Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2017 г. N 08-621
О РАЗМЕЩЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НА САЙТЕ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) информирует о размещении в открытом доступе (на сайтах: proftime.edu.ru и apkpro.ru/rekomend_mon) методических рекомендаций для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности, которая может осуществляться обучающимися в рамках образовательной деятельности, и требований к ее осуществлению с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, разработанных федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования", и просит довести указанную информацию до сведения общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, Департамент напоминает о возможности использования в образовательной деятельности информационно-методических материалов по указанной тематике, размещенных на сайтах: psychologia.edu.ru и metodkabi.net.ru.
И. о. директора Департамента
И.В.МАНУЙЛОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ
И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ <*>
--------------------------------
<*> Разработаны в рамках исполнения Поручения Правительства ПР-1191 и комплекса мер по развитию и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы от 27 июня 2016 г. N 4455п-П8, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума.
Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.
Вопрос о том, кого должна воспитывать школа - творца или потребителя, кажется, сегодня решается в пользу творца. Изменить ситуацию может целенаправленное воспитание обучающихся совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике.
В данных методических рекомендациях обозначены: цели трудового воспитания как важнейшего элемента процесса организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенций, добросовестного отношения к труду, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов; содержание трудового воспитания школьников; возрастные этапы, на которых последовательно должны решаться задачи трудового воспитания; прогнозируемые результаты трудового воспитания, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, и примеры локальных нормативных актов об организации труда обучающихся.
ЦЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Обозначим цели, связанные с воспитанием детей и подростков:
- воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
- содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
- прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Разнообразные виды труда, предусмотренные общеобразовательной программой, неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Содержание и значение их меняется на том или ином возрастном этапе.
В дошкольных образовательных организациях основным видом труда ребенка является самообслуживание, которое имеет большое воспитательное значение - формирует у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия, вооружает навыками. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий (одеваться, умываться, самостоятельно принимать пищу, убирать за собой игрушки) приучает детей к систематическому труду.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда.
Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Выделяют три функции трудового воспитания:
1) обучающая - овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
2) развивающая - обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
3) воспитательная - правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Задачи трудового воспитания:
- формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
- вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового воспитания определяется этими задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.
Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
- Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
- Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
- Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):
1) организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;
2) создание и поддержание трудовых традиций в школе;
3) индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
4) проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.;
5) проведение профессиональных проб.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.
Механизмы организации трудового воспитания:
- включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
- реализация дополнительных общеобразовательных программ - развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике;
- совершенствование локальной нормативно-правовой базы;
- совершенствование учебно-методического обеспечения;
- обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах;
- создание психолого-педагогических условий организации трудового воспитания - подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника; сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности и т.д.
- создание системы профессиональной ориентации - профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация.
- формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).
В уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся (приложение).
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитывая, что трудовое воспитание - длительный процесс, имеющий отсроченный результат и не подлежащий индивидуальной оценке, начинать его надо в дошкольном возрасте (3 - 6 лет), сопровождать на всем протяжении школьного обучения (7 - 18 лет), а также в ходе профессионального образования.
Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
- 1 - 4-й классы (пропедевтический этап) - формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;
- 5 - 7-й классы (ориентировочный этап) - формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность;
- 8 - 9-й классы (поисково-зондирующий этап) - формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;
- 10 - 11-й классы (этап развития профессионального самосознания) - уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим особенности трудового воспитания детей и подростков в условиях непрерывного образования.
На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст (3 - 6 лет) - эмоционально-образный этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание интереса к труду и уважения к людям труда, обучение элементарным трудовым навыкам, начальное знакомство с миром профессий.
Формы работы
Ответственные
Игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, экскурсии
Воспитатели, педагоги-психологи, родители воспитанников
Занятия по формированию трудовых навыков
Воспитатели, психологи
Просмотр и обсуждение тематических произведений (литература, изобразительное искусство, мультипликация и др.)
Воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители воспитанников
Беседы с родителями о формировании у детей начальных трудовых навыков
Педагоги-психологи
Методическая поддержка и повышение квалификации работников дошкольных образовательных организаций
Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. сформированные навыки самообслуживания;
2. устойчивый интерес к труду взрослых;
3. готовность оказывать взрослым посильную помощь;
4. формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Начальная школа (1 - 4-й классы, 7 - 10 лет) - пропедевтический этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду и к его результатам, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Формы работы
Ответственные
Организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества
Классные руководители, педагоги-психологи
Проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов
Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники
Организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места
Классные руководители, педагоги-психологи, ответственные за технику безопасности, учителя-предметники
Организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации
Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи
Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами
Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники
Экскурсии в предметные кабинеты школы
Классные руководители, учителя-предметники
Занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях
Классные руководители, педагоги дополнительного образования
Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий
Педагоги-психологи, классные руководители, родительский актив
Продолжение таблицы
Методическая поддержка и организация курсов повышения квалификации работников образовательных организаций
Специалисты учебно-методических центров, институтов повышения квалификации
Проектно-исследовательская деятельность
Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники
Организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.)
Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, педагоги-психологи
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. формирование навыка самостоятельной деятельности;
2. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
3. формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
4. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
5. развитие осознания добросовестного и творческого труда;
6. формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
7. развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
8. общая ориентация в мире профессий.
Основная школа (5 - 9-й классы, 11 - 15 лет,) - этап предпрофильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:
- осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;
- воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;
- опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;
- осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.
Формы работы
Ответственные
Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда)
Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, педагоги-психологи
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры
Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации
Уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия
Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники
Просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами
Классные руководители, библиотекари
Экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования
Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора школ, руководители предприятий, организации профобразования, родители
Активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.)
Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации
Проектная и исследовательская деятельность
Учителя-предметники
Участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.)
Ответственные за профориентационную работу, специалисты центров профориентации и допобразования
Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций
Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации
Профессиональные пробы
Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, руководители предприятий, организации профобразования, с привлечением родителей обучающихся
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;
2. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;
3. осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
4. реалистичная самооценка;
5. развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;
6. знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;
7. способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
Профильная школа (10 - 11-й классы, 16 - 18 лет) - этап профильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:
- уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;
- развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;
- коррекция образовательных и профессиональных планов.
Формы работы
Ответственные
Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.)
Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, специалисты центров профессиональной ориентации
Индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры)
Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации
Элективные курсы
Ответственные за профориентацию, учителя-предметники, педагоги-психологи
Проектная и исследовательская деятельность
Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи и др.
Организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.)
Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций, педагоги дополнительного образования
Методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков
Психологи, специалисты центров профориентации
Продолжение таблицы
Экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования
Классные руководители, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, родительский актив
Организация бесед и мастер-классов со специалистами - представителями различных профессий
Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, центров профориентации
Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций
Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации
Организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям
Руководители и специалисты школ, предприятий, учреждений профобразования
Проектная деятельность
Классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и др.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;
2. сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
3. осознание своих возможностей и ограничений;
4. информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;
3. способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;
4. трудовая мотивация;
5. профессиональная подготовка по профессии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.
2. Высокая личная заинтересованность и производительность труда.
3. Самоорганизация.
4. Ответственное отношение к умственному и физическому труду.
5. Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).
6. Осознание своих возможностей и ограничений.
7. Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории);
8. Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
9. Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
10. Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09" (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. N 15172).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. N 08-1036) "О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования".
Приложение
ПОРЯДОК
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТРУДУ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННОМУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
(локальный нормативный акт)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
приказ N ___ от _____________
Принято Советом Учреждения
___________________
протокол N ___ от _____________
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
В целях реализации требований части 3 статьи 30 Федерального закона в пределах компетенции в установленной сфере деятельности в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона, "Порядок привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой" принят с учетом мнения Совета обучающихся образовательной организации.
1. Общие положения
1.1. Обучающиеся образовательной организации (далее - обучающиеся) осуществляют правомерную трудовую деятельность (далее - труд) на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
1.2. Трудовое воспитание обучающихся является одним из направлений образовательной деятельности образовательной организации, предусмотренной образовательной программой Участие обучающихся в труде, предусмотренном образовательной программой, является обязательным.
Привлечение обучающихся к труду может быть предусмотрено образовательной программой в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования).
Привлечение к такому труду является для обучающихся обязательным и не требует их согласия, а также согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
1.3. Привлечение обучающихся к труду должно соответствовать гигиеническим критериям допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.
1.4. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, реализуется в соответствии с принципом добровольности с учетом возраста и состояния здоровья обучающегося. Нарушение данного принципа является нарушением права обучающегося на защиту от принудительного труда.
Лица, из числа педагогических и иных работников образовательной организации, виновные в организации принудительного труда обучающихся, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду
2.1. В образовательной организации запрещается привлекать обучающихся без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой, и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей).
2.2. Отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью одного из родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.
2.3. Образовательная организация не предоставляет преимуществ в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающимся, выразившим согласие на участие в труде.
2.4. Недопустимо учитывать отказ обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой: при выставлении отметок текущей, промежуточной и итоговой аттестации; при принятии решения о награждении обучающегося похвальным листом "За отличные успехи в учении", похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов"; при принятии решения о награждении обучающихся, завершивших освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию и имеющих итоговые оценки успеваемости "отлично" по всем учебным предметам, золотой или серебряной медалью.
2.5. За отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к обучающемуся не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. N 185, а также меры педагогического воздействия.
2.6. Отсутствие отказа обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформленного в соответствии с п. 6 настоящего Порядка, подтверждает согласие обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося к привлечению обучающегося к труду, не предусмотренному образовательной программой.
3. Организация труда, не предусмотренного
образовательной программой
3.1. Привлечение к труду - процесс, обеспечивающий формирование у обучающихся навыков обслуживающего труда и самообслуживания в целях создания условий для формирования трудовых компетенций, связанных с выбором профессиональной деятельности, определения и развития профессиональных интересов и склонностей.
3.2. Привлечение обучающихся к труду в образовательной организации осуществляется поэтапно. Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
3.3. Труд обучающихся, не предусмотренный образовательной программой, может быть организован по следующим направлениям: участие в общегородских субботниках; благоустройство образовательной организации и прилегающей территории; озеленение образовательной организации и прилегающей территории; поддержание чистоты и наведение порядка в классных кабинетах, ежедневное самообслуживание; дежурство по столовой, ежедневное самообслуживание; прохождение летней практики в школьных бригадах (отрядах), в том числе по трудовому договору - для обучающихся, достигших 14 лет; осуществление мелких ремонтных работ; плановое дежурство по образовательной организации и иные направления правомерной трудовой деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
3.4. Организация труда обучающихся, не предусмотренного образовательной программой, возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в классе - на классного руководителя.
3.5. При организации труда обучающихся образовательная организация руководствуется нормативными актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иными правилами и нормами, регулирующими условия и порядок трудовой деятельности работников, не достигших 18 лет.
3.6. Обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста, получающие общее образование, вправе с согласия одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося заключить трудовой договор для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда и без ущерба для освоения образовательной программы, в том числе в рамках организации летней практики в школьных бригадах.
4. Организация труда с привлечением обучающихся
4.1. Вопросы организации труда обучающихся отнесены настоящим Порядком к компетенции Совета Учреждения, который принимает соответствующее решение на основе добровольного участия обучающихся, с учетом мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.2. Совет Учреждения вправе принять решение об организации трудовой практики в период летних каникул обучающихся. Реализация трудовой практики может осуществляться в пределах части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования).
4.3. В случае принятия Советом Учреждения решения об организации учебной трудовой практики в период летних каникул обучающихся Совет Учреждения разрабатывает и принимает соответствующий локальный нормативный акт, регулирующий вопросы организации трудовой практики. Сроки и порядок прохождения трудовой практики определяются распорядительным актом директора образовательной организации по согласованию с Советом Учреждения.
5. Заключительные положения
5.1. Порядок вступает в силу с ___________ и действителен в течение _____ лет с момента его утверждения распорядительным актом директора образовательной организации.
Порядок является обязательным для всех участников образовательных отношений образовательной организации в части регламентации образовательных отношений, их касающейся.
5.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны соблюдать требования локальных нормативных актов, которые устанавливают порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Порядком, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5.3. Обучающиеся обязаны выполнять требования локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из образовательной организации. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
К иным обучающимся образовательной организации меры дисциплинарного взыскания не применяются во время их болезни и (или) каникул.
5.4. В случае изменения действующего законодательства Порядок подлежит пересмотру на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации. Изменения и дополнения вносятся в Порядок распорядительным актом директора образовательной организации по согласованию с Советом Учреждения с учетом мнения Совета обучающихся, Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также профессионального союза работников учреждения (при их наличии).
5.6. Настоящий локальный нормативный акт, пронумерованный, прошитый, заверенный подписью директора образовательной организации и скрепленный печатью, включен в реестр локальных нормативных актов учреждения и хранится в папке "Локальные нормативные акты" в делах образовательной организации.
Мнение Совета обучающихся при принятии локального нормативного акта учтено, протокол Совета обучающихся от "__" __________ 201_ г. N _________.
Председатель Совета обучающихся ____________/________/
Юридический адрес: ______________________
УТВЕРЖДЕНО
Приказом по ___________
от ___________
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТРУДУ
1. Общие положения
1.1. Положение о привлечении обучающихся к труду разработано на основе части 4 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", Постановления Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную", "Санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58, письма Роспотребнадзора от 24 июня 2013 г. N 01/7100-13-32 "О выполнении перечня поручений по результатам работы мобильной приемной от 31 мая 2013 года", Устава ____________, утвержденного распоряжением начальника Управления по образованию _____________ от _____________.
1.2. Положение регламентирует порядок привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой.
1.3. Обучающийся привлекается к труду при наличии его добровольного согласия и согласия его родителей (законных представителей).
1.4. Данное согласие оформляется в форме отдельного документа (заявления).
1.5. Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду запрещается.
2. Направления и формы организации труда обучающихся
2.1. Направлениями труда обучающихся являются: обслуживающий труд, общественно полезный труд.
2.2. Обучающиеся могут привлекаться к самообслуживанию по наведению чистоты и порядка в здании школы, в форме дежурства по школе и классу.
2.3. Обучающиеся могут привлекаться к благоустройству территории в форме проведения субботников, акций по озеленению, акций по оформлению территории гимназии, проведения месячников по благоустройству территории школы.
2.4. Обучающиеся гимназии могут привлекаться к благоустройству территории городского округа в форме субботников, проведения месячника по благоустройству.
2.5. Формы организации труда обучающихся зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся. Основной является коллективная форма. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.
2.6. Администрация школы выделяет учителей для участия в организации труда обучающихся, осуществляющих педагогическое руководство их трудовой деятельностью.
2.7. Обучающийся, активно участвующий в труде, награждается Почетной грамотой, которая зачисляется в портфолио личных достижений.
3. Порядок организации труда обучающихся
3.1. Труд обучающихся организуется в течение учебных четвертей учебного года, во время, не связанное с образовательным процессом, в каникулярное время не проводится.
3.2. Дежурство по классу проводится не чаще одного раза в месяц, дежурство по школе не чаще одного раза в учебную четверть. Продолжительность дежурства:
- для обучающихся 5 - 9-х классов - не более 40 минут;
- для обучающихся 10 - 11-х классов - не более 60 минут.
3.3. В 5 - 11-х классах труд организует классный руководитель.
3.4. График проведения работ определяет классный руководитель по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.
3.5. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к облегченному физическому или интеллектуальному труду при добровольном согласии обучающегося и его родителей (законных представителей).
4. Охрана труда
4.1. Администрация школы организует труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывает виды работ, условия труда и несет личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.
4.2. Обучающиеся допускаются к участию в труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
4.3. Запрещается привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
4.4. При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются в установленном порядке. Должны быть немедленно устранены организационно-технические причины несчастного случая и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
4.5. Контроль за обеспечением безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляет комиссия по охране труда.
СОГЛАСИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ЕГО РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДУ
В целях формирования трудовых навыков и сознательного отношения к труду мы даем согласие на привлечение (Ф.И.О. обучающегося) _______________ к труду.
Специалисты (наименование образовательной организации) обязуются следить за тем, чтобы труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда под присмотром ответственных лиц из числа сотрудников школы и в соответствии с "Положением о привлечении обучающегося к труду".
Настоящее согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение всего периода обучения в (наименование образовательной организации).
Данное Согласие может быть аннулировано по нашему письменному заявлению.
_______________/_____________
Ф.И.О. и подпись обучающегося
______________________/____________________________
Ф.И.О. и подпись родителя (законного представителя)
Дата "__" _______ 20__ г.