Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 24 сентября 2009 г. N 06-1216

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

КОМПЛЕКСНОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

ОБУЧАЮЩИМСЯ, ВОСПИТАННИКАМ

В соответствии с планом работы Министерства образования и науки Российской Федерации, в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, образовательных учреждений по организации комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам направляем методические рекомендации по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания.

Своевременное оказание обучающимся, воспитанникам комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи (далее - ППМС-помощи) является одним из условий, обеспечивающих адаптивность системы образования к уровням и особенностям их развития и подготовки (ст. 2 Закона "Об образовании").

Предпосылками и правовыми гарантиями развития ППМС-помощи является реализация полномочий в сфере образования федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образовательных учреждений (ст. 28, 29, 31, 32 Закона "Об образовании"), в том числе в части:

реализации прав и законных интересов ребенка, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Для оказания ППМС-помощи обучающимся, воспитанникам, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации, в системе образования Российской Федерации создана сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Деятельность указанных образовательных учреждений регулируется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органа управления образованием субъекта Российской Федерации, "Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" <*>, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867, уставом образовательного учреждения (ст. 32, 51 Закона "Об образовании"), а также государственным (муниципальным) заданием, устанавливающим требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Деятельность специалистов образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на территории другого образовательного учреждения регулируется договором между указанными образовательными учреждениями.

--------------------------------

<*> Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, направлено письмо Минобрнауки России от 2009 г. N 06-713 для подготовки предложений в целях приведения указанного типового положения в соответствие с действующей нормативной правовой базой.

Просим довести рекомендации до заинтересованных руководителей организаций и учреждений для использования в практической работе.

Директор Департамента

А.А.ЛЕВИТСКАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАСЧЕТУ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ

ПОМОЩИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ

РАБОТ) НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ

В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации, которые определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Финансирование образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствии с пунктом 42 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867), осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования, которые устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.

С 1 января 2009 г. Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) введено планирование бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 69.2 БК РФ: "2. Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)".

Государственное (муниципальное) задание устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) <*>.

--------------------------------

<*> Ст. 6 БК РФ: "...государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ):...".

Предлагаемая методика расчета норматива бюджетного финансирования носит рекомендательный характер, позволяет рассчитать состав, качество и объем государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), оказываемых государственными (муниципальными) образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и может быть использована органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования при осуществлении полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в указанном типе образовательных учреждений в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона "Об образовании".

МЕТОДИКА РАСЧЕТА

БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

(МУНИЦИПАЛЬНЫМ) УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ <*>,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ)

НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ

--------------------------------

<*> Настоящая методика разработана на основе опыта Министерства образования и науки Самарской области по расчету норматива бюджетного финансирования находящихся в его ведении государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Постановления Правительства Самарской области от 31 октября 2007 г. N 230; от 18 февраля 2009 г. N 52), а также опыта органов исполнительной власти Калининградской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областей, Хабаровского края, г. Москвы, других субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по внедрению нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений.

Настоящей Методикой определяется порядок расчета бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи <*> - центров: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других (далее - Учреждение) по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) на основе государственного (муниципального) задания.

--------------------------------

<*> Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 867).

Норматив расчета бюджетных ассигнований

Норматив бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания из расчета на одно Учреждение определяется по формуле:

где F - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (за исключением расходов по компенсации стоимости жилья, связанной с наймом жилых помещений, коммунальных услуг, расходов на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогических работников, расходов на выплаты в размере среднемесячного заработка на период трудоустройства, а также иных выплат компенсационного характера в случае увольнения в связи с ликвидацией и реорганизацией Учреждения);

Qm - расходы на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогических работников, размеры которой утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в соответствии с действующим законодательством <*>;

--------------------------------

<*> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Статья 55. Пункт 8. "Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом".

Qz - расходы на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, включающие в себя расходы:

а) по оплате работ, услуг, осуществляемых в целях оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, включая расходы на содержание обучающихся, воспитанников при стационарном пребывании (за исключением расходов по оплате договоров на приобретение коммунальных услуг, арендной платы в соответствии с заключенными договорами за пользование имуществом в части расходов, связанных с оплатой аренды или субаренды зданий, помещений, земли, расходов по содержанию зданий, помещений, дворов (включая расходы по вывозу снега, мусора, дезинфекции, дезинсекции, дератизации), расходов по капитальному ремонту имущества, расходов по реставрации памятников истории и культуры, расходов по оплате опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, расходов по оплате услуг по страхованию жизни, здоровья работников, расходов по проведению подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов);

б) прочие расходы по оплате договоров на оказание услуг (выполнение работ), осуществляемых в целях оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (за исключением расходов на уплату налога на землю, транспортного налога и налога на имущество);

в) расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев (за исключением зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений (включая приобретение квартир в многоквартирном доме), транспортных средств, драгоценностей и ювелирных изделий, вооружения, военной и специальной техники, а также приобретаемых для подрядчика машин, оборудования и материалов);

г) расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности Учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметов, используемых в процессе деятельности Учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам;

Расходы на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в части содержания зданий, помещений, территории рассчитываются на очередной финансовый год исходя из значений индекса роста потребительских цен к предыдущему уровню для данных расходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципальных районов и городских округов) на очередной финансовый год (в части оплаты коммунальных услуг Учреждением с учетом утвержденных тарифов и лимитов).

Фонд оплаты труда работников Учреждения состоит из базовой, специальной и стимулирующей частей.

В базовую часть фонда оплаты труда включают оплату труда, исходя из должностных окладов (окладов), а также тарифицированных часов в соответствии с учебным планом образовательного учреждения (в том случае, когда учреждение реализует программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования), установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством <*>.

--------------------------------

<*> Закон "Об образовании", ст. 29: "1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:... 6.2) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;..".

В состав специальной части фонда оплаты труда включаются выплаты компенсационного характера и иные обязательные выплаты, устанавливаемые в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В состав стимулирующей части фонда оплаты труда включаются надбавки и доплаты стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты работникам Учреждения, в том числе руководителю, установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда работников Учреждения рассчитывается по формуле:

F = ((SUM Si / h) x p x Oqad x C x D x K) x tax,

где SUM Si - суммарный объем трудозатрат, необходимых на реализацию государственных (муниципальных) заданий, определяется по формуле:

SUM Si = S1 + S2 + ... Sn,

где:

S - средние трудозатраты на осуществление каждого вида деятельности, определяемые в соответствии с приложением к настоящей Методике;

h - продолжительность рабочего времени в год для работников Учреждения, непосредственно выполняющих государственное (муниципальное) задание;

p - среднегодовой уровень выплачиваемой за счет средств регионального (местного) бюджета заработной платы непосредственно выполняющих государственное (муниципальное) задание работников Учреждения, сложившийся по Учреждению, исходя из среднего должностного оклада по Учреждению, установленного на момент формирования государственного (муниципального) задания;

Oqad - коэффициент увеличения фонда оплаты труда работников Учреждения, непосредственно выполняющих государственное (муниципальное) задание, на величину расходов по оплате труда административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (размер указанного коэффициента ежегодно устанавливается учредителем Учреждения в зависимости от объемов государственных заданий, количества групп обучающихся, воспитанников стационарного пребывания, занимаемых площадей зданий и помещений в пределах 1,15 - 1,8);

C - коэффициент увеличения базовой части фонда оплаты труда работников Учреждения на величину, компенсирующую работу в сельской местности (размер указанного коэффициента в городской местности - 1, в сельской - 1,25);

D - коэффициент увеличения базовой части фонда оплаты труда работников Учреждения на величину специальной части фонда (размер указанного коэффициента ежегодно устанавливается учредителем Учреждения в зависимости от объемов и сложности государственных заданий в пределах 1,04 - 1,2);

K - коэффициент увеличения базовой и специальной частей фонда оплаты труда работников Учреждения на величину стимулирующей части фонда (размер указанного коэффициента ежегодно устанавливается учредителем Учреждения в зависимости от качества выполнения государственного задания в пределах 1,17 - 1,25);

tax - коэффициент, увеличивающий фонд оплаты труда работников Учреждения на сумму отчислений по единому социальному налогу.

Приложение

к Методике расчета

бюджетных ассигнований

на оказание государственным

(муниципальным) учреждением

для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,

государственных (муниципальных)

услуг (выполнение работ)

на основе государственного

(муниципального) задания

НОРМЫ

ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАСЧЕТА ТРУДОЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ВИДОВ РАБОТ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ <*>

--------------------------------

<*> Нормы времени для расчета трудозатрат на выполнение видов работ педагогическими работниками государственных (муниципальных) образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, разработаны на основании многолетнего опыта работы ППМС-центров Калининградской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областей, Хабаровского края, г. Москвы, других регионов.

1. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования <*> в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья

--------------------------------

<*> При наличии соответствующей лицензии на образовательную деятельность.

2. Воспитательная работа <*>

--------------------------------

<*> Для образовательных учреждений со стационарным пребыванием обучающихся, воспитанников.

3. Диагностическая, консультативная, коррекционная, реабилитационная, развивающая, профилактическая работа

--------------------------------

<*> K - коэффициент сложности.

K = 1 при подготовке и проведении консультации информационного содержания;

K = 1,5 при подготовке и проведении профессиональной консультации обучающего содержания.

4. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

5. Лечебно-оздоровительная работа

6. Учебно-методическая работа

--------------------------------

<*> Один печатный лист - 1 п.л. (печатный лист) = 1 а.л. (авторский лист) = 40 тыс. печатных знаков или 3000 см2 иллюстративного материала. Объем 1 п.л. (1 а.л.) равен 22 страницам машинописного текста на русском языке при условии емкости страницы 1800 знаков. Печатными знаками считаются буквы, знаки препинания, цифры, различные символы, а также пробельные расстояния между словами.

7. Оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации

8. Информационно-методическая работа

9. Социально-психологическая экспертиза

10. Социально-психологический мониторинг

Другие документы по теме
<О направлении Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 N 415н>
<О применении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014>
<О сертификате специалиста>
"О минимальном значении размера уставного капитала, определяемого в целях применения пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Ошибка на сайте