<Письмо> Минобороны России от 25.06.2025 N 234/443ис
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июня 2025 г. N 234/443ис
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации обращение по вопросу разъяснения применения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - постановление N 1875) Минобороны России рассмотрено.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение), Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. Согласно Положению Минобороны России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем отмечается следующее.
Пунктом 1 постановления N 1875 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2025 г. N 879 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - постановление N 879) также установлен запрет закупок в рамках государственного оборонного заказа товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Указанный запрет применяется государственным заказчиком государственного оборонного заказа и исполнителями по всей цепочке кооперации головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу.
При этом пунктом 5 постановления N 1875 установлены случаи, допускающие неприменение запрета.
В случае если заказчиком в соответствии с пунктом 5 постановления N 1875 при осуществлении закупки товара не применяется запрет и при этом такой товар указан в приложении N 2 к постановлению N 1875, то при осуществлении такой закупки применяется ограничение, установленное пунктом 1 постановлениям N 1875.
Одновременно отмечается, что подпунктом "и" пункта 4 и пунктом 6 постановления N 1875 также установлены случаи, при которых допускается неприменение ограничения заказчиками.
Согласно части 6 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) могут устанавливаться особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу.
Частью 3 статьи 6 Федерального закона N 275-ФЗ установлены особенности, на основании которых заказчик при размещении государственного оборонного заказа на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, в конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений указывает наименования или товарные знаки таких вооружения, военной и специальной техники, военного имущества.
При проведении конкурентной закупки указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, описание предмета закупки осуществляется с соблюдением в том числе требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Таким образом, заказчик (головной исполнитель, исполнитель) в целях обеспечения поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственным контрактом, самостоятельно, с учетом требований Федерального закона N 223-ФЗ, определяет и описывает предмет закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Л.ГОРНИН