<Письмо> Минприроды России от 28.05.2013 N 09-30/9743
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2013 г. N 09-30/9743
Минприроды России рассмотрело письмо Минфина России о применении положений статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в части нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче некондиционных полезных ископаемых и сообщает.
В соответствии с распоряжением Минприроды России от 10.09.2003 N 403-р к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Приказом Минприроды России от 07.03.1997 N 40 была утверждена классификация запасов полезных ископаемых по различным параметрам.
В том числе, согласно пункту 5.1 данного приказа запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету:
- балансовые (экономические);
- забалансовые (потенциально экономические).
Балансовые (экономические) запасы подразделяются на:
а) запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды;
б) запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при осуществлении со стороны государства специальной поддержки недропользователя в виде налоговых льгот, субсидий и т.п. (гранично экономические или пограничные запасы).
К забалансовым (потенциально экономическим) запасам относятся:
а) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам;
б) запасы, извлечение которых на момент оценки экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки, но использование которых в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы, или при техническом прогрессе, обеспечивающих снижение издержек производства.
Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.
При подсчете забалансовых запасов производится их подразделение в зависимости от причин отнесения к забалансовым (экономических, технологических, горнотехнических, экологических и т.п.).
Таким образом, термины "балансовые" и "забалансовые" запасы полезных ископаемых используются в основном для учета сведений о запасах полезных ископаемых в Государственном балансе полезных ископаемых Российской Федерации. К забалансовым запасам относятся запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно или технически и технологически невозможно, но которые в дальнейшем могут быть переведены в балансовые. Забалансовые запасы твердых полезных ископаемых подсчитываются и учитываются, если в технико-экономическом обосновании кондиций доказана возможность их сохранности в недрах для последующего извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем. Следует также отметить, что при проведении государственной экспертизы запасов и определения их балансовой принадлежности для последующего учета, принимается во внимание и степень разведанности месторождения или его участка.
При проведении более детальных геологоразведочных работ или в процессе эксплуатационной разведки часть забалансовых запасов может быть отнесена к балансовым и наоборот.
Критерием определения балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и их последующему учету государственным балансом являются разведочные кондиции (временные, постоянные и эксплуатационные), которые проходят государственную экспертизу.
Как отмечалось выше, при эксплуатации месторождений, в силу изменчивости геологического строения залежей полезных ископаемых и технологических условий добычи разных видов полезных ископаемых, в отработку могут вовлекаться как запасы полезных ископаемых, отвечающие утвержденным кондициям, так и не соответствующие им.
В данном случае термины "балансовые" и "забалансовые" запасы не применимы, а более правильными являются термины "кондиционные" или "некондиционные" запасы.
Учитывая изложенное, основания для применения ставки НДПИ в размере 0 процентов отсутствуют в отношении запасов, которые не отнесены к некондиционным в соответствии с Административным регламентом (приказ Минприроды от 29.06.2012 N 193).
Директор Департамента
экономики и финансов
С.Н.БУБЕНОВ