<Письмо> Минобрнауки России от 30.11.2015 N 09-3388
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2015 г. N 09-3388
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЕЙ И ФОРУМОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ СВЕРСТНИКОВ
Во исполнение Плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р и в соответствии с приказом министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по организации лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, подготовленные с учетом предложений Росмолодежи, ФГБОУ "ВДЦ "Орленок", ФГБОУ "МДЦ "Артек" и Роспотребнадзора.
Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере воспитания
детей и молодежи
Д.Е.ГРИБОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЕЙ И ФОРУМОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ СВЕРСТНИКОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации предназначены в помощь организаторам детских лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников. Для формирования единообразной практики применения нормативной базы Российской Федерации данные рекомендации содержат:
- соблюдение требований и норм к организации и содержанию детских лагерей и форумов в зависимости от их типа, стоящих задач и обеспечивающих безопасность отдыха, досуга и образовательной деятельности участников;
- реализацию нормативной правовой основы данной деятельности на уровне субъекта РФ, муниципального образования, конкретного учреждения; общественной организации и др.;
- организацию совместных мероприятий с контрольно-надзорными органами для безопасной организации и проведения деятельности;
- разработку рекомендаций по содержанию программ (включая образовательные) лагерей и форумов с учетом современных требований и задач совместного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их сверстников.
Правовую основу содержания детей в лагерях независимо от организационно-правовой формы собственности последних определяют гражданско-правовые отношения, основанные на договоре возмездного оказания услуг, регулируемые в этой связи, нормами законодательства о защите прав потребителей.
По общему правилу, закрепленному пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), исполнитель, оказывающий услуги по возмездному договору, обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется (пункт 2 статьи 4 Закона).
Независимо от наличия на этот счет соответствующих положений в договоре, в любом случае предоставляемые услуги должны соответствовать обязательным требованиям (пункт 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), установленным, помимо прочего, в соответствии законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Совершенствование программ организации совместной деятельности детей с ОВЗ со своими сверстниками, является одним из важнейших условий реализации принципов социальной политики в Российской Федерации.
Комплексная организация образования, отдыха, оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами организации среды их пребывания. Особое внимание необходимо уделить формированию временного детского коллектива, созданию благоприятного психологического климата, а также созданию условий для оздоровления детей, нуждающихся в особом педагогическом внимании.
Организация деятельности детей по адаптированным программам является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации.
Основные цели и задачи организации деятельности лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников, направлены на:
1. Организованный, активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил.
2. Совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач, способствующих развитию коммуникативных качеств.
3. Использование современных социальных, информационно-коммуникационных и технократических технологий, которые позволяют за короткий срок освоить новые виды деятельности и приобрести дополнительные компетенции.
4. Данные аспекты способствуют успешной социализации, образованию и оздоровлению, и как следствие, гармонизации личности ребенка.
1.1. Основные термины, понятия и определения
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) - дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 7 до 18 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления, получения образовательных услуг.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Организации отдыха детей и их оздоровления - организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
Организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Специальные условия - это условия, необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья услуг в сфере отдыха и оздоровления, обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Смена в детских оздоровительных лагерях, организациях (учреждениях) отдыха и оздоровления детей и подростков - форма образовательной и оздоровительной деятельности, ограниченная временным периодом и характеризуемая определенными направленностями, целями, задачами и методами.
Форум (конференция, слет и др.) (далее - форум) - мероприятие или комплекс мероприятий, проводимые для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем. Это понятие встречается в политических, экономических, социальных, экологических и многих других сферах жизнедеятельности современного общества. Форум - современная форма организации совместной деятельности детей и молодежи для реализации программ, краткосрочное общественное мероприятие, проводимое для совместного обсуждения, решения каких-либо вопросов, в том числе направленных на обеспечение развития личности участников и преобразование социальной действительности.
2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЕЙ И ФОРУМОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИХ СВЕРСТНИКОВ
2.1. Нормативная база
При организации детских лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников, организаторы этой деятельности руководствуются требованиями:
- Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Нормативные требования [СанПины] к организации и проведению форумов зависят от базы проведения);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761);
- письма Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 N 18-2/10/1-2188 "О Типовом положении о детском оздоровительном лагере";
- Национального стандарта Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (введен в действие с 01.02.2009 от 27 декабря 2007 г. N 565-ст);
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН к устройству, содержанию и организации режима того типа организации отдыха и оздоровления, на базе которой организуется детский лагерь или форум, предусматривающий совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников (приложение 2);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" и других нормативных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Лагеря и форумы могут проводиться как в стационарных условиях (базы отдыха, в том числе лагеря с дневным пребыванием, стационарные, палаточные лагеря; гостиницы и др.), так и в условиях временного размещения, в которых созданы условия для пребывания детей, в том числе с ОВЗ в соответствии с действующей нормативной базой Российской Федерации.
При организации детских лагерей и форумов необходимо не менее чем за два месяца информировать местные органы исполнительной власти и территориальные органы МВД России, Госпожнадзора МЧС РФ, Роспотребнадзора о возможности организации деятельности детского лагеря или форума. В свою очередь, контрольно-надзорные органы организовывают мероприятия для безопасной организации и проведения мероприятия, деятельности.
В целях создания надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей во время их пребывания в детских лагерях и на форумах, а также условий, обеспечивающих безопасность участников, организаторы должны предусмотреть условия пребывания сопровождающих лиц, необходимые для комфортного пребывания детей с ОВЗ.
2.2. Особые требования к организации и проведению
форумов, предусматривающих совместное пребывание детей
с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников
При проведении форума необходимо создание организационного комитета подразделения (службы), ответственного за координацию пребывания участников и преподавателей для работы с детьми с ОВЗ на форуме.
В задачи специалистов или оргкомитета входят: решение вопросов информационно-технологического обеспечения пребывания участников на форуме, координация деятельности и обучение волонтеров, обеспечение сопровождения людей, включая их эвакуацию в экстренных ситуациях, контроль за соблюдением технических требований по обеспечению универсальной безбарьерной среды.
При организации и проведении форума необходимо осуществление организационно-распорядительных мероприятий, обеспечивающих соблюдение действующего законодательства на территории РФ, включая:
1. Локальный акт "Положение о форуме".
Примерная структура "Положения о форуме".
Положение об организации форума включает следующие разделы:
1. Общие положения (основание для разработки программы, порядок проведения форума, учредители, тематические партнеры или организаторы, исполнители программы).
2. Цели и задачи форума, тематические направления его работы.
3. Сроки реализации и место проведения форума.
4. Участники форума и требования к ним.
5. Программа форума. Характеристика программных мероприятий. Экспертный совет форума.
6. Объемы и источники финансирования программы форума.
7. Кадровый состав специалистов, обеспечивающих работу с детьми - участниками форума, в том числе профильных специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
8. Организация особых условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья (категория детей, их поддержка и сопровождение в период проведения форума).
9. Ожидаемые результаты программы.
2. Программу форума (расширенное описание программы с четко выделенным регламентом мероприятий).
3. Проведение мониторинга эффективности по окончании форума.
При проведении форума необходимо составление программы, которая содержит раздел, характеризующий содержание деятельности, кадровое обеспечение, условия проведения, оценку эффективности мероприятий. При реализации программы форума организатор имеет право привлекать тематических партнеров, организации, специалистов, ведущих деятельность в данном направлении. При условии включения в программу образовательных услуг необходимо при ее реализации руководствоваться действующим законодательством РФ в сфере образования.
При подготовке проведения форума рекомендовано информировать в полном объеме о программе муниципальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Рекомендовано проведение краткосрочных информационно-обучающих мероприятий с привлеченными специалистами и сотрудниками форума об особенностях работы с детьми с ОВЗ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛАГЕРЕЙ И ФОРУМОВ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ
С ОВЗ И ИХ СВЕРСТНИКОВ
3.1. Рекомендации по разработке программ деятельности
лагерей и форумов, предусматривающих совместное
пребывание детей с ОВЗ и их сверстников
Примерная структура программы представлена в приложении.
Содержание образовательной программы деятельности лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников, может формироваться по одному или нескольким направлениям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенному направлению. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 выделают шесть основных направлений дополнительных общеобразовательных программ:
- техническая;
- естественнонаучная;
- физкультурно-спортивная;
- художественная;
- туристско-краеведческая;
- социально-педагогическая.
Содержание дополнительного образования в условиях организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой инклюзивного образования, разработанной с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей.
При разработке программ целесообразно использование современных социальных и информационно-телекоммуникационных технологий.
При разработке программ деятельности лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников, необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся данных категорий, предусматривать мероприятия по их социально-психологической реабилитации, созданию безбарьерной среды жизнедеятельности и образовательной деятельности, соблюдение допустимого уровня нагрузки, возможность проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Основной особенностью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является направленность коррекционной работы на личность самого подростка и произошедшие в нем изменения в связи со сложившимся опытом поведения в основной среде жизнедеятельности. При проектировании работы с детьми данной категории можно руководствоваться Приложением к письму Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 30 марта 2012 г. N 06-634 "Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации".
При организации деятельности в лагерях или на форумах рекомендовано использовать форму "Интегрированный класс" - форма организации деятельного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в одном классе, группе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового мероприятия.
В основу организации образовательного и оздоровительного процессов целесообразно положить трехчастный алгоритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребенка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности ребят может заключаться в трех основных видах деятельности:
1. Умственная деятельность: дополнительное образование в образовательных пространствах лагеря, самостоятельная учебная деятельность, участие в творческих мероприятиях программы.
2. Практическая деятельность: спорт, туризм, посильный труд, кружки, секции, купание в море.
3. Культурно-досуговая деятельность: занятия музыкой, театром, хореографией, фольклором, участие в конкурсах, фестивалях, вечерах отдыха, дискотеках и т.п.
В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня наиболее эффективной технологией признана практика инклюзивной педагогики, когда дети с ограниченными возможностями здоровья полноценно интегрированы во внешнюю среду.
3.2. Рекомендации по системе кадрового обеспечения
реализации программ лагерей и форумов, предусматривающих
совместное пребывание детей с ОВЗ и их сверстников
Основополагающими документами для формирования и обеспечения кадрами детских лагерей и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, являются штатное расписание подобной организации, ее уставные документы и позиция учредителя. На федеральном уровне принято типовое положение о детском оздоровительном лагере (утв. письмом Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 N 18-2/10/1-2188). Однако ответственность за кадровое обеспечение остается за учредителем.
В качестве рекомендательных типовые штаты административно-хозяйственного, педагогического, медицинского, обслуживающего персонала детских оздоровительных лагерей, утвержденные постановлением секретариата ВЦСПС, а не федеральным органом управления образованием. Влияние на формирование штатного расписания, безусловно, оказывает тип организации отдыха и оздоровления детей: лагерь труда и отдыха для подростков; загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления детей; оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул; детские туристические лагеря палаточного типа; детские санатории. Их деятельность регулируется комплексом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы. Именно они определяют сегодня специфику и особенности работы организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с ее типом.
Организаторам детских лагерей необходимо предусмотреть наличие в штате специалистов (в том числе медицинского, педагогического, психолого-педагогического профиля), владеющих дополнительными компетенциями, позволяющими обеспечивать жизнедеятельность и качественную реализацию программы совместного пребывания детей с ОВЗ и их сверстников.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛАГЕРЕЙ И ФОРУМОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
СОВМЕСТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИХ СВЕРСТНИКОВ
Критерии, определяющие качество результатов предоставляемых услуг, их востребованность на федеральном, региональном, местном уровнях; уровни позитивных изменений, сформированности компетенций ребенка под воздействием его участия в комплексной программе; уровень удовлетворенности от участия в программе лагеря или форумов, качеством предоставляемых и заявленных услуг в зависимости от типа лагеря или содержания работы форума.
Заявленные критерии оцениваются комплексно исходя из позиционирования конкретного лагеря или форума, их типа (лагерь дневного пребывания, палаточный лагерь и т.п.) и ориентации на определенный рынок предоставления услуг, потребностей потребителей этих услуг и стратегии развития.
В оценке критериев этой группы учитывается специфика организации отдыха и оздоровления детей, ее комплексной программы:
1. С точки зрения отнесения комплекса предоставляемых услуг, типу организации.
2. С точки зрения социальной комплексной направленности: актуальность направлений деятельности, отражение в деятельности организации основных направлений воспитания, оздоровления и дополнительного образования детей и молодежи, предусмотренных нормативной базой Российской Федерации.
Оценка эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков предполагает оценку количественных и качественных показателей. Разработка системы критериев и показателей оценки эффективности программ деятельности лагерей и форумов определяется рядом позиций, таких как:
- инновационность программы, ее экспериментальный характер;
- научно-методическая проработанность, прогнозируемость и тиражируемость результатов, которые связаны не только с пребыванием детей в конкретном лагере, но и с последействием;
- большое многообразие вариантов объединения подростков для совместного проживания и деятельности в оздоровительных лагерях;
- создание новой воспитательной среды при проведении смены вдали от привычного ближайшего окружения ребенка, предоставление возможности познакомиться и усвоить иные человеческие отношения;
- организация жизнедеятельности участников программ по совместно выработанным правилам и законам;
- ограниченные временные рамки смены, побуждающие участника как можно раньше определить свои ближайшие планы и дальние перспективы, четкое планирование деятельности на определенный период: день, три дня, неделю;
- интенсивность деятельности, предполагающая осуществление многих событий одновременно, параллельную реализацию нескольких стадий коллективной творческой деятельности, эмоциональную насыщенность происходящих событий;
- в смене может быть предоставлено больше возможностей для использования инновационных игровых технологий и методик при организации жизнедеятельности детского сообщества для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации.
Количественными показателями эффективности могут выступать:
- количество участников смены, вновь стремящихся попасть в лагерь по данной программе;
- количество участников, успешно реализующих намеченные в лагере планы на этапе последействия;
- количество участников, образовавших сетевые сообщества на основе своих партнеров по профильным лагерям;
- активная работа сети бывших участников смен, проведение форумов, конференций, семинаров, мероприятий совместно и по инициативе молодых людей;
- статистика количества оздоровленных детей, количества охваченных детей организованными формами отдыха, сравнительные показатели травматизма и правонарушений.
При оценке эффективности оздоровительных и профильных смен и их последействия основными показателями будут: отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по данному профилю. Кроме того, могут быть использованы следующие показатели:
- оценка специалистов;
- оценка аналитической группы;
- анализ отчетов по итогам работы;
- независимая экспертиза;
- анализ публикаций в СМИ;
- возможна организация анкетирования, тестирования, реализация метода "сочинений на свободную тему", проведение собраний всех организаторов для обсуждения деталей и обмена полученным новым опытом, создание фото- и видеоотчетов, открытого доступного информационного банка данных;
- организация награждений особо отличившихся.
Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности реализации программ оздоровления и эффективности оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам оздоровления детей в рамках летнего отдыха оценку эффективности оздоровления необходимо проводить с учетом методических рекомендаций МР 2.2.4.01-09 "Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях" и МР 2.4.4.0011-10 "Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей", и разработанными учреждением или организацией дополнительными критериями эффективности.
Существенным моментом оздоровительной работы является оценка достигнутых результатов, которая должна проводиться на основе общих стандартных подходов и критериев, что позволит провести объективный централизованный анализ.
Дальнейшее совершенствование оценки эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ станет возможным при внедрении Модели общественной аккредитации образовательных учреждений/организаций отдыха и оздоровления детей, размещенной в сайте Минобрнауки России для общественного обсуждения (http://минобрнауки.рф/документы/6509).
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ (ДЛЯ ЛАГЕРЕЙ)
1. Титульный лист.
2. Информационная карта программы.
3. Пояснительная записка.
4. Планируемые результаты.
5. Содержание программы.
6. Организационно-педагогические условия реализации программы.
7. Система контроля и оценивания результатов.
8. Список литературы и интернет-ресурсов.
9. Приложения.
Титульный лист
На титульном листе программы указываются:
- учредитель, осуществляющий координацию деятельности образовательного учреждения;
- наименование собственного учреждения;
- название детского лагеря;
- полное название программы;
- предполагаемые сроки реализации программы (год, номера смен);
- Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
- год разработки программы.
Информационная карта программы
Полное название программы
Ф.И.О. автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности
Контактный телефон, электронный адрес
Направленность программы (согласно п. 9 приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть [дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.])
Краткая аннотация содержания программы
Обоснование актуальности программы
Предполагаемый социальный эффект программы
Цель и задачи программы в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей
Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)
Кадровое обеспечение программы: перечень специалистов, реализующих программу (Ф.И.О., должность и квалификация); описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования
Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)
Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылку)
Пояснительная записка
Пояснительная записка раскрывает актуальность, новизну, знакомит с понятийным аппаратом, целями и задачами программы.
Актуальность программы
Актуальность программы может отражаться в нескольких составляющих в зависимости от субъектов, формирующих социальный заказ:
- актуальность для общества - как программа ориентирована на решение общественных проблем;
- актуальность для государства - насколько программа отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;
- актуальность для детского лагеря, в котором программа реализуется, - насколько программа соответствует содержательному направлению долгосрочной программы, работает на ее развитие;
- актуальность для подростка - как деятельность, предлагаемая в программе, соответствует его интересам, потребностям, возрастным особенностям, открывает возможности для его развития;
- актуальность для родителей - соответствие программы выявленному запросу родителей.
Новизна программы
Важной частью пояснительной записки является выделение отличий созданной программы от реализованных ранее.
Понятийный аппарат программы
Понятийный аппарат представляет собой анализ, осмысление базовых ключевых понятий, отражающих предмет педагогического взаимодействия педагога и ребенка.
Краткая характеристика участников программы
Указываются возраст, контингент и количество детей, на которых рассчитана программа, особые договоренности с региональными партнерами при отборе детей на смену.
Цель программы
Цель должна быть четко сформулирована и направлена на достижение результата.
Задачи программы
Задачи - это этапы достижения цели. Поэтому они могут представлять собой как алгоритм действий по достижению цели, так и смысловые направления, реализация которых предполагает достижение цели.
Концептуальные основы. Педагогическая идея программы
Раскрываются основные идеи, принципы и подходы к организации воспитательного процесса; смысл названия программы.
Особенности организации образовательного процесса по данной программе
Планируемые результаты
Результаты образовательной программы можно представить следующим образом:
- через описание компетенций и компетентностей;
- через описание образовательных результатов: предметные, метапредметные, личностные результаты.
Особое внимание рекомендуется обратить на воспитательные результаты. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами НОО и ООО определяют три уровня воспитательных результатов:
- первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, устройство общества, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе и т.д.);
- второй уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия.
Содержание программы
Данный раздел целесообразно представить в виде отдельных блоков программы, модулей, основных направлений деятельности в соответствии с поставленными задачами. Каждый блок содержит описание форм и методов. В этой части программы указываются планируемые мероприятия и дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который, по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.
Также в этом разделе при необходимости представляется описание развития игровой модели программы (описываются игровой замысел, правила игры, игровая атрибутика и т.д.).
Вариативное поле содержания программы
Основное содержание программы детского лагеря можно представить в нескольких вариантах.
1. В соответствии с основными направленностями дополнительного образования можно выделить следующие блоки: технический, естественнонаучный, физкультурно-спортивный, художественный, туристско-краеведческий, социально-педагогический.
2. В соответствии с внеурочной деятельностью по ФГОС можно выделить следующие блоки: спортивно-оздоровительный, духовно-нравственный, социальный, общеинтеллектуальный, общекультурный.
3. В соответствии с программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях можно выделить следующие блоки: гражданско-патриотический, духовно-нравственный, трудовой, интеллектуальный, здоровьесберегающий, социокультурный и медиакультурный, эстетический, правовой, блок безопасности, коммуникативный, экологический.
4. В соответствии с основными компонентами смены выделяются следующие блоки: оздоровительный, образовательный, развивающий, культурно-досуговый, трудовой.
Каждый блок можно представить в форме таблицы:
Цель
Задачи
Формы организации деятельности
Реализация региональных, муниципальных проектов и курсов
Мероприятия
Краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы, объединения дополнительного образования
Планируемый результат
Организационно-педагогические условия реализации программы
Организационно-педагогические условия реализации программы (организационные, кадровые, методические, информационные, технологические, материально-технические и др.) раскрывают специфику организации образовательного процесса по данной программе в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей и подростков и имеющимися ресурсами конкретного лагеря.
В этом разделе прописываются механизмы реализации программы (логика развития, режим реализации программы и т.д.).
Система контроля и оценивания результатов
В данном разделе прописываются:
- механизм оценки эффективности реализации программы;
- методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные);
- наличие методик, направленных на изучение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения;
- наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):
развитие творческого потенциала детей;
уровень их спортивных достижений;
профилактика ЗОЖ;
снижение уровня агрессивности в детской среде;
профориентация;
самоуправление;
иные.
Для оценки результативности программы можно использовать следующие показатели:
- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);
- показатели социального развития личности (не умел - научился, не знал - узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности [поделки, рисунки, походы, акции]);
- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);
- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);
- экономические (уровень материальных затрат на реализацию);
- уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством реализации программы.
Список литературы и интернет-ресурсов
Список литературы и интернет-ресурсов может включать два вида:
- литература и интернет-ресурсы, используемые педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
- литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
Приложения
К рабочей программе прикладываются:
- план-сетка работы лагеря на смену;
- режим работы лагеря.
Можно приложить планы работы отрядов (детских объединений), методические рекомендации, сценарии мероприятий, краткосрочные общеразвивающие программы, тематику проектов, тематику экскурсий, программы индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг образовательных результатов, оценочные материалы, диагностические карты и др.).
В случае привлечения для достижения целей и задач тематических партнеров или иных организаций необходимо составление единой программы с определением зон ответственности и описанием необходимости привлечения.
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ
САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА
И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
I. Общие документы по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия
в оздоровительных учреждениях различных видов
- Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";
- Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";
- Федеральный закон от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию";
- Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства средств измерений";
- в случаях перевозки детей до мест отдыха и обратно железнодорожным транспортом применяются СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов" в ред. изменений и дополнений N 1, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.11.2010 N 152 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 N 31 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1277-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31.03.2003, зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2003, рег. N 4397);
- СП 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.2.1324-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.05.2003, зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2003, рег. N 4654);
- СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.3.2.1078-01", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2002, рег. N 3326 с изменениями и дополнениями);
- Правила оказания услуг общественного питания, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1306, с изменениями и дополнениями от 21.05.2001 N 389;
- при наличии искусственного бассейна применяются СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 N 4 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.2.1188-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.01.2003, зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2003, рег. N 4219);
- при использовании открытых водных объектов для купания детей применяются СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000);
- при организации занятий с использованием компьютерной техники применяются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2003, зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2003, рег. N 4673);
- для помещений медицинского назначения применяется СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 58 от 18.05.2010 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.3.2630-10", утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010, рег. N 18094);
- СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 129 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003, зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2003, рег. N 4716);
- СП 3.2.1317-03 "Профилактика энтеробиоза" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 87 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.2.1317-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24.04.2003, зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2003, рег. N 4576);
- СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого энцефалита" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 N 19 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.03.2008, зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2008, рег. N 11446);
- СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003, зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2003, рег. N 4757);
- СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 126 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.2.1376-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003, зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2003, рег. N 4756);
- СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.04.2003, дата введения: 15 июня 2003 г., изменение N 1 к СанПиН 2.1.7.1287-03, утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 N 20);
- СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2002 N 15 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1120-02", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.04.2002, зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2002, рег. N 3419);
- СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.03.2003 N 22 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1248-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 20.03.2003, зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2003, рег. N 4410);
- СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 в редакции изменений и дополнений N 1, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.03.2007 N 13; зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2001, рег. N 3000) и прочие нормативные документы;
- Методические рекомендации МР 2.4.4.01-09 "Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в июне 2009 г.);
- Методические рекомендации МР 2.4.4.0011-10 "Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях и оздоровления детей" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24.09.2010);
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозке организованных групп детей автомобильным транспортом (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2006 г.).
II. Для загородных стационарных учреждений отдыха для детей
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2013 N 73;
- СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.3.6.1079-01", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2001, рег. N 3077);
- СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1175-02", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12.11.2002, зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2002, рег. N 4059).
III. Для оздоровительных учреждений с дневным пребыванием
детей в период каникул
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 года N 25;
- СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.5.2409-08", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.07.2008, зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2008, рег. N 12085);
- СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья";
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.04.2003, зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2003, рег. N 4443).
IV. Для детских туристических лагерей палаточного типа
в период летних каникул
- СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 29, зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2010, рег. N 17400);
- в случае размещения палаточного лагеря на территории загородного стационарного лагеря применяется СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей";
- при организации питания детей в близлежащем предприятии общественного питания применяется СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
- при использовании источника нецентрализованного водоснабжения применяется СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
V. Для детских санаториев
- СанПиН 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 N 21, зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2011, рег. N 20279);
- СанПиН N 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации", утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 26.12.1985;
- при оборудовании учебных помещений и организации учебных занятий применяется СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002, зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002, рег. N 3997);
- при реализации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста применяется СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.1.2660-10", утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91, зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, рег. N 18267);
- СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования";
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий";
- Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утверждена приказом Минздрава России от 05.08.2003, зарегистрирован в Минюсте России 12.09.2003, рег. N 5073.
VI. Для лагерей труда и отдыха
- СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 N 22, зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2011, рег. N 20277);
- требования к зданию, помещениям, оборудованию, организации питания и водоснабжения зависят от места размещения лагеря, в случае размещения на базе стационарного загородного лагеря - в соответствии с СанПиН 2.4.4.1204-03, на базе палаточного лагеря - СанПиН 2.4.4.2605-10, при организации питания в ближайшей стационарной столовой (собственной столовой) - СП 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.4.5.2409-08;
- условия труда подростков должны отвечать СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2009 N 58, зарегистрировано в Минюсте России 05.11.2009, рег. N 15172).
Приложение 3
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Основание для разработки Программы
Заказчик и основной разработчик Программы
Исполнители Программы
Цель и задачи Программы
Сроки реализации Программы
Целевые индикаторы и показатели Программы
Характеристика программных мероприятий
Объемы и источники финансирования Программы (собственные или привлеченные средства)
Ожидаемые результаты Программы