<Письмо> Минфина России от 16.04.2025 N 02-09-08/38214
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2025 г. N 02-09-08/38214
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу реализации принципа независимости государственных гражданских (муниципальных) служащих органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее соответственно - орган контроля, Письмо) и сообщает следующее.
Согласно абзацу первому пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
В соответствии с Положением о Департаменте бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 18.07.2018 N 1643, Департамент является структурным подразделением Минфина России, обеспечивающим осуществление функций Минфина России по нормативно-правовому регулированию в сфере государственного (муниципального) финансового контроля, а также осуществляет методическое обеспечение деятельности по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.
При этом вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере государственной гражданской службы Российской Федерации, а также противодействия коррупции, не относятся к компетенции Департамента.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 269.2 БК РФ органы контроля при осуществлении соответствующих полномочий должны руководствоваться единой системой федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Принципы контрольной деятельности органов контроля установлены федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 95 (далее - Стандарт N 95).
Согласно пункту 5 Стандарта N 95 должностные лица органа контроля при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, предусмотренных статьей 269.2 БК РФ (далее - уполномоченные должностные лица органа контроля), должны руководствоваться в том числе принципом независимости, который означает, что уполномоченные должностные лица органа контроля при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов контроля и связанных с ними физических лиц в административном, финансовом и функциональном отношении.
Независимость уполномоченных должностных лиц органа контроля состоит в том, что они:
не являлись в проверяемый период и в году, предшествующем проверяемому периоду, и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не связаны в проверяемый период и не связаны в период проведения контрольного мероприятия имущественными (финансовыми) отношениями с объектом контроля.
Данная норма Стандарта N 95 носит императивный характер и направлена на исключение коррупционной составляющей в деятельности органа контроля для эффективного и объективного исполнения должностных обязанностей уполномоченных должностных лиц органа контроля.
Исходя из информации, изложенной в Письме, должностное лицо органа контроля субъекта Российской Федерации, имеющее специализацию в строительной сфере, не может осуществлять свои должностные обязанности в отношении объекта контроля, в котором работает его близкий родственник, так как это противоречит принципу независимости в связи с наличием родства с должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля.
В этой связи, исходя из представленной информации, а также положений законодательства Российской Федерации, по мнению Департамента, указанное должностное лицо не может являться уполномоченным на проведение контрольного мероприятия должностным лицом, а также находиться в составе проверочной (ревизионной) группы в рамках исполнения своих служебных обязанностей.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае отсутствия в составе органа контроля уполномоченных должностных лиц с необходимой специализацией (например, в строительной сфере) для проведения контрольных мероприятий в отношении вышеуказанного объекта контроля руководитель (заместитель руководителя) органа контроля для эффективного осуществления контрольной деятельности при принятии решения о назначении контрольного мероприятия вправе привлечь независимых экспертов (специализированные экспертные организации), специалистов иных государственных (муниципальных) органов, подведомственных им учреждений, а также специалистов учреждений, подведомственных органу контроля, для организации экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия с учетом специфики деятельности объекта контроля.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается одинаково на всех государственных и муниципальных служащих, без разграничения области их профессиональной деятельности.
При этом сообщаем, что вопрос применения механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов, установленного Законом N 273-ФЗ и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в рамках исполнения должностных обязанностей уполномоченными должностными лицами органа контроля относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы государственной гражданской службы.
Директора Департамента
С.В.РОМАНОВ