<Письмо> Минприроды России от 27.10.2025 N 12-47/45425
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2025 г. N 12-47/45425
О ПОРЯДКЕ
ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ В УСЛОВИЯХ АРЕНДЫ
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо о порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в условиях арендных отношений и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВОС), проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Вместе с тем статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объект ОНВОС - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 (далее - инвентаризация выбросов; Порядок N 871).
Согласно пункту 2 Порядка N 871 решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды получение разрешительной документации и представление отчетности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в зависимости от присвоенной категории объекту ОНВОС в отношении конкретного объекта ОНВОС.
В случае если объект ОНВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность арендодателем и арендатором, поставлен на государственный учет в качестве единого объекта ОНВОС, то в отношении такого объекта ОНВОС проведение инвентаризации выбросов, организация и проведение производственного экологического контроля осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, подавшим заявку о постановке на государственный учет такого объекта ОНВОС.
Если объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, поставлены на государственный учет арендодателем и арендатором как самостоятельные объекты ОНВОС, то выполнение предусмотренных законодательством требований осуществляется каждым из указанных лиц в отношении соответствующего объекта ОНВОС.
Также сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Таким образом, полагаем, что проведение инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС может быть осуществлено стороной, определенной в рамках соответствующих договорных отношений.
По конкретным вопросам проведения инвентаризации выбросов на определенном объекте ОНВОС целесообразно обращаться в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора (контроля) в отношении данного объекта.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
П.Н.МАЛЬЧИКОВ