<Письмо> Минобрнауки РФ от 29.06.2006 N АФ-157/02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Вводный раздел
Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
В методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) N 122-ФЗ.
При разработке методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ),
Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ),
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования",
письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).
1. Порядок расчета норматива расходов
на реализацию государственного образовательного
стандарта общего образования
1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:
--------------------------------
<*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование.
количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях;
количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию <*>.
--------------------------------
<*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.
1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:
где:
a - количество часов по БУП;
d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;
--------------------------------
<*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная система).
1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
12 - количество месяцев в году;
m - нормативная наполняемость классов;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице N 1 (Приложении 1);
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);
R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.
1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:
месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);
количество классов в общеобразовательном учреждении;
реализация программ дополнительного образования;
предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 3 Приложения 1);
повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);
повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица N 2 Приложения 1).
Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.
1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.
2. Порядок расчета объема субвенций
2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
n - ступени общего образования.
3. Методы обязательной адаптации при переходе
к формированию бюджетов на нормативной основе
3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:
"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
выявление отклонений, анализ причин;
определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
Таблица N 1
Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов
Таблица N 2
Коэффициенты удорожания по видам классов
Таблица N 3
Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ
ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Заместитель
директора Департамента
экономики и финансов
Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ