<Письмо> Минобрнауки РФ от 28.04.2008 N 03-848
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2008 г. N 03-848
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ОБРАЗОВАНИЕ С УЧЕТОМ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА N 309-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА"
В связи с поступающими обращениями из субъектов Российской Федерации в Минобрнауки России по поводу обеспечения прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (далее - Федеральный закон) направляю информацию о примерном перечне действий (прилагается).
Директор департамента
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом на территории Российской Федерации вводится федеральный государственный образовательный стандарт, который включает:
- требования к результатам освоения основных образовательных программ;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ (в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);
- требования к структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса). Данное изменение не означает, что меняется представление о целях образования.
На уровне Российской Федерации при разработке федеральных государственных образовательных стандартов обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся будет включена в указанные требования следующим образом:
- знание этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации (исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), наличие у выпускника компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона будут предусмотрены в качестве требований к результатам образования;
- базисным учебным планом будет предусмотрено изучение предметов, содержащих этнокультурные особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология, народные промыслы и др.). Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие особых вариантов базисных учебных планов и примерных основных образовательных программ, предусматривающих изучение родного языка и литературы;
- использование потенциала и ресурсов социокультурного окружения (возможностей дополнительного образования, учреждений культуры и др.) будет определено в качестве требований к условиям реализации основных образовательных программ;
- структурная составляющая основной образовательной программы, которую формируют участники образовательного процесса, будет направлена на максимальное удовлетворение их образовательных потребностей и запросов и предусмотрена для каждого образовательного учреждения в части обеспечения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся;
- в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, могут быть включены учебники по родным языкам и учебники на родных языках.
На уровне субъектов Российской Федерации необходимо организовать регулярное изучение этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса и вести соответствующий мониторинг.
Во исполнение пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования должны разработать и принять законы (иные нормативные правовые акты в области образования), которые в том числе создают необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей и запросов граждан.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик. Нормативные правовые акты республик должны учитывать эти положения. В связи с этим на уровне субъектов Российской Федерации при необходимости следует разработать и принять законы об изучении государственного языка субъекта Российской Федерации в рамках основных образовательных программ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Закона при разработке республиканских, региональных программ развития образования необходимо учитывать социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности субъекта Российской Федерации.
Законом также установлено, что финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательных учреждений, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника.
Поэтому на уровне субъектов Российской Федерации должны быть установлены нормативы финансирования образовательных учреждений, в которых для обеспечения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся предусматривается финансирование изучения этнокультурных особенностей региона в рамках реализации основной образовательной программы, утверждаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.
На муниципальном уровне при планировании муниципальной сети образовательных учреждений необходимо:
- вести учет запросов и потребностей участников образовательного процесса (в изучении национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, языков изучения и обучения);
- осуществлять мониторинг удовлетворенности данных потребностей;
- создавать условия для реализации данных потребностей (в том числе материальные, финансовые, кадровые, организационные и др.);
- шире внедрять механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры (музеи, библиотеки, музыкальные школы и др.);
- создавать на базе образовательных учреждений этнографические, исторические и иные выставки (экспозиции), клубы.
Кроме того, муниципалитетом как учредителем образовательного учреждения утверждается устав при согласовании с участниками образовательного процесса, в котором в обязательном порядке указываются типы и виды реализуемых образовательных программ, язык (языки) обучения и иные характеристики образовательного процесса.
Образовательное учреждение вправе включать дисциплины, обеспечивающие удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся, в соответствующую структурную составляющую основной образовательной программы, которая формируется с учетом мнений участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся), родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления самостоятельно.
Педагоги при разработке программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) должны учитывать этнопедагогические традиции социума, национально-региональную специфику, этнокультурные образовательные потребности обучающихся, воспитанников, родителей и работодателей, при изучении отдельных предметов (истории, литературы, географии, мировой художественной культуры и т.д.) дополнять содержание региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и другие особенности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Учителя родных языков и литературы, региональной (национальной) истории, истории родной культуры и т.п. должны в своей деятельности вводить в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям), особенности развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин, выстроенного на родной (нерусской) этнокультуре. Это будет способствовать консолидации многонационального сообщества, поликультурному воспитанию обучающихся, их органичной интеграции в современное российское общество.
Обращаем также внимание, что Федеральным законом установлен переходный период. Это означает, что лица, поступившие в образовательные учреждения до введения федерального государственного образовательного стандарта, продолжают свое обучение по образовательной программе данного уровня на основе государственного образовательного стандарта, включающего региональный (национально-региональный) компонент в нынешнем виде до завершения обучения. Прием на такое обучение прекращается 31 августа 2009 года.