<Письмо> Минфина России от 28.01.2022 N 27-01-04/5790
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 января 2022 г. N 27-01-04/5790
В рамках исполнения пункта 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 30 октября 2021 г. N ДГ-П4-15565, письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N П4-78231, а также с учетом договоренностей, достигнутых на совещаниях в Минфине России, проводимых во исполнение пункта 3 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 19 марта 2021 г. N ДГ-П4-3473, Минфин России в рамках компетенции направляет для использования в работе позицию по вопросу включения в таможенную стоимость товаров лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.
Современная практика заключения договоров о предоставлении прав использования результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности) характеризуется, в том числе предоставлением прав использования результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности), не содержащихся на (не инкорпорированных в) ввозимых товарах, таможенная стоимость которых определяется.
Наиболее распространенными примерами договоров о предоставлении прав использования результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности), не содержащихся на (не инкорпорированных в) ввозимых товарах (далее - Лицензионные договоры) являются договоры об использовании программ для электронно-вычислительных машин, секретов производства (ноу-хау), коммерческих обозначений, в том числе предусматривающие указание коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", договоры коммерческой концессии.
При решении вопроса о необходимости включения в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - Кодекс, Союз) в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - ЦФУ), лицензионных и иных подобных платежей (далее - роялти) за использование объектов интеллектуальной собственности, не содержащихся на (не инкорпорированных в) ввозимых товарах, таможенная стоимость которых определяется, необходимо учитывать следующее.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса установлено, что для принятия решения о включении роялти в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к ЦФУ необходимо одновременное выполнение двух условий:
- отношение роялти к ввозимым товарам (далее - условие 1);
- уплата роялти в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза (далее - условие 2).
Условие 1.
В отношении условия 1 в абзаце втором пункта 8 Положения о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (утверждено Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 ноября 2016 г. N 20, далее - Положение) ситуация, когда ввозимые товары содержат объект интеллектуальной собственности и (или) произведены с использованием объекта интеллектуальной собственности, в отношении которого предоставлены права по лицензионному договору, рассмотрена как наиболее распространенная, но не единственная, когда должен быть сделан вывод о выполнении условия 1.
Таким образом, роялти относятся к ввозимым товарам не только в ситуации, когда объект интеллектуальной собственности (результат интеллектуальной деятельности) за использование которого уплачиваются роялти, содержится (инкорпорирован) на ввозимых товарах, но и в иных ситуациях.
На примере роялти за право использования на таможенной территории Союза секретов производства (далее - ноу-хау) в пункте 19 Положения отмечено, что если ноу-хау связано с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг на таможенной территории Союза с использованием ввозимых товаров, решение о включении роялти за использование ноу-хау в таможенную стоимость товаров принимается на основе анализа вопроса о том, установлено ли условиями использования ноу-хау требование об использовании ввозимых товаров в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг.
С учетом изложенного, исходим из того, что решение о том, что роялти за использование объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности), не содержащихся (не инкорпорированных) на ввозимых товарах, не относятся к ввозимым товарам, может быть принято в случае, если правообладателем не установлены требования об использовании ввозимых товаров при использовании объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности). Соответственно, лица, получившие права использования объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности), должны иметь право приобретать любые товары у любых поставщиков по своему усмотрению с учетом требований правообладателей по качеству приобретаемых товаров, и использовать такие товары в рамках Лицензионных договоров.
Если правообладателем установлены требования об использовании товаров, выходящие за рамки требований по качеству, например, необходимость приобретения товаров у определенных правообладателем поставщиков, использование товаров, на которые нанесены определенные товарные знаки, или обозначения, сходные с ними и т.д., в этом случае должен быть сделан вывод о выполнении условия 1.
Условие 2.
Нормы подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса, рассматриваемые в системной связи с условиями определения таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (пункт 1 статьи 39 Кодекса), позволяют отметить, что вывод о невыполнении условия 2 может быть сделан в случае, если у покупателя и любых других заинтересованных лиц имеется возможность приобретения товаров на тех же условиях, что и ввозимые товары, таможенная стоимость которых определяется, но без использования объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности) и, соответственно, без уплаты роялти.
Если возможность приобретения и использования по назначению товаров (например, их реализация в сети магазинов, функционирующих в соответствии с договором коммерческой концессии) обусловлена, в том числе уплатой роялти за использование объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности), должен быть сделан вывод о выполнении условия 2.
При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров у таможенного органа на основании сведений, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ), могут иметься основания предполагать, что декларантом заключены Лицензионные договоры, условия 1 и 2 выполнены, однако, роялти, уплачиваемые в соответствии с Лицензионными договорами, не включены в таможенную стоимость товаров.
В этом случае в соответствии с нормами Кодекса, в том числе в соответствии с пунктами 4 и 15 статьи 325, статьей 340 Кодекса, должны быть запрошены (истребованы) коммерческие, бухгалтерские документы, и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
При этом решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в соответствии со статьей 112 Кодекса должно приниматься, в том числе исходя из положений пунктов 17, 18 статьи 325 Кодекса.
А.В.САЗАНОВ