<Письмо> Минприроды России от 25.04.2025 N 12-53/17771
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2025 г. N 12-53/17771
О НЕЗАВИСИМЫХ ГАРАНТИЯХ ПРИ ВЫВОДЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПО
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение, поступившее также письмом Росприроднадзора, о разъяснении вопросов, связанных с финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных положениями Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Обращение), и сообщает.
По вопросам 1 и 2 Обращения в части определения сторон по оформлению и выплате независимых гарантий, их обязательств, срока действия таких гарантий и обстоятельств, при наступлении которых должна быть выплачена независимая гарантия, сообщаем следующее.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 и 4 статьи 56.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) при выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного производственного объекта (далее - Объекты) должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации Объекта (далее - Мероприятия) в соответствии с планом Мероприятий.
План Мероприятий, а также документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации Мероприятий, предусмотренных планом Мероприятий, подлежат представлению в Росприроднадзор не позднее чем за пять лет до истечения содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений или, для угольных шахт, не позднее чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или предусмотренного техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых срока разработки месторождения полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 56.2 Закона N 7-ФЗ план Мероприятий включает в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель в целях приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением, мероприятия, реализуемые при консервации или ликвидации такого отдельного производственного объекта, графическое описание местоположения границ территории, в отношении которой реализуются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Закона N 7-ФЗ в качестве документа, подтверждающего финансовое обеспечение реализации Мероприятий, предусмотренных планом Мероприятий, является в том числе независимая гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий (далее - Гарантия).
Вопросы, касающиеся Гарантий, в том числе обязательства заинтересованных сторон по оформлению и выплате Гарантии, срок действия Гарантии, обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена Гарантия, регулируются положениями параграфа 6 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В свою очередь в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Закона N 7-ФЗ при неисполнении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат Объекты, требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 56.1 Закона N 7-ФЗ, добровольно либо по решению суда предусмотрена уплата компенсационного платежа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56.4 Закона N 7-ФЗ расчет размера компенсационного платежа осуществляется Росприроднадзором по результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исходя из степени загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации Объекта.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 56.4 Закона N 7-ФЗ средства от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей, а также от компенсационных платежей, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию Мероприятий, включая мероприятия, реализуемые при его консервации или ликвидации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 56.4 Закона N 7-ФЗ после принятия юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат Объекты, в отношении которых уплачен компенсационный платеж или платеж по иску о взыскании компенсационного платежа, решения об их выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) такие Объекты приравниваются к объектам накопленного вреда окружающей среде и организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на которых осуществляется в установленном Законом N 7-ФЗ порядке.
Таким образом, учитывая положения ГК РФ и вышеуказанных норм законодательства в сфере охраны окружающей среды, бенефициаром по Гарантиям при наступлении обстоятельств, при которых должна быть выплачена сумма Гарантии, выступает Российская Федерация.
При этом требования об уплате сумм Гарантии могут быть предъявлены в случае невыполнения хозяйствующими субъектами своих обязательств по реализации Мероприятий в соответствии с планом Мероприятий в установленные сроки по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Прекращение Гарантии может наступить при исключении в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательств, предусмотренных статьей 56.1 Закона N 7-ФЗ, ввиду реализации в полном объеме Мероприятий, предусмотренных планом Мероприятий, либо исключения оснований по соответствующим обязательствам.
По вопросу 3, указанному в Обращении, об утверждении правил предоставления независимых гарантий сообщаем, что разработка и утверждение соответствующего нормативного правового акта в настоящее время не планируется.
В Росприроднадзор сообщается для сведения.
Дополнительно сообщаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
Р.А.МАЛЬЦЕВ