мероприятий;
- для администрации образовательной организации цель оценки поведения обучающихся - получение объективной информации о соответствии общих показателей фактического поведения по всему контингенту обучающихся образовательной организации показателям просоциального поведения и о достаточности/недостаточности создаваемых условий для воспитания, развития, успешной социализации обучающихся, необходимости привлечения дополнительных ресурсов (кадровых, организационных, методических, материально-технических, др.)
- для родителей (законных представителей) обучающихся цель оценки поведения их детей - получение объективной информации о соответствии показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения, проблемах и трудностях личностного развития и успешной социализации ребенка и определение на этой основе необходимости изменения системы семейного воспитания, понимание характера необходимой помощи ребенку, в том числе с привлечением специалистов системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Методологической основой системы оценки поведения обучающихся
в образовательной организации являются системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический, социологический, технологический, информационный подходы.
Основой проектирования и практической реализации системы оценки поведения обучающихся выступают следующие принципы:
- Гуманистический характер оценивания поведения обучающихся, основанный на уважении личного достоинства, прав и свобод каждого обучающегося.
- Единообразие критериев, показателей, механизмов оценивания поведения обучающихся с 1 по 8 классы.
- Обеспечение преемственности в организации, технологическом обеспечении процесса оценивания поведения обучающихся на всех уровнях образования.
- Комплексность при проектировании модели оценки поведения обучающихся на основе достаточного набора критериев и показателей, позволяющих объективно определить уровни проявления личностью просоциального поведения.
- Объективность оценивания на основе установленной в образовательной организации модели оценки поведения независимо социокультурных характеристик обучающихся.
- Коллегиальность оценивания поведения обучающихся при ведущей позиции классного руководителя, советника директора по воспитанию, иных специалистов в области воспитания.
- Развивающий и воспитывающий характер оценивания на основе использования технологии формирующего оценивания.
- Нормативное регулирование процедур оценивания поведения обучающихся посредством внесения дополнений в образовательные программы начального общего и основного общего образования, локальные акты образовательной организации.
5. Модели оценки поведения обучающихся
Модели оценки поведения обучающихся включают в себя комплекс критериев, показателей, уровней проявления личностью просоциального поведения, на основе которых субъекты оценивания поведения обучающихся определяют соответствие показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения, установленным в системе оценки поведения обучающихся.
Образ просоциального поведения обучающихся - это ориентир для профессиональной рефлексии качества условий, созданных в образовательной организации, семье, социуме для развития личности обучающегося и его успешной социализации. Критериями просоциального поведения обучающихся являются 5 критериев:
- дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации);
- соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам);
- соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым);
- социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности);
- правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения).
Каждый критерий просоциального поведения характеризуется комплексом показателей (таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели просоциального поведения обучающихся
N п/п
Критерии оценки просоциального поведения обучающихся
Показатели просоциального поведения обучающихся (в соответствии с возрастными особенностями обучающихся)
1.
Дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации)
Обучающийся:
1.1. выполняет все требования локальных нормативных актов образовательной организации, в том числе в части соблюдения дресс-кода образовательной организации, установленного расписания и распорядка дня в образовательной организации;
1.2. соблюдает нормы поведения при проведении гражданско-патриотических акций, в том числе связанных с использованием государственных символов (флаг, герб, гимн);
1.3. соблюдает правила безопасного поведения, установленные в образовательной организации, в том числе, связанные с соблюдением личной безопасности.
2.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам)
Обучающийся:
2.1. конструктивно взаимодействует со сверстниками, соблюдает общепринятые нормы коммуникации;
2.2. не создает умышленно конфликтные ситуации, не проявляет отношения и действия осознанной агрессии (травли) по отношению к окружающим сверстникам.
3.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым)
Обучающийся:
3.1. уважительно взаимодействует с педагогами, взрослыми участниками образовательных отношений, соблюдает нормы коммуникации;
3.2. проявляет ответственное отношение к поручениям, рекомендациям педагогов в связи с общественно значимой деятельностью, поведением, др.
4.
Социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности)
Обучающийся:
4.1. участвует в общественной жизни класса и школы, в том числе в деятельности и мероприятиях детских и молодежных общественных объединений;
4.2. регулярно посещает внеурочные занятия "Разговоры о важном" (не пропускает без уважительной причины).
5.
Правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения)
В поведении обучающегося:
5.1. отсутствуют факты антиобщественных действий и противоправного поведения (вандализм, хулиганство, травля, воровство и другое).
В отношении обучающегося:
5.2. не проводится индивидуальная профилактическая работа в образовательной организации (не состоит на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Таким образом, система оценки поведения обучающихся включает 5 критериев и 11 показателей. Среди перечисленных показателей 8 имеют положительную модальность (утверждают наличие значимой положительной характеристики поведения обучающегося), 3 показателя имеют отрицательную модальность (2.2, 5.1, 5.2) формулировка отражает отсутствие нежелательных характеристик поведения обучающегося). Данный подход является обоснованным с точки зрения целостности характеристики поведения обучающихся с учетом показателей риска, которые могут свидетельствовать о наличии признаков девиантного поведения.
Перечисленные показатели являются обязательными для оценки поведения обучающихся всех возрастных групп. Содержание показателей просоциального поведения может уточняться образовательной организацией с учетом возрастных особенностей обучающихся и особенностей организации образовательной деятельности (участие в определенных видах деятельности, в мероприятиях, общественных объединениях).
Для анализа и фиксации результатов оценки поведения обучающихся могут быть использованы количественные системы, основанные на балльной оценке и/или альтернативные - содержательные, символические системы оценки.
Для оценки фактического поведения обучающихся по отдельным показателям может быть использована одна из трех моделей оценки:
1 вариант модели оценки.
Двухуровневая система оценивания поведения обучающихся, включающая две содержательные оценки: "зачет", "незачет".
Шкала оценки показателей:
1 балл - поведение обучающегося соответствует показателю. Показатель проявляется в поведении обучающегося всегда или в большинстве ситуаций.
0 баллов - поведение обучающегося не соответствует показателю. Показатель не проявляется или отсутствует в поведении обучающегося.
При наличии фактов нарушений по показателям с отрицательной модальностью (2.2, 5.1, 5.2.), оценка показателя - "0".
Суммарно максимальное количество баллов при оценке всех показателей просоциального поведения обучающегося составляет 11 баллов.
Оценка "зачет" выставляется обучающимся в результате суммарной оценки всех показателей просоциального поведения обучающегося в диапазоне 4 - 11 баллов.
Оценка "незачет" выставляется обучающимся в результате суммарной оценки всех показателей просоциального поведения обучающегося в диапазоне 0 - 3 баллов.
2 вариант модели оценки.
Трехуровневая система оценивания поведения обучающихся, включающая три содержательные оценки: "образцовое поведение", "допустимое поведение", "недопустимое поведение".
Шкала оценки показателей:
- "да"/"соответствует"/2 балла - показатель проявляется всегда как устойчивая характеристика поведения обучающегося; показатель отражает личностно осмысленное, мотивированное, деятельностное отношение обучающегося; педагогическое управление поведением обучающегося, контроль не требуются или являются минимальными;
- "частично"/"частично соответствует"/1 балл - показатель проявляется не всегда, является неустойчивой характеристикой поведения обучающегося; показатель отражает недостаточно осмысленное, мотивированное, деятельностное отношение обучающегося; требуется педагогическое управление, контроль за поведением обучающегося.
- "нет"/"не соответствует (отсутствует)"/0 баллов - показатель не проявляется или отсутствует в поведении обучающегося; показатель отражает отсутствие осмысленного, мотивированного, деятельностного отношения обучающегося; требуется педагогическое управление, контроль, коррекция поведения обучающегося.
Общая оценка фактического поведения обучающихся может варьироваться в зависимости от силы/слабости, активности/пассивности проявления отдельных показателей и критериев. В связи с этим выделяются уровни проявления поведенческих характеристик обучающегося:
- "образцовое поведение" поведение обучающегося соответствует большинству показателей просоциального поведения;
- "допустимое поведение" поведение обучающегося частично соответствует показателям просоциального поведения;
- "недопустимое поведение" поведение обучающегося не соответствует показателям просоциального поведения.
Суммарно максимальное количество баллов при оценке всех показателей просоциального поведения обучающегося составляет 22 балла.
Оценка "образцовое поведение" определяет соответствие фактического поведения обучающегося большинству показателей просоциального поведения личности (от 90 до 100%), то есть не менее 9 показателей получили оценку "соответствует", не более 2 показателей - "частично соответствует", при абсолютном соблюдении показателей по критерию "правомерное поведение" (оценка - "соответствует"). Оценка "образцовое поведение" выставляется обучающимся в результате суммарной оценки всех показателей просоциального поведения обучающегося в диапазоне 20 - 22 баллов.
Оценка "допустимое поведение" определяет частичное соответствие фактического поведения обучающегося показателям просоциального поведения личности (от 29 до 89%), то есть не менее 8 показателей получили оценку "соответствует" или "частично соответствует", при соблюдении всех показателей с отрицательной модальностью (оценка не ниже "частично соответствует").
Оценка "допустимое поведение" выставляется обучающимся в результате суммарной оценки всех показателей просоциального поведения обучающегося в диапазоне 4 - 20 баллов.
Оценка "недопустимое поведение" определяет несоответствие фактического поведения обучающегося показателям просоциального поведения личности (от 0 до 28%), то есть менее 8 показателей получили оценку "частично соответствует", зафиксированы нарушения по критерию "правомерное поведение".
Оценка "недопустимое поведение" выставляется обучающимся в результате суммарной оценки всех показателей просоциального поведения обучающегося в диапазоне 0 - 3 баллов.
3 вариант модели оценки.
Пятиуровневая система оценивания поведения обучающихся, включающая пять содержательных оценок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "совсем неудовлетворительно".
Шкала оценки показателей:
1 балл - поведение обучающегося соответствует показателю. Показатель проявляется в поведении обучающегося всегда или в большинстве ситуаций.
0 баллов - поведение обучающегося не соответствует показателю. Показатель не проявляется или отсутствует в поведении обучающегося.
При наличии фактов нарушений по показателям с отрицательной модальностью (2.2, 5.1, 5.2), оценка показателя - "0".
Суммарно максимальное количество баллов при оценке всех показателей просоциального поведения обучающегося составляет 11 баллов.
Оценка "отлично" выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям, получения суммы баллов в диапазоне 10 - 11 баллов.
Оценка "хорошо" выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям, получения суммы баллов в диапазоне 7 - 9 баллов.
Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям, получения суммы баллов в диапазоне 4 - 7 баллов.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям, получения суммы баллов в диапазоне 1 - 3 балла.
Оценка "совсем неудовлетворительно" выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям, получения суммы баллов в диапазоне 0 баллов.
Задача образовательной организации выбрать для апробации одну из моделей оценки поведения обучающихся, разработать и утвердить необходимые методические материалы, принять соответствующие локальные акты образовательной организации.
6. Субъекты оценивания и механизмы выставления оценок
поведения обучающихся
Субъектами оценивания поведения обучающихся являются педагогические работники, уполномоченные осуществлять данную деятельность в соответствии с установленной в образовательной организации системой оценки поведения обучающихся и должностными обязанностями педагогических работников.
Руководителем образовательной организации локальными актами утверждается:
- система оценки поведения обучающихся (на основе выбранной модели оценки поведения обучающихся);
- порядок формирования и фиксации оценки поведения обучающихся в соответствии с установленными критериями и показателями;
- периодичность и ответственные за выставление оценок обучающимся за поведение.
Рекомендуемым периодом выставления оценок за поведение обучающихся может стать учебная неделя, месяц, четверть. При определении периодичности необходимо учитывать временные затраты и сложность формирования персональной оценки для каждого обучающегося в образовательной организации.
Оценка за поведение обучающимся выставляется классным руководителем с учетом мнения педагогов, работающих с обучающимися, а также администрации образовательной организации.
В формировании оценки за поведение обучающегося могут принимать участие учителя-предметники, советник директора по воспитанию, социальный педагог, педагог-психолог при ведущей роли классного руководителя, полномочия которых определяются локальными актами образовательной организации. Вариант распределения полномочий педагогических работников при оценке поведения обучающихся в соответствии с установленными показателями и критериями представлен в таблице 2.
Формой фиксации оценок за поведение обучающихся являются индивидуальные листы оценки на каждого обучающегося, поведение которого подлежит оцениванию (приложение 1). Для общего анализа классным руководителем формируется сводная ведомость оценки поведения обучающихся класса (приложение 2).
Таблица 2
Распределения полномочий педагогических работников
при оценке поведения обучающихся
N п/п
Критерии оценки просоциального поведения обучающихся
Ответственные за выставление оценки за поведение обучающихся
1.
Дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации)
Учителя-предметники, учителя-логопеды, учителя-дефектологи (в случае оценивания поведения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья) коллегиально определяют уровень проявления каждого показателя, информируют классного руководителя о предлагаемой оценке (единая оценка - не менее 70% учителей).
Классный руководитель формирует оценку с учетом мнения педагогических работников и администрации школы, учитывая фактические данные о нарушениях дисциплины обучающимся и фиксирует оценку по критерию "дисциплинированность" в индивидуальном листе оценки или в сводной ведомости класса.
2.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам)
Классный руководитель формирует оценку с учетом мнения педагогических работников и педагога-психолога школы, учитывая фактические данные о нарушениях норм межличностного взаимодействия обучающимся и фиксирует оценку по критерию "соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися" в индивидуальном листе оценки или в сводной ведомости класса.
3.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым)
Классный руководитель формирует оценку с учетом мнения учителей-предметников и педагога-психолога школы, учитывая фактические данные о нарушениях норм межличностного взаимодействия обучающимся и фиксирует оценку по критерию "соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми" в индивидуальном листе оценки или в сводной ведомости класса.
4.
Социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности)
Советник директора по воспитанию и классный руководитель определяет уровень проявления каждого показателя, информирует классного руководителя о предлагаемой оценке.
Родители и обучающиеся дополнительно могут предоставлять документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающегося вне образовательной организации.
Классный руководитель фиксирует оценку по критерию "социальная активность" в индивидуальном листе оценки или в сводной ведомости класса.
5.
Правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения)
Социальный педагог определяет уровень проявления каждого показателя, информирует классного руководителя о предлагаемой оценке.
Классный руководитель фиксирует оценку по критерию "правомерное поведение" в индивидуальном листе оценки или в сводной ведомости класса.
В целях обеспечения мотивированной вовлеченности обучающихся и их родителей (законных представителей) в процессе оценки поведения обучающихся могут учитываться показатели их социальной активности (критерий 4) вне образовательной организации на основе предоставления подтверждающих документов, отзывов, характеристик. Порядок учета индивидуальных достижений обучающихся вне образовательной организации утверждается локальными актами образовательной организации. Оценка индивидуальных достижений социальной активности обучающихся интегрируется с общей оценкой показателей по критерию "социальная активность".
Администрацией образовательной организации определяется механизм контроля выставления оценок за поведение обучающихся для избегания субъективизма.
В случае возникновения конфликтных ситуаций, в связи с несогласием обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) с оценкой поведения, руководителем образовательной организации или уполномоченным лицом организуется объективный анализ ситуации и урегулирование отношений с привлечением специалистов службы медиации или примирения и в соответствии с действующими в образовательной организации локальными актами об урегулировании внутришкольных конфликтов.
Учитывая социально-психологические особенности современного поколения детей, преобладание визуальных способов восприятия информации, вариантом фиксации результатов может быть тепловая карта оценки поведения обучающихся.
Тепловая карта предполагает использование цветового "светофора", с обозначением сигнальных (информационных) характеристик каждого цвета:
- зеленый - поведение обучающегося соответствует большинству показателей просоциального поведения;
- желтый - поведение обучающегося частично соответствует показателям просоциального поведения;
- красный - поведение обучающегося не соответствует показателям просоциального поведения.
Тепловая карта является эффективным информационным средством, позволяющим провести анализ фактической поведенческой активности обучающихся и донести соответствующую информацию:
- обучающихся для понимания проблем и точек роста, вариантов саморазвития;
- родителям (законным представителям) обучающихся для понимания рисков, угроз поведенческой активности ребенка и понимания направлений изменения семейного воспитания, поддержки и помощи ребенку;
- педагогическим работникам для понимания рисков, угроз поведенческой активности обучающегося и определения необходимых направлений воспитательных, коррекционно-развивающих мероприятий, определения направлений и содержания проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним.
6.1 Оценивание поведения обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Процесс оценивания поведения также распространяется на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей и состояния здоровья.
Так для ряда обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в целом характерны несоответствие эмоциональных реакций сложившейся ситуации, недостаточная сформированность самоконтроля, трудности понимания личных границ (своих и окружающих). Для отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта, с расстройствами аутистического спектра) характерны непроизвольные агрессивные реакции (по отношению к себе, к окружающим), аффективные вспышки, поведенческие паттерны (аутостимуляции).
Таким образом, необходимо принимать во внимание описанные выше особенности психического развития данной категории обучающихся.
При оценивании их поведения целесообразно за основу брать принцип усвоения указанными обучающимися адекватных способов поведения в классе, в образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации; усвоения нормативного поведения, элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе в том числе под контролем взрослого.
Указанные направления воспитательной работы являются предметом реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС общего образования обучающихся с УО, ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП ООО обучающихся с ОВЗ и ФАООП общего образования обучающихся с УО.
При выставлении оценок за поведение следует ориентироваться не на средние показатели по классу, а на индивидуальную динамику каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Помимо этого, к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта) не могут применяться меры дисциплинарного взыскания <2>.
--------------------------------
<2> Часть 5 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7. Ожидаемые результаты внедрения
модели оценки поведения обучающихся
Результаты оценивания поведения обучающихся могут быть использованы индивидуально для разработки системы:
- поощрений обучающих (подпункт 10.1, подпункт 11 пункта 3 статьи 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
- поддержки обучающихся, нуждающихся в стимулирующем, тьюторском сопровождении наставника;
- индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними (статья 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Приложение N 1
Форма (для трехуровневой модели оценки)
Индивидуальный лист оценки поведения обучающихся <3>
Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося
Класс
Период оценки
N п/п
Критерии оценки поведения обучающихся
Показатели просоциального поведения обучающихся
Оценка соответствия
"соответствует"
"частично соответствует"
"не соответствует"
1.
Дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации)
Обучающийся:
1.1. Выполняет все требования локальных нормативных актов образовательной организации, в том числе в части соблюдения дресс-кода образовательной организации, установленного расписания и распорядка дня в образовательной организации
1.2. Соблюдает нормы поведения при проведении гражданско-патриотических акций, в том числе связанных с использованием государственных символов (флаг, герб, гимн)
1.3. Соблюдает правила безопасного поведения, установленные в образовательной организации, в том числе, связанные с соблюдением личной безопасности
2.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам)
Обучающийся:
2.1. конструктивно взаимодействует со сверстниками, соблюдает общепринятые нормы коммуникации
2.2. не создает умышленно конфликтные ситуации, не проявляет отношения и действия осознанной агрессии (травли) по отношению к окружающим сверстникам
3.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым)
Обучающийся:
3.1. уважительно взаимодействует с педагогами, взрослыми участниками образовательных отношений, соблюдает нормы коммуникации
3.2. проявляет ответственное отношение к поручениям ответственное отношение к поручениям, рекомендациям педагогов в связи с общественно значимой деятельностью, поведением, др.
4.
Социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности)
Обучающийся:
4.1. участвует в общественной жизни класса и школы, в том числе в деятельности и мероприятиях детских и молодежных общественных объединений
4.2. регулярно посещает внеурочные занятия "Разговоры о важном" (не пропускает без уважительной причины)
5.
Правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения)
В поведении обучающегося:
5.1. отсутствуют факты антиобщественных действий и противоправного поведения (вандализм, хулиганство, травля, воровство, др.).
В отношении обучающегося:
5.2. не проводится индивидуальная профилактическая работа в образовательной организации (не состоит на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Итого (количество показателей по оценкам соответствия)
Вывод (оценка поведения обучающегося): "образцовое поведение", "допустимое поведение", "недопустимое поведение" (подчеркнуть)
Дата _______________
Классный руководитель _______________/_______________/
--------------------------------
<3> При оценке поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует ориентироваться не на средние показатели по классу, а на индивидуальную динамику каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Образец заполнения
Индивидуальный лист оценки поведения обучающихся <4>
Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося: Иванов Сергей Константинович
Класс: 7 А Период оценки: 1 сентября - 30 сентября
N п/п
Критерии оценки поведения обучающихся
Показатели просоциального поведения обучающихся
Оценка соответствия
"соответствует"
2 балла
"частично соответствует"
1 балл
"не соответствует"
0 баллов
1.
Дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации)
Обучающийся:
1.1. выполняет все требования локальных нормативных актов образовательной организации, в том числе в части соблюдения дресс-кода образовательной организации, установленного расписания и распорядка дня в образовательной организации
да
1.2. соблюдает нормы поведения при проведении гражданско-патриотических акций, в том числе связанных с использованием государственных символов (флаг, герб, гимн)
да
1.3. соблюдает правила безопасного поведения, установленные в образовательной организации, в том числе, связанные с соблюдением личной безопасности
да
2.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам)
Обучающийся:
2.1. конструктивно взаимодействует со сверстниками, соблюдает общепринятые нормы коммуникации
да
2.2. не создает умышленно конфликтные ситуации, не проявляет отношения и действия осознанной агрессии (травли) по отношению к окружающим сверстникам
да
3.
Соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым)
Обучающийся:
3.1. уважительно взаимодействует с педагогами, взрослыми участниками образовательных отношений, соблюдает нормы коммуникации
да
3.2. проявляет ответственное отношение к поручениям ответственное отношение к поручениям, рекомендациям педагогов в связи с общественно значимой деятельностью, поведением, др.
да
4.
Социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности)
Обучающийся:
4.1. участвует в общественной жизни класса и школы, в том числе в деятельности и мероприятиях детских и молодежных общественных объединений
да
4.2. регулярно посещает внеурочные занятия "Разговоры о важном" (не пропускает без уважительной причины)
да
5.
Правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения)
В поведении обучающегося:
5.1. отсутствуют факты антиобщественных действий и противоправного поведения (вандализм, хулиганство, травля, воровство, др.).
да
В отношении обучающегося:
5.2. не проводится индивидуальная профилактическая работа в образовательной организации (не состоит на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнего).
да
Итого (количество показателей по оценкам соответствия)
8
3
Количество баллов
16 баллов
3 балла
Общее количество баллов
19 баллов
Вывод (оценка поведения обучающегося): "образцовое поведение", "допустимое поведение", "недопустимое поведение" (подчеркнуть)
Дата
1 октября
____ г.
Классный руководитель
_______________
/_______________/
подпись
И.О. Фамилия
--------------------------------
<4> При оценке поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует ориентироваться не на средние показатели по классу, а на индивидуальную динамику каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение N 2
Форма развернутая
Сводная ведомость оценки поведения обучающихся _____ класса
Классный руководитель
(фамилия, имя, отчество)
----------------------------
N п/п
ФИО учеников класса
Критерии и показатели оценки поведения обучающихся
Итог:
оценка поведения
1.
Дисциплинированность
2. Соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися
3. Соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми
4.
Социальная активность
5.
Правомерное поведение
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
3.1
3.2
4.1
4.2
5.1
5.2
Дата
Классный руководитель
_______________
/_______________/
подпись
И.О. Фамилия
Форма короткая
Сводная ведомость
оценки поведения обучающихся _____ класса
Классный руководитель
(фамилия, имя, отчество)
N п/п
Фамилии, имена, отчества (при наличии) обучающихся класса
Оценка поведения
Примечание
(комментарии по показателям оценки поведения обучающегося, рекомендации по улучшению)
1.
2.
3.
...
Дата
Классный руководитель
_______________
/_______________/
подпись
И.О. Фамилия
Приложение N 3
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. институт, 1993. - 125 с.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика. - 1995. - N 4. - С. 29 - 36.
3. Воспитательный процесс: Изучение эффективности. Методические рекомендации./Под ред. Е.Н. Степанова - М.: ТЦ "Сфера", 2001 - 128 с.
4. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней и др. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 384 с.
5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях авторов и исследователей)./Редактор - составитель Е.И. Соколова/Под общей ред. д.п.н. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998 - 336 с.
6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...: Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем/Под ред. Н.Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
7. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. - 80 с.
8. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии. Уч. практическое пособие для учителей и кл. руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 2001. - 160 с.
9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практич. пособие для учителей начальной школы, студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 2000. - 136 с.
10. Павлова Е.П., Щуркова Н.Е. Как воспитать счастливого: Феликсология воспитания. - М.: ПОР, 2002. - 80 с.
11. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М, 1999. - 440.
12. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления/Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.
13. Рогозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся. - М.: Пед. общество России, 2002. - 160 с.
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". [Электронный ресурс]. URL: http:/www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 22.12.2024).
15. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271_/?ysclid=mavxe5tr81313723621 (дата обращения: 20.05.2025).
16. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=m4zll2o2ve42286 0565 (дата обращения: 22.12.2024).
17. Федеральная рабочая программа воспитания. [Электронный ресурс]. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74meajjj1vnz171157v9.pdf?ysclid=mavydnd4u0660918294 (дата обращения: 20.05.2025).
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=mavx3fxsvv527244175 (дата обращения: 20.05.2025).
19. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования//Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. N 4. С. 3 - 12.
20. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.
21. Шадрина О.Н. Аксиологический подход к определению понятия "дисциплинированность"//Подготовка специалиста начального образования XXI века: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, февр. 1998. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. - С. 237.
22. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.
23. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: Пособие для студента и учителя. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 104 с.
24. Шубинский В.С. Человек как цель воспитания.//Педагогика. - 1992. - N 3 - 4. - С. 37 - 43.
25. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Педагогическое общество в России, 2001. - 56 с.
26. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
27. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 96 с.
28. Энциклопедия психологических тестов. - М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 496 с.