<Письмо> Минобрнауки России от 15.02.2018 N 05-436
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2018 г. N 05-436
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N Пр-2748 (подпункт "а" пункта 2) по итогам пленарного заседания X съезда Общероссийской общественной организации "Российский союз ректоров" 30 октября 2014 года и с целью повышения качества образовательного процесса Департамент государственной политики в сфере высшего образования направляет Методические рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (далее - Методические рекомендации).
Департамент обращает внимание, что данный документ носит рекомендательный характер. Перечень мероприятий внутренней независимой оценки качества образования, рассматриваемый в Методических рекомендациях, не является исчерпывающим. Образовательные организации высшего образования могут вводить иные элементы независимой оценки качества образования.
В апреле 2018 года запланировано проведение мониторинга внедрения в деятельность образовательных организаций высшего образования механизмов внутренней независимой оценки качества образования. В рамках мероприятия будут проанализированы используемые механизмы независимой оценки качества подготовки обучающихся, качества работы педагогических работников, качества ресурсного обеспечения образовательного процесса.
Также Департамент обращает внимание на то, что в Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования, проводимого ежегодно Минобрнауки России в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", планируется включение сведений, характеризующих внедрение в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования.
Директор Департамента
А.Б.СОБОЛЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ
СПЕЦИАЛИТЕТА И ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
1 Общие положения
Организация и проведение внешней независимой оценки качества образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями, регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статьи 95, 95.1, 95.2) и другими законодательными актами, включая Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования". Реализация внешней независимой оценки качества образования предполагает привлечение к оценочным мероприятиям общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования.
Между тем действующее законодательство Российской Федерации в сфере образования не регламентирует реализацию внутренней независимой оценки качества образования с привлечением преимущественно внутренних ресурсов образовательной организации. В отличие от внешней оценки внутренняя оценка качества образования может осуществляться образовательными организациями непрерывно. Кроме того, результаты такой оценки могут быть более оперативно учтены в деятельности образовательной организации.
Основными целями проведения внутренней независимой оценки качества образования (далее - НОКО) в образовательной организации являются:
1. Формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ.
2. Совершенствование структуры и актуализация содержания образовательных программ, реализуемых в образовательной организации.
3. Совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательной организации.
4. Повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации образовательных программ.
5. Повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ.
6. Усиление взаимодействия образовательной организации с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса.
7. Противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса.
Настоящие методические рекомендации предназначены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры (далее - ОПВО). Рекомендации описывают возможные в рамках действующего законодательства Российской Федерации варианты организации и проведения российскими образовательными организациями высшего образования (далее - образовательные организации) внутренней независимой оценки качества образования, не ограничивая при этом образовательные организации в использовании иных вариантов организации и проведения внутренней НОКО, отличных от представленных.
Рекомендации описывают особенности организации и проведения внутренней НОКО в рамках независимой оценки качества подготовки обучающихся, качества работы педагогических работников образовательной организации, а также качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности. Кроме того, в рекомендациях рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения процедуры внутренней НОКО, а также учета ее результатов в деятельности образовательной организации.
2 Организация и проведение внутренней независимой оценки
качества подготовки обучающихся
Внутреннюю независимую оценку качества подготовки обучающихся образовательной организации рекомендуется осуществлять в рамках:
- промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);
- промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик;
- промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ и проектов, а также участия в проектной деятельности;
- проведения входного контроля уровня подготовленности обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля);
- мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям);
- анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;
- проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);
- государственной итоговой аттестации обучающихся.
2.1 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям)
Обеспечение независимой оценки уровня освоения обучающимися дисциплины (модуля) можно реализовать, в первую очередь, за счет создания комиссий для проведения промежуточной аттестации обучающихся. Эта мера также направлена на предотвращение коррупционных проявлений в процессе промежуточной аттестации. В комиссию, помимо педагогического работника, проводившего занятия по дисциплине (модулю), целесообразно включать:
- педагогических работников учебного подразделения, реализующих соответствующую дисциплину (модуль), но не проводивших по ней занятия;
- педагогических работников других учебных подразделений, реализующих аналогичные дисциплины (модули);
- педагогических работников других образовательных организаций, реализующих аналогичные дисциплины (модули);
- представителей организаций и предприятий, соответствующих направленности ОПВО.
Для сбора и анализа информации о прохождении процедур промежуточной аттестации обучающихся, а также в целях контроля соответствия указанных процедур требованиям локальных нормативных актов организации в состав комиссии дополнительно могут быть включены работники подразделения, осуществляющего в образовательной организации управление качеством образовательной деятельности. Наличие в структуре образовательной организации такого подразделения является важным условием успешного внедрения внутренней НОКО.
Перечень дисциплин (модулей), промежуточные аттестации по которым реализуются с привлечением комиссий, может определяться руководителем ОПВО либо руководителем подразделения, осуществляющего в образовательной организации управление качеством образовательной деятельности.
Рецензирование и апробацию используемых в процессе промежуточной аттестации фондов оценочных средств рекомендуется проводить с привлечением представителей организаций и предприятий, соответствующих направленности ОПВО, либо педагогических работников других образовательных организаций. Также в процессе промежуточной аттестации возможно использование фондов оценочных средств, разработанных сторонними организациями (в том числе экспертными).
В случае если промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, то для обеспечения максимальной объективности и независимости оценки в образовательной организации рекомендуется создавать специализированные службы тестирования, а также регулярно обновлять банки контрольных заданий и осуществлять их экспертизу.
С целью проведения внутренней НОКО могут быть использованы банки тестовых заданий по дисциплинам (модулям), разработанные образовательной организацией и размещенные на ведущих образовательных онлайн-платформах.
2.2 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик
Прохождение обучающимся практики рекомендуется завершать защитой отчета о практике. Для достижения максимальной объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик рекомендуется:
- создавать комиссии для проведения процедур промежуточной аттестации обучающихся по практикам с включением в их состав представителей организаций и предприятий, на базе которых проводилась практика;
- проводить процедуры промежуточной аттестации по практикам непосредственно на базе указанных организаций и предприятий;
- осуществлять разработку, рецензирование и апробацию используемых в процессе промежуточной аттестации фондов оценочных средств с привлечением представителей вышеуказанных организаций и предприятий.
2.3 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ и проектов, а также участия в проектной деятельности
Для достижения максимальной объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации по итогам выполнения курсовых работ и проектов, а также участия в проектной деятельности рекомендуется:
- при назначении обучающемуся задания на проектирование по возможности отдавать предпочтение темам, сформулированным представителями организаций и предприятий, соответствующих направленности ОПВО, и представляющим собой реальную производственную задачу либо актуальную научно-исследовательскую задачу (в случае если курсовая работа или проект выполняется в рамках научно-исследовательской работы);
- осуществлять перед процедурой защиты проекта (работы) проверку пояснительной записки к проекту (работе) или рукописи на наличие заимствований (проверку на плагиат);
- при формировании комиссии для проведения процедуры защиты проекта (работы) включать в ее состав представителей организаций и предприятий, соответствующих направленности ОПВО.
Решение реальных и актуальных производственных (научно-исследовательских) задач под руководством ведущих специалистов не только повышает мотивацию обучающихся к успешному освоению ОПВО, но и способствует усилению взаимодействия образовательной организации с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса.
2.4 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках проведения входного контроля уровня подготовленности обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля)
Входной контроль знаний, умений и навыков обучающихся проводится в начале изучения дисциплины (модуля) и позволяет оценить качество подготовки обучающихся по предшествующим дисциплинам (модулям), изучение которых необходимо для успешного освоения указанной дисциплины (модуля), а также помочь в совершенствовании и актуализации методик преподавания дисциплин (модулей).
Круг проверяемых знаний, умений и навыков, перечень дисциплин (модулей), в рамках которых проводится входной контроль, определяется руководителем ОПВО в зависимости от целей и задач программы. Результаты входного контроля систематизируются и анализируются руководителем ОПВО. Руководитель ОПВО на основании результатов входного контроля может рекомендовать педагогическим работникам меры по совершенствованию и актуализации методик преподавания и содержания соответствующих дисциплин (модулей), формированию индивидуальных траекторий обучения студентов.
2.5 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках проведения контроля наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям)
Контроль наличия у обучающихся сформированных результатов обучения (знаний, умений и навыков) по ранее изученной дисциплине (модулю) целесообразно проводить не ранее, чем через 6 месяцев после завершения изучения указанной дисциплины. Данный контроль позволяет получить независимую оценку качества подготовки обучающихся по ранее изученным дисциплинам (модулям). Формы контроля определяются образовательной организацией самостоятельно. Выборочный контроль наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям) может быть реализован в рамках ежегодного самообследования деятельности образовательной организации. Целесообразно проведение данного контроля в междисциплинарном формате.
С целью снижения затрат указанный контроль целесообразно проводить в виде компьютерного тестирования. Допустимо также использовать дистанционную форму проведения тестирования в онлайн режиме при наличии у образовательной организации технической возможности идентификации обучающегося в процессе тестирования. Тестирование на основе дистанционных образовательных технологий может быть реализовано и с использованием сторонних образовательных интернет-ресурсов.
Организацию контроля наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям) следует поручить подразделению, осуществляющему в образовательной организации управление качеством образовательной деятельности.
Результаты проверки наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям) должны быть доступны обучающимся в их электронных личных кабинетах в электронной информационно-образовательной среде (далее - ЭИОС).
2.6 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся
Портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, научно-исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Целью создания портфолио является:
- поддержка высокой учебной мотивации обучающихся;
- поощрение активности и самостоятельности обучающихся, расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
- формирование умения планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействие индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
- создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации;
- обеспечение отслеживания индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, демонстрация их способностей практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио является эффективным инструментом, позволяющим формировать независимую рейтинговую оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся, свидетельствующую о качестве их подготовки. Порядок использования портфолио обучающихся по ОПВО при проведении процедуры внутренней НОКО определяется образовательной организацией самостоятельно.
2.7 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям)
Студенческие предметные олимпиады - важная составляющая внеаудиторной работы обучающихся. Они помогают выявить наиболее способных обучающихся, а также стимулируют углубленное изучение дисциплины (модуля), готовят к будущей профессиональной деятельности, формируют активную жизненную позицию.
Организацию олимпиад на уровне образовательной организации следует поручить подразделению, осуществляющему в образовательной организации управление качеством образовательной деятельности, а также соответствующим предметным кафедрам. Результаты участия в олимпиадах предлагается вносить в портфолио обучающегося.
Активность участия обучающихся по ОПВО в предметных олимпиадах различного уровня, достигнутые в них результаты, а также уровень этих олимпиад служат основой для проведения внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся по ОПВО.
В содержание заданий предметных олимпиад целесообразно включать материалы из нескольких взаимосвязанных дисциплин (модулей), а сами задания должны побуждать участников к проявлению компетенций, носить творческий характер. Одной из возможных форм таких заданий могут служить кейсы.
2.8 Осуществление внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся
Некоторые механизмы НОКО уже заложены в процедуру государственной итоговой аттестации на законодательном уровне в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утвержден приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636). Согласно указанному Порядку, государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается из числа лиц, не работающих в данной организации, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора либо являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности.
Также указанный Порядок устанавливает минимально допустимую долю лиц, являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (включая председателя государственной экзаменационной комиссии), в общем числе лиц, входящих в состав государственной экзаменационной комиссии.
Таким образом, НОКО при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается, главным образом, за счет привлечения независимых экспертов.
Дополнительно рекомендуется:
- при назначении обучающемуся задания на выпускную квалификационную работу отдавать предпочтение темам, сформулированным представителями организаций и предприятий, соответствующих направленности ОПВО, и представляющим собой реальную и актуальную производственную (научно-исследовательскую) задачу;
- осуществлять перед процедурой защиты проверку выпускной квалификационной работы на наличие заимствований (проверку на плагиат).
В настоящее время допускается выполнение выпускных квалификационных работ в форме стартапов. При этом для обеспечения независимости оценки за выполнение работы в такой форме к процедуре защиты проекта целесообразно привлекать потенциальных инвесторов.
Результаты НОКО при проведении государственной итоговой аттестации могут быть использованы в целях совершенствования структуры и актуализации содержания ОПВО, реализуемых в образовательной организации.
3 Организация и проведение внутренней независимой
оценки качества работы педагогических работников
образовательной организации
Внутреннюю независимую оценку качества работы педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации ОПВО, рекомендуется осуществлять в рамках:
- проведения конкурсов педагогического мастерства;
- системного мониторинга уровня квалификации педагогических работников;
- анализа портфолио профессиональных достижений педагогических работников;
- процедуры оценки качества работы педагогических работников обучающимися.
3.1 Осуществление внутренней независимой оценки качества работы педагогических работников образовательной организации в рамках проведения конкурсов педагогического мастерства
Конкурсы педагогического мастерства, проводимые среди педагогических работников образовательной организации - одно из эффективных средств повышения профессионализма педагогического работника и источник получения максимально объективной информации об уровне его квалификации. Данные конкурсы создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития преподавателей, распространения инновационного опыта, способствуют их профессиональному самоопределению.
К организации конкурсов могут быть привлечены работники подразделения, отвечающего за организацию и планирование учебно-методической работы в образовательной организации, а также работники подразделения, осуществляющего в образовательной организации управление качеством образовательной деятельности. При этом от руководства образовательной организации требуется создание условий для широкого привлечения педагогических работников образовательной организации к участию в конкурсных мероприятиях.
3.2 Осуществление внутренней независимой оценки качества работы педагогических работников образовательной организации в рамках системного мониторинга уровня квалификации педагогических работников
Проведение мониторинговых исследований в образовательной организации позволяет получить оценку реального состояния коллектива педагогических работников, обеспечивает прогноз его развития, а сопоставление данных с запланированными показателями позволяет оценить эффективность принятых в отношении него управленческих решений.
Оценка качества деятельности преподавателя образовательной организации является важной составляющей оценки качества образования, служит основанием для решения задач управления качеством образования в образовательной организации и качеством подготовки обучающихся.
Целями оценочных процедур являются:
- получение максимально объективной информации о профессиональной деятельности педагогических работников в образовательной организации;
- определение соответствия качества профессорско-преподавательского состава требованиям соответствующего профессионального стандарта и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к кадровым условиям реализации ОПВО;
- анализ динамики профессионального уровня педагогических работников образовательной организации.
Проводить такую оценку могут как подразделения образовательной организации, осуществляющие управление качеством образовательной деятельности, так и независимые эксперты, обладающие опытом проведения подобного рода оценочных процедур. Разработанная и обоснованная система критериев и показателей деятельности педагогических работников позволяет снизить субъективизм оценочных процедур.
При совокупной оценке деятельности педагогического работника важно оценить качество его работы по всем направлениям (образовательная деятельность, научная работа, учебно-воспитательная работа и т.д.).
3.3 Осуществление внутренней независимой оценки качества работы педагогических работников образовательной организации в рамках анализа портфолио профессиональных достижений педагогических работников
Одной из возможных форм реализации мониторинга уровня квалификации педагогических работников является анализ портфолио профессиональных достижений педагогических работников.
Использование технологии портфолио позволяет не только проанализировать текущее состояние педагогической системы и ее компонентов в отдельно взятой образовательной организации, объективно оценить личностно-профессиональный рост педагогических работников, но и предоставляет возможность эффективно управлять педагогическим коллективом, выявлять резервы, определять пути наиболее рационального использования кадровых ресурсов. Использование данных портфолио, являющихся, по сути, отражением результатов профессиональной деятельности педагогических работников, при составлении рейтинга педагогических кадров способствует мотивации и активизации преподавателей во всех направлениях (учебной, методической, научной, воспитательной, общественной работе). В то же время руководство образовательной организации получает возможность на основе результатов анализа портфолио педагогических работников корректировать курс развития образовательной организации в целом.
Кроме того, применение данной технологии позволяет педагогическим работникам систематизировать опыт и знания, производить самооценку профессиональной деятельности, а также определять траекторию своего индивидуального развития. Важным преимуществом размещения портфолио в ЭИОС организации является возможность получения обратной связи через обеспечение доступа к материалам портфолио для других пользователей системы с предоставлением им прав оставлять комментарии.
Результаты анализа портфолио педагогических работников могут служить основой для принятия управленческих решений.
3.4 Осуществление внутренней независимой оценки качества работы педагогических работников образовательной организации обучающимися
Оценивание педагогических работников обучающимися не всегда позволяет получить объективную информацию об образовательной деятельности организации, но, тем не менее, является важной компонентой внутренней НОКО. Рекомендуется оценку педагогических работников обучающимися осуществлять в форме электронного анкетирования. Указанные анкеты могут быть размещены в электронных личных кабинетах обучающихся в ЭИОС образовательной организации. Для сохранения объективности оценки для участия в анкетировании необходима обязательная авторизация респондента. Целесообразно предусмотреть возможность внесения обучающимися в анкету предложений по совершенствованию учебного процесса в образовательной организации.
4 Организация и проведение внутренней независимой
оценки качества ресурсного обеспечения
образовательной деятельности
Качество предоставляемых образовательной организацией образовательных услуг в значительной степени определяется уровнем материально-технического, учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения (далее - ресурсное обеспечение) образовательного процесса по ОПВО в организации. Установление соответствия ресурсного обеспечения ОПВО образовательной организации требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществляется в рамках процедур лицензионного контроля, государственной аккредитации, профессионально-общественной аккредитации.
Внутреннюю независимую оценку качества материально-технического, учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения ОПВО образовательной организации рекомендуется реализовывать в рамках ежегодного самообследования образовательной организации. Проведение внутренней независимой оценки качества ресурсного обеспечения ОПВО образовательной организации требует создания комиссии по проведению самообследования, непосредственно подчиненной руководителю организации. В состав комиссии рекомендуется включать работников различных учебных подразделений, в том числе подразделений, отвечающих за организацию учебного процесса, управление качеством образования, а также представителей организаций и предприятий, соответствующих направленности ОПВО.
Ежегодное самообследование - важнейшая составляющая комплекса мероприятий по совершенствованию материально-технического, учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения образовательного процесса в образовательной организации, а также по повышению конкурентоспособности ОПВО, реализуемых в образовательной организации.
Порядок проведения внутренней независимой оценки качества ресурсного обеспечения ОПВО определяется образовательной организацией самостоятельно. В процедуру независимой оценки целесообразно включать проведение анкетирования обучающихся.
5 Учет результатов внутренней независимой оценки качества
образования в деятельности образовательной организации
Порядок учета результатов внутренней независимой оценки качества образования в деятельности образовательной организации определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуется использовать следующий алгоритм учета результатов внутренней НОКО:
1. По результатам проведения мероприятий в рамках внутренней НОКО осуществляется анализ собранной информации как на уровне руководителей ОПВО, так и на уровне руководства образовательной организации при участии руководителей подразделений образовательной организации, отвечающих за организацию учебного процесса и управление его качеством.
2. На основе этого анализа коллегиально разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и дальнейшему совершенствованию качества образовательного процесса. План должен содержать перечень мероприятий, сроки их исполнения, наименования подразделений, ответственных за их исполнение, а также описание планируемых результатов. План мероприятий целесообразно разместить в открытом доступе на официальном интернет-сайте образовательной организации для обеспечения возможности ознакомления с ним всех заинтересованных лиц.
3. Руководители перечисленных в плане структурных подразделений (должностные лица) принимают меры по выполнению предписанных планом мероприятий и по итогам работы предоставляют отчет в подразделение образовательной организации, отвечающее за управление качеством образовательного процесса.
4. Руководитель подразделения образовательной организации, отвечающего за управление качеством образовательного процесса, организует проверку корректного исполнения мероприятий, указанных в плане, и анализирует отчеты руководителей структурных подразделений (должностных лиц), ответственных за их исполнение.
5. По мере исполнения плана мероприятий при необходимости осуществляется его коррекция.
6. По итогам исполнения плана мероприятий руководитель подразделения образовательной организации, отвечающего за управление качеством образовательного процесса, формирует итоговый отчет и предоставляет его руководителю образовательной организации.
6 Нормативное правовое обеспечение процедур
внутренней независимой оценки качества образования
Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации о проведении внешней независимой оценки качества работы образовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02 "О направлении Методических рекомендаций по НОКО"), процедура НОКО должна опираться на ряд нормативных актов, в том числе:
- Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной Палате Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р (План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы);
- Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации".
Нормативное правовое обеспечение внутренней НОКО в образовательных организациях высшего образования должно включать в себя либо локальный нормативный акт, полностью регламентирующий процедуры внутренней НОКО (например, "Положение о проведении внутренней независимой оценки качества образования в /Наименование образовательной организации/"), либо совокупность локальных нормативных актов, регламентирующих проведение отдельных элементов внутренней НОКО. В их число, например, могут входить:
- Положение о внутренней независимой оценке качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);
- Положение о внутренней независимой оценке качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик;
- Положение о внутренней независимой оценке качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ (проектов) и участия в проектной деятельности;
- Положение о внутренней независимой оценке качества подготовки обучающихся в рамках проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);
- Положение о внутренней независимой оценке качества подготовки обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся;
- Положение о порядке учета результатов внутренней независимой оценки качества образования в деятельности образовательной организации и др.
Отдельные положения, регламентирующие внутреннюю НОКО, могут быть включены также в действующие локальные нормативные акты образовательной организации, например:
- Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о государственной итоговой аттестации обучающихся;
- Положение о проведении ежегодного самообследования образовательной организации;
- Положение об ЭИОС образовательной организации;
- Положение о системе менеджмента качества и др.
Конкретный перечень локальных нормативных актов, подлежащих разработке (актуализации), определяется образовательной организацией самостоятельно.
Разработку (актуализацию) локальных нормативных актов целесообразно поручить подразделениям образовательной организации, отвечающим за организацию учебного процесса и управление его качеством.