Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО

ПИСЬМО

от 22 октября 2014 г. N 06-974

О НАПРАВЛЕНИИ ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ

В целях методического сопровождения деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО направляет для использования в работе наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся осуществления и организации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и ответы на них.

Заместитель директора Департамента

Т.В.РЯБКО

Приложение

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 273-ФЗ

ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ" (ДАЛЕЕ - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 273-ФЗ)

1. Применяются ли льготы при приеме по программам среднего профессионального образования при проведении конкурса аттестатов абитуриентов?

Федеральным законом N 273-ФЗ установлены переходные положения вступления Закона в силу в части приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/2014 учебный год.

Согласно ч. 4 п. 111 Федерального закона N 273-ФЗ уже в данную приемочную кампанию прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе. Вступительные испытания проводятся только при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

По приему по остальным профессиям и специальностям вступительные испытания и конкурсный отбор не проводятся. При этом, в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании.

Прием на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования не является конкурсным отбором, а, следовательно, права на внеконкурсное поступление при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные для отдельных льготных категорий обучающихся п. 3 ст. 16 Закона РФ "Об образовании", не могут быть применены в данном случае.

Каких-либо специальных льгот при приеме на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования новый Федеральный закон N 273-ФЗ не предусматривает, следовательно, все категории обучающихся принимаются на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в общем порядке.

2. Каков механизм отчисления или перевода из 10 класса в профессиональную образовательную организацию? Необходимо ли это согласовывать с комиссией по делам несовершеннолетних и органом местного самоуправления?

Перевод обучающегося из 10 класса общеобразовательной организации в профессиональную образовательную организацию (например, техникум) для получения среднего профессионального образования оформляется как отчисление в связи с переводом обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона N 273-ФЗ). Закон не требует согласования такого перевода с какими-либо органами. Участие комиссии по делам несовершеннолетних и органов местного самоуправления предусматривается только в случае отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования (в качестве меры дисциплинарного взыскания), либо в случае оставления обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования (ч. 9, 10 ст. 43, ч. 6 ст. 66 Федерального закона N 273-ФЗ).

Обращаем внимание, что при приеме на обучение по программе среднего профессионального образования лица, закончившего только 10-й класс и тем самым не имеющего среднего общего образования, осуществляется на базе основного общего образования и с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 273-ФЗ.

3. Какие нормативные документы муниципального уровня должны быть изданы муниципальным Управлением образования в связи с новым законом "Об образовании в Российской Федерации"?

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов издают нормативные и иные правовые акты по вопросам образования в пределах своей компетенции, определенной Федеральным законом N 273-ФЗ (ст. 9 и иные), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Исходя из положений Федерального закона N 273-ФЗ органам местного самоуправления следует принять или обновить акты по следующим вопросам:

- об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей (пункты 1, 2 ст. 9). Как правило, акты по данным вопросам принимаются в форме административных регламентов, регулирующих различного рода процедуры;

- о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций и их филиалов (п. 4 ч. 1 ст. 9);

- о закреплении муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования, за конкретными территориями муниципального района, городского округа - в целях обеспечения гарантий доступности общего образования (п. 6 ч. 1 ст. 9). Вместе с данным нормативным актом целесообразно принять акт о ведении учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч. 5 ст. 63);

- о консультативных, совещательных и иных органах, создаваемых при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (при наличии таких органов) (п. 3 ч. 1 ст. 10);

- о мерах социальной поддержки и стимулирования обучающихся, в том числе с целью поощрения лиц, проявивших выдающиеся способности (при наличии таких мер) (п. 7 ч. 2 ст. 34, ч. 4 ст. 77);

- об олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (ч. 2 ст. 77);

- нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований местного бюджета (при наличии такого фонда) (ч. 6 ст. 36);

- порядок и случаи обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (ч. 4 ст. 37);

- об организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями (ч. 2 ст. 40);

- о порядке аттестации руководителей муниципальных образовательных организаций и лиц, претендующих на занятие данных должностей (ч. 4 ст. 51);

- о родительской плате за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных организациях (ч. 2 ст. 65);

- об оплате за содержание детей в муниципальной образовательной организации с наличием интерната - за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (ч. 8 ст. 66).

Кроме того, к вопросам местного значения относится организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ), что также подлежит нормативному правовому урегулированию.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут издавать правовые акты по другим вопросам образования в случае необходимости.

4. Учитываются ли при переходе с платного обучения на бесплатное обучение бюджетные места, которые заняты студентами, находящимися в академическом отпуске?

Согласно п. 3 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443, количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся имеют право на академический отпуск в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 г. N 455 (далее - Порядок). Согласно пункту 6 Порядка обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.

Однако в период нахождения в академическом отпуске лицо не утрачивает своего статуса обучающегося. Следовательно, находясь в академическом отпуске, гражданин является обучающимся, что подтверждается приказом по образовательной организации о его зачислении (переводе) на соответствующий курс, и за ним сохраняется то бюджетное место, которое было за ним закреплено при поступлении и (или) дальнейшем обучении в образовательной организации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Иными ' словами, обучающийся может в любой момент до окончания периода предоставления академического отпуска его прервать и продолжить освоение образовательной программы.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, бюджетное место, закрепленное за обучающимся, находящимся в академическом отпуске, не является вакантным и не может учитываться в целях реализации права лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, на переход с платного обучения на бесплатное.

5. Может ли образовательная организация с учетом приказа Министерства N 74 при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования заменить защиту государственной выпускной квалификационной работы проведением государственного экзамена?

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - Порядок) утвержден приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968.

Согласно пункту 10 Порядка (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74) формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования являются:

защита выпускной квалификационной работы;

государственный(ые) экзамен(ы) (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования).

Таким образом, проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме защиты выпускной квалификационной работы (выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы - для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; дипломной работы (дипломного проекта) - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена) является обязательным.

Проведение государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Следует отметить, что согласно пунктам 15, 18 Порядка программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией и доводятся до сведения студентов не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

6. Какой код профессии следует указывать в дипломе о среднем профессиональном образовании, выдаваемом обучающимся, принятым в 2012 году на обучение по программам начального профессионального образования и проходящим в этом учебном году государственную итоговую аттестацию?

Согласно ч. 2 ст. 108 Федерального закона N 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, которые реализовывались в Российской Федерации до 1 сентября 2013 года, тождественны в части наименований образовательные программы среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно ч. 3 ст. 108 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся, которые были приняты на обучение по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования до 1 сентября 2013 года, считаются принятыми на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по указанным образовательным программам.

Таким образом, обучающиеся, принятые на обучение по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования до 1 сентября 2013 года, при успешном прохождении государственной итоговой аттестации получают документ об образовании и квалификации, подтверждающий получение среднего профессионального образования по соответствующей профессии - диплом о среднем профессиональном образовании (ч. 7 ст. 60 Федерального закона N 273-ФЗ).

Согласно Порядку заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1186, в дипломе о среднем профессиональном образовании и приложении к нему указывается "профессия или специальность среднего профессионального образования в зависимости от вида образовательной программы среднего профессионального образования, по результатам освоения которой выдается диплом".

Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (далее - приказ N 1199).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июня 2014 г. N 632 установлено соответствие профессий среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - приказ N 354).

Таким образом, поскольку в дипломе о среднем профессиональном образовании для лиц, окончивших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), указывается профессия среднего профессионального образования, по результатам освоения которой выдается диплом, то при заполнении данного диплома следует указывать профессию среднего профессионального образования (код и наименование), предусмотренную приказом N 1199, которая соответствует профессии начального профессионального образования, предусмотренной приказом N 354, на которую осуществлялся прием на обучение до 1 сентября 2013 года.

Обращаем внимание, что код профессии указывается в соответствии с перечнем профессий, утвержденным приказом N 1199, а не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по соответствующим профессиям, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации до вступления в силу приказа N 1199.

Другие документы по теме
"Об опубликовании и вступлении в силу нормативного правового акта ФТС России"
<О приказе Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н>
"О рассмотрении обращения" (вместе с <Письмом> Росреестра от 20.10.2015 N 19-01373/15 "О рассмотрении обращения")
"О Нормах возмещения расходов работникам при краткосрочных командировках на территории государств - республик бывшего СССР"
Ошибка на сайте