<Письмо> Минобрнауки России от 24.08.2018 N 08-ПГ-МОН-41769
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 24 августа 2018 г. N 08-ПГ-МОН-41769
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) единство образовательного пространства обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС).
Содержание образования в конкретной образовательной организации, а также единство образовательного пространства определяются образовательной программой.
С учетом специфики основной образовательной программы образовательной организации педагог разрабатывает рабочую программу конкретного учебного предмета.
Разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относятся к компетенции образовательной организации (пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (в том числе примерные учебные планы), разработанные в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона, включены в реестр примерных основных образовательных программ и размещены на сайте www.fgosreestr.ru.
Основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (в редакции изменений N 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81) (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10)).
Внеурочная деятельность, так же как и деятельность учащихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных: научно-практические конференции, олимпиады, концерты, выставки, экскурсии, походы, предметные недели и декады, школьные СМИ (радио- и телестудии, пресса), общественно полезные практики и др.
План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет содержание, формы организации, объем внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность является обязательной. Формы ее организации образовательная организация определяет самостоятельно с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2). При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
В настоящее время разработана ведомственная целевая программа проекта "Российская электронная школа" (далее - РЭШ), которая будет содействовать созданию условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
В 2017 г. Минобрнауки России были переданы права на электронный образовательный контент, информационные системы и программное обеспечение проекта "Московская электронная школа" (далее - МЭШ). Таким образом, электронный образовательный контент МЭШ интегрирован с РЭШ.
В рамках РЭШ созданы условия для внедрения и реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного обучения и (или) самообразования, соотечественники, живущие за рубежом).
Реализация РЭШ позволит обобщить педагогический опыт электронного обучения, накопленный в стране и за рубежом, разработать и впервые собрать единый фонд комплектов электронных информационных и образовательных ресурсов по всему перечню учебных предметов с учетом последних достижений современных дистанционных образовательных технологий.
Единая точка доступа к электронным образовательным ресурсам нового поколения обеспечит их массовое использование в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений в составе целостной открытой электронной информационно-образовательной среды.
В июле 2017 года Правительством Российской Федерации была утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Цифровая экономика). Министерством образования и науки Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации были направлены предложения по вопросу реализации приоритетного проекта "Цифровая школа".
В рамках проекта запланированы мероприятия, направленные на:
формирование безопасного цифрового образовательного пространства;
обеспечение современной цифровой инфраструктуры в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
создание и внедрение в образовательных организациях верифицированного цифрового образовательного контента;
повышение квалификации педагогических работников по вопросу формирования цифровых компетенций;
формирование цифровых компетенций обучающихся, необходимых для нужд Цифровой экономики;
модернизацию содержания общего образования в части соответствия его требованиям и запросам Цифровой экономики и общества в целом.
В связи с интеграцией приоритетного проекта в национальный проект (программу) реализация указанного проекта станет важным элементом исполнения Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и задачах Российской Федерации".
Относительно видеосистем распознавания лиц в школах Департамент сообщает.
Согласно статье 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Таким образом, образовательная организация самостоятельно принимает решение о внедрении биометрических видеокамер.
Обращаем Ваше внимание на то, что государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, передан органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона).
Также сообщаем, что в соответствии со статьей 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право защищать законные права и интересы ребенка. Если Вы считаете, что права ребенка нарушены, Вы можете отстаивать их, в том числе обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Директор Департамента
А.Е.ПЕТРОВ