<Письмо> Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-843/07
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 2013 г. N ВК-843/07
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с пунктом 40 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми.
В.Ш.КАГАНОВ
Приложение
Утверждаю
заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
В.Ш.КАГАНОВ
от 18 ноября 2013 г. N ВК-53/07вн
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,
РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ, А ТАКЖЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ
ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ,
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
1. Актуальность организации обучения педагогических
работников, работающих с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации, а также родителей (законных
представителей) детей по вопросам профилактики
суицидального поведения обучающихся, употребления
психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции
и жестокого обращения с детьми
Обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности является одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, в субъектах Российской Федерации должно быть организовано обучение педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также обучение родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом отсутствие действенных механизмов, которые способны обеспечить равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, привело к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий создало условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего материалы с детской порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных веществ и посвященных суицидам.
На этом фоне все в большей степени наблюдаются процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга и отдыха.
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек). Согласно данным Росстата в 2012 году в Российской Федерации от суицида погибло 653 ребенка.
Решение проблемы предупреждения и профилактики суицидального поведения детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми требует комплексного подхода и невозможно без активного участия педагогических работников и родителей (законных представителей).
При соответствующей подготовке родители (законные представители), совместно с педагогическими работниками, работающими в том числе и с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми в детской подростковой среде.
Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.
Одновременно, многие родители (законные представители), которые ответственно относятся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках, последствиях, способах своевременного выявления и предупреждения различных форм аддиктивного поведения у детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также жестокого обращения с детьми.
В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми.
Одной из таких мер должно стать целенаправленное и систематическое обучение педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми.
2. Правовая основа организации обучения педагогических
работников, работающих с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации, а также обучения родителей (законных
представителей) детей по вопросам профилактики
суицидального поведения обучающихся, употребления
психоактивных веществ, распространения
ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми
Правовой основой организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также обучения родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми является:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761);
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690);
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ";
Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 202-р "Об утверждении плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012 - 2020 гг.)".
3. Цель и задачи обучения педагогических работников,
работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, а также родителей (законных представителей)
детей по вопросам профилактики суицидального поведения
обучающихся, употребления психоактивных веществ,
распространения ВИЧ-инфекции и жестокого
обращения с детьми
Основной целью организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми является создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечение помощи и гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;
повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, распространения ВИЧ-инфекции, суицидального поведения, обеспечения защиты прав и интересов детей;
повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
организация педагогического консалтинга по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, распространения ВИЧ-инфекции, суицидального поведения;
формирование условий для организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, распространения ВИЧ-инфекции;
повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, распространения ВИЧ-инфекции;
повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;
повышение мотивации родителей (законных представителей) обучающихся к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам профилактики суицидального поведения детей, употребления ими психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения;
обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, жестокого обращения, распространения ВИЧ-инфекции, суицидального поведения, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;
формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка.
4. Требования к обучению педагогических работников,
работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, а также родителей (законных представителей)
по вопросам профилактики суицидального поведения
обучающихся, употребления психоактивных веществ,
распространения ВИЧ-инфекции, жестокого
обращения с детьми
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно Закону об образовании обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой.
Рекомендуется организовать обучение по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми по программе продолжительностью не менее 72 часов для педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, не менее 24 часа для родителей (законных представителей) детей.
В содержание программы обучения педагогических работников, работающих с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми рекомендуется включить изучение тем по следующим направлениям:
опыт организации работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми в Российской Федерации и за рубежом;
нормативное правовое регулирование в сфере защиты прав и интересов детей, профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
использование современных образовательных технологий при организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
современные методы и формы работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
научно-методические основы профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми в образовательной организации и семье;
причины, закономерности и последствия проявления различных форм аддиктивного поведения у несовершеннолетних;
планирование и прогнозирование результативности работы по профилактике суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми в образовательной организации и семье;
выявление и диагностика аддиктивного поведения несовершеннолетних.
Освоение образовательной программы педагогическими работниками, работающими с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации по вопросам профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми должно обеспечить:
знание основных норм законодательства Российской Федерации и международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, в сфере защиты прав и интересов детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции;
знание современных форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
знание теоретико-методологических основ профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
умение анализировать социально-экономические, правовые, педагогические, психологические и иные причины различных форм аддиктивного поведения несовершеннолетних, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
умение планировать и корректировать работу, в том числе с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по профилактике суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
умение проводить оценку эффективности работы по профилактике суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
умение определять несовершеннолетних, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, склонных к проявлению различных форм аддиктивного поведения, в том числе суицидального поведения и потребления психоактивных веществ, а также детей, ставших жертвами жестокого обращения с ними;
умение прогнозировать последствия проявления аддиктивного поведения обучающихся, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и принимать эффективные меры по его предупреждению;
умение проводить педагогический консалтинг по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, потребления наркотических и психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и суицидального поведения;
умение применять современные образовательные технологии, методы и формы работы в повседневной педагогической практике в работе с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
умение применять в повседневной педагогической практике средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, а также осуществлять профилактические воспитательные воздействия на несовершеннолетних, склонных к проявлению аддиктивного поведения;
умение взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, территориальными органами внутренних дел и здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, центрами психолого-медико-педагогического сопровождения, а также всеми участниками образовательного процесса по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми, в том числе, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Освоение образовательной программы родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми должно обеспечить:
знание основных норм законодательства Российской Федерации и международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, в сфере защиты прав и интересов детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции;
знание причин, закономерностей и последствий проявления различных форм аддиктивного поведения у несовершеннолетних;
умение использовать воспитательный потенциал семьи в вопросах профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции;
умение проводить мероприятия первичной профилактики аддиктивного поведения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
умение взаимодействовать и сотрудничать с педагогическими и иными работниками, работающими с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми.
В соответствии с Законом об образовании освоение образовательных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
5. Заключение
Настоящие рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ:
повышения квалификации педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми;
обучения родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми.
При разработке региональных и муниципальных программ повышения квалификации педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми, а также программ обучения родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми рекомендуем также использовать материалы сайтов www.netzavisimosti.ru и www.vgrupperiska.ru.