<Письмо> Минфина России от 10.10.2025 N 02-05-07/98204
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2025 г. N 02-05-07/98204
В целях подготовки проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов) Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что распределение бюджетных ассигнований на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов) по кодам классификации расходов бюджетов осуществляется:
- в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации:
- от 24 мая 2022 г. N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2025 г. N 71н (далее соответственно - Порядок N 82н, Приказ N 71н);
- от 10 июня 2025 г. N 70н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)" (далее - Приказ N 70н);
- с учетом сопровождающих данные приказы сопоставительных таблиц (таблиц соответствия), к числу которых относится:
Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов;
Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2026 году;
Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов;
Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2025 году, к применяемым в 2026 году и плановом периоде 2027 и 2028 годах.
Вышеуказанные приказы Министерства финансов Российской Федерации, а также таблицы соответствия размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (https://minfin.gov.ru/) в рубрике "Бюджет", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации" (подразделах "Нормативные правовые акты и методические рекомендации" и "Методический кабинет").
Для обеспечения единообразного применения бюджетной классификации Российской Федерации при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов) Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание на следующие особенности и изменения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
1. Изменения и особенности применения кодов классификации доходов бюджетов.
В целях обособленного учета доходов бюджетов от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, проектом приказа Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2025 г. N 70н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)" предусмотрены следующие коды бюджетной классификации:
000
1 16 01121 01 0010 140
Административные штрафы, установленные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области дорожного движения, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений (штрафы за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства в случае фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи);
000
1 16 01121 01 0011 140
Административные штрафы, установленные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области дорожного движения, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений (штрафы за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения, в случае фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи);
000
1 16 01122 01 0002 140
Административные штрафы, установленные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области дорожного движения, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (штрафы за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий в рамках соглашения с федеральным органом исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий, заключенного в соответствии со статьей 23.79 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи)".
2. Изменения и особенности применения целевых статей (направлений расходов).
2.1. Расходы на обеспечение деятельности территориальных органов местной администрации.
Пунктом 18 статьи 22 Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" установлено, что при наличии в структуре местной администрации территориальных органов местной администрации расходы на обеспечение деятельности территориальных органов местной администрации предусматриваются в местном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30(8) Порядка N 82н финансовые органы муниципальных образований при наличии в структуре местной администрации территориальных органов местной администрации присваивают обособленное направление расходов (обособленные направления расходов) либо обособленную целевую статью (обособленные целевые статьи) на обеспечение деятельности указанных территориальных органов местной администрации.
2.2. Расходы на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда.
Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда по целевой статье расходов 05 2 И2 67483.
Пунктом 43 Порядка 82н установлено, что отражение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по целевым статьям расходов на реализацию региональных проектов, направленных на достижение соответствующих показателей и реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, осуществляется на 4 - 5 разряде кода целевой статьи расходов, где значение 4 - 5 разряда кода целевой статьи расходов бюджета субъекта Российской Федерации должно соответствовать кодам соответствующих федеральных проектов.
В соответствии с пунктом 24(1) Порядка N 82н финансовый орган субъекта Российской Федерации присваивает обособленное направление расходов (обособленные направления расходов) либо обособленную целевую статью (обособленные целевые статьи) в целях достижения каждого мероприятия (результата) структурного элемента (регионального проекта, ведомственного проекта) проектных частей государственных программ субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 г. N 79 (далее - Правила), средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), направляются на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках поддержки инвестиций и реализации инфраструктурных проектов по сферам, предусмотренным абзацами третьим - десятым пункта 6 и пунктами 7 и 8 Правил.
Согласно абзацу 4 пункта 6 Правил высвобождаемые средства направляются в том числе на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 30(7) Порядка N 82н финансовый орган субъекта Российской Федерации присваивает обособленное направление расходов (обособленные направления расходов) либо обособленную целевую статью (обособленные целевые статьи) в целях реализации мероприятия, осуществляемого в рамках поддержки инвестиций и реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которого являются высвобождаемые средства.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также положения пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда подлежат отражению по целевой статье расходов, содержащей в 4 - 5 разрядах - код федерального проекта (И2) и направление расходов, увязанное с конкретным мероприятием (результатом) регионального проекта.
Министерство финансов Российской Федерации рекомендует обеспечить в пределах полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, утверждение целевых статей расходов, содержащих следующие направления расходов (6-10 разряды кода целевой статьи классификации расходов бюджетов), для отражения расходов на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда, осуществляемых:
- за счет средств, поступивших от Фонда - XX X И2 67483;
- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением высвобождаемых средств), в том числе за счет субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам - XX X И2 67484;
- за счет высвобождаемых средств, в том числе за счет субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам - XX X И2 6748X с установлением в пятом разряде кода направления расходов значения, содержащего букву русского или латинского алфавита в соответствии с пунктом 23 Порядка N 82н (за исключением "S");
- за счет средств местных бюджетов - XX X И2 6748S.
2.3. Субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 39-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2026 г.) (далее - Закон N 178-ФЗ) установлено, что в случае, если полномочия субъекта Российской Федерации по осуществлению региональной социальной доплаты к пенсии переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии осуществляется в том числе за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в форме субвенций на основании соглашений, заключаемых между высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В целях обеспечения сопоставимости показателей исполнения бюджетов бюджетной системы, входящих в консолидированный бюджет, Министерство финансов Российской Федерации рекомендует при предоставлении субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Законом N 178-ФЗ использовать направление расходов 31940 "Субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии" классификации расходов бюджетов.
Согласно пункту 53.5.3 Порядка N 82н предоставление указанных субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации подлежит отражению по виду расходов 530 "Субвенции" классификации расходов бюджетов.
Поступление в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации указанных средств отражается по коду вида доходов 000 2 02 33194 06 0000 150 "Субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии" классификации доходов бюджетов.
В целях реализации положений Закона N 178-ФЗ проектом приказа Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2025 г. N 70н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)" предусмотрено дополнение приложений N 1 и N 9 к Приказу N 70н указанными кодами бюджетной классификации Российской Федерации.
3. Изменения и особенности применения видов расходов.
3.1. Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предоставляемые бюджетным, автономным учреждениям по результатам отбора исполнителей услуг (виды расходов 615, 625).
Приказом N 71н внесены изменения в порядок применения видов расходов 615 и 625. Согласно указанным изменениям по данным видам расходов отражаются расходы на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в случае, если по результатам отбора исполнителей услуг, проводимого в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", исполнителем услуг становится любое бюджетное или автономное учреждение, в том числе созданное публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
3.2. Расходы в рамках концессионных соглашений.
Для финансового обеспечения принятых концедентом (получателем бюджетных средств) бюджетных обязательств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Бюджетного кодекса, предоставляемые в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями.
Формы финансового участия концедента определяются положениями статьи 10.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) и могут быть реализованы в порядке финансового обеспечения или возмещения затрат (в зависимости от условий концессионного соглашения).
В соответствии с требованиями Порядка N 82н с 2025 года расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на предоставление субсидий концессионерам в зависимости от их назначения отражаются по видам расходов:
891 "Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, на финансирование капитального гранта, платы концедента";
892 "Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, на финансовое обеспечение (возмещение) иных расходов, возмещение недополученных доходов в соответствии с концессионными соглашениями".
Согласно части 9 статьи 3 Закона N 115-ФЗ концессионным соглашением может быть предусмотрено предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом имущество). При этом, исходя из определений, приведенных в частях 1 и 9 статьи 3 Закона N 115-ФЗ, иное передаваемое концедентом имущество не является объектом концессионного соглашения и не создается концессионером.
В случае включения в концессионное соглашение обязательств концедента по передаче концессионеру указанного имущества у концедента может возникать необходимость осуществления бюджетных инвестиций в целях создания такого имущества.
Возможность осуществления концедентом указанных бюджетных инвестиций установлена пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса, а расходы на их осуществление согласно Порядку N 82н следует отражать по виду расходов 415 "Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями".
На указанный вид расходов также относятся расходы концедента на оплату работ (услуг), выполняемых по объекту концессионного соглашения на стадии проектирования (если обязательства концедента по выполнению таких работ предусмотрены концессионным соглашением), например, подготовка земельного участка, внеплощадочные работы по сетям.
Распределение бюджетных ассигнований на обеспечение принятых концедентами (получателями бюджетных средств) бюджетных обязательств следует осуществлять с учетом положений настоящего пункта.
3.3. Расходы на уплату обязательных отчислений за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 18.2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламораспространители и операторы рекламных систем, осуществляющие распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, обязаны осуществлять обязательные отчисления от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Расходы на уплату обязательных отчислений за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями Порядка N 82н подлежат отражению по виду расходов 853 "Уплата иных платежей" классификации расходов бюджетов.
И.А.ОКЛАДНИКОВА