Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки РФ от 10.03.2009 N 06-224

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 10 марта 2009 г. N 06-224

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и осуществления эффективного взаимодействия органов и организаций по профилактике жестокого обращения с детьми Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации "Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми", разработанные на основании норм и положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Директор Департамента

А.А.ЛЕВИТСКАЯ

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Около 30% женщин, переживших в детстве сексуальное насилие и не получивших поддержки и профессиональной помощи, вступают в беспорядочные половые связи или занимаются проституцией. У мальчиков, подвергшихся жестокому обращению, в подростковом возрасте возникают такие формы девиантного поведения, как жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.

Оценивая динамику преступных посягательств в отношении детей за последние пять лет (таблица 1), можно отметить значительный рост числа зарегистрированных преступлений (с 91,1 тысячи в 2003 г. до 161,6 тысячи в 2007 г.). Однако следует обратить внимание на то, что число наиболее тяжких преступлений, таких, как убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, в последние годы снизилось. Отмеченная тенденция, а также то, что органами внутренних дел регистрируется большинство особо тяжких преступлений, дает основание говорить о некотором снижении числа тяжких преступлений в отношении детей. Это снижение отражает улучшение криминогенной обстановки в стране, обусловленной стабилизацией социально-экономической ситуации и ростом уровня жизни населения.

Таблица 1

Сведения

о детях, ставших жертвами преступлений (2003 - 2007 годы)

--------------------------------

<*> До декабря 2003 г. уголовная ответственность наступала за половое сношение и иные действия сексуального характера, а также за развратные действия в отношении детей, не достигших 14 лет.

Увеличение числа зарегистрированных преступлений отражает не реальный рост криминальной пораженности, а более полную регистрацию преступлений небольшой и средней тяжести. Только этим обстоятельством можно объяснить значительный рост регистрации таких преступлений, как развратные действия и половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, произошедший в 2004 - 2007 годы.

Вместе с тем стабилизация криминогенной обстановки произошла на фоне очень высокой распространенности преступных посягательств в отношении детей. Как видно из таблицы, ежегодно более 100 тысяч детей становятся жертвами преступлений. При этом почти половина из них (около 70 тысяч) пережили насильственные преступления, при которых ребенку причиняется психическая травма. Ежегодно более семи тысяч детей признаются жертвами сексуальных преступлений.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов и психиатров убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Такая помощь выступает в качестве вторичной профилактики жестокого обращения с детьми. Вторичная профилактика снижает риск повторного совершения насильственных действий в отношении пострадавшего ребенка и предупреждает возможность возникновения насилия со стороны ставшей взрослым человеком жертвы жестокого обращения над собственными детьми.

Учитывая международный опыт в этой области, следует:

установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия;

обеспечить всем жертвам насилия доступ к консультативным услугам и помощи в целях восстановления и реинтеграции;

обеспечить адекватной защитой детей - жертв злоупотреблений в кругу своей семьи.

1. Организация работы по профилактике жестокого обращения с детьми

Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" создают правовую базу для работы по профилактике жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.

Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при жестоком обращении с ним, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства. Таким образом, органы опеки и попечительства являются наиболее доступным для детей любого возраста, а также для лиц, заинтересованных в их судьбе, государственным институтом, призванным предупреждать насилие над детьми в семье.

Профилактическая направленность деятельности органов опеки и попечительства подчеркивается:

в статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации, которая возлагает на органы опеки и попечительства обязанность по защите прав и интересов детей в случаях, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;

в статье 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", согласно которой должностные лица органов опеки и попечительства должны использовать предоставленные им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних. Насилие в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей является одной из наиболее значимых причин детской безнадзорности и беспризорности, совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.

Анализ норм семейного и гражданского законодательства позволяет выделить следующие направления работы органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми:

внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи;

обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка;

участие в судебном рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, включая подготовку заключения по существу спора;

принятие органами опеки и попечительства правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи.

Внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи, должно заключаться, прежде всего, в выявлении и оперативной организации учета детей, оказавшихся в ситуации, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу их жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, проведении индивидуальной профилактической работы с такими детьми и их семьями.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Именно на органах опеки и попечительства лежит обязанность урегулирования конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также конфликтных отношений между членами семьи путем поиска компромисса, разъяснения сторонам конфликта требований закона и необходимости строгого соблюдения принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Органы опеки и попечительства разрешают разногласия между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (статья 62 Семейного кодекса Российской Федерации), а также возникающие между родителями разногласия, касающиеся воспитания и образования детей (ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации); принимают решение о порядке общения дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников с ребенком (статья 67 Семейного кодекса Российской Федерации).

Внесудебное разрешение семейных конфликтов можно считать важнейшим направлением профилактики жестокого обращения с детьми, поскольку эта деятельность позволяет на ранних сроках развития семейного кризиса выявить семьи из группы риска по насилию над ребенком, указать родителям на ошибки в воспитании детей, принять меры по устранению причин возникновения трудной жизненной ситуации, в которой оказалась семья, повысить компетентность родителей как воспитателей.

Указанное обстоятельство имеет особое значение в случаях жестокого обращения с детьми. Оказание психологической, медицинской и иной помощи только ребенку без изменения поведения родителей, отказа от использования антипедагогических приемов воспитания не позволит в полном объеме защитить права ребенка, создать надлежащие условия для его развития и в конечном итоге приведет к изъятию ребенка из семьи.

Особой формой индивидуальной профилактической работы, которая должна, как правило, проводиться до решения вопроса об ограничении или лишении родителей родительских прав, является социальный патронат семьи и детей.

В федеральном законодательстве пока нет понятия социального патроната. Вместе с тем в трети субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, в которой действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному развитию и воспитанию.

Обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка.

В случае выявления грубых нарушений прав и законных интересов ребенка, когда семейное неблагополучие существует длительное время, родители не понимают недопустимости жестокого обращения с ребенком, систематически не исполняют своих обязанностей по воспитанию ребенка, а индивидуальная профилактическая работа с семьей не приносит желаемых результатов, органы опеки и попечительства вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родителей в их правах. Такой иск направлен на предупреждение повторных случаев, опасных для жизни, здоровья и развития детей, случаев насилия над ними в семье или уклонения родителей от исполнения своих обязанностей, а также для предупреждения негативных последствий, связанных с жестоким обращением с детьми.

Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

Участие в судебном рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, включая подготовку заключения по существу спора.

Для профилактики насилия над детьми важно не только право органов опеки и попечительство самостоятельно обращаться с исками в суд, но и их право и одновременно обязанность участвовать в рассмотрении судом всех споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка (статья 78 Семейного кодекса Российской Федерации).

К делам такой категории относятся дела:

об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (статья 66 Семейного кодекса Российской Федерации);

о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (статьи 69 и 72 Семейного кодекса Российской Федерации);

об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав (статьи 73 и 76 Семейного кодекса Российской Федерации).

Органы опеки и попечительства участвуют в деле в качестве третьей стороны, что наделяет их широким кругом прав по сбору и исследованию доказательств, использование которых в полном объеме обеспечивает принятие судом решения, соответствующего интересам ребенка. Тем самым минимизируется риск жестокого обращения с ребенком.

Принятие органами опеки и попечительства правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Законодательство наделяет органы опеки и попечительства рядом полномочий, использование которых имеет принципиальное значение для защиты детей от насилия в семье. К таким полномочиям, прежде всего, относится право этих органов немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Данная норма может играть важную роль в профилактике насилия над детьми в семье, однако на практике она в настоящее время применяется редко.

Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье имеет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (статья 57 Семейного кодекса Российской Федерации). Содействовать реализации этого права ребенка призваны органы опеки и попечительства. Так, в случае возникновения споров о воспитании ребенка эти органы опрашивают детей, не достигших десяти лет, и информируют об их мнении суд. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о возможности опроса ребенка в судебном заседании с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.

Важными направлениями деятельности органов опеки и попечительства по профилактике насилия над детьми в случае отобрания детей у кровных родителей являются:

подбор ребенку, оставшемуся без попечения родителей, замещающей семьи;

подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

последующий контроль со стороны органов опеки и попечительства за условиями жизни подопечных, соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, выполнением опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Широкий круг прав и обязанностей органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми, многообразие средств, с помощью которых они могут выполнять эти функции, требуют от указанных органов привлечения к профилактической деятельности других субъектов системы защиты прав и законных интересов детей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" установлена возможность осуществления полномочий по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства уполномоченными организациями (образовательными, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, и иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Таким образом, подчеркивается роль уполномоченных организаций в проведении профилактической работы по предупреждению жестокого обращения с детьми.

Глава II Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществлять работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, но и в отношении родителей или иных законных представителей, жестоко обращающихся с детьми.

В настоящее время профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения, органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства.

Основными направлениями деятельности центров социальной помощи семье и детям являются:

выявление и осуществление учета семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

проведение социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав (методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям", утвержденные Постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. N 52).

Основными направлениями деятельности центров психолого-педагогической помощи населению являются:

оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

осуществление мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере семейного и родительского общения;

психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка (методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению", утвержденные Постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. N 53).

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; содействуют возвращению в семью несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, осуществляют реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, организуют социальный патронаж несовершеннолетних (примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896).

Социальные приюты для детей выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, обеспечивают их временное проживание при невозможности возвращения в семью (примерное положение о социальном приюте для детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896).

При работе с детьми в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, рекомендуется предусматривать:

поэтапное проведение программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения (рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 29 марта 2002 г. N 25).

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, принимают детей, подвергшихся различным формам психического и физического насилия, а также детей, вынужденных покинуть семью, для проведения комплексной диагностики их психического и физического состояния, оказания им индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи, проведения психокоррекционной и психопрофилактической работы (типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867). В соответствии с типовым положением к работе с детьми и их родителями допускается привлекать всех необходимых специалистов: педагога-психолога, социального педагога, врачей-специалистов и других в зависимости от содержания и основных направлений деятельности центра.

Таким образом, в настоящее время значительное число учреждений социальной защиты населения и образовательных учреждений призваны оказывать помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям (законным представителям).

Однако для этих учреждений работа с детьми - жертвами насилия не является основным направлением деятельности. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что сложность проблем, возникающих при работе со случаями жестокого обращения с детьми, их комплексный (психологический, медицинский и юридический) характер, специфические методики, используемые для психологической диагностики и коррекции, требуют создания для оказания помощи этому контингенту детей специализированных учреждений.

2. Организация работы со случаями жестокого обращения с детьми (из опыта деятельности Центра психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН")

В 1996 г. Центральным окружным управлением Департамента образования города Москвы был открыт Центр психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН" (далее - центр), основным направлением деятельности которого стало оказание помощи детям - жертвам насилия. В результате многолетней работы в центре была создана модель оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. В основу этой модели положены два ключевых направления:

1. Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются в центр, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Специалисты центра тесно взаимодействуют с правоохранительными органами, оказывают им содействие при расследовании преступлений в отношении детей.

2. Второе направление основывается на том, что жестокое обращение с ребенком, особенно сексуальное насилие, является для него тяжелой психической травмой. Для устранения психических последствий жестокого обращения необходимо оказание ребенку квалифицированной психологической, а в ряде случаев и психиатрической помощи.

Оказание психологической помощи рассматривается как основное направление деятельности центра. Это связано с тем, что по объективным причинам выявить преступника, совершившего насилие над ребенком, и добиться его осуждения удается не во всех случаях. Успех расследования не всегда зависит от специалистов центра. В то же время психологическая помощь может быть оказана каждому пострадавшему ребенку, и качество этой помощи зависит только от работников центра.

Таким образом, целью оказания помощи ребенку, пострадавшему от насилия, и его семье является устранение негативных последствий перенесенного насилия. Достижению поставленной цели служат следующие средства: прекращение насилия и обеспечение безопасности ребенка; оказание медицинской помощи ребенку; психологическая реабилитация ребенка и членов его семьи; возмещение вреда, причиненного насилием.

Привлечение виновного к уголовной ответственности и осуждение его за совершенное преступление, лишение родительских прав должно рассматриваться как один из механизмов прекращения насилия и обеспечения безопасности ребенка. Далеко не всегда этот механизм оказывается достаточно эффективным. На практике часто приходится сталкиваться со случаями, когда страдающий хроническим алкоголизмом родитель, осужденный за жестокое обращение с ребенком и даже лишенный родительских прав, продолжает проживать в одной квартире с ребенком из-за невозможности разъезда. Поведение такого родителя после вступления в силу решения суда существенно не меняется, что не позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности ребенка.

Объем медицинской помощи, оказываемый в центре детям, определяется наиболее распространенными медицинскими последствиями жестокого обращения с детьми, а также тем, что в случаях опасного для жизни физического насилия работа с детьми начинается после получения ими соответствующей медицинской помощи.

Случаи тяжелого или длительного насилия зачастую приводят к развитию психических нарушений, для коррекции которых необходимо оказание психиатрической помощи. Врач-психиатр помогает психологам установить, какие эмоционально-волевые расстройства и нарушения поведения ребенка связаны с перенесенной психической травмой, а какие - с имеющимся у него психическим расстройством.

В случаях сексуального насилия важную роль играет осмотр, проведенный врачом, прошедшим специальную подготовку.

Опыт работы центра показал, что у 60% детей, пострадавших от сексуального насилия, отмечаются инфекционные заболевания, передаваемые половым путем. Это потребовало включения в штат центра врача дерматовенеролога.

В основе работы центра лежат комплексный, системный и динамический подходы.

Необходимость комплексного подхода к оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обусловлена тем, что пережитое насилие порождает у ребенка и его семьи комплекс проблем (юридических, психологических, медицинских и социальных). Отсутствие помощи, необходимой для преодоления хотя бы одной из этих проблем, резко снижает эффективность всей работы. Например, без юридической помощи невозможно добиться прекращения насилия. Оказывать же психологическую помощь, когда ребенок продолжает страдать от жестокого обращения, бессмысленно. Однако в случае оказания юридической помощи без соответствующей психологической поддержки потерпевший в суде может отказаться от данных ранее показаний. В такой ситуации даже самая квалифицированная юридическая помощь не даст желаемого результата, виновный останется безнаказанным, что не позволит обеспечить безопасность ребенка.

Таким образом, помощь ребенку и его семье всегда должна быть комплексной, что обеспечивается, во-первых, наличием в штате всех необходимых специалистов, во-вторых, организацией их согласованного взаимодействия согласно совместно выработанной стратегии, направленной на наиболее полное обеспечение интересов ребенка.

Системный подход обусловлен тесной взаимосвязью ребенка со значимыми для него взрослыми, прежде всего, членами семьи. Эта взаимосвязь и взаимовлияние могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, ребенок, получающий поддержку со стороны родителей, легче переносит психическую травму, связанную с насилием. Наоборот, осуждение ребенка родителями, обвинение его в случившемся существенно утяжеляет его психологическое состояние.

Также необходимо учитывать, что в современных условиях ребенок не может самостоятельно защищать свои интересы в правоохранительных органах или суде. Практика работы центра убедительно свидетельствует, что в случаях жестокого обращения с детьми эффективная помощь ребенку может быть оказана только при наличии взрослого, поддерживающего его. Этот взрослый, в свою очередь, также нуждается в юридической помощи и в психологической поддержке. Таким образом, системный подход в деятельности центра заключается в том, что объектом оказания помощи является не только сам ребенок, но и поддерживающие его члены семьи. Системный подход проявляется и в тесном взаимодействии специалистов центра с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, оказании им консультативной помощи, содействия в проведении допросов, психологического обследования или судебно-психологической экспертизы на основании постановлений (определений) следователей или суда.

Динамический подход заключается в том, что деятельность специалистов центра в тех случаях, когда ребенок становится жертвой преступления, строится с учетом этапов процесса уголовного судопроизводства. С практической точки зрения можно выделить следующие этапы рассмотрения уголовного дела: обращение в правоохранительные органы; предварительное расследование; рассмотрение дела судом; вступление приговора в законную силу.

На этапе обращения в правоохранительные органы основными направлениями деятельности центра являются:

формирование у родителей убежденности в необходимости защиты интересов ребенка и обращения в правоохранительные органы;

экстренная психологическая помощь ребенку и поддерживающим его взрослым;

разъяснение родителям возможных путей защиты интересов ребенка;

оказание родителям содействия в составлении и подаче заявления в правоохранительные органы;

медицинское обследование ребенка и лечение инфекций, передаваемых половым путем.

Выявление жестокого обращения с ребенком часто оказывается для поддерживающего ребенка родителя тяжелой психической травмой, вызывает ощущение безнадежности. Недоверие к правоохранительным органам, широко распространенное убеждение в том, что "время - лучший лекарь", чувство стыда, особенно сильное в случаях сексуального насилия, препятствуют обращению за психологической помощью и информированию о преступлении правоохранительных органов. В связи с этим важнейшей задачей специалиста, который работает с впервые выявленным случаем жестокого обращения с ребенком, является формирование у обратившегося взрослого убежденности в необходимости оказания ребенку психологической помощи и сообщения о преступлении в правоохранительные органы. Как правило, первый контакт происходит по телефону, поэтому специалист, принимающий звонок, должен убедить позвонившего в необходимости посетить центр.

При посещении центра проводится первичная психодиагностика, после чего и ребенку, и сопровождающему его взрослому оказывается необходимая экстренная психологическая помощь. Стабилизация психологического состояния ребенка и поддерживающего его взрослого представляет собой обязательное условие дальнейшей эффективной работы.

После получения информации о случившемся юрист центра должен разъяснить обратившемуся взрослому возможные пути защиты интересов ребенка, выбрать вместе с ним оптимальный вариант защиты и, в случае необходимости, оказать содействие в написании заявления в правоохранительные органы.

Кроме того, на этапе обращения в правоохранительные органы ребенок должен получить необходимую медицинскую помощь.

В связи с увеличением в настоящее время до 30 суток срока проверки заявления о преступлении для принятия решения о возбуждении уголовного дела существенно увеличивается длительность этапа обращения в правоохранительные органы, который завершается принятием решения о возбуждении уголовного дела. Поэтому уже на данном этапе помимо оказания экстренной психологической помощи с ребенком может быть проведена углубленная психологическая диагностика и начата длительная психокоррекционная работа.

На этапе предварительного расследования деятельность центра осуществляется по следующим направлениям:

психологическая помощь ребенку и поддерживающему его взрослому;

юридическое консультирование или правовая поддержка законного представителя ребенка;

участие в производстве допросов ребенка;

подготовка заключений о психологическом состоянии ребенка или производство судебно-психологической экспертизы.

Этап предварительного расследования, который начинается с возбуждения уголовного дела и завершается после направления дела в суд, может продолжаться от нескольких месяцев до трех лет. Основными задачами, решаемыми на этом этапе, являются оказание психологической помощи ребенку и правовое сопровождение случая. Оказанию психологической помощи предшествует углубленное психологическое обследование ребенка, при проведении которого используются методики, позволяющие оценить характер и тяжесть психологических последствий перенесенного насилия. С учетом полученных результатов строится психокоррекционная работа, которая может включать как индивидуальные, так и групповые занятия.

Правовая помощь взрослому, признанному следователем законным представителем ребенка, может оказываться либо в форме консультирования, либо в форме правового сопровождения. В первом случае взрослый член семьи ребенка самостоятельно выполняет функции законного представителя потерпевшего. Во втором случае центр привлекает к участию в деле профессионального адвоката, которому законный представитель передает право выполнять свои полномочия. Необходимость привлечения профессионального адвоката возникает в тех случаях, когда взрослый член семьи вследствие своих личностных особенностей не может эффективно использовать предоставленные ему права законного представителя потерпевшего.

На этапе предварительного расследования педагоги-психологи центра принимают участие в допросе потерпевших. Привлечение к допросу специалистов, знакомых с психологическими особенностями детей, пострадавших от насилия, позволяет следователю собрать больше информации о преступлении и в то же время избежать причинения ребенку дополнительной психической травмы вследствие неправильной организации допроса. Допросы детей могут проходить в центре, где для этого должны быть созданы необходимые условия.

В случаях внутрисемейного насилия телесные повреждения у ребенка, а также свидетели насилия зачастую отсутствуют и основным доказательством преступления становятся показания ребенка. В такой ситуации результаты психологического обследования, выявившие у ребенка психологические расстройства, характерные для детей, перенесших насилие, становятся важным доказательством обвинения. Нередко у следствия возникают вопросы о причинах неадекватного, на первый взгляд, поведения ребенка в криминальной ситуации, например, почему он не оказывал сопротивления преступнику или не обратился за помощью к другим членам семьи. Психологическое обследование ребенка позволяет выявить те черты его личности, которые определяли его поведение в криминальной ситуации.

По запросам следователя или суда специалисты центра могут готовить заключения о психологическом состоянии ребенка, отвечая на вопросы, представляющие интерес для следствия. В ряде случаев следователь или суд могут привлечь специалистов центра для проведения судебно-психологической экспертизы детей, ставших жертвами особо тяжких преступлений, поскольку государственных судебно-экспертных учреждений, проводящих психологическую экспертизу детей, крайне мало. Кроме того, в этих учреждениях эксперты основывают свои выводы на результатах однократного обследования ребенка, проведенного в специфических условиях. При производстве экспертизы в центре специалисты могут наблюдать за ребенком длительное время в обстановке, ставшей для него привычной, что существенно повышает достоверность экспертных выводов.

На этапе рассмотрения дела судом специалисты центра обеспечивают психологическую подготовку ребенка к участию в судебном заседании, если принимается решение о его допросе в суде. Психологическая подготовка ребенка к суду и последующее участие специалистов центра в допросе потерпевшего в судебном заседании преследуют две цели:

минимизация психической травмы, которую ребенок может получить от встречи в суде с насильником, от некорректно заданных вопросов и от прямого давления со стороны защитника или подсудимого;

создание для суда возможности получения максимально полной информации от потерпевшего.

Выше уже отмечалась особая значимость оценки психологического состояния потерпевшего в случаях рассмотрения дел о его насилии. В связи с этим у суда может возникнуть необходимость в допросе специалиста, который способен дать необходимые пояснения по сложным для суда вопросам. В качестве таких специалистов могут привлекаться психологи центра.

При рассмотрении уголовного дела судом также решается вопрос о возмещении вреда, причиненного насилием ребенку. Важная роль в обосновании наличия и размера вреда также может принадлежать специалистам центра.

В случае принесения стороной защиты кассационной жалобы на решение суда первой инстанции законному представителю потерпевшего оказывается необходимая правовая поддержка при рассмотрении кассационной жалобы.

Вступление приговора суда в законную силу в большинстве случаев означает, что ребенок больше не будет участвовать в судебных заседаниях, которые дестабилизируют его психологическое состояние. Это позволяет сосредоточить основное внимание на психокоррекционной работе, завершение которой означает, что ребенок уже не нуждается в помощи центра.

Однако в некоторых случаях, когда преступление в отношении ребенка было совершено одним из родителей, интересам ребенка соответствует лишение этого родителя родительских прав. Практика свидетельствует, что иски о лишении родительских прав, как правило, не рассматриваются до вынесения судом обвинительного приговора по уголовному делу. Таким образом, последним этапом оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокого обращения, становится содействие при рассмотрении иска о лишении родительских прав, поданного после вступления в законную силу обвинительного приговора.

Сложность проблем, возникающих при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, доказывает целесообразность создания в каждом субъекте Российской Федерации учреждения, специализирующегося на работе с детьми - жертвами насилия. Это учреждение должно стать одним из механизмов организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Разорвать этот порочный круг насилия можно только с помощью своевременного оказания психотерапевтической и социальной помощи пострадавшему ребенку. С учетом этого проводимые в центре психотерапия и социальная реабилитация детей - жертв насилия и их семей служит предупреждению агрессивного и насильственного поведения таких детей в будущем и могут рассматриваться как реальная виктимологическая профилактика жестокого обращения с детьми.

Профилактическая деятельность центра включает:

очное обучение специалистов, работающих с детьми (педагогов, социальных педагогов, психологов) по различным аспектам предупреждения насилия в отношении детей;

дистанционное обучение специалистов с помощью печатных и видеоматериалов, а также с использованием информационных компьютерных технологий;

издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений);

подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей - активной жизненной позиции по защите своих прав;

выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в "педагогических" целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

Другие документы по теме
"Обзор принятых мер по организационному обеспечению выполнения Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках"
"Об актах сверки расчетов"
"О Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 634 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 450"
Ошибка на сайте