<Письмо> Минобрнауки России от 22.10.2020 N МН-5/4683
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2020 г. N МН-5/4683
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России информирует, что во исполнение пункта 6 раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 7 августа 2020 г. N А4-30-640 об обеспечении сохранения прав инвалидов на меры социальной поддержки в условиях пандемии, а также пункта 2.1 приказа Минобрнауки России от 23 марта 2020 г. N 465 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Указанные Методические рекомендации направляются для использования в работе.
Директор Департамента
координации деятельности
организаций высшего образования
Н.С.ТРУХАНОВСКАЯ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Консультационное и информационно-методическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования
Сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - РУМЦ) в условиях перехода на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий организуется работа "горячей линии" для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и работников всех организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (далее - Организации).
В период сложной эпидемиологической ситуации оказание консультационной поддержки осуществляется всеми РУМЦ по вопросам контактной работы обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - студенты с инвалидностью, обучающиеся с инвалидностью) и педагогических работников, а также по использованию различных образовательных технологий, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом нозологий, по телефонам, по электронной почте, путем заполнения онлайн-заявки на интернет-портале поддержки высшего инклюзивного образования (далее - Портал) по адресу:
https:/инклюзивноеобразование.рф/контакты. В приложении N 1 приведены контакты РУМЦ, созданных на базе образовательных организаций высшего образования.
На Портале обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам, адаптированным для обучающихся с инвалидностью с учетом нозологии, с целью информационно-методического сопровождения представителей Организаций (перечень учебно-методических материалов представлен в приложении N 2).
II. Рекомендации по обеспечению безопасных условий организации учебного процесса для обучающихся с инвалидностью
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 с целью обеспечения безопасных условий учебного процесса и сохранения здоровья обучающиеся с инвалидностью и/или имеющие хронические заболевания <1> могут временно перейти на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Основанием для перевода на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий является личное заявление обучающегося или перевод всей учебной группы в установленной Организацией порядке на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
--------------------------------
<1> Приложение к приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 545 "О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Перевод на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обучающегося с инвалидностью оформляется локальным нормативным актом Организации.
Организация самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых с использованием дистанционных образовательных технологий.
Организация самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Вариант перевода обучающихся с инвалидностью на обучение с применением дистанционных образовательных технологий основан на формате смешанного обучения, которое представляет собой сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии. При смешанном обучении обеспечивается сочетание онлайн и оффлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий, применение разнообразных форм, методов, технологий взаимодействия всех участников учебного процесса.
Образовательный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени, при этом могут быть реализованы в части организации:
- учебных занятий,
- практик,
- текущего контроля и промежуточной аттестации,
- итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Организация по согласованию с обучающимся с инвалидностью самостоятельно определяет, в какой части обучающийся переводится на дистанционное обучение, в какой - продолжает обучение в традиционной форме. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется индивидуальным графиком учебного процесса.
Смешанное обучение складывается из:
1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;
2) интерактивного взаимодействия, организованного посредством использования компьютерных телекоммуникационных технологий и электронных информационно-образовательных онлайн ресурсов;
3) самообразования.
Объем и сочетание названных компонентов зависит от характеристик реализуемого направления и профиля подготовки, изучаемой дисциплины (модуля), практики и/или специфических особенностей обучающегося с инвалидностью (группы обучающихся с инвалидностью).
Освоение обучающимся образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.
Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом Организации.
Обучаясь по индивидуальному графику учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, обучающийся с инвалидностью обязан выполнять все виды заданий и аттестации, установленные в учебном плане, индивидуальном графике учебного процесса.
Варианты организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий предполагают использование одного из нескольких способов или их сочетание, в том числе:
1) параллельная трансляция занятий в онлайн режиме в соответствии с расписанием, установленным для студенческой группы;
2) самостоятельное изучение материала, находящегося в электронной образовательной среде Организации;
3) дополнительные консультации преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования. <2>
--------------------------------
<2> Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2017 г. N ВП-46/18вн (Приложения 6, 7).
Использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточных и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся с инвалидностью.
Способ организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий закрепляется локальным нормативным актом Организации.
В случае организации занятий с параллельной трансляцией в онлайн режиме помещение должно быть оборудовано мультимедийными средствами приема-передачи информации (видеокамера, микрофон, программное обеспечение видеоконференцсвязи, выход в интернет). Мультимедийное оборудование в помещении должно обеспечивать запись и онлайн трансляцию занятий для обучающихся, находящихся удаленно.
Кроме этого, необходимо учитывать особенности ограничений, касающиеся отдельных нозологических групп инвалидности. В частности, для обучающихся с нарушением слуха при организации онлайн занятий требуется учитывать необходимость удаленного подключения переводчика русского жестового языка или организации рабочего места данного специалиста в аудитории, из которой осуществляется трансляция в случае, если переводчик русского жестового языка сопровождает занятия в обычном режиме.
Преподавателям, ведущим очные занятия с группами, в которых присутствует студент с нарушением слуха, рекомендуется не использовать медицинские маски, скрывающие артикуляцию или использовать прозрачные пластиковые маски. В случае наличия у преподавателя медицинского заключения о необходимости постоянного ношения медицинской маски, рекомендуется осуществлять замену преподавателя, либо перенос занятий в дистанционную форму.
В случае выбора обучающимся самостоятельного изучения материала образовательные ресурсы должны быть адаптированы для использования обучающимися с нарушением зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата в соответствии с принципами универсального дизайна.
На усмотрение Организации учебная и производственная практика также может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в зависимости от направления подготовки и возможностей ее осуществления в онлайн формате.
В случае реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий путем проведения дополнительных индивидуальных консультаций преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, Организации рекомендуется определить нормативы финансового обеспечения проводимых для обучающегося с инвалидностью консультаций, возможное число индивидуальных консультаций и размер оплаты труда преподавателю за каждую индивидуальную консультацию.
Организации необходимо предусмотреть предварительное информирование и подготовку преподавателей к работе со студентами с инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий в части обеспечения доступности и качества обучения с учетом нарушений здоровья и индивидуальных особенностей студента.
III. Рекомендации по реализации образовательных программ высшего образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с инвалидностью
Данные рекомендации разработаны для руководителей, преподавателей и специалистов по сопровождению учебного процесса образовательных организаций высшего образования в целях организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ в условиях перехода на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий с учетом специфики работы студентов с инвалидностью в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
Рекомендации освещают основные вопросы реализации Организациями образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организации контактной работы студентов с инвалидностью и педагогических работников, использования различных образовательных технологий.
В методических рекомендациях описываются направления, формы работы и механизмы реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для обучения студентов с инвалидностью с учетом нозологий, а также формы психолого-педагогического сопровождения данных обучающихся.
1. Рекомендации к материально-технической базе
Дистанционное рабочее место студента с инвалидностью, находящегося вне Организации, оборудуется самим обучающимся при содействии и возможной помощи работников Организации, РУМЦ, волонтеров и иных лиц.
На компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) обучающегося должен быть установлен комплект программного обеспечения, рекомендуемый образовательной организацией, исходя из имеющейся электронной информационно-образовательной среды. Также обучающийся может использовать необходимые ему ассистивные технологии.
К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, другими видами нарушений здоровья в получении такого же объема информации, как и любыми другими обучающимися. При этом наряду с индивидуальными образовательными потребностями учитываются и психофизические ограничения.
Основные задачи, которые должны быть решены Организацией, связаны с обеспечением получения информации студентами с инвалидностью в доступной форме и организацией коммуникации с преподавателями и другими обучающимися.
Обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушениями двигательных функций рук) могут быть использованы альтернативные устройства ввода информации и управления компьютером, такие как джойстик, роллер, выносные кнопки мыши, головная или ножная компьютерная мышь, адаптированная клавиатура, ай-трекер, сенсорный монитор и др. Для них рекомендуется использование свободно распространяемого ассистивного программного обеспечения и специальных возможностей, предоставляемых операционными системами, облегчающих и ускоряющих ввод информации (виртуальная (экранная) клавиатура, сочетание клавиш, набор текста с помощью голоса и пр.).
Для обучающихся с нарушениями зрения рекомендуется использование средств для усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы. Они могут использовать собственные тифлоинформационные устройства, которые совместимы с большинством используемого программного обеспечения (дисплей Брайля, тифлокомпьютер и т.п.).
Слабовидящие обучающиеся в процессе дистанционного обучения могут использовать специальные возможности операционных систем (увеличение разрешения экрана, режим высокой контрастности, изменение цвета и указателя мыши, экранная лупа, экранный диктор), а также ассистивные программные средства: программы экранного увеличения, программы синтеза речи, программы-конверторы текстовой информации в аудиофайл и т.п.
Для незрячих обучающихся необходимо использование программного обеспечения экранного доступа (например, NVDA (Non Visual Desktop Access), которое позволяет им работать на компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи или на брайлевский дисплей, программ оптического распознавания символов, программ синтеза речи. При работе на мобильных устройствах эффективно использовать голосовой помощник.
Для слабослышащих студентов использование сурдотехнических средств является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных нарушений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Поэтому разработка технологий учебной деятельности должна сопровождаться текстовой инструкцией по просмотру и/или сопровождаться текстом в режиме субтитров и проводиться с ориентацией на включение всех сохранных анализаторов. При загрузке видеоматериалов на ресурс YouTube рекомендуется использовать автоматическое создание субтитров. Для неслышащих обучающихся может при необходимости использоваться перевод текста на русский жестовый язык (например, с помощью "Сурдофона").
2. Особенности организации обучения студентов с инвалидностью с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
При реализации электронного обучения для студентов с инвалидностью выделяются несколько составляющих, влияющих на доступность и качество образования:
- средства организации электронного обучения (системы управления контентом, системы управления обучением и т.п.), а именно технические и программные средства, используемые Организацией;
- образовательный контент, который обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, соответствующими основными образовательными программами высшего образования, в том числе адаптированными, электронной информационно-образовательной средой Организации, электронными библиотечными системами, массовыми открытыми онлайн-курсами, ресурсами портала инклюзивноеобразование.рф;
- педагогическое взаимодействие (формы, методы, педагогические технологии и т.п.) и обеспечение коммуникации всех участников учебного процесса посредством различных каналов связи (средства электронной информационно-образовательной среды Организации, электронная почта, мессенджеры, телефон и пр.);
- оценивание образовательных результатов как способы деятельности преподавателя и студентов с инвалидностью, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности, выявляется уровень усвоения учебного материала и формирование компетенций.
Рекомендации по организации образовательного процесса студентов с инвалидностью с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включают:
1) использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий студентов с инвалидностью, т.е. условия универсального дизайна виртуальной образовательной среды;
2) обеспечение студентов с инвалидностью учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья: подбор и разработка электронных образовательных ресурсов должны производиться преподавателями с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы студенты с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ синтеза речи) или с помощью тифлоинформационных устройств; не следует давать текст в форме картинки, поскольку в таком виде он не воспринимается программами синтеза речи, программами экранного увеличения и пр., а видеоматериалы должны обязательно сопровождаться субтитрами;
3) обеспечение сочетания онлайн и оффлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий, применение разнообразных форм, методов, технологий педагогического взаимодействия всех участников учебного процесса.
Основными видами учебной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий являются: лекции, реализуемые на различных платформах и в различном формате (вебинар, чат, форум, электронная почта, лекции-презентации и т.д.); практические, семинарские занятия (вебинары, собеседования в чате, задания, проекты, тесты и т.д.); индивидуальные и групповые консультации (электронная почта, чат, форумы, вебинары, мессенджеры); самостоятельная работа обучающегося, в том числе работа с интерактивным образовательным контентом, внешними электронными образовательными ресурсами; текущая и промежуточные аттестации.
При подготовке образовательных материалов для дистанционного обучения студентов с инвалидностью необходимо ориентироваться на то, чтобы и интерфейс, и образовательный контент с самого начала отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. соответствовали принципам универсального дизайна.
Все образовательные материалы, предоставляемые в электронной информационно-образовательной среде должны соответствовать международному стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility - WCAG). Основные рекомендации для преподавателей и разработчиков по обеспечению доступности информации:
- создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей (увеличенный шрифт, шрифт Брайля на тифлоинформационных устройствах, озвучивание, специальные знаки или упрощенный язык);
- предоставлять альтернативную версию медиаконтентов (аудио- и видеофайлов), использовать титры в качестве дублирования аудиоконтента;
- создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры;
- упростить просмотр и прослушивание контента, отделив важные части от второстепенных: в частности, не следует использовать цвет в качестве единственного визуального средства передачи информации, обозначения действия, запроса на обратную связь или выделения визуального элемента;
- если на веб-странице представлена автоматически проигрываемая аудиозапись продолжительностью более трех секунд, то пользователям должен быть предоставлен механизм для паузы или остановки этой аудиозаписи, или для управления громкостью звука, независимый от управления общей громкостью системы;
- размер шрифта текста, за исключением титров и изображений текста, может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования ассистивных технологий и без потери контента или функциональности;
- визуальное отображение текста и текст на изображениях должны иметь коэффициент контрастности не менее 7:1;
- текст на изображениях должен использоваться только для оформления или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации;
- следует предусмотреть доступность управления с клавиатуры всей функциональностью контента;
- пользователям необходимо предоставить помощь и поддержку в навигации, поиске контента и в определении их текущего положения на сайте;
- информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными, веб-страницы должны отображаться и функционировать предсказуемым образом.
В используемую Организацией электронную информационно-образовательную среду необходимо встроить плагины специальных возможностей (изменение размера шрифта, установка различных сочетаний цвета текста и фона, увеличенная контрастность, включение/отключение изображений, анимации, озвучивание текста на странице и т.п.).
Для обучающихся, пользующихся программами экранного доступа, использование технологии Flash крайне нежелательно, поскольку подобные программы "не видят" информацию в данном формате.
Следует учитывать, что разные электронные библиотечные системы предоставляют различные возможности получения информации в формах, адаптированных к ограничениям здоровья студентов с инвалидностью:
- имеются версии сайтов, адаптированные для лиц с нарушениями зрения;
- при чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание при помощи программ экранного доступа;
- скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, могут использоваться программами экранного доступа для голосового озвучивания текстов, они могут быть загружены в тифлофлэшплееры, а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения;
- использование медиатеки аудиокниг или мобильных приложений со специальным сервисом для незрячих.
3. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью
В условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий особое значение приобретают технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся, технологии взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью предполагает использование альтернативных форм коммуникации (посредством электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, видеочатов и пр.) с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Рекомендуется определить ответственное за сопровождение лицо из числа работников или волонтеров Организации.
При организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью необходимо предусмотреть возможность дополнительных консультаций в части разъяснений особенностей организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе при ознакомлении с регламентами, правилами деловой коммуникации и пр.
При организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью необходимо предусмотреть возможность организации различных видов внеучебной деятельности в доступных для обучающихся форматах.
Педагогическое сопровождение обучения студента с инвалидностью должно начинаться сразу после начала обучения, что способствует поддержанию у студента внутренней мотивации к получению высшего образования, а также профилактике возникновения технических, коммуникативных и иного рода проблем, возникающих во время обучения. Немаловажную роль играет и психологическая поддержка, оказываемая обучающемуся с инвалидностью преподавателями и специалистами по сопровождению.
Преподаватель должен быть проинформирован о психофизических особенностях студентов с инвалидностью и их влиянии на процессы восприятия и переработки информации; знать возможности и ограничения информационных и телекоммуникационных технологий в обеспечении студентов учебной информацией в доступной форме; осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебных материалов и формах контроля результатов обучения.
Структурным подразделениям и сотрудникам Организации, ответственным за обучение студентов с инвалидностью, необходимо поддерживать коммуникацию с обучающимися с инвалидностью, временно перешедшими на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, с помощью различных каналов связи с целью выявления и оперативного решения возникающих методических, технических и организационных проблем.
Рекомендуется привлечение волонтеров из числа обучающихся образовательной организации, в том числе прошедших обучение по модульной сетевой программе сети РУМЦ по подготовке волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с инвалидностью, которые могут помочь студентам с инвалидностью в получении учебных материалов, оформлении и отправке заданий и пр.
Основные трудности, возникающие у обучающихся с инвалидностью, особенно на начальном этапе обучения, связаны с процессом адаптации к условиям учебного процесса, взаимоотношениями в образовательной среде, обусловленными недостаточным развитием коммуникативных навыков, учебной успеваемостью. Для разрешения подобных трудностей особое внимание должно уделяться индивидуальной работе с первокурсниками.
В начале учебного года сотрудникам Организации, ответственным за обучение студентов с инвалидностью, рекомендуется организовать выявление особых образовательных потребностей лиц с инвалидностью, поступивших на обучение. Такая психолого-педагогическая диагностика может осуществляться через беседу и анкетирование как в процессе личной встречи, так и посредством дистанционных образовательных технологий. Далее информацию об обучающихся, которые имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании конкретных условий обучения, обусловленных спецификой вида нарушения их здоровья, необходимо довести до сведения учебных подразделений, осуществляющих образовательный процесс.
С целью сопровождения процесса адаптации первокурсников рекомендуется подготовка инструкций, в том числе в видеоформате, по работе в электронной информационно-образовательной среде Организации, электронных библиотечных системах и пр.
Одной из эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью может стать онлайн-тьюторинг. За студентом с инвалидностью или инклюзивной группой закрепляется онлайн-тьютор. Это может быть сотрудник Организации или обучающийся, обладающий необходимой подготовкой.
Онлайн-тьютор взаимодействует со студентами с использованием любых доступных каналов связи (телефонная связь, электронная почта, мессенджеры, социальные сети, сети обмена данными, файлообменники, сервисы Google Docs, интернет-ресурсы с возможностью видеосвязи и пр.).
Онлайн-тьютор решает следующие задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление индивидуальных личностных особенностей, особых образовательных потребностей, особенностей межличностных отношений обучающегося с инвалидностью;
- изучение технической оснащенности рабочего места обучающегося и подбор оптимальных цифровых сервисов и ассистивных технологий для использования в учебной и внеучебной деятельности;
- консультирование преподавателей, сотрудников и волонтеров Организации с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на учете индивидуальных психологических особенностей обучающегося с инвалидностью;
- обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников;
- оказание содействия развитию групповой сплоченности, интеграция обучающихся в поликультурную среду университета;
- оказание содействия освоению обучающимися этических норм, ценностей и традиций корпоративной культуры университета, а также правил и норм коммуникации в академической среде.
Средствами психолого-педагогического сопровождения онлайн-тьюторинга могут быть: психологическое интернет-тестирование, консультирование (индивидуально или в группах в форме телеконференций, чатов для минигрупп, конференций в режиме реального времени), дискуссии, мастер-классы.
В Интернет-пространстве средствами онлайн-тьюторинга могут выступать группы и (или) чаты в социальных сетях и (или) мессенджерах, в которых регулярно размещается контент, позволяющий обеспечить не только информационные и образовательные потребности обучающихся, но и коммуникацию, рефлексию, регулярную психологическую поддержку.
4. Рекомендации по организации и проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью
Образовательная организация самостоятельно определяет требования к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей лиц с инвалидностью, и может проводить данную процедуру с использованием дистанционных образовательных технологий <3>.
--------------------------------
<3> Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2020 г. N 490 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования".
Для обучающихся с инвалидностью процедуры аттестации осуществляются с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Перечень специальных условий для проведения аттестации фиксируется в письменном заявлении. Организация оказывает помощь обучающимся в определении данных специальных условий.
В специальные условия могут входить: увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь удаленно, выбор формы представления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы представления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу), использование специальных технических средств и ассистивного программного обеспечения, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации используется электронная информационно-образовательная среда Организации.
Перед началом аттестации осуществляется процедура идентификации личности обучающегося.
В ходе аттестации необходимо предусмотреть предоставление возможности для обучающегося с инвалидностью использования специальных технических средств, ассистивного программного обеспечения необходимых технических средств и оказание технической помощи удаленно при необходимости.
При необходимости фонды оценочных средств адаптируются к способам восприятия информации обучающегося с инвалидностью.
Процедуры промежуточной и итоговой аттестации закрепляются локальным нормативным актом Организации.
5. Рекомендации по организации приема лиц с инвалидностью в образовательные организации высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий
Организация обеспечивает необходимые специальные условия проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
В ходе приемной кампании Организации рекомендуется вести учет и сопровождение всех абитуриентов с инвалидностью, независимо от того, поступают они по особой квоте, по общему конкурсу или на договорной основе.
Для приема документов, консультирования и проведения вступительных испытаний абитуриентов с инвалидностью в электронной форме посредством электронной информационной системы Организации рекомендуется определить:
- представителя университета, который осуществляет консультирование абитуриентов с инвалидностью по вопросам обучения в Организации, в том числе по вопросам, касающимся специальных условий обучения, созданных в Организации;
- сотрудника приемной комиссии, который осуществляет консультирование по вопросам подачи документов в дистанционном формате, а также регистрацию поступающего, запись на вступительные испытания (при необходимости), формирование личного дела, фиксирует необходимость предоставления специальных условий при проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных образовательных технологий и пр.
- ассистента, который удаленно оказывает техническую помощь абитуриенту с инвалидностью с учетом его индивидуальных особенностей, из числа сотрудников Организации или привлеченных лиц.
В функции ассистента может входить удаленная помощь:
- до начала проведения вступительных испытаний: установка и настройка на компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) абитуриента необходимого оборудования и программного обеспечения;
- во время вступительных испытаний: запуск необходимого программного обеспечения, контроль за работой программного обеспечения, отправка выполненных заданий;
- в ходе проведения вступительных испытаний: зачитывание заданий, ввод и оформление ответов на задания, общение с преподавателями, проводящими вступительное испытание.
Вступительные испытания проводятся в форме, определяемой Организацией самостоятельно в соответствии с правилами приема.
Материалы вступительных испытаний предоставляются поступающему с инвалидностью в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
Продолжительность вступительного испытания для абитуриентов с инвалидностью при необходимости увеличивается, но не более чем на 1,5 часа. Во время проведения вступительного испытания абитуриенту с инвалидностью может быть предоставлен перерыв в рамках времени, отведенного на вступительное испытание, для отдыха, приема пищи или лекарств.
Инструкция по порядку проведения вступительных испытаний и задания вступительных испытаний предоставляется абитуриенту с инвалидностью в форме, адаптированной с учетом особенностей его психофизического состояния здоровья и особенностями восприятия информации.
Инструкция по порядку проведения вступительных испытаний может быть предоставлена в печатной форме (в форме электронного документа), устно, с использованием услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
Для предоставления заданий вступительных испытаний наиболее универсальным форматом является формат электронного документа, который может быть размещен в электронной информационно-образовательной среде Организации или предоставлен в виде отдельного файла. Задания также могут предоставляться в устной форме и зачитываться ассистентом.
Ответы на задания вступительных испытаний абитуриент с инвалидностью может давать удобным для себя способом:
- в зависимости от индивидуальных особенностей ответы на задания вступительного испытания могут быть даны абитуриентом с инвалидностью как в устной, так и письменной форме;
- при вступительном испытании, проводимом в форме тестирования, абитуриент с инвалидностью может давать ответы на компьютере в электронной информационно-образовательной среде Организации, письменно шрифтом Брайля или с использованием услуг ассистента, удаленно оказывающего техническую помощь;
- при вступительных испытаниях, проводимых в письменной форме, абитуриент с инвалидностью может давать ответы на задания на компьютере в форме электронного документа, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг ассистента;
- при вступительных испытаниях в форме собеседования абитуриент с инвалидностью может отвечать устно и (или) с использованием услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
При использовании на вступительном испытании услуг ассистента образовательной организации рекомендуется вести видео и аудиозапись всей процедуры вступительного испытания.
В качестве системы обеспечения взаимодействия между участниками вступительных испытаний может использоваться программное обеспечение, позволяющее организовать видео-конференц-связь, а также создание и выгрузку записи процедуры вступительных испытаний для их повторного просмотра.
Личное дистанционное рабочее место абитуриента с инвалидностью, находящегося вне образовательной организации, оборудуется самим абитуриентом в соответствии с требованиями образовательной организации по прохождению вступительного испытания.
Во время проведения вступительных испытаний абитуриент с инвалидностью может использовать необходимые ему специальные технические средства и ассистивные программы, перечень которых указывается в заявлении поступающего, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
При проведении вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью в одной веб-комнате совместно с поступающими, не являющимися инвалидами, если это не создает трудностей для инвалидов и иных поступающих при прохождении вступительных испытаний;
- присутствие в веб-комнате ассистента (ассистентов), оказывающего поступающим с инвалидностью необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем).
С целью минимизации рисков аннулирования результатов экзаменов из-за нарушений, возникших вследствие индивидуальных психофизических особенностей абитуриента, во время проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью не применяется автоматическая система прокторинга с использованием специальных технических программ.
Приложение 1
КОНТАКТЫ
РЕСУРСНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПО ОБУЧЕНИЮ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(РУМЦ), СОЗДАННЫХ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
N п/п
Вуз, на базе которого создан РУМЦ
Номера телефонов Call-центров
1.
Вятский государственный университет
rumc@vyatsu.ru
+7 8332 742-800
2.
Государственный университет управления
rumcguu@yandex.ru
8 800 234-68-84
3.
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
rumtskfu@gmail.com
8 800 551-70-77
+7 978 843-71-83
4.
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
rumts@mggeu.ru
8 800 551-66-08
5.
Московский государственный психолого-педагогический университет
rumts.mgppu@gmail.com
8 800 707-49-29
6.
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
rumc@bmstu.ru
8 800 100-01-88
+7 926 319-25-93
+7 925 827-58-22
7.
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина
rumc@mininuniver.ru
8 800 550-61-15
8.
Новосибирский государственный технический университет
rumc@corp.nstu.ru
8 800 250-61-26
9.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
rumc@herzen.spb.ru
+7 812 643-77-64
10.
Российский государственный социальный университет
rodionovaEA@rgsu.net
8 800 301-67-46
11.
Северо-Кавказский федеральный университет
rumc_skfo@ncfu.ru
8 800 707-84-67
12.
Тихоокеанский государственный университет
rumc@pnu.edu.ru
8 800 250-19-52
13.
Тюменский государственный университет
rumts@utmn.ru
8 800 700-76-62
14.
Челябинский государственный университет
rumc@csu.ru
8 800 302-71-55,
+7 35 799-71-55
15.
Череповецкий государственный университет
rumts_szfo_chgu@mail.ru
8 800 550-19-35,
+7 921 732-09-11,
+7 921 135-38-97
16.
Южный федеральный университет
rumz@sfedu.ru
8 800 550-63-11,
+7 988 585-39-12,
+7 863 218-40-68
17.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
rumc@rgufk.ru
+7 499 748-20-08,
+7 908 799-72-29
18.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
rumc@rosminzdrav.ru
+7 4912 97-18-13
+7 915 615-56-57
18.
Российская государственная специализированная академия искусств
rumc-rgsai@mail.ru
+7 499 249-33-80
+7 985 124-42-16
20.
Российский университет транспорта
info.IMO.MIIT@gmail.com
alekseenkoam@list.ru
+7 925 720-62-10
+7 985 069-20-25
21.
Российский государственный аграрный заочный университет
rumc-rgazu@mail.ru
+7 985 760-24-16
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, РАЗМЕЩЕННЫХ НА ПОРТАЛЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗРАБОТАННЫХ СЕТЬЮ РУМЦ
(https://инклюзивноеобразование.рф/материалы)
Учебно-методические комплексы (далее - УМК):
1. Английский язык (базовый курс) (УМК)
2. Безопасность жизнедеятельности (УМК)
3. Введение в профессию по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (УМК)
4. Введение в профессию по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (УМК)
5. Градостроительная экология (УМК)
6. Деловой русский язык (УМК)
7. Иностранный язык (УМК)
8. История (УМК)
9. Корпоративное право (УМК)
10. Логопсихология (УМК)
11. Менеджмент (УМК)
12. Методика преподавания истории (специальная) (УМК для обучающихся с нарушением ОДА)
13. Методика преподавания истории (специальная) (УМК для обучающихся с нарушением слуха)
14. Методика преподавания истории (специальная) (УМК для обучающихся с нарушением зрения)
15. Методологические основы психологии (УМК)
16. Метрология, стандартизация и сертификация (УМК)
17. Налоговое право (УМК)
18. Оздоровительная физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья (лечебная физическая культура, специальная медицинская группа) (УМК)
19. Основы безбарьерной дидактики в системе инклюзивного высшего образования (учебное пособие)
20. Основы конфликтологии (УМК)
21. Практический курс испанского языка для начинающих для студентов с нарушением различной этиологии (УМК)
22. Профессиональная этика (УМК)
23. Психологическая безопасность и жизнестойкость личности (УМК)
24. Психология развития обучающихся (УМК)
25. Русский язык и культура речи (УМК)
26. Современные технологии поиска и обработки информации (УМК)
27. Социальная защита детства (УМК)
28. Социально-правовые основы социальной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью (УМК)
29. Социология (УМК)
30. Специальная семейная педагогика (УМК)
31. Сравнительная педагогика (УМК)
32. Теория и практика экскурсионной деятельности (УМК)
33. Технология кооперативного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе (Технология обучения)
34. Технология организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузе (Технология обучения)
35. Тифлопедагогика с основами тифлопсихологии (УМК)
36. Управление проектами (УМК)
37. Философия (УМК)
38. Экология (УМК)
39. Экономические основы социальной работы (УМК)
Адаптационные модули (дисциплины):
40. Коррекционная педагогика (дошкольная) (Адаптационный модуль (дисциплина))
41. Основы адаптации на рынке труда (Адаптационный модуль (дисциплина))
42. Основы саморазвития, самообразования и самоорганизации (Адаптационный модуль (дисциплина))
43. Основы эффективного общения (Адаптационный модуль (дисциплина))
44. Подготовка студентов к работе в виртуальной образовательной среде на базе системного программного продукта eLearning 4G (Адаптационный модуль (дисциплина))
45. Саморазвитие и общение в условиях зрительной недостаточности (Адаптационный модуль (дисциплина))
46. Социальная адаптация и коммуникации в учебной и профессиональной деятельности (Адаптационный модуль (дисциплина))
47. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний ((Адаптационный модуль (дисциплина))
48. Социально-психологический тренинг для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (Адаптационный модуль (дисциплина))
49. Стратегии карьерно-профессиональной навигации (Адаптационный модуль (дисциплина))
50. Стратегия и тактика оптимизации собственных возможностей (Адаптационный модуль)
51. Тайм-менеджмент (Адаптационный модуль (дисциплина))
52. Технологии развития социальной активности, ответственности и мобильности (Адаптационный модуль (дисциплина))
53. Тифлотехнологии в образовании слепых студентов (Адаптационный модуль (дисциплина))
54. Эффективная коммуникация в пространстве вуза (Адаптационный модуль (дисциплина))
Онлайн-курсы:
55. Профессиональный стартап (онлайн-курс)
56. Путеводитель по карьере: от резюме до адаптации на рабочем месте (онлайн-курс)
57. Стратегии построения успешной карьеры (онлайн-курс)
58. Технология карьеры (онлайн-курс)
59. Эффективное трудоустройство и построение карьеры (онлайн-курс)