<Письмо> Минфина РФ от 25.12.1995 N 04-04-06
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 декабря 1995 г. N 04-04-06
Департамент налоговых реформ в связи с письмом Ассоциации российских банков от 22 ноября 1995 г. N А-01/5-918 по вопросу удержания подоходного налога при покупке или продаже коммерческими банками иностранной валюты у физических лиц сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Закона любые поступления в пользу физического лица являются его доходом. Статья 3 Закона предусматривает исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Этот перечень не содержит доход в виде разницы курсу, отклоняющемуся от курса, установленного Центральным Банком России.
Положение пункта 4 Инструкции N 35 по этому вопросу по существу повторяет разъяснения, неоднократно дававшиеся Госналогслужбой Российской Федерации, например, в письмах Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 03-3-10 и от 28 сентября 1993 г. N НП-6-03/333 (вопрос 7).
Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" обязывает юридических лиц осуществлять удержание подоходного налога у источника его выплаты. Банки, как и любые другие предприятия и организации, имеют право возложить обязанности по удержанию подоходного налога на конкретное должностное лицо.
Техника налогообложения имеет хорошо отлаженный механизм, применяемый предприятиями и организациями, которые осуществляют выплаты по договорам гражданско-правового характера.
Законом "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрена различная процедура удержания подоходного налога с работников, для которых место получения дохода является основным местом работы, для совместителей, а также для лиц, не имеющих трудовых отношений с источником выплаты дохода.
Особенности удержания подоходного налога с таких категорий физических лиц раскрыты соответственно во втором, третьем и четвертом разделах Инструкции от 29 июня 1995 г. N 35 по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Специфика налогообложения иностранных граждан разъясняется соответственно в пятом и шестом разделах этой же Инструкции.
Что касается предложения по обложению таких сумм подоходным налогом с учетом подпункта "т" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", то такой взгляд на проблему действительно вытекает из статьи 141 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов Российской Федерации. Однако следует отметить, что при таком порядке обложения банкам придется учитывать в виде дохода все суммы, поступающие в пользу физического лица за реализацию принадлежащего ему на праве собственности имущества (в данном случае иностранной валюты), оцениваемого по рыночным ценам, тогда как по доходам в иностранной валюте в Законе "О подоходном налоге с физических лиц" определен отличный от других видов доходов порядок оценки, установленный в статье 2 Закона.
Заместитель начальника
Департамента налоговых
реформ Минфина РФ
К.В.КОТОВ