Рейтинг@Mail.ru

"Примерный порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учре

Приложение

к письму Минобрнауки России

от 30 марта 2018 г. N 07-1845

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ В ТРУДОВОМ И БЫТОВОМ УСТРОЙСТВЕ,

А ТАКЖЕ ИНЫХ ВИДОВ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ОСВОБОЖДЕННЫМ

ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ЛИБО ВЕРНУВШИМСЯ ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

I. Общие положения

1.1. Примерный порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее - Примерный порядок), разработан в соответствии с пунктом 8 плана мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, пунктом 1.3 протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 21 сентября 2016 г. N 3.

1.2. Примерный порядок адресован органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), иным органам и организациям, участвующим в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и призван способствовать повышению эффективности работы по обеспечению оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) либо несовершеннолетним, вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее - СУВУ закрытого типа).

1.3. Положения Примерного порядка имеют приоритет над отдельными положениями методических рекомендаций по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы, разработанными в соответствии с пунктом 59 плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р (письмо Минобрнауки России от 28 июля 2016 г. N 07-3188), при наличии противоречий.

1.4. Примерный порядок может являться основой для разработки либо совершенствования межведомственных документов, регулирующих соответствующие правоотношения на территории субъекта Российской Федерации, а также совершенствования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.5. Примерный порядок разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ);

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (в части вопросов социальной адаптации, ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации";

постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - постановление N 995);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";

приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации";

приказ Минюста России от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы";

иные нормативные правовые акты.

1.6. Примерный порядок определяет действия органов и учреждений системы профилактики по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений УИС либо вернувшимся из СУВУ закрытого типа.

1.7. Субъектами межведомственного взаимодействия по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений УИС либо вернувшимся из СУВУ закрытого типа (далее - субъекты межведомственного взаимодействия), являются:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования);

органы опеки и попечительства;

органы по делам молодежи;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья (далее - органы управления здравоохранением), медицинские организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, медицинские организации муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации);

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения (далее - органы службы занятости);

органы внутренних дел, включая подразделения по делам несовершеннолетних;

учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создаваемые указанными органами, в том числе СУВУ закрытого типа;

учреждения УИС (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

1.8. Координацию деятельности субъектов межведомственного взаимодействия осуществляют:

на уровне субъекта Российской Федерации - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (далее - региональная комиссия);

на уровне городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения этих субъектов Российской Федерации - территориальные (муниципальные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - территориальная (муниципальная) комиссия).

1.9. Мероприятия, осуществляемые в соответствии с Примерным порядком, реализуются в отношении следующих категорий несовершеннолетних:

несовершеннолетних, находящихся в учреждениях УИС либо в СУВУ закрытого типа (на стадии подготовки к освобождению (выпуску) из соответствующего учреждения);

несовершеннолетних, освобожденных из учреждений УИС, в том числе из мест содержания под стражей;

несовершеннолетних, вернувшихся из СУВУ закрытого типа.

1.10. Основными этапами межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики являются:

подготовка к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа;

действия органов и учреждений системы профилактики при возвращении несовершеннолетних к месту жительства из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа.

II. Полномочия субъектов межведомственного взаимодействия

на этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних

из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа

2.1. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС администрации указанных учреждений осуществляют следующие полномочия.

2.1.1. Администрация учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония) осуществляет следующие полномочия.

2.1.1.1. Представляет в региональную комиссию и территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, информацию об указанных несовершеннолетних и проводимой с ними индивидуальной профилактической работе (подпункт 9.1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ), в случае поступления запроса из указанных комиссий.

2.1.1.2. В пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать необходимую (необходимые) информацию (материалы) от органов и учреждений системы профилактики, а также иных органов и организаций в рамках их полномочий, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также преемственности и непрерывности процесса исправления несовершеннолетних.

2.1.1.3. В срок не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев, - после вступления приговора в законную силу:

уведомляет территориальную (муниципальную) комиссию, органы местного самоуправления, органы службы занятости и орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилого помещения, его трудоспособности и имеющихся специальностях, а также направляет характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, трудовой, культурно-досуговой реабилитации;

сообщает родителям (иным законным представителям) или иным родственникам о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагает им прибыть в учреждение УИС для встречи и сопровождения его к месту жительства;

направляет в отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствуют родители (иные законные представители) или иные родственники, в орган опеки и попечительства, территориальную (муниципальную) комиссию по его месту жительства информацию о его предстоящем освобождении и необходимости решения вопросов, связанных с обеспечением его жилищных прав, а также вопросов, связанных с его дальнейшим устройством, обучением и (или) трудоустройством, и направляет характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, трудовой, культурно-досуговой реабилитации.

2.1.1.4. В срок не позднее 10 календарных дней со дня принятия судом решения об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего от отбывания наказания:

уведомляет территориальную (муниципальную) комиссию и орган внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего о его предстоящем освобождении, наличии у него жилого помещения, его трудоспособности и имеющихся специальностях, а также направляет характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, трудовой, культурно-досуговой реабилитации;

направляет в отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствуют родители (иные законные представители) или иные родственники, в орган опеки и попечительства, территориальную (муниципальную) комиссию по его месту жительства информацию о его предстоящем освобождении и необходимости решения вопросов, связанных с его дальнейшим устройством, обеспечением его жилищных прав, а также вопросов, связанных, обучением и (или) трудоустройством, а также направляет характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, трудовой, культурно-досуговой реабилитации.

2.1.1.5. Может при необходимости направить информацию о предстоящем освобождении несовершеннолетнего из учреждения УИС в региональную комиссию по месту жительства несовершеннолетнего осужденного.

2.1.1.6. Ведет "Социальные карты несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее - социальная карта) в отношении каждого несовершеннолетнего осужденного.

В социальной карте отражается перечень мероприятий по подготовке несовершеннолетнего осужденного к освобождению, в том числе запросы в органы и учреждения системы профилактики, поступающие ответы, результаты проводимых мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетнему в его ресоциализации, а также вывод о том, относится ли освобождающийся из учреждения УИС к категории детей, находящихся в социально опасном положении; сведения о том, совершал ли он в период отбывания наказания противоправные деяния; рекомендации по проведению с несовершеннолетним дальнейшей профилактической и реабилитационной работы.

При освобождении несовершеннолетнего из учреждения УИС, которому неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, а также несовершеннолетнего осужденного, имеющего неотбытый дополнительный вид наказания, исполняемый уголовно-исполнительной инспекцией, социальная карта направляется администрацией учреждения УИС в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства несовершеннолетнего.

В иных случаях социальная карта направляется в территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства несовершеннолетнего осужденного, освобождаемого из учреждения УИС.

2.1.1.7. Организует проведение бесед с каждым из несовершеннолетних осужденных о планах по жизнеустройству после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жилым помещением, обучения и трудоустройства.

При организации указанных мероприятий рекомендуется учитывать информацию, полученную из территориальной (муниципальной) комиссии, в случае поступления таковой.

2.1.1.8. Организует разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, недопустимости совершения новых преступлений, правонарушений или иных антиобщественных действий. Предоставляет информацию о возможности получения социальных услуг, медицинских услуг и иных видов помощи, а также о порядке обращения за их получением.

2.1.1.9. Выдает принадлежащие несовершеннолетним вещи и ценности, средства, хранящиеся на лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении и трудовой деятельности.

2.1.1.10. Обеспечивает несовершеннолетних, освобождаемых из учреждений УИС, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1997 г. N 1358 "О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания", и приказом Минюста России от 22 июня 2017 г. N 111 "Об утверждении Порядка обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда" (Зарегистрировано в Минюсте России от 5 июля 2017 г. N 47300).

2.1.1.11. При отсутствии необходимой у несовершеннолетнего осужденного, освобождаемого из учреждения УИС, по сезону одежды или средств на ее приобретение обеспечивает одеждой за счет средств федерального бюджета. Ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 800 "О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы".

2.1.2. Администрация мест содержания под стражей несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осуществляет следующие полномочия.

2.1.2.1. В пределах своей компетенции представляет в региональную комиссию и территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства или по месту пребывания несовершеннолетних, содержащихся под стражей, информацию об указанных несовершеннолетних и проводимой с ними индивидуальной профилактической работе (подпункт 9 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ), в случае поступления запроса из указанных комиссий.

2.1.2.2. В пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать необходимую (необходимые) информацию (материалы) от органов и учреждений системы профилактики, а также иных органов и организаций, в целях обеспечения защиты их прав и законных интересов несовершеннолетних, содержащихся под стражей, а также преемственности и непрерывности процесса профилактической работы с несовершеннолетним.

2.1.2.3. В течение пяти суток с момента освобождения несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, из-под стражи уведомляет территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства несовершеннолетнего об их убытии, а в отношении несовершеннолетних, у которых отсутствуют родители (иные законные представители) или иные родственники, - также орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетних до помещения в места содержания под стражей.

2.1.2.4. В срок не позднее 10 календарных дней после вступления приговора, вынесенного в отношении несовершеннолетнего, в законную силу, уведомляет территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства несовершеннолетнего об его убытии в воспитательную колонию с указанием ее адреса и контактной информации администрации, а в отношении несовершеннолетних, у которых отсутствуют родители (иные законные представители) или иные родственники, - также орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетних до помещения в места содержания под стражей.

2.2. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из СУВУ закрытого типа администрация указанного учреждения осуществляет следующие полномочия.

2.2.1. Представляет в региональную комиссию и территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства или по месту пребывания несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа, информацию об указанных несовершеннолетних и проводимой с ними индивидуальной профилактической работе (подпункт 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ), в случае поступления запроса из указанных комиссий.

Данная информация предоставляется в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства несовершеннолетнего, в отношении которого имеются другие приговоры суда о назначении наказания или мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, исполняемые самостоятельно от приговора (постановления) суда о направлении в СУВУ закрытого типа.

Указанное полномочие может реализовываться также в отношении лиц, которые в период нахождения в СУВУ закрытого типа достигли возраста 18 лет.

2.2.2. В пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать необходимую (необходимые) информацию (материалы) от органов и учреждений системы профилактики, а также иных органов и организаций в рамках их полномочий, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.2.3. В срок не позднее, чем за один месяц до выпуска несовершеннолетнего из СУВУ закрытого типа, уведомляет его родителей (иных законных представителей) о предстоящем выпуске несовершеннолетнего и предлагает им прибыть в СУВУ закрытого типа для встречи и сопровождения несовершеннолетнего к месту жительства.

2.2.4. В срок не позднее, чем за один месяц до выпуска несовершеннолетнего из СУВУ закрытого типа, направляет в территориальную (муниципальную) комиссию и орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из соответствующего СУВУ закрытого типа, а также направляет характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, трудовой, культурно-досуговой реабилитации, а также рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве.

В срок не позднее, чем за два месяца до выпуска из СУВУ закрытого типа несовершеннолетнего, у которого отсутствуют родители (иные законные представители) или иные родственники, направляет в орган опеки и попечительства, территориальную (муниципальную) комиссию, орган внутренних дел по его прежнему месту жительства извещение о его выпуске из соответствующего СУВУ закрытого типа, характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, трудовой, культурно-досуговой реабилитации, рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также информацию о необходимости решения вопросов, связанных с обеспечением его жилищных прав, его дальнейшим устройством, обучением и (или) трудоустройством.

2.2.5. В случае досрочного выбытия несовершеннолетнего из СУВУ закрытого типа в срок не позднее, чем за 10 календарных дней до предполагаемого выбытия из соответствующего учреждения, уведомляет территориальную (муниципальную) комиссию, орган внутренних дел, а в отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствуют родители (иные законные представители) или иные родственники, также орган опеки и попечительства по его месту жительства о его выпуске из соответствующего СУВУ закрытого типа.

Также направляет в орган опеки и попечительства, территориальную (муниципальную) комиссию, орган внутренних дел по его месту жительства извещение о выпуске из соответствующего СУВУ закрытого типа, характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, трудовой, культурно-досуговой реабилитации, рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также информацию о необходимости решения вопросов, связанных с обеспечением его жилищных прав, его дальнейшим устройством, обучением и (или) трудоустройством.

2.2.6. Может при необходимости направить информацию о предстоящем выпуске несовершеннолетнего из СУВУ закрытого типа также в региональную комиссию по месту жительства или по месту пребывания несовершеннолетнего.

2.2.7. Организует проведение бесед с каждым из несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа о планах по жизнеустройству после выпуска, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения обучения и трудоустройства.

При организации указанных мероприятий рекомендуется учитывать информацию, полученную из территориальной (муниципальной) комиссии, в случае поступления таковой.

2.2.8. Организует разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, недопустимости совершения преступлений, правонарушений или иных антиобщественных действий. Предоставляет информацию о возможности получения социальных услуг, медицинских услуг и иных видов помощи, а также о порядке обращения за их получением.

2.2.9. При совершении несовершеннолетним преступления в период пребывания в СУВУ организует подготовку и направление в учреждения УИС через региональную комиссию информационно-справочных материалов о проводимой индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним с целью обеспечения преемственности и непрерывности процесса исправления.

2.3. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа региональные комиссии осуществляют следующие полномочия.

2.3.1. Могут принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения (абзац седьмой подпункта "б" пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением N 995).

2.3.2. Могут принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа, и вправе в установленном порядке посещать указанные образовательные организации.

2.3.3. В пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать необходимую информацию о несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лицах, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа, и проводимой с ними индивидуальной профилактической работе (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ), соответственно от учреждений УИС и СУВУ закрытого типа.

Данное полномочие может реализовываться также в отношении лиц, которые в период нахождения в учреждении УИС и СУВУ закрытого типа достигли возраста 18 лет.

2.3.4. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.3.5. До возвращения несовершеннолетнего из учреждения УИС и СУВУ закрытого типа отделы или другие структурные подразделения, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения деятельности региональной комиссии (далее - аппарат региональной комиссии), могут вести списочный учет несовершеннолетних, проживавших на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся в учреждениях УИС и СУВУ закрытого типа, в том числе дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации.

В этом случае при необходимости сотрудники аппарата региональной комиссии совместно с представителями иных органов, в том числе территориальных (муниципальных) комиссий, и учреждений системы профилактики могут проводить сверку данных о несовершеннолетних, находящихся в учреждениях УИС и СУВУ закрытого типа.

В случае установления факта, что несовершеннолетний, освобождающийся из учреждения УИС или выпускающийся из СУВУ закрытого типа, является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, региональная комиссия незамедлительно информируют об этом администрацию указанных учреждений, орган опеки и попечительства и территориальные (муниципальные) комиссии.

2.3.6. Осуществляют координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам организации подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа, принимают меры по совершенствованию взаимодействия территориальных (муниципальных) комиссий с учреждениями УИС и СУВУ закрытого типа по обеспечению защиты прав несовершеннолетних, освобождаемых (выпускаемых) из соответствующих учреждений.

2.4. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа территориальные (муниципальные) комиссии осуществляют следующие полномочия.

2.4.1. В пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать необходимую информацию о несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лицах, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа, и проводимой с ними индивидуальной профилактической работе (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ), соответственно от учреждений УИС и СУВУ закрытого типа.

Данное полномочие может реализовываться также в отношении лиц, которые в период нахождения в учреждении УИС и СУВУ закрытого типа достигли возраста 18 лет.

2.4.2. До возвращения несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа отделы или другие структурные подразделения, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления, обеспечивающие деятельность территориальных (муниципальных) комиссий (далее - аппарат территориальной (муниципальной) комиссии):

ведут списочный учет несовершеннолетних, проживавших на "подведомственной" указанным комиссиям территории, находящихся в учреждениях УИС и помещенных в СУВУ закрытого типа. В этом случае при необходимости указанные сотрудники с представителями иных органов и учреждений системы профилактики могут проводить сверку данных о несовершеннолетних, находящихся в учреждениях УИС и СУВУ закрытого типа;

анализируют материалы, полученные из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа, о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в указанных учреждениях, а также о предстоящем их освобождении (выпуске) и готовят соответствующие материалы к рассмотрению на заседаниях территориальных (муниципальных) комиссий.

2.4.3. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.4.4. В срок не позднее семи календарных дней с момента получения письменной информации из учреждения УИС или СУВУ закрытого типа об освобождении либо выпуске несовершеннолетнего из указанных учреждений или о предполагаемом освобождении либо выпуске территориальная (муниципальная) комиссия принимает постановление, в котором могут быть предусмотрены следующие поручения органам и учреждениям системы профилактики:

органу внутренних дел провести обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего с составлением акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

органу опеки и попечительства либо организации, которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства, принять меры по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в рамках действующего законодательства проверить их жилищно-бытовые условия с составлением соответствующего акта обследования; а также органу опеки и попечительства, в случае поступления информации об освобождении несовершеннолетнего, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установить наличие (отсутствие) закрепленного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности либо на условиях договора социального найма, и пригодность его к проживанию и принять меры по устройству несовершеннолетнего, установленные законодательством Российской Федерации;

органу, осуществляющему управление в сфере образования (при предполагаемом продолжении обучения несовершеннолетнего), совместно с родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего, либо органом опеки и попечительства с учетом мнения несовершеннолетнего проработать вопрос о подборе образовательной организации, формы обучения, образовательной программы;

органу по делам молодежи и подведомственным учреждениям проработать вопрос о возможных вариантах организации досуга несовершеннолетнего, освободившегося из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа и устройства их в различные спортивные школы, клубы, секции на бесплатной основе;

органу службы занятости (при предполагаемом трудоустройстве несовершеннолетнего) с учетом возраста, состояния здоровья, образования несовершеннолетнего проработать вопрос о возможных вариантах его занятости и (или) возможности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;

иные решения, принимаемые в рамках компетенции, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

2.4.5. В срок не позднее одного месяца до освобождения или выпуска несовершеннолетнего соответственно из учреждения УИС или СУВУ закрытого типа либо до предполагаемого освобождения (выпуска) территориальная (муниципальная) комиссия запрашивает у иных органов и учреждений системы профилактики в рамках полномочий предложения по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетнего, а также иных видов помощи.

2.4.6. В срок не позднее, чем за две недели до освобождения (выпуска) несовершеннолетнего из учреждения УИС или СУВУ закрытого типа (за исключением случаев, когда соответствующая информация поступила позднее), на основе полученных из иных органов и учреждений системы профилактики предложений, организуют планирование мероприятий по трудовому и бытовому устройству несовершеннолетнего, освобождающегося из учреждения УИС или выпускающегося из СУВУ закрытого типа, перечень которых утверждается постановлением соответствующей территориальной (муниципальной) комиссии (мероприятия могут быть предусмотрены как постановлением комиссии, так и содержаться в иных документах, утверждаемых постановлением комиссии, например, плане, программе мероприятий и т.д.).

2.4.7. В случае установления факта изменения родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего, освобождающегося из учреждения УИС или выпускающегося из СУВУ закрытого типа, места жительства, уполномоченные территориальные (муниципальные) комиссии незамедлительно информируют об этом администрацию указанных учреждений.

2.4.8. В случае установления факта, что несовершеннолетний, освобождающийся из учреждения УИС или выпускающийся из СУВУ закрытого типа, является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, территориальные (муниципальные) комиссии незамедлительно информируют об этом администрацию указанных учреждений и орган опеки и попечительства.

2.5. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы внутренних дел осуществляют следующие полномочия.

2.5.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.5.2. В течение семи календарных дней с момента получения соответствующего постановления территориальной (муниципальной) комиссии проводят обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего с составлением акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, устанавливают его законных представителей, их социальный статус.

2.5.3. Направляют в территориальную (муниципальную) комиссию в течение трех суток после посещения семьи акт обследования и иную информацию о родителях (иных законных представителях) несовершеннолетнего и других членах его семьи, полученную в ходе обследования жилищно-бытовых условий.

2.5.4. В случае установления факта изменения родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего, освобождающегося из учреждения УИС или выпускающегося из СУВУ закрытого типа, места жительства с выездом за пределы субъекта Российской Федерации, в течение трех суток после его установления направляют соответствующую информацию в территориальную (муниципальную) комиссию.

2.5.5. По запросу территориальной (муниципальной) комиссии направляют в аппарат территориальной (муниципальной) комиссии предложения по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетнего, а также иных видов помощи после его освобождения из учреждения УИС либо выпуска из СУВУ закрытого типа.

2.6. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания осуществляют следующие полномочия.

2.6.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.6.2. Учреждения социального обслуживания в течение семи календарных дней с момента получения постановления территориальной (муниципальной) комиссии (в случае принятия комиссией соответствующего решения) проводят обследование условий жизнедеятельности несовершеннолетнего гражданина, при необходимости, рекомендуют родителям (иным законным представителям) обратиться за социальным сопровождением и (или) социальными услугами и разъясняют порядок их получения.

2.6.3. Составляют и в течение трех суток после обследования условий жизнедеятельности несовершеннолетнего гражданина направляют территориальную (муниципальную) комиссию соответствующий акт обследования и иную информацию о несовершеннолетнем и его родителях (иных законных представителях) несовершеннолетнего и других членах семьи, полученную в ходе обследования.

2.6.4. По запросу территориальной (муниципальной) комиссии направляют в аппарат территориальной (муниципальной) комиссии предложения по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетнего, а также иных видов помощи после его освобождения из учреждения УИС либо выпуска из СУВУ закрытого типа.

2.7. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации осуществляют следующие полномочия.

2.7.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.7.2. В течение семи календарных дней с момента получения постановления территориальной (муниципальной) комиссии прорабатывают вопрос о возможности продолжения обучения несовершеннолетнего в образовательной организации, в которой он обучался до направления в учреждение УИС или СУВУ закрытого типа.

2.7.3. Направляют в территориальную (муниципальную) комиссию предложения по определению образовательной организации, образовательной программы и формы обучения, подготовленные с учетом имеющегося у несовершеннолетнего образования, возраста, состояния его здоровья.

2.7.4. Направляют в территориальную (муниципальную) комиссию предложения по организации занятости несовершеннолетнего, освобождающегося из учреждения УИС или выпускающегося из СУВУ закрытого типа, подготовленные с учетом имеющегося у несовершеннолетнего образования, возраста, состояния его здоровья.

2.7.5. По запросу территориальной (муниципальной) комиссии направляют в аппарат территориальной (муниципальной) комиссии также иные предложения по оказанию помощи несовершеннолетнему после его освобождения из учреждения УИС либо выпуска из СУВУ закрытого типа.

2.8. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия.

2.8.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.8.2. В случае если несовершеннолетний, освобождающийся из учреждения УИС или выпускающийся из СУВУ закрытого типа, является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, прорабатывают вопрос о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетнего (направлении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки или попечительства и т.д.), о чем сообщают в территориальную (муниципальную) комиссию.

2.8.3. Оформляют в течение трех дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), акт обследования.

2.8.4. По запросу территориальной (муниципальной) комиссии направляют в аппарат территориальной (муниципальной) комиссии предложения по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетнего, а также иных видов помощи после его освобождения из учреждения УИС либо выпуска из СУВУ закрытого типа.

2.9. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы службы занятости осуществляют следующие полномочия.

2.9.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.9.2. При получении информации о планируемом возвращении несовершеннолетнего к месту жительства из учреждения УИС или СУВУ закрытого типа представляют в территориальную (муниципальную) комиссию информацию о возможности трудоустройства или профессионального обучения несовершеннолетних.

2.10. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы по делам молодежи осуществляют следующие полномочия.

2.10.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.10.2. В пределах своей компетенции прорабатывают вопрос о возможных формах организации досуга и занятости несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений УИС или выпускающихся из СУВУ закрытого типа, и направляют предложения о возможных формах организации досуга и занятости данных несовершеннолетних в территориальную (муниципальную) комиссию.

2.11. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа органы управления здравоохранением, медицинские организации осуществляют следующие полномочия.

2.11.1. В пределах своей компетенции направляют запрашиваемую от иных органов и учреждений системы профилактики необходимую (необходимые) информацию (материалы), в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, несовершеннолетних, находящихся в СУВУ закрытого типа.

2.11.2. При получении информации о планируемом возвращении несовершеннолетнего к месту жительства или месту пребывания из учреждения УИС или СУВУ закрытого типа, с учетом возраста, состояния здоровья несовершеннолетних, в пределах своей компетенции прорабатывают возможные мероприятия в порядке, установленном законодательством, направленные на:

формирование здорового образа жизни несовершеннолетнего;

оказание консультативной помощи родителям (иным законным представителям) несовершеннолетнего;

оказание медицинской, в том числе специализированной помощи, несовершеннолетним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.12. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС, исполняющих наказание, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют следующие полномочия.

2.12.1. В пределах своей компетенции по запросу территориальной (муниципальной) комиссии направляют в аппарат территориальной (муниципальной) комиссии предложения по оказанию помощи несовершеннолетнему после его освобождения из учреждения уголовно-исполнительной системы, в случае если неотбытая часть наказания заменена ему более мягким видом наказания, а также в случае если несовершеннолетний осужденный, имеет дополнительный вид наказания, исполняемый уголовно-исполнительной инспекцией.

2.12.2. При освобождении несовершеннолетнего, которому неотбытая часть наказания заменена ему более мягким видом наказания из учреждения УИС, в день постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию направляет в территориальную (муниципальную) комиссию обращение для оказания помощи в трудовом устройстве несовершеннолетнего.

2.13. На этапе подготовки к возвращению несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ закрытого типа иные органы и учреждения, принимающие участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, осуществляют следующее полномочие.

2.13.1. По запросу территориальной (муниципальной) комиссии направляют в аппарат территориальной (муниципальной) комиссии предложения по оказанию помощи несовершеннолетнему после его освобождения из учреждения УИС.

III. Действия органов и учреждений системы профилактики

при возвращении несовершеннолетних из учреждений УИС и СУВУ

закрытого типа

3.1. Полномочия региональных комиссий.

3.1.1. Систематически осуществляют контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа.

3.1.2. В случае поступления из органов и учреждений системы профилактики, а также иных органов и организаций информации о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних, освобожденных из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа, на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав незамедлительно в пределах своей компетенции принимают меры к устранению выявленных нарушений и недостатков.

3.1.3. Оказывают территориальным (муниципальным) комиссиям методическую помощь по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освободившимися из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа.

3.1.4. Проводят анализ организации деятельности территориальных (муниципальных) комиссий по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освободившихся из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа, оказывают практическую помощь по устранению выявленных недостатков.

3.2. Полномочия территориальных (муниципальных) комиссий.

3.2.1. В течение трех рабочих дней после получения из учреждений УИС или органа внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего информации о его прибытии, сотрудники аппарата территориальной (муниципальной) комиссии осуществляют подготовку проектов писем, подлежащих подписанию председателем комиссии (заместителем председателя комиссии) об организации представителями соответствующих органов и учреждений системы профилактики обследования по месту жительства несовершеннолетнего, жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего, освободившегося из учреждения УИС либо вернувшегося из СУВУ закрытого типа, для получения объективной информации о ситуации в семье.

3.2.2. В срок не позднее 10 календарных дней после получения из учреждения УИС или органа внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего информации о его прибытии, на заседании территориальной (муниципальной) комиссии (плановом, внеочередном) рассматривается вопрос об организации с ним индивидуальной профилактической работы в случае если:

несовершеннолетний находится в социально опасном положении;

несовершеннолетний освобожден из учреждений УИС в связи с заменой неотбытой части наказания на наказание в виде исправительных работ и нуждается в оказании помощи в трудовом устройстве;

несовершеннолетний нуждается в социальной помощи и (или) реабилитации;

несовершеннолетний в период пребывания в учреждении УИС или нахождения в СУВУ закрытого типа допускал нарушения режима, совершал противоправные деяния.

3.2.3. В случае отсутствия оснований для проведения с несовершеннолетним, освобожденным из учреждения УИС либо вернувшимся из СУВУ закрытого типа, индивидуальной профилактической работы, территориальная (муниципальная) комиссия осуществляет контроль за исполнением постановления, предусматривающего мероприятия (либо постановления, которым утверждены план, программа мероприятий и т.д.) по трудовому и бытовому устройству несовершеннолетнего, принятого на этапе подготовки к освобождению несовершеннолетнего из учреждения УИС либо возвращению из СУВУ закрытого типа (пункт 2.4.6. Примерного порядка).

3.2.4. В случае организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в соответствии с пунктом 3.2.2. Примерного порядка, при принятии территориальной (муниципальной) комиссией постановления учитываются, в том числе мероприятия, предусмотренные постановлением указанной комиссии, принятым в соответствии с пунктом 2.4.6. Примерного порядка.

3.2.5. В пределах своей компетенции предоставляют учреждениям УИС и СУВУ закрытого типа необходимую (необходимые) информацию (материалы) о результатах индивидуальной профилактической работы и успешности ресоциализации с несовершеннолетними, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также с освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа по итогам шести месяцев и (или) одного года, и (или) полутора лет, в случае поступления запроса из указанных организаций.

3.2.6. Содействуют, при наличии оснований, в обеспечении несовершеннолетних, освободившихся из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа, необходимыми документами (паспорт гражданина Российской Федерации, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета и иные) в случае, если соответствующие документы не были оформлены в период нахождения несовершеннолетних в соответствующих организациях.

3.3. Полномочия органов внутренних дел.

3.3.1. В течение пяти суток осуществляют постановку на профилактический учет несовершеннолетнего, освобожденного из учреждения УИС либо вернувшегося из СУВУ закрытого типа, если он в период пребывания в указанных учреждениях допускал нарушения режима, совершал противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находится в социально опасном положении и (или) нуждается в социальной помощи и (или) реабилитации.

3.3.2. В соответствии с ведомственными приказами и инструкциями организуют и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также с освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.

3.3.3. Органы внутренних дел:

извещают письменно территориальные (муниципальные) комиссии, а также образовательные организации, в которых обучается несовершеннолетний, о постановке (снятии) его на учет (с учета);

совместно с представителями иных органов и учреждений системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним с учетом особенностей его личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями (иными законными представителями) или иными лицами, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения характеризующих материалов;

в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним: выясняют образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего, разъясняют несовершеннолетнему последствия совершения им противоправных действий, выявляют и в пределах своей компетенции принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений, выявляют и в пределах своей компетенции в установленном порядке привлекают к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий; привлекают к профилактической работе с несовершеннолетним лиц, способных оказать на него положительное влияние, решают во взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего;

оказывают содействие в регистрации несовершеннолетнего по месту жительства (месту пребывания), получении паспорта гражданина Российской Федерации (при отсутствии) и решении других вопросов;

принимают иные установленные законом меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.3.4. Проводят иные мероприятия в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа, в том числе в соответствии с постановлениями территориальных (муниципальных) комиссий, и о результатах информируют соответствующие комиссии.

3.4. Полномочия органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания.

3.4.1. Информируют территориальные (муниципальные) комиссии по выявленным фактам нахождения несовершеннолетнего и семьи в социально опасном положении.

3.4.2. Организовывают оказание несовершеннолетним социальных услуг и социального сопровождения.

3.4.3. Направляют в установленном порядке несовершеннолетних, у которых отсутствуют родители (иные законные представители) и закрепленное за детьми жилое помещение, в учреждения социального обслуживания, в том числе специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и решают вместе с органами опеки и попечительства вопрос об их дальнейшем жизнеустройстве.

3.4.4. Предоставляют несовершеннолетним информацию о возможности получения социальных услуг, медицинских услуг и иных видов помощи, а также о порядке обращения за их получением.

3.4.5. Проводят иные мероприятия в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС и вернувшимися из СУВУ закрытого типа, в том числе в соответствии с постановлениями территориальных (муниципальных) комиссий, и о результатах информируют соответствующие комиссии.

3.5. Полномочия органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций.

3.5.1. В течение трех дней с момента обращения несовершеннолетнего, либо его родителя, либо иного законного представителя, с учетом имеющегося у несовершеннолетнего образования, возраста, состояния здоровья, принимают меры по обеспечению продолжения им обучения в образовательной организации, о чем незамедлительно информируют территориальную (муниципальную) комиссию.

3.5.2. Участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, освобожденных из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа.

3.5.3. Ведут индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними обучающимися, освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа если они:

находятся в социально опасном положении;

нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

в период пребывания в учреждениях УИС или СУВУ закрытого типа допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния.

3.6. Полномочия органов опеки и попечительства.

3.6.1. Обеспечивают защиту личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетнего, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.6.2. В пределах своих полномочий проводят иные мероприятия в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа, в том числе в соответствии с постановлениями территориальных (муниципальных) комиссий, и о результатах информируют соответствующие комиссии.

3.6.3. Обеспечивают помещение несовершеннолетних, у которых отсутствуют родители (иные законные представители), под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и решают вопрос дальнейшего их жизнеустройства.

3.7. Полномочия службы занятости населения.

3.7.1. При обращении несовершеннолетнего, освобожденного из учреждения УИС или вернувшегося из СУВУ закрытого типа, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" регистрируют его в целях поиска подходящей работы, сообщают в территориальную (муниципальную) комиссию о регистрации несовершеннолетнего.

3.7.2. Оказывают несовершеннолетнему в полном объеме профориентационные услуги, при отсутствии возможности трудоустройства на постоянную работу, содействуют в направлении на временные работы.

3.7.3. В соответствии с порядком, установленном статьей 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", направляют несовершеннолетнего, зарегистрированного в качестве безработного, на профессиональное обучение с его согласия (при наличии соответствующего финансирования).

3.7.4. При неявке несовершеннолетнего на перерегистрацию в качестве безработного немедленно информируют об этом территориальную (муниципальную) комиссию, а также орган внутренних дел.

3.7.5. Проводят иные мероприятия в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа, в том числе в соответствии с постановлениями территориальных (муниципальных) комиссий, и о результатах информируют соответствующие комиссии.

3.8. Полномочия органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи.

3.8.1. Реализуют мероприятия, направленные на вовлечение несовершеннолетних, освобожденных из учреждения УИС или вернувшихся из СУВУ закрытого типа, в общественную, индивидуальную, групповую досуговую деятельность.

3.8.2. Оказывают помощь в организации занятости несовершеннолетних, освобожденных из учреждений УИС или вернувшихся из СУВУ закрытого типа.

3.8.3. Проводят иные мероприятия в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа, в том числе в соответствии с постановлениями территориальных (муниципальных) комиссий, и о результатах информируют соответствующие комиссии.

3.9. Полномочия органов управления здравоохранением и медицинских организаций.

3.9.1. Создают условия несовершеннолетним для прохождения медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.9.2. Организуют несовершеннолетним оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.9.3. Организуют несовершеннолетним санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

3.9.4. Определяют порядок и условия прохождения несовершеннолетними медицинской консультации без взимания платы при определении профессиональной пригодности.

3.9.5. Организуют получение несовершеннолетними информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

3.9.6. Осуществляют выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

3.9.7. Проводят иные мероприятия в пределах своей компетенции в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа, в том числе в соответствии с постановлениями территориальных (муниципальных) комиссий, и о результатах информируют соответствующие комиссии.

3.9.8. Предоставляют сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия несовершеннолетнего или его законного представителя в случаях, определенных частью 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ.

3.10. Полномочия уголовно-исполнительных инспекций.

3.10.1. Проводят мероприятия в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, а также несовершеннолетними осужденными, имеющими дополнительный вид наказания, исполняемый уголовно-исполнительной инспекцией.

3.10.2. Ведут социальные карты в отношении несовершеннолетних, освободившихся из учреждения УИС, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, а также несовершеннолетних осужденных, имеющих неотбытый дополнительный вид наказания, исполняемый уголовно-исполнительной инспекцией.

После снятия несовершеннолетних с учета уголовно-исполнительной инспекцией в связи с отбытием им наказания, истечения испытательного срока, а также в случае достижения им возраста 18 лет до окончания отбытия уголовного наказания либо до истечения испытательного срока, социальная карта направляется в территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства несовершеннолетнего.

3.10.3. В пределах своей компетенции запрашивают и получают необходимую информацию (материалы) от органов и учреждений системы профилактики, а также иных организаций, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, освободившихся из учреждений УИС, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, а также несовершеннолетних осужденных, имеющих неотбытый дополнительный вид наказания, исполняемый уголовно-исполнительной инспекцией.

3.11. Полномочия учреждений УИС и СУВУ закрытого типа.

3.11.1. В целях проведения постреабилитационного контроля в срок не позднее шести месяцев после освобождения или выпуска несовершеннолетнего из учреждения УИС или СУВУ закрытого типа запрашивают у территориальных (муниципальных) комиссий информацию о результатах индивидуальной профилактической работы и успешности ресоциализации несовершеннолетних, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, а также освобожденных из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа.

3.11.2. Проводят изучение результатов постреабилитационного контроля, при выявлении случаев не успешной ресоциализации несовершеннолетних, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, а также освобожденных из учреждений УИС либо вернувшихся из СУВУ закрытого типа, совместно с территориальными (муниципальными) комиссиями устанавливают и анализируют причины и условия, способствовавшие этому.

IV. Полномочия иных органов, организаций, общественных объединений принимающих участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4.1. Общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации оказывают содействие в том числе в формах, установленных статьей 22 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе.

4.2. Иные органы и организации, принимающие участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят мероприятия в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений УИС либо вернувшимися из СУВУ закрытого типа, в соответствии с постановлениями территориальных (муниципальных) комиссий и о результатах информируют соответствующие комиссии.

V. Оценка эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.1. Оценка эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений УИС либо вернувшимся из СУВУ закрытого типа осуществляется региональной комиссией и территориальными (муниципальными) комиссиями на их заседаниях.

Другие документы по теме
"О рассмотрении обращения"
<О соглашении между Росморречфлотом и Ространснадзором>
<О статусе приказа Росстандарта от 14.03.2014 N 341>
Ошибка на сайте