Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки РФ от 25.04.2006 N АФ-100/03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ЦК ПРОФСОЮЗА

РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации доводит до сведения подготовленные ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации "Рекомендации по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений". Данные рекомендации направлены ЦК профсоюза в профсоюзные организации субъектов Российской Федерации. Считаем необходимым ознакомить с данными материалами и просим с учетом принятых в субъекте нормативно-правовых актов по данному вопросу рассмотреть совместно с профсоюзными органами данные материалы с целью их использования в практической деятельности.

А.А.ФУРСЕНКО

Приложение

к письму

Минобрнауки России

от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ

ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

РАБОТНИКАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания помощи органам управления образованием, территориальным организациям Общероссийского Профсоюза образования, общеобразовательным учреждениям в решении вопросов, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за классное руководство в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов и муниципальных общеобразовательных школ" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства от 4 февраля 2006 г. N 67), которым утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ (далее - Правила).

Для обеспечения правильного применения законодательства Российской Федерации и соблюдения прав педагогических работников общеобразовательных учреждений, на которых возложены функции классного руководителя, предлагаем руководствоваться следующим.

1. Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета в виде целевых субсидий бюджетам субъектов, должно устанавливаться дополнительно к доплатам, предусмотренным за эту работу по состоянию на 31 декабря 2005 года.

Такой порядок реализации приоритетных национальных проектов, включая приоритетный национальный проект "Образование", в рамках которого предусмотрено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, определен пунктом 4.6 Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, на 2006 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

В указанных Единых рекомендациях установлено, что меры по реализации приоритетных национальных проектов будут осуществляться за счет средств федерального бюджета дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения и по ее регулированию, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат.

Исходя из этих принципов и в целях реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач по выполнению приоритетных национальных проектов органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при установлении систем оплаты труда не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников на региональном и муниципальном уровнях.

2. В соответствии с пунктом 1 Правил субсидии в 2006 году предоставляются на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя только в следующих видах общеобразовательных учреждений: государственные начальные общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи субъектов Российской Федерации, муниципальные начальные общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи (далее - общеобразовательные учреждения).

Таким образом, на федеральном уровне определен конкретный перечень видов общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам которых должно выплачиваться вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Вознаграждение педагогическим работникам за выполнение функций классных руководителей должно выплачиваться во всех классах, входящих в структуру общеобразовательных учреждений, предусмотренных в указанных Правилах, в том числе в специальных (коррекционных) классах для обучающихся с отклонениями в развитии, в классах с очно-заочной (вечерней), заочной формой обучения. При этом обучающиеся в форме семейного образования и экстерната учитываются в списочном составе соответствующих классов.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование", осуществляемая на условиях софинансирования, не исключает того, что на региональном уровне перечень типов и видов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, может быть расширен, и в них может за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаться выплата дополнительного вознаграждения за осуществление функций классного руководителя.

В ряде субъектов Российской Федерации перечень таких образовательных учреждений, в которых устанавливается дополнительное вознаграждение за осуществление функций классного руководителя за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, уже расширен. Например, дополнительное вознаграждение устанавливается педагогическим работникам образовательных учреждений, деятельность которых регулируется:

Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), к которым относятся вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях;

Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204 (с последующими изменениями и дополнениями), к которым относятся начальные школы - детские сады, начальные школы - детские сады компенсирующего вида и прогимназии, а также иными типовыми положениями.

3. В абзаце первом пункта 3 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2006 г. N 67) предусмотрено, что объем субсидий, предоставляемых каждому субъекту Российской Федерации на вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, определяется из расчета 1000 рублей за классное руководство в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

Таким образом, размер вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета не может превышать 1000 рублей в месяц.

В сельской местности этот размер не может быть превышен, поскольку наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности в количестве 14 человек является условной нормой, которая использована только для расчета объема субсидий субъектам Российской Федерации в 2006 году с учетом реально складывающейся наполняемости классов в сельской местности.

Установление большего размера вознаграждения за классное руководство в классах наполняемостью более 25 обучающихся в городской местности противоречило бы пункту 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с последующими изменениями и дополнениями), а также пункту 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила - СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной.

Однако такой порядок не исключает возможности принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о выплате вознаграждения в большем размере за счет средств субъекта Российской Федерации в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной указанными выше нормативными правовыми актами наполняемости классов.

4. В соответствии с пунктом 3 Правил в размере субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации на выплату вознаграждения за классное руководство, учитываются районные коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, как зачастую пытаются толковать понятие "вознаграждение", а составной частью заработной платы педагогического работника со всеми вытекающими правовыми последствиями, а именно:

вознаграждение за классное руководство выплачивается одновременно с выплатой заработной платы педагогическим работникам;

вознаграждение за классное руководство, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;

вознаграждение за классное руководство, начисляемое работодателем в пользу педагогических работников, учитывается при определении налоговой базы по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

к заработной плате педагогических работников, включающей размер вознаграждения за классное руководство, выплачиваются районные коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Особо следует обратить внимание на проблему, возникшую с выплатой процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В пункте 3 Правил отсутствует упоминание о том, что в объеме субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство учтены средства на выплату процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, учитывая принцип софинансирования приоритетных национальных проектов, это не может служить основанием для отказа работникам в выплате этих процентных надбавок к заработной плате с учетом вознаграждения за классное руководство, поскольку это противоречило бы статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

5. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении дополнен абзацем, предусматривающим, что на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Следует отметить, что для педагогических работников, на которых возложены функции классного руководителя с соответствующей доплатой, в том числе до принятия решения об установлении за эту работу дополнительного вознаграждения, выплата доплаты и вознаграждения является существенным условием трудового договора, изменение которого при надлежащем исполнении этих обязанностей без согласия работника не допускается.

Принимая во внимание, что пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливает порядок распределения объемов учебной (педагогической работы) педагогических работников, то при регулировании вопросов, связанных с возложением на педагогических работников общеобразовательных учреждений функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательного учреждения.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки, могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением функций классного руководителя:

при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;

выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;

в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;

кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;

выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов;

при возложении на педагогических работников функций классных руководителей на новый учебный год должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения.

6. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного педагогического работника с его согласия в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе.

В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

В случае необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения.

7. В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", при расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относится и вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться:

при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных и дополнительных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также дополнительных отпусков в связи с обучением;

при определении среднего заработка, сохраняемого за педагогическими работниками общеобразовательных учреждений по основному месту работы, направленными с отрывом от основной работы для повышения квалификации в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, поскольку сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (с последующими изменениями и дополнениями);

в других случаях исчисления среднего заработка.

8. Вознаграждение за классное руководство должно учитываться при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, поскольку в соответствии с пунктом 84 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 (с последующими изменениями и дополнениями), при определении указанных пособий педагогическим работникам учитывается весь заработок по месту основной работы, начисленный за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, включая дополнительную оплату за педагогическую работу, которая не считается совместительством, к которой относится доплата и вознаграждение за классное руководство.

Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 2 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

9. В соответствии с пунктом 52 Устава Профсоюза работников народного образования и науки ежемесячный членский взнос взимается из месячного заработка члена Профсоюза.

Исходя из того, что вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы, то и размер членского профсоюзного взноса педагогических работников, являющихся членами Профсоюза, на которых возложены функции классного руководителя, определяется с учетом вознаграждения за классное руководство.

Поэтому порядок выплаты вознаграждения за классное руководство, предусматривающий осуществление выплаты вознаграждения по отдельной ведомости в целях обеспечения необходимой отчетности, не может являться основанием для невключения его в состав месячного заработка, из которого исчисляется членский профсоюзный взнос.

10. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, а также периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются для работников рабочим временем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам. В связи с этим в отношении педагогических работников, которым установлено вознаграждение за классное руководство, необходимо внести изменения в тарификационные списки, а начиная с нового 2006/2007 учебного года учитывать вознаграждение за классное руководство при тарификации на новый учебный год. Размер вознаграждения при этом следует определять с учетом количества обучающихся в классе по состоянию на начало учебного года.

11. При выплате вознаграждения за классное руководство возникают вопросы о возможности возложения функций классного руководителя на классных воспитателей.

В этих случаях следует учесть, что появление должности "классный воспитатель" было обусловлено проведением в начале 90-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности "классный воспитатель", осуществляющих воспитательную работу и классное руководство в классах в рамках должностных обязанностей.

В связи с тем, что для указанных работников не были урегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения, сокращенной продолжительности рабочего времени, широкого распространения этот эксперимент не получил.

Письмом Минобразования России от 17 апреля 2003 г. N 20-51-1244/20-5, которым органам управления образованием и образовательным учреждениям для руководства в работе направлялось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", было рекомендовано предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности "классный воспитатель" должность "старший воспитатель".

Следует также еще раз отметить, что выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя связана с возложением на педагогического работника с его согласия функций по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе как дополнительных обязанностей, т.е. не входящих в обязанности по основной должности, поэтому вряд ли обоснованно и правомерно выплачивать указанное вознаграждение работникам, осуществляющим такую работу на условиях занятия штатной должности.

12. При регулировании порядка установления вознаграждения за классное руководство необходимо иметь в виду также, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой.

13. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов и муниципальных общеобразовательных учреждений, определяющие цели и задачи деятельности, функции и формы работы классного руководителя, утверждены Приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. N 21 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854.

Указанный Приказ направлен в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмом Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 21 марта 2006 г. N 06-304.

Как следует из указанного письма, в соответствии с заключением Минюста России от 10 марта 2006 г. N 01/1747-ЕЗ Приказ не нуждается в государственной регистрации в Минюсте России, поскольку носит рекомендательный характер и не содержит правовых норм.

Вместе с тем этим же письмом сообщено, что в ходе рассмотрения в Минюсте России Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов и муниципальных общеобразовательных учреждений претерпели незначительные изменения по сравнению с Методическими рекомендациями, розданными на инструктивном совещании руководителей организационных групп по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в субъектах 10 - 11 февраля 2006 г.

Председатель

Профсоюза работников

народного образования и науки

Российской Федерации

Г.И.МЕРКУЛОВА

Другие документы по теме
"О направлении временных рекомендаций по использованию масок и респираторов" (вместе с "Временными рекомендациями по использованию лицевых масок и респираторов для снижения передачи нового вируса гриппа A (H1N1)" от 23.05.2009)
<О разъяснении законодательства>
"Уведомление о регистрации"
"О правах банков по участию в товарных операциях"
Ошибка на сайте