Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минэнерго России от 10.10.2024 N ЭШ-16845/14

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 октября 2024 г. N ЭШ-16845/14

ПО ВОПРОСУ

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА С ПАО "РОССЕТИ" НА РАЗМЕЩЕНИЕ

СЕТЕЙ СВЯЗИ

Минэнерго России в соответствии с письмом рассмотрело обращение по вопросу заключения договора с ПАО "Россети" на размещение сетей связи (далее - обращение) и сообщает следующее.

По пунктам 1 и 3 обращения согласно позиции ФАС России, направленной письмом от 02.10.2024 N КТ/89031-ПР/24, правоотношения, связанные с предоставлением одной стороной в пользование за плату другой стороне мест на опорах ЛЭП для совместной подвески кабелей, рекламных конструкций и иных объектов, в соответствии с которым собственник линии за плату предоставляет доступ иным лицам к принадлежащему ему имуществу для совместного пользования этим имуществом, по своей правовой природе подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (возмездное оказание услуг). Таким образом, отношения между собственником инфраструктуры и оператором связи являются гражданско-правовыми и регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 N 2106 (далее - Правила), и условиями договора.

Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, регламентирована главой 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, возмещение неосновательного обогащения, возникшего в результате бездоговорного пользования имуществом, регламентировано главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен общий порядок защиты прав хозяйствующих субъектов и возмещения неосновательного обогащения вследствие бездоговорного пользования имуществом. Так, в соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, в случае самовольного размещения пользователем инфраструктуры средств (линий) связи на объектах инфраструктуры, собственник инфраструктуры вправе в порядке, установленном гражданским и процессуальным законодательством, обратиться в суд, арбитражный суд или третейский суд с негаторным иском об устранении нарушения его права.

По пунктам 2 и 4 обращения сообщаю, что условия и порядок доступа к инфраструктуре регламентированы Правилами, в соответствии с пунктом 19 которых предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора. В то же время пунктом 39 Правил установлено, что цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются в российских рублях на уровне, обеспечивающем возмещение экономически обоснованных расходов владельцев инфраструктуры на предоставление доступа к инфраструктуре и получение необходимой прибыли владельцами инфраструктуры.

Кроме того, при установлении цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи могут учитываться в том числе расходы владельцев инфраструктуры на проведение работ, связанных с модернизацией, реконструкцией, переустройством объектов инфраструктуры, работ, связанных с переносом, переустройством сетей электросвязи вследствие капитального ремонта, модернизации, реконструкции, переустройства объектов инфраструктуры, а также в случаях, предусмотренных пунктом 34 Правил.

Включение в состав цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи расходов, обусловленных или связанных с проведением работ по ремонту, модернизации, реконструкции, замене объектов инфраструктуры или их части, допускается в случае, если в соответствии с договором ответственность за проведение таких работ возлагается на владельца инфраструктуры.

В то же время согласно пункту 39 Правил цена доступа должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем компенсацию дополнительных экономически обоснованных затрат, возникающих у владельца инфраструктуры из-за размещения на ней сетей связи. Вышеуказанные затраты прямо пропорционально зависят от количества кабелей связи, размещенных на одной опоре, поскольку:

- при размещении на опорах воздушных линий (далее - ВЛ) каждого дополнительного кабеля связи увеличивается нагрузка на опору, что в соответствии с пунктом 2.5.199 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, требует выполнения дополнительной проверки несущей способности опор и их закреплений в грунте как при приемке кабеля связи в эксплуатацию, так и в ходе очередных и внеочередных осмотров ВЛ, выполняемых электросетевой компанией;

- при увеличении количества кабелей связи на одной опоре пропорционально увеличивается сложность ее технического обслуживания и ремонта, а также объем реконструкции и капитального ремонта ВЛ, т.к. при проведении указанных работ необходимо обеспечить отсутствие повреждений каждого размещенного кабеля связи, что, в свою очередь, требует увеличения затрат на дополнительные приспособления и защитные конструкции при осуществлении технического обслуживания и ремонта, а также затрат при реконструкции и капитальном ремонте ВЛ.

Кроме того, применение в качестве точки доступа соприкосновения провода волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС) в подвесе с опорой ВЛ позволяет справедливо распределять затраты между пользователями инфраструктуры (операторами связи) на основе их реального использования инфраструктуры и соответствует принципам недискриминационного доступа: каждая ВОЛС (провод ВОЛС) использует ресурсы и инфраструктуру группы компаний "Россети", увеличивая затраты на обслуживание и эксплуатацию ВЛ.

Следовательно, пользователи инфраструктуры, размещающие кратно большее количество ВОЛС, должны оплачивать большую долю затрат, связанных с эксплуатацией используемой инфраструктуры.

В дополнение к изложенному и согласно позиции Минцифры России, представленной в письме от 18.09.2024 N П12-305465, сообщаю, что получение операторами связи от ПАО "Россети" упомянутых в обращении доказательств злоупотребления со стороны операторов и достоверных сведений об объемах таких злоупотреблений находится в сфере правоотношений хозяйствующих субъектов, регулируемых гражданским и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Э.М.ШЕРЕМЕТЦЕВ

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 26.06.2025, Общероссийской общественной организацией "Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России")
(утв. Минспортом России 26.06.2025, Общероссийской общественной организацией "Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России")
Ошибка на сайте