<Письмо> Минобрнауки России от 26.05.2014 N ВК-1048/07
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2014 г. N ВК-1048/07
О ПОРЯДКЕ
ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ
ДЕТСКИХ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ
С целью реализации конституционного права на образование детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, и оказания помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, социальной защиты населения, руководителям детских домов-интернатов для умственно отсталых детей но вопросу обеспечения образования названной категории обучающихся Минобрнауки России направляет разъяснения о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах, в близлежащих образовательных организациях.
В.Ш.КАГАНОВ
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ,
ПРОЖИВАЮЩИМИ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ
1. Нормативные и правовые основания
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность и качество образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции ООН "О правах инвалидов", ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 года, каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных и иных образовательных организациях.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливает особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.
Согласно статье 5 Закона в целях реализации права каждого человека на образование предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статье 2 Закона обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Статьей 79 Закона закреплено право детей с ОВЗ, в том числе и со сложной структурой дефекта, детей с выраженными формами умственной отсталости, на получение образования по адаптированным основным образовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общим образовательным программам и (или) адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Дополнительные гарантии права воспитанников с ОВЗ и инвалидностью на образование установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите), Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Закон о социальном обслуживании), Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон об основах социального обслуживания).
В соответствии с Законом об основах социального обслуживания к стационарным учреждениям социального обслуживания относятся детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты для детей с физическими недостатками (далее - ДДИ).
Согласно статье 19 Закона о социальной защите органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о социальном обслуживании дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством все дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, независимо от степени выраженности нарушенного развития и здоровья имеют право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, дополнительное и профессиональное образование.
Образование воспитанников с ОВЗ и инвалидностью, проживающих в ДДИ, может осуществляться в организациях, реализующих общеобразовательные программы и (или) адаптированные основные общеобразовательные программы при создании специальных условий для получения образования.
Частью третьей статьи 63 Закона определена возможность получения образования лицами, находящимися в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, как в самой организации, так и в общеобразовательных организациях.
В целях обеспечения социального и личностного развития обучающихся, получение ими образования вне организации, осуществляющей социальное обслуживание, т.е. вне места их постоянного проживания, должно стать приоритетным.
В этом случае меры социальной защиты в области социального обслуживания и образования (воспитания и обучения) лиц, находящихся в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, оказываются путем разделения функций, полномочий и обязанностей между ДДИ и образовательной организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения между ДДИ и образовательной организацией в части организационных вопросов при необходимости могут регулироваться договором.
С учетом изложенного органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны организовать работу по созданию условий для получения образования воспитанниками ДДИ.
2. Модели организации получения образования
воспитанниками ДДИ
Обучение в образовательных организациях, расположенных территориально наиболее близко к ДДИ, по адаптированным основным образовательным программам согласно рекомендациям ПМПК и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида путем зачисления:
в дошкольную образовательную организацию;
в отдельную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальную (коррекционную) образовательную организацию);
в классы, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации;
в общеобразовательные классы в образовательной организации.
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N 293, и начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, и осуществляется на основании:
личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082.
В соответствии с приказами Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" и от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности, согласно которым для воспитанников и учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования и (или) общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Обучение в структурном образовательном подразделении ДДИ
В соответствии со статьями 27 и 31 Закона об образовании в Российской Федерации организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения на базе создаваемых специализированных структурных образовательных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
При этом одним из предметов уставной деятельности ДДИ становится предоставление образовательных услуг с обязательным лицензированием образовательной деятельности на основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, адаптированные образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; дополнительные образовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Организация образовательного процесса в образовательном подразделении ДДИ возможна при отсутствии общеобразовательных организаций в зоне доступности. Зона доступности должна определяться уполномоченными органами в сфере образования субъектов Российской Федерации. Критериями доступности могут быть максимально допустимые временные затраты на доставку, в том числе перевозку, детей в образовательную организацию, соответствующие психофизическим особенностям детей.
Образовательная деятельность структурного образовательного подразделения по соответствующим программам организуется и осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014, и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015.
Структура, объем, условия реализации и результаты освоения общеобразовательных программ должны соответствовать действующим федеральным государственным стандартам. В настоящее время действуют следующие федеральные государственные стандарты:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897,
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона об образовании в Российской Федерации в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС ОВЗ) образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.
В настоящее время осуществляется разработка ФГОС ОВЗ и механизмов его внедрения, которые будут реализовываться как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам, так и в инклюзивных образовательных организациях.
ФГОС является единым для каждой категории обучающихся и вместе с тем предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей. Концепция предполагает разработку на основе стандарта четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.
Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, которая может быть осложнена другими сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, соматическими и другими расстройствами, предусмотрена разработка отдельного варианта образовательного стандарта (вариант стандарта Д).
При овладении данным вариантом стандарта итоговые достижения ребенка определяются его индивидуальными возможностями, а максимальное значение отводится развитию жизненной компетенции и должно быть направлено на решение проблем максимально возможной социализации детей, привитию определенных трудовых навыков, расширению и увеличению объема повседневных социальных контактов в доступных для них пределах.
Вариант Д может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также посредством реализации сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в том числе и организациям социального обслуживания, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказание методической помощи, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению оказывают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Консультативную помощь организациям социального обслуживания и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ оказывают ПМПК и образовательные организации, осуществляющие обучение по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ.
При организации дополнительного образования детей-инвалидов, воспитывающихся в ДДИ, следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Согласно приказу Минобрнауки России от 14 октября 2013 года N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам" воспитанникам ДДИ, завершившим обучение, выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца.
Учитывая изложенное, считаем необходимым рекомендовать органам управления образованием и органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации принятие исчерпывающих мер по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для воспитанников ДДИ посредством зачисления всех детей-инвалидов, проживающих в ДДИ, в образовательные организации, обеспечения учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения, разработки адаптированных образовательных программ, учебных планов, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ДДИ и образовательных организаций по вопросам образования воспитанников ДДИ.
Заместитель
директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
И.О.ТЕРЕХИНА